Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Утвержден распоряжением
Правительства Алтайского края
от 4.07.2019 г. N 252-р
Описание
создаваемого мобильного технопарка "Кванториум"
1. Обоснование потребности по созданию мобильного технопарка "Кванториум"
Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей, равных возможностей для их развития, а также организация профориентационной работы и "социальных лифтов" для молодых граждан является одной из важнейших задач развития системы образования в Алтайском крае, что соответствует приоритетам государственной политики в сфере образования до 2024 года.
Отличительной особенностью Алтайского края является высокая доля сельского населения - 44% (по Сибирскому федеральному округу - 27%, по России - 26%). По числу городских округов и муниципальных районов (69) регион занимает второе место в России, по числу сельских поселений - четвертое. Вследствие этого в Алтайском крае сформировалась разветвленная сеть образовательных организаций при наличии большого числа малокомплектных школ. Функционирует 695 самостоятельных и 404 филиала общеобразовательных организаций, из них 81% относятся к сельским школам, где обучаются 45% школьников. Дополнительные общеобразовательные программы различной направленности реализуют 268 краевых и муниципальных организаций дополнительного образования детей (в том числе 101 - в сфере образования), из которых 62% расположены в сельской местности, 7% - в малых городах.
Региональная система образования решает проблемы повышения уровня развития единой информационно-образовательной среды, материально-технической базы ресурсных организаций, качества интернета, а также вопросы транспортной доступности.
В целях организации эффективной работы муниципальных органов управления образованием, реализации федеральных и краевых программ, проектов, решений и рекомендаций органов исполнительной власти, взаимодействия всех участников образовательных отношений и социальных партнеров с 2015 года в крае введен принцип деления всех муниципальных районов и городских округов на семь образовательных округов: Ал ейский, Барнаульский, Бийский, Заринский, Каменский, Рубцовский, Славгородский.
В Алтайском крае проживает 347,9 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет. Охват дополнительным образованием детей данной возрастной категории в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности (учреждениях дополнительного образования сферы образования, культуры, спорта, дошкольных и общеобразовательных организациях и структурные подразделения вузов, негосударственный сектор) составляет 70%.
По дополнительным общеобразовательным программам технической и естественно-научной направленностей охвачено 10% детей в возрасте от 5 до 18 лет. В отдаленных территориях края, несмотря на интерес обучающихся из сельской местности к изучению естественных и технических наук и их высокие результаты при участии в краевых мероприятиях, охват техническим творчеством меньше в связи с неразвитостью инфраструктуры, слабой обеспеченностью инновационным учебным оборудованием и инженерно-педагогическими кадрами.
В целях популяризации технической и естественно-научной направленностей дополнительного образования, формирования у школьников навыков, компетенций и мотивации к выбору профессий, которые необходимы инновационным предприятиям региона, краевые ресурсные центры при поддержке Министерства образования и науки Алтайского края и во взаимодействии с вузами организуют и проводят обучающиеся семинары для педагогов школ и организаций дополнительного образования, выездные модульные школы, проектную деятельность детей, краевые профильные лагеря и школы для одаренных и талантливых детей в каникулярный период, мероприятия по ранней профессиональной ориентации.
Развитие в Алтайском крае высокотехнологичных производств, технологическое перевооружение отраслей промышленности будет способствовать развитию человеческого капитала и системы его воспроизводства, создаст комфортные условия для жизни и работы населения, позволит использовать научно-технический и кадровый потенциал региона для обеспечения качественного дополнительного образования детей, что в свою очередь будет способствовать развитию человеческого капитала и системы его воспроизводства, создаст комфортные условия для жизни и работы населения.
Несмотря на положительную динамику в модернизации оснащения учреждений дополнительного образования, использования современного оборудования в рамках сетевого взаимодействия с ЦМИТами, вузами и предприятиями, достаточно остро стоит проблема доступности современной инфраструктуры в сельских районах и малых городах. Социально-экономические особенности удаленных районов и городов определяют недостаток высококвалифицированных инженерных кадров, которые можно было бы привлечь к реализации проекта "Урок технологии" и реализации программ инженерной направленности. Именно поэтому решение задачи доступности современной инфраструктуры и развитие кадрового потенциала школ и учреждений дополнительного образования актуально для Алтайского края. Решению задачи будет способствовать реализация проекта мобильного детского технопарка "Кванториум".
Мобильный технопарк "Кванториум", созданный в качестве структурного подразделения детского технопарка Алтайского края "Кванториум.22к", обеспечит решение проблемы доступности новых моделей дополнительного образования детей и обновления содержания предметной области "Технология" в сельской школе. В рамках проекта будет создан мобильный детский технопарк на базе перевозной автомобильной станции, оснащенный оборудованием, обеспечивающим реализацию обучения по модулям образовательной области "Технология" и по программам дополнительного образования естественно-научной и технической направленности по нескольким направлениям: VR/Промдизайн, Гео/ИТ, Робо/Аэро, Хайтек.
Ежегодно в период с сентября по май будет осуществляться работа в 6 агломерациях образовательных организаций на протяжении 12 дней в каждой агломерации, с понедельника по субботу включительно. Сертифицированные педагоги в первой половине дня будут проводить уроки "Технология" на основе сетевого взаимодействия, во второй половине - реализовать дополнительные общеразвивающие программы естественно-научной и технической направленностей. Время переезда к следующей агломерации не будет превышать 24 часа. В период с июня по август мобильный технопарк "Кванториум" будет участвовать в реализации краевых профильных лагерей, в том числе инженерно-технической направленности.
Дети, обучающиеся в рамках проекта "Урок технологии", - ученики 6-8 классов. Дети, обучающиеся по дополнительным общеразвивающим программам, - ученики 5, 9-11 классов.
Алтайский край берет на себя обязательства по перевозке и размещению педагогических работников, а также доставке расходных материалов согласно инфраструктурному листу.
Алтайский край берет на себя обязательство обеспечить учащихся, проходивших обучение предметной области "Технология" и реализацию программ дополнительного образования детей в рамках проекта мобильного технопарка "Кванториум", ноутбуками, из расчета: 1 ноутбук для каждой школы, входящей в агломерацию, но не менее 3 ноутбуков всего на агломерацию, и не менее 1 ноутбука на каждые 45 человек.
Основная образовательная деятельность мобильного технопарка "Кванториум" будет осуществляться в сферах дополнительного образования детей и урока "Технология" в сельских школах и труднодоступных местах на основе сетевого взаимодействия. Базовым форматом образовательного процесса в мобильном технопарке "Кванториум" будет проектная деятельность.
Реализация программ будет осуществляться в очной и заочной формах. Очная форма - 50% академических часов, заочная - 50% академических часов от общего количества часов. Длительность занятия составит не менее 3 академических часов в рамках проекта "Урок технологии".
В ходе работы над проектом будут реализованы проекты в формате законченных научных исследований или инженерных разработок в виде выполненного продукта. В инженерных проектах будет реализован полный жизненный цикл изделия, применяться основы системной инженерии, анализ рынка, решение задач с внутренним и внешним заказчиком. Будут реализованы проекты как внутри квантумов, так и межквантумные проекты.
Рекомендуемые образовательные программы будут утверждены до 1 июня 2021 года.
Детским технопарком будет охвачено не менее 30 сельских районов и малых городов, которые будут разделены на 18 агломераций. Ежегодно в период с сентября по май мобильный технопарк будет осуществлять работу на базе 6 агломераций, и, таким образом, мобильный технопарк "Кванториум" сможет охватить все агломерации и районы за 3 года.
Мобильный технопарк "Кванториум" обеспечит ежегодно реализацию за счет бюджетных средств высокотехнологичных программ дополнительного образования и модулей по предметной области "Технология" для не менее 1000 детей, проживающих в сельской местности и труднодоступных территориях.
Наличие мобильного технопарка "Кванториум" в статусе структурного подразделения детского технопарка Алтайского края "Кванториум.22" позволит обеспечить развитие современных инженерных компетенций у школьников, а также профессиональных компетенций педагогов как общеобразовательных организаций, так и организаций дополнительного образования детей, расположенных в сельской местности и малых городах Алтайского края.
2. Опыт Алтайского края в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
Алтайский край имеет положительный опыт реализации федеральных инновационных проектов. Так, в период с 2011 года по 2018 год в регионе работали 4 федеральных стажировочных площадки:
"Достижение нового качества общего образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края" - по направлению "Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
"Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их постинтернатной адаптации" - по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей";
"Улучшение качества образования на основе его децентрализации и распределенности" - по направлению "Достижение стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" Федеральной целевой программы развития образования (далее - "ФЦПРО") на 2011-2015 годы;
"Развитие современных образовательных практик средствами инновационных методических сетей и механизмами профессионально-общественного управления" - в рамках ФЦПРО на 2016-2020 годы по направлению 2.4. "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений".
В результате работы федеральных стажировочных площадок в образовательную практику внедрены модели: организации образовательного процесса в условиях насыщенной информационно-образовательной среды школы, привлечения общественности к самообследованию общеобразовательной организации, государственно-общественного управления инновационной структурой системы общего образования Алтайского края и другие. Сформирован каркас сети образовательных организаций, составляющих инновационную инфраструктуру.
Оформлены типовые региональные решения:
институциональная комплексная модель персонифицированного повышения квалификации;
стажерская практика как форма повышения квалификации работников образования;
тьюторское сопровождение внедрения моделей доступного и качественного образования, а также моделей государственно-общественного управления образованием на локальном и муниципальном уровнях; организация и осуществление сетевой информационно-методической поддержки учителей по вопросам использования современных образовательных технологий в профессиональной деятельности на основе сервисов Интернет;
сетевые профессиональные сообщества педагогов и руководителей и другие.
Кроме того, в 2017-2018 годах в рамках ФЦПРО на 2016-2020 годы Алтайский край реализует проекты по двум направлениям:
повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в рамках государственной программы развития образования "Развитие образования";
обеспечение роста качества и распространение современных образовательных практик реализации ФГОС через развитие универсальных учебных действий и личностных достижений в рамках инновационных механизмов управления образованием и создание доступной и эффективной образовательной среды, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В сфере дополнительного образования Алтайский край в 2016 году стал победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий ФЦПРО на 2016-2020 годы в рамках задачи 3 "Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие системы дополнительного образования детей" в целях софинансирования мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации. В результате создан и функционирует детский технопарк Алтайского края "Кванториум.22" (далее - "Кванториум.22"), выступающий региональным ресурсным и модельным центром дополнительного образования детей, обеспечивающим обучение педагогических работников в рамках федеральных образовательных сессий, а также развитие системы наставничества. В развитие проекта ведется работа по оснащению оборудованием кабинетов "Урок Технология" в пилотных общеобразовательных организациях в рамках создаваемых школьных центров инновации "Мастерские будущего".
В "Кванториум.22" за счет бюджетных средств обучаются 1000 детей в год. Работа образовательного учреждения инновационного типа строится в тесном сотрудничестве с предприятиями и организациями по 7 направлениям, которые являются регионально-ориентированными и непосредственно связаны с ведущими кластерами экономики Алтайского края: аэротехнологии, биотехнологии, виртуальная и дополненная реальность, геоинформатика, информационные технологии, робототехника, Хай-тек (цех высоких технологий). По заказу бизнес-партнеров обучающиеся "Кванториум.22" выполнили более 10 технологических кейсов.
Уровень оснащения современным высокотехнологичным оборудованием и профессиональной компетенции педагогов и инженеров техн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.