Определение Верховного Суда Республики Алтай от 17 мая 2016 г. N 3а-8/2016
Верховный Суд Республики Алтай, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования "Кызыл-Озекское сельское поселение" Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 19.11.2012 N 28-5 "Об утверждении генерального плана", внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и указании границ населенных пунктов п. Верхний Сайдыс, п. Алферово, с. Карасук, с. Кызыл-Озек, с. Средний Сайдыс, п. Улалушка муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района по границам соприкосновения с границами вышеуказанных лесных участков Горно-Алтайского участкового лесничества Майминского лесничества Республики Алтай, установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства в лице представителя С.А.С. обратилось в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального образования "Кызыл-Озекское сельское поселение" Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 19.11.2012 N 28-5 "Об утверждении генерального плана".
Также в административном иске представителем Федерального агентства лесного хозяйства С.А.С. заявлено требование о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и указании границ населенных пунктов п. Верхний Сайдыс, п. Алферово, с. Карасук, с. Кызыл-Озек, с. Средний Сайдыс, п. Улалушка муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района по границам соприкосновения с границами вышеуказанных лесных участков Горно-Алтайского участкового лесничества Майминского лесничества Республики Алтай. Административный иск мотивирован тем, что при включении в границы населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границ населенных пунктов не обеспечена процедура согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Изучив материалы дела, заслушав представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, прокурора, суд приходит к следующему.
Перечень административных дел, подсудных Верховному Суду Республики Алтай в качестве суда первой инстанции, определен в статье 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем требования о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и указании границ населенных пунктов п. Верхний Сайдыс, п. Алферово, с. Карасук, с. Кызыл-Озек, с. Средний Сайдыс, п. Улалушка муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района по границам соприкосновения с границами вышеуказанных лесных участков Горно-Алтайского участкового лесничества Майминского лесничества Республики Алтай под действие данной нормы не подпадают и не подлежат рассмотрению по существу Верховным Судом Республики Алтай в качестве суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 222, пункту 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Поскольку при принятии административного искового заявления вопрос о возврате требований в указанной части не был разрешен, с учетом вышеприведенных законоположений во взаимосвязи с частью 2 статьи 196, статьей 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление в данной части подлежит оставлению без рассмотрения.
За разрешением таких требований административный истец вправе обратиться в соответствующий суд, если считает свое право нарушенным.
Руководствуясь статьями 129, 196, 197, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Алтай определил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования "Кызыл-Озекское сельское поселение" Майминского района Республики Алтай в части требований о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и указании границ населенных пунктов п. Верхний Сайдыс, п. Алферово, с. Карасук, с. Кызыл-Озек, с. Средний Сайдыс, п. Улалушка муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района по границам соприкосновения с границами лесных участков Горно-Алтайского участкового лесничества Майминского лесничества Республики Алтай оставить без рассмотрения.
На определение может быть подана частная жалоба либо представление прокурора в течение пятнадцати дней со дня вынесения настоящего определения.
Решение Верховного Суда Республики Алтай от 17 мая 2016 г. N 3а-8/2016
Верховный Суд Республики Алтай, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 19.11.2012 N 28-5 "Об утверждении генерального плана", установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства в лице представителя С.А.С. обратилось в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 19.11.2012 N 28-5 "Об утверждении генерального плана". Требование мотивировано тем, что лесные участки, включенные решением Совета депутатов муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 19.11.2012 N 28-5 в границы населенного пункта, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства. На указанные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации. При включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда посредством установления и изменения границ населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Однако, при издании оспариваемого решения Совета депутатов согласование проекта генерального плана в части включения в границы населенного пункта лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не было обеспечено.
В судебное заседание представитель Федерального агентства лесного хозяйства по доверенности С.А.С., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
Представитель Совета депутатов МО "Кызыл-Озекское сельское поселение" З.К.В. административное исковое заявление признала в полном объеме.
Представители Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Ш.М.А., П.-М.О.А., представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай П.Р.Ю. полагали заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Федерального государственного бюджетного учреждения "Р" "З", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора Т.И.М., указавшую на возможность принятия признания иска, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки.
На основании ст. 3 Закона Республики Алтай от 13.01.2005 N 10-РЗ "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" муниципальное образование "Кызыл-Озекское сельское поселение" является сельским поселением в составе поселков Алферово, Верхний Сайдыс, Улалушка, сел Карасук, Кызыл-Озек, Средний Сайдыс.
Согласно ст.ст. 2, 19 Устава Муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района Республики Алтай, принятого решением 8-й сессии второго созыва сельского Совета депутатов Кызыл-Озекского сельского поселения от 29 мая 2009 года N 8-1, Совет депутатов Кызыл-Озекского сельского поселения, являясь представительным органом муниципального образования, по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Алтай, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования и являющиеся нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что Решением Совета депутатов Муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение N 28-5 от 19 ноября 2012 года утвержден генеральный план Кызыл-Озекского сельского поселения. Данное решение было опубликовано в районной газете "Сельчанка" 30 ноября 2012 года (т. 1 л.д. 14).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, городского округа определен в Градостроительном кодексе РФ.
Так, в соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 8. ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, на момент принятия оспариваемого решения являлось Федеральное агентство лесного хозяйства, в полномочия которого входит рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий, а также рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (п.п. 5.4.2., 5.4.3. п. 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736).
Более того, в пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" указано, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в границы населенного пункта п. Верхний Сайдыс Майминского района Республики Алтай включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда: в квартале 429 выдел 26, выдел 27, выдел 29, в квартале 435 выдел 1, п. Алферово - в квартале 636 выдел 41, выдел 42, выдел 43, с. Карасук - в квартале 33 выдел 1, в квартале 415 выдел 9, выдел 20, в квартале 612 выдел 4, выдел 9, выдел 10, выдел 11, в квартале 617 выдел 1, выдел 28, с. Кызыл-Озек - в квартале 201 выдел 1, выдел 2, выдел 3, выдел 4, выдел 6, выдел 12, в квартале 301 выдел 1, выдел 13, в квартале 407 выдел 48, выдел 49, выдел 51, в квартале 601 выдел 9, выдел 18, выдел 19, выдел 20, выдел 21, выдел 22, выдел 27, выдел 65, выдел 68, выдел 71, в квартале 602 выдел 1, выдел 3, выдел 4, выдел 5, выдел 7, выдел 8, выдел 9, выдел 10, выдел 12, выдел 13, выдел 17, выдел 19, выдел 23, выдел 26, выдел 28, выдел 30, выдел 32, с. Средний Сайдыс - в квартале 426 выдел 22, выдел 24, выдел 31, в квартале 430 выдел 7, выдел 8, в квартале 431 выдел 2, выдел 3, в квартале 432 выдел 1, выдел 3, в квартале 433 выдел 1, выдел 2, п. Улалушка - в квартале 18 выдел 1, выдел 2, выдел 3, выдел 4, выдел 5, выдел 8, выдел 11, в квартале 403 выдел 24, выдел 25, выдел 26, выдел 27. Данное обстоятельство подтверждается схемами совмещения материалов лесоустройства Майминского лесничества на границы п. Верхний Сайдыс, п. Алферово, с. Карасук, с. Кызыл-Озек, с. Средний Сайдыс, п. Улалушка Кызыл-Озекского сельского поселения Майминского района Республики Алтай, выполненными ФГБУ "Р".
По материалам государственного лесного реестра лесные участки с местоположением: Республика Алтай, Майминский район, Майминское лесничество, Горно-Алтайское участковое лесничество квартал 429 выделы 26, 27, 29, квартал 435 выдел 1, квартал 636 выделы 41, 42, 43, квартал 33 выдел 1, квартал 415 выделы 9, 20, квартал 612 выделы 4, 9, 10, 11, квартал 617 выделы 1, 28, квартал 201 выделы 1, 2, 3, 4, 6, 12, квартал 301 выделы 1, 13, квартал 407 выделы 48, 49, 51, квартал 601 выделы 9, 18, 19, 20, 21, 22, 27, 65, 68, 71, квартал 602 выделы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 17, 19, 23, 26, 28, 30, 32, квартал 426 выделы 22, 24, 31, квартал 430 выделы 7, 8, квартал 431 выделы 2, 3, квартал 432 выделы 1, 3, квартал 433 выделы 1, 2, квартал 18 выделы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, квартал 403 выделы 24, 25, 26, 27 относятся к землям лесного фонда и входят в состав лесного участка с кадастровым номером 04-02-02/023/2009-309, категория земель: земли лесного фонда, площадью 21641,3 га, расположенного по адресу: Россия, Республика Алтай, Майминский район, Майминское лесничество, а также земельного участка с кадастровым номером 04:01:000000:0014, категория земель: земли лесного фонда - для ведения лесного хозяйства, площадью 39662,5 га, расположенного по адресу: Россия, Республика Алтай, Майминский район, находящихся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 02-АВ N 014363, серии 02РА N 046053 соответственно.
Поскольку вышеуказанные лесные участки включены в границы населенных пунктов п. Верхний Сайдыс, п. Алферово, с. Карасук, с. Кызыл-Озек, с. Средний Сайдыс, п. Улалушка, проект генерального плана муниципального образования Кызыл-Озекского сельского поселения Майминского района Республики Алтай в силу ст. 25 Градостроительного кодекса РФ подлежал обязательному согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.
При этом, доказательств того, что проект генерального плана муниципального образования Кызыл-Озекского сельского поселения направлялся для его согласования в Федеральное агентство лесного хозяйства, административным ответчиком суду не представлено.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Совета депутатов Муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение об утверждении генерального плана, принятое без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенных пунктов лесных участков, является не соответствующим требованиям вышеперечисленного федерального законодательства и недействующим.
Более того, в судебном заседании представитель административного ответчика З.К.В. признала административное исковое заявление в полном объеме.
Согласно ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд считает возможным принять признание административного иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав иных лиц.
При таких обстоятельствах суд находит заявленное требование Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования "Кызыл-Озекское сельское поселение" Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 19.11.2012 N 28-5 "Об утверждении генерального плана" обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Определяя момент, с которого следует признать недействующим в части оспариваемый нормативный правовой акт, суд принимает во внимание то, что положения решения Совета депутатов муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 19.11.2012 N 28-5 "Об утверждении генерального плана" применялись, на основании данного оспариваемого акта были реализованы права граждан, и считает возможным признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования "Кызыл-Озекское сельское поселение" Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 19.11.2012 N 28-5 "Об утверждении генерального плана" удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования Кызыл-Озекское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 19.11.2012 N 28-5 "Об утверждении генерального плана" в части включения в границы Кызыл-Озекского сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Алтай, Майминский район, Майминское лесничество, Горно-Алтайское участковое лесничество,
- в границах п. Верхний Сайдыс в квартале 429 выдел 26, выдел 27, выдел 29, в квартале 435 выдел 1,
- в границах п. Алферово в квартале 636 выдел 41, выдел 42, выдел 43,
- в границах с. Карасук - в квартале 33 выдел 1, в квартале 415 выдел 9, выдел 20, в квартале 612 выдел 4, выдел 9, выдел 10, выдел 11, в квартале 617 выдел 1, выдел 28,
- в границах с. Кызыл-Озек - в квартале 201 выдел 1, выдел 2, выдел 3, выдел 4, выдел 6, выдел 12, в квартале 301 выдел 1, выдел 13, в квартале 407 выдел 48, выдел 49, выдел 51, в квартале 601 выдел 9, выдел 18, выдел 19, выдел 20, выдел 21, выдел 22, выдел 27, выдел 65, выдел 68, выдел 71, в квартале 602 выдел 1, выдел 3, выдел 4, выдел 5, выдел 7, выдел 8, выдел 9, выдел 10, выдел 12, выдел 13, выдел 17, выдел 19, выдел 23, выдел 26, выдел 28, выдел 30, выдел 32,
- в границах с. Средний Сайдыс в квартале 426 выдел 22, выдел 24, выдел 31, в квартале 430 выдел 7, выдел 8, в квартале 431 выдел 2, выдел 3, в квартале 432 выдел 1, выдел 3, в квартале 433 выдел 1, выдел 2,
- в границах п. Улалушка в квартале 18 выдел 1, выдел 2, выдел 3, выдел 4, выдел 5, выдел 8, выдел 11, в квартале 403 выдел 24, выдел 25, выдел 26, выдел 27.
Решение подлежит опубликованию в газете "Сельчанка" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Алтай.
Мотивированное решение составлено 20 мая 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Республики Алтай от 17 мая 2016 г. N 3а-8/2016
Текст определения предоставлен Верховным Судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании