Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к совместному приказу Министерства
экономического развития и туризма
Республики Алтай, Министерства труда,
социального развития и занятости
населения Республики Алтай
от 30 мая 2016 г. N 84-ОД/П-219,
Министерства образования
и науки Республики Алтай
от 18 мая 2016 г. N 805
Методика
формирования и корректировки прогноза потребности экономики Республики Алтай в трудовых ресурсах по видам экономической деятельности на среднесрочный и долгосрочный период
I. Общие положения
1. Настоящая методика формирования и корректировки прогноза потребности экономики Республики Алтай в трудовых ресурсах по видам экономической деятельности на среднесрочный и долгосрочный период (далее - Методика) устанавливает порядок определения на среднесрочную и долгосрочную перспективу прогнозных значений показателей потребности экономики Республики Алтай в трудовых ресурсах по видам экономической деятельности (далее - Прогноз потребности в трудовых ресурсах).
2. Прогноз потребности в трудовых ресурсах определяется в целях формирования системы научно обоснованных представлений о спросе на рабочую силу Республики Алтай в среднесрочном и долгосрочном периодах.
3. Для целей настоящей Методики используются следующие основные понятия:
потребность в трудовых ресурсах - численность занятых в экономике, необходимая для обеспечения прогнозируемого валового регионального продукта труда;
дополнительная потребность в кадрах - это количество работающих, необходимых дополнительно к имеющейся численности для обеспечения развития производства, возмещения выбывающих в связи с уходом на пенсию, по другим естественным причинам, миграцией, уволившихся по собственному желанию, для замещения вакантных рабочих мест;
перспективная потребность - это количество работающих, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов, выполнения приоритетных задач и направлений, обозначенных в стратегических документах Российской Федерации и Республики Алтай;
отчетный год - год, предшествующий текущему году;
прогнозный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью до шести лет (среднесрочный период) или более шести лет (долгосрочный период) включительно.
II. Формирование Прогноза потребности в трудовых ресурсах
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Прогноз потребности в трудовых ресурсах формируется каждые три года на семь и более лет и включает в себя отчетный год, текущий год и прогнозный период.
Потребность в трудовых ресурсах определяется с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст (далее - ОКВЭД), Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 года N 2020-ст, Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее - ОКПДТР), утвержденного постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 года N 367.
4. Формирование Прогноза потребности в трудовых ресурсах осуществляется в несколько этапов:
а) предварительный анализ социально-экономического положения Республики Алтай и выявление тенденций на рынке труда;
б) определение дополнительной потребности в трудовых ресурсах;
в) определение перспективной потребности в трудовых ресурсах;
г) построение Прогноза потребности в трудовых ресурсах в разрезе специальностей и направлений подготовки и разделов (подразделов) ОКВЭД;
д) построение матриц профессионально-квалификационного соответствия (далее - ПКС) по отрасли в специалистах среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, высшего образования (далее - матрицы ПКС) по 28 укрупненным группам специальностей (далее - УГС) и 15 видам экономической деятельности (далее - ВЭД);
е) утверждение Прогноза потребности в трудовых ресурсах.
5. Состав данных, используемых для предварительного анализа отрасли существующей ситуации и выявления тенденций на рынке труда Республики Алтай, включает:
а) статистические данные о социально-экономическом положении Республики Алтай за ретроспективный период не более 5 лет по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай по следующим группам показателей:
- экономика (с детализацией по ОКВЭД);
- демография;
- рынок труда (с детализацией по полу, возрастным группам, профессиональным группам и уровню образования);
б) сведения о профессионально-квалификационной структуре рабочих мест в Республике Алтай по ВЭД;
Предварительный анализ должен содержать информацию о:
- структуре занятости населения с выделением наиболее ресурсоемких и перспективных видов экономической деятельности;
- динамике численности работников по ВЭД и ПКС;
- численности населения трудоспособного возраста и экономически активного населения с учетом демографических и миграционных процессов;
- объемах и ПКС привлекаемых работодателями иностранных работников.
6. Определение дополнительной потребности в трудовых ресурсах проводится в целях учета дополнительной потребности работодателей в трудовых ресурсах, связанной с выбытием занятого населения с рынка труда и созданием новых рабочих мест.
Для определения дополнительной потребности в трудовых ресурсах используются сведения о потребности в кадрах, полученные от работодателей, в том числе данные о:
дополнительной потребности в профессиональных кадрах, профессиональной переподготовке специалистов, рабочих, служащих исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, в том числе в подведомственных государственных учреждениях;
дополнительной потребности в профессиональных кадрах, профессиональной переподготовке специалистов, рабочих, служащих в органах местного самоуправления в Республике Алтай, муниципальных учреждениях и организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования в Республике Алтай;
вакансиях в органах службы занятости населения Республики Алтай;
результатах проведения анкетирования работодателей о потребности в кадрах;
результатах выполнения исполнительными органами государственной власти Республики Алтай Прогнозных параметров регионального заказа на подготовку, переподготовку профессиональных кадров Республики Алтай.
7. Определение перспективной потребности в трудовых ресурсах проводится с целью учета потребности "на развитие", т.е. обеспечение кадрами при запуске новых инвестиционных проектов и производств, требующих изначально комплектацию штата в полном объеме, выполнения приоритетных направлений, обозначенных в стратегических документах Российской Федерации и Республики Алтай.
Состав данных, используемых для определения перспективной потребности в трудовых ресурсах, включает:
а) стратегию социально-экономического развития Республики Алтай;
б) прогноз социально-экономического развития Республики Алтай на среднесрочный период и долгосрочный период;
в) государственные программы Республики Алтай и государственные программы Российской Федерации;
г) сведения о реализуемых и планируемых к реализации на территории Республики Алтай инвестиционных проектах;
д) прогноз баланса трудовых ресурсов.
8. Прогноз потребности в трудовых ресурсах строится на основе результатов предварительного анализа, данных о дополнительной и перспективной потребности в разрезе специальностей и направлений подготовки по форме, согласно приложению N 1 к настоящей Методике и ВЭД и уровням образования по форме согласно приложению N 2 к настоящей Методике.
9. На основе данных о дополнительной и перспективной потребности на рынке труда Республики Алтай формируются матрицы профессионально-квалификационного соответствия по отрасли в специалистах среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, высшего образования (далее - матрицы ПКС) по 28 УГС и 15 ВЭД по форме, согласно приложению N 3 к настоящей Методике.
Формирование матриц ПКС для каждого уровня образования происходит путем определения коэффициентов соответствия 28 УГС каждому из 15 ВЭД, при этом в каждой ячейке матрицы ПКС на пересечении строки "ВЭД" и столбца "УГС" присваивается вес (доля до 1 или до 100 в процентах) таким образом, чтобы сумма весов в строке для одного ВЭД равнялась 1 или 100 процентам.
Определение кадровой потребности по УГС для каждого ВЭД и уровня образования для каждого года прогнозируемого периода происходит согласно формуле:
,
где:
- кадровая потребность по УГС для каждого ВЭД и УО в году t прогнозируемого периода в j-м ВЭД;
- кадровая потребность соответствующего УО для каждого ВЭД в году t прогнозируемого периода;
- коэффициент матрицы ПКС, процентная доля специалистов соответствующего уровня образования j-й специальности УГС, традиционно привлекаемых для работы в i-м ВЭД.
10. Прогноз потребности в трудовых ресурсах подлежит согласованию с Министерством образования и науки Республики Алтай, Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Экспертной группой по мониторингу внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, некоммерческим партнерством "Объединение предпринимателей Республики Алтай", Общественным советом при Министерстве экономического развития и туризма Республики Алтай.
Согласованный Прогноз потребности в трудовых ресурсах является основой для формирования сводного прогноза занятости населения и потребности экономики Республики Алтай в трудовых ресурсах по видам экономической деятельности на среднесрочный и долгосрочный период.
III. Корректировка Прогноза потребности в трудовых ресурсах
11. В целях актуализации данных Прогноз потребности в трудовых ресурсах подлежит ежегодной корректировке, кроме года его формирования.
12. Расчет корректировки прогнозных параметров Прогноза потребности в трудовых ресурсах осуществляется с учетом экспертных оценок прогнозных параметров Прогноза потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений Республики Алтай (далее - экспертная оценка).
Для экспертной оценки привлекаются исполнительные органы государственной власти Республики Алтай, Экспертная группа по мониторингу внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, некоммерческое партнерство "Объединение предпринимателей Республики Алтай", Общественный совет при Министерстве экономического развития и туризма Республики Алтай (далее - эксперты).
13. Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай направляет в адрес экспертов форму для экспертной оценки прогнозных параметров Прогноза потребности в трудовых ресурсах (далее - форма для экспертной оценки) по форме, согласно приложению N 4 к настоящей Методике.
14. Эксперт, получив форму для экспертной оценки, проставляет в каждой ячейке одну из следующих оценок тенденции по виду экономической деятельности и уровню профессионального образования: - 1 - снижение, 0 - не изменится, 1 - повышение.
Корректирующий коэффициент определяется экспертом самостоятельно, исходя из профессиональных знаний, статистических данных, общероссийских тенденций с учетом особенностей социально-экономического развития Республики Алтай.
15. Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай после сбора форм для экспертной оценки осуществляет расчет корректирующего коэффициента, отражающий темпы роста (снижения) по каждому виду экономической деятельности и уровню профессионального образования по следующей формуле:
Корректирующий коэффициент = Средний темп роста по ВЭД * Сумма баллов/Максимальное количество баллов
16. Прогнозные параметры Прогноза потребности в трудовых ресурсах подлежат корректировке в соответствии с корректирующим коэффициентом в следующем порядке:
корректировка потребности по разделам ОКВЭД: соответствующий ОКВЭД умножается на корректирующий коэффициент;
корректировка потребности по специальностям и направлениям подготовки: специальности и направления подготовки соответствующего раздела ОКВЭД подлежат увеличению/уменьшению в соответствии с весовым коэффициентом потребности по каждой специальности, направлению подготовки в общей потребности по ВЭД.
17. Уточненный Прогноз потребности в трудовых ресурсах является основой для формирования сводного прогноза занятости населения и потребности экономики Республики Алтай в трудовых ресурсах по видам экономической деятельности на среднесрочный и долгосрочный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.