Постановление Правительства Республики Алтай от 29 июня 2017 г. N 142
"О Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай"
11 января 2018 г.
В целях реализации государственной программы Республики Алтай "Развитие экономического потенциала и предпринимательства", утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года N 245, Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай.
2. Наделить полномочиями по исполнению функций управления Гарантийным фондом обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай Акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай".
3. Определить Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, ответственным за мониторинг и выполнение целевых показателей соглашений о взаимодействии между Правительством Республики Алтай и Акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства".
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Алтай от 20 февраля 2009 года N 42 "О Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2009, N 57 (63);
постановление Правительства Республики Алтай от 21 сентября 2009 года N 211 "О внесении изменений в Положение о Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2009, N 61 (67);
постановление Правительства Республики Алтай от 30 ноября 2009 года N 273 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 20 февраля 2009 года N 42" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2009, N 62 (68);
постановление Правительства Республики Алтай от 31 мая 2010 года N 85 "О внесении изменений в Положение о Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2010, N 66 (72);
постановление Правительства Республики Алтай от 23 сентября 2010 года N 211 "О внесении изменений в раздел 5 Положения о Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2010, N 69 (75);
пункт 2 постановления Правительства Республики Алтай от 7 декабря 2012 года N 301 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2012, N 95 (101);
постановление Правительства Республики Алтай от 9 сентября 2013 года N 247 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 20 февраля 2009 года N 42" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2013, N 104 (110);
постановление Правительства Республики Алтай от 9 сентября 2013 года N 248 "О внесении изменений в состав Комиссии по предоставлению поручительств Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2013, N 104 (110);
постановление Правительства Республики Алтай от 25 сентября 2013 года N 262 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 20 февраля 2009 года N 42" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2013, N 104 (110);
постановление Правительства Республики Алтай от 12 декабря 2014 года N 358 "О внесении изменений в Положение о Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2014, N 119 (125);
пункт 4 постановления Правительства Республики Алтай от 22 апреля 2015 года N 116 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2015, N 122 (128);
постановление Правительства Республики Алтай от 4 июня 2015 года N 153 "О внесении изменения в состав Комиссии по предоставлению поручительств Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2015, N 124 (130);
постановление Правительства Республики Алтай от 9 ноября 2015 года N 367 "О внесении изменений в состав Комиссии по предоставлению поручительств Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2015, N 129 (135);
постановление Правительства Республики Алтай от 7 июля 2016 года N 207 "О внесении изменений в состав Комиссии по предоставлению поручительств Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай" (официальный портал Республики Алтай в сети "Интернет": www.altai-republic.ru, 2016, 11 июля);
постановление Правительства Республики Алтай от 10 марта 2017 года N 48 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 20 февраля 2009 года N 42" (официальный портал Республики Алтай в сети "Интернет": www.altai-republic.ru, 2017, 13 марта).
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Р.Р. Пальталлера.
Глава Республики Алтай, |
А.В. Бердников |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 29 июня 2017 года N 142
Положение
о Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай
I. Общие положения
1. Гарантийный фонд обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай формируется для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга, банковских гарантиях.
2. Термины и сокращения, используемые в настоящем Положении:
СМСП - субъекты малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Гарантийный фонд - совокупность финансовых ресурсов, консолидированных Агентством, для обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства перед финансовыми организациями путем предоставления поручительств;
Агентство - Акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай", наделенное финансовыми ресурсами Гарантийного фонда с целью обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредиторами путем предоставления поручительств;
поручительство - письменное обязательство Агентства отвечать за исполнение субъектами малого и среднего предпринимательства обязательств перед финансовой организацией по кредитному договору, договору займа, договору лизинга, банковской гарантии (далее - кредитный договор) денежными средствами Гарантийного фонда;
гарантийный случай - факт неисполнения субъектами малого и среднего предпринимательства обязательств по кредитному договору;
регламент предоставления поручительств - документ, утверждаемый Советом директоров Агентства и регламентирующий действия по предоставлению поручительств;
финансовая организация - банк, микрофинансовая организация, страховая компания, лизингодатель, уполномоченные на обеспечение исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства средствами Гарантийного фонда в соответствии с соглашением о сотрудничестве, заключенным с Агентством;
операционные расходы - административно-хозяйственные расходы, которые несет Агентство в рамках регулярной деятельности по предоставлению поручительств.
II. Источники формирования Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай
3. Средства Гарантийного фонда формируются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и на плановый период, а также доходов от размещения указанных средств.
4. Агентство обеспечивает ведение самостоятельного учета средств Гарантийного фонда и размещает их на отдельных банковских счетах. Бухгалтерская отчетность Агентства подлежит ежегодному аудиту. Выбор аудиторской организации для указанной цели проводится Агентством на конкурсной основе.
5. Агентство использует денежные средства Гарантийного фонда, предоставленные из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для приобретения финансовых активов с учетом принципов ликвидности, возвратности, доходности, а также для исполнения обязательств по заключенным договорам поручительства.
6. Агентство планирует, осуществляет текущую деятельность и контролирует результаты текущей деятельности, исходя из того, что источником исполнения обязательств Агентства по выданным поручительствам являются доходы от размещения временно свободных денежных средств и вознаграждения от предоставления поручительств.
7. Агентство планирует деятельность на следующий финансовый год с учетом следующих принципов:
а) операционные расходы Агентства покрываются за счет средств вознаграждений, полученных за предоставление поручительств;
б) при недостаточности средств, полученных за предоставление поручительств, операционные расходы покрываются за счет дохода, получаемого от размещения временно свободных денежных средств Гарантийного фонда, но в размере, не превышающем 30 процентов такого дохода;
в) решение об увеличении установленного размера ограничения по использованию дохода, получаемого от размещения временно свободных денежных средств Гарантийного фонда, принимается Советом директоров Агентства. Уведомление о принятом решении с обоснованием увеличения установленного размера ограничения направляется Агентством в Министерство экономического развития Российской Федерации и Акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" до 15 декабря текущего финансового года.
8. Агентство вправе осуществлять инвестирование и (или) размещение временно свободных денежных средств Гарантийного фонда в:
а) депозиты и (или) расчетные счета в кредитных организациях, номинированные в валюте Российской Федерации;
б) государственные ценные бумаги Российской Федерации в размере не более 15 процентов от общего размера денежных средств.
9. Агентство вправе осуществлять инвестирование и (или) размещение временно свободных денежных средств Гарантийного фонда с использованием финансовых бирж.
10. Агентство в целях размещения временно свободных денежных средств Гарантийного фонда на депозитах и расчетных счетах кредитных организаций проводит отбор кредитных организаций при условии одновременного соблюдения следующих требований:
а) наличие у кредитной организации генеральной лицензии Центрального Банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
б) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 50 млрд. рублей по данным Центрального Банка Российской Федерации, публикуемым на его официальном сайте в информационной сети "Интернет" в соответствии со статьей 57 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
в) наличие у кредитной организации международного рейтинга долгосрочной кредитоспособности по классификации рейтинговых агентств "ФитчРейтингс" или "Стандарт энд Пурс" не ниже "BB-", либо "МудисИнвесторс Сервис" не ниже "Ва3";
г) срок деятельности кредитной организации с даты ее регистрации составляет не менее пяти лет;
д) отсутствие действующей в отношении кредитной организации меры воздействия, примененной Центральным Банком Российской Федерации за нарушение обязательных нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
е) отсутствие у кредитной организации в течение последних двенадцати месяцев просроченных денежных обязательств по операциям с Центральным Банком Российской Федерации, в том числе по кредитам Центрального Банка Российской Федерации и процентам по ним, а также отсутствие у кредитной организации просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным в ней за счет средств Агентства;
ж) участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
11. С целью управления ликвидностью и платежеспособностью Агентство размещает денежные средства Гарантийного фонда на депозитах кредитных организаций на срок не более одного года.
12. Максимальный размер денежных средств Гарантийного фонда, размещенных на расчетных счетах и депозитах в одной кредитной организации, устанавливается Советом директоров Агентства на первое число текущего финансового года и не должен превышать 60 процентов от общего размера денежных средств Гарантийного фонда. При этом Агентство вправе размещать на расчетных счетах кредитных организаций, соответствующих требованиям пункта 10 настоящего Положения, не более 10 процентов от общего размера денежных средств Гарантийного фонда, в случае если у Агентства отсутствует возможность изъятия части размещенных средств с депозитов, без потери доходности.
13. Пересчет максимального размера денежных средств Гарантийного фонда, размещенных на расчетных счетах и депозитах в одной кредитной организации, осуществляется Советом директоров Агентства при изменении размера Гарантийного фонда.
14. Доход, получаемый от размещения временно свободных денежных средств Гарантийного фонда, направляется на исполнение обязательств Агентством по договорам поручительства, пополнение Гарантийного фонда, а также на покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий размещения временно свободных средств Гарантийного фонда, уплату соответствующих налогов, связанных с получением дохода от размещения временно свободных средств Гарантийного фонда, а также на покрытие операционных расходов.
III. Управление Гарантийным фондом обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай
15. Управление Гарантийным фондом обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай осуществляется Агентством. Высшим органом управления Гарантийным фондом обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай является Совет директоров Агентства (далее - Совет директоров), избираемый общим собранием акционеров Агентства.
16. К компетенции Совета директоров относится:
а) утверждение внутренних нормативных документов Агентства, связанных с деятельностью Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай;
б) рассмотрение иных вопросов деятельности Агентства, связанных с управлением Гарантийным фондом обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай в соответствии с его Уставом.
17. Агентство самостоятельно, в соответствии со своим штатным расписанием обеспечивает выполнение функций управления Гарантийным фондом, в том числе:
а) осуществляет проверку СМСП, в обеспечение обязательств которого предоставляется поручительство, на соответствие условиям законодательства Российской Федерации, настоящего Положения;
б) проводит анализ финансового состояния СМСП и производит иные действия, связанные с предоставлением поручительства;
в) на основании проведенной проверки готовит пакет документов для рассмотрения Комиссией и принятия решения;
г) обеспечивает выполнение решений Комиссии и Совета директоров;
д) осуществляет контроль за исполнением СМСП, обязательства которого обеспечены поручительством, своих обязательств.
18. Членами органов управления Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай являются лица, имеющие высшее образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет. Главный бухгалтер должен иметь высшее образование и стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет.
19. Членами Совета директоров не могут являться:
а) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет;
б) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
в) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.
20. Действующий член Совета директоров при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 19 настоящего Положения, считается выбывшим со дня вступления в силу соответствующего решения уполномоченного органа.
IV. Участие финансовых организаций в кредитовании СМСП на условиях поручительства Агентства
21. Условием участия финансовых организаций в реализации настоящего Положения является подписание между финансовыми организациями и Агентством соответствующих соглашений.
22. Критериями отбора кредитных организаций в целях заключения соглашения о сотрудничестве являются:
а) наличие лицензии Центрального Банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
б) наличие положительного аудиторского заключения по итогам работы кредитной организации за три последних отчетных года, а также положительного аудиторского заключения по отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, за три последних отчетных года по кредитной организации или банковской группе, при вхождении кредитной организации в банковскую группу;
в) отсутствие примененных Центральным Банком Российской Федерации в отношении кредитной организации санкций в форме запрета на совершение отдельных банковских операций и открытие филиалов, в виде приостановления действия лицензии на осуществление отдельных банковских операций, а также отсутствие неисполненных предписаний Центрального Банка Российской Федерации с истекшими сроками на судебное обжалование или после вступления в силу судебного акта, в котором установлена законность предписания Центрального Банка Российской Федерации;
г) выполнение обязательных нормативов, установленных в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на первое число двух последних завершенных кварталов и на первое число месяца с даты подачи документов для участия в отборе;
д) наличие опыта работы по кредитованию СМСП не менее шести месяцев, в том числе наличие:
сформированного портфеля кредитов и (или) банковских гарантий, предоставленных СМСП на дату подачи кредитной организацией заявления для участия в отборе;
специализированных технологий (программ) работы с СМСП;
внутренней нормативной документации, в том числе утвержденной стратегии или отдельного раздела в стратегии, регламентирующих порядок работы с СМСП.
23. Критериями отбора лизинговых компаний в целях заключения соглашения о сотрудничестве являются:
а) отнесение лизинговой компании к юридическому лицу - резиденту Российской Федерации, зарегистрированному в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) отсутствие негативной информации в отношении деловой репутации лизинговой компании;
в) отсутствие фактов привлечения лизинговой компании к административной ответственности за предшествующий год;
г) наличие сформированного портфеля договоров финансовой аренды (лизинга), заключенных с СМСП, организациями инфраструктуры поддержки СМСП на дату подачи лизинговой компанией заявления для участия в отборе, а также специализированных технологий (программ) работы с СМСП;
д) наличие положительного значения собственного капитала и чистых активов за последний отчетный год;
е) наличие величины уставного капитала лизинговой компании за последний отчетный год и за последний отчетный квартал не менее 15 млн. рублей;
ж) отсутствие нереструктурированной просроченной задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетными фондами и другими органами государственной власти;
з) отсутствие за последний отчетный год и на последнюю квартальную дату убытков, влекущих снижение стоимости чистых активов более чем на 25 процентов по сравнению с максимально достигнутым уровнем в течение последних 12 месяцев;
и) отсутствие просроченных платежей свыше 30 календарных дней по обслуживанию кредитного портфеля за последние 180 календарных дней (положительная кредитная история);
к) отсутствие применяемых в отношении лизинговой компании процедур несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае, если деятельность подлежит лицензированию).
24. Критериями отбора микрофинансовых организаций для целей заключения соглашения о сотрудничестве являются:
а) отнесение к микрофинансовым организациям предпринимательского финансирования в соответствии с критериями, установленными Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 20 февраля 2016 года N 3964-У "О микрофинансовых организациях предпринимательского финансирования";
б) наличие положительного аудиторского заключения по итогам работы за последний отчетный год;
в) наличие уровня просроченной задолженности портфеля микрозаймов микрофинансовой организации не выше уровня просроченной задолженности по портфелю микрозаймов, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по данным Центрального Банка Российской Федерации, публикуемым на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
г) отсутствие негативной информации в отношении деловой репутации микрофинансовой организации;
д) отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за предшествующий год;
е) неприменение в отношении микрофинансовой организации процедур несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.
25. Поручительства Агентства не могут предоставляться в пользу финансовой организации в случае, если такая финансовая организация и Агентство являются одним юридическим лицом.
Иные организации, осуществляющие финансирование СМСП и организаций инфраструктуры поддержки отбираются в соответствии с правилами, установленными Советом директоров.
По результатам отбора финансовых организаций между Агентством и финансовой организацией на каждый вид обеспечиваемого обязательства заключается отдельное соглашение о сотрудничестве.
26. В целях обеспечения приемлемого уровня рисков Агентство создает систему лимитов по операциям предоставления поручительств по обязательствам СМСП и организаций инфраструктуры поддержки СМСП, которая включает в себя следующие лимиты:
а) общий операционный лимит условных обязательств кредитного характера (далее - общий операционный лимит условных обязательств).
Под общим операционным лимитом условных обязательств понимается сумма лимита на портфель действующих поручительств и операционного лимита на вновь принятые условные обязательства на год, то есть максимальный объем поручительств, которые могут быть предоставлены Агентством в обеспечение обязательств СМСП и организаций инфраструктуры поддержки СМСП по договорам с финансовыми организациями;
б) операционный лимит на вновь принятые условные обязательства на год;
в) лимит условных обязательств на финансовую организацию (совокупность финансовых организаций).
27. Агентство также вправе устанавливать:
а) лимиты на отдельные категории СМСП, организации инфраструктуры поддержки (в том числе группы связанных компаний);
б) лимиты на отдельные виды обязательств.
28. Операционный лимит на вновь принятые условные обязательства на определенный период устанавливается Советом директоров с учетом непревышения уровня ожидаемых выплат по поручительствам, предоставленным в определенном периоде, над доходом, получаемым от деятельности Агентства по предоставлению поручительств за аналогичный период.
Пересчет операционного лимита Агентства на вновь принятые условные обязательства на год в рамках установленного срока его действия осуществляется при изменении базы расчета, уточнении фактических показателей доходов от размещения временно свободных средств Гарантийного фонда и вознаграждения за выданные поручительства, суммы операционных расходов, фактического уровня исполнения обязательств СМСП, организациями инфраструктуры поддержки СМСП по поручительствам, предоставленным в следующем финансовом году или иных экономических факторов, оказывающих или способных оказать в будущем влияние на деятельность Агентства по предоставлению поручительств.
29. Лимит условных обязательств на финансовую организацию (совокупность финансовых организаций) устанавливается в целях ограничения объема возможных выплат по поручительствам, предоставленным финансовой организации (совокупности финансовых организаций).
Лимит условных обязательств на финансовую организацию устанавливается Советом директоров на первое число текущего финансового года и не должен превышать 60 процентов от общего операционного лимита условных обязательств для Агентства.
30. Изменение лимитов условных обязательств на финансовую организацию осуществляется Советом директоров в следующих случаях:
а) пересчета операционного лимита на вновь принятые условные обязательства на год;
б) использования установленного лимита условных обязательств на финансовую организацию в размере менее 50 процентов по итогам двух кварталов текущего финансового года;
в) поступления заявления финансовой организации об изменении лимита;
г) использования установленного лимита условных обязательств на финансовую организацию в размере 80 процентов в текущем финансовом году;
д) превышения финансовой организацией допустимых размеров убытков в портфеле Гарантийного фонда. Допустимый размер убытков в отношении отдельной финансовой организации устанавливается Агентством самостоятельно;
е) перераспределения лимитов вследствие уменьшения лимитов на определенные финансовые организации.
31. Размер поручительства, предоставляемого Агентством, должен быть выражен в российских рублях.
32. Размер поручительств, планируемых к выдаче в следующем финансовом году, устанавливается исходя из размера Гарантийного фонда, действующего портфеля поручительств и операционного лимита на вновь принятые условные обязательства кредитного характера на год с целью определения максимального размера поручительств, которые могут быть предоставлены Агентством за счет средств Гарантийного фонда в следующем финансовом году.
При этом размер действующих поручительств должен превышать размер Гарантийного фонда не менее чем в полтора раза.
33. Агентство заключает соглашение о сотрудничестве с финансовой организацией, которое содержит следующие основные положения:
а) указание на вид обязательств (кредитный договор, договор займа, договор финансовой аренды (лизинга), договор о предоставлении банковской гарантии), исполнение которых обеспечивается Агентством в процессе сотрудничества с финансовой организацией;
б) субсидиарную ответственность Агентства;
в) обязательство и порядок мониторинга финансового состояния СМСП и (или) организаций инфраструктуры поддержки СМСП со стороны финансовой организации в течение срока действия договора, обеспеченного поручительством и порядок передачи информации по результатам мониторинга в Агентстве;
г) порядок взаимного обмена информацией и отчетными документами в рамках реализации заключенного соглашения.
V. Основные условия предоставления поручительства
34. Предоставление поручительства за счет средств Гарантийного фонда осуществляется путем заключения договора поручительства между Агентством, финансовой организацией и СМСП.
35. Размер одного поручительства не может превышать 70 процентов от суммы обязательств СМСП в части возврата фактически полученной суммы кредита, займа, лизинга, банковской гарантии (далее - кредит) по кредитному договору, по которому предоставляется поручительство.
Максимальная ответственность Агентства перед финансовыми организациями не может превышать 70 процентов от суммы не исполненных СМСП, организацией инфраструктуры поддержки СМСП обязательств по заключенному договору, на момент предъявления требования финансовой организацией по такому договору, обеспеченному поручительством Агентства.
36. Максимальный объем единовременно выдаваемого поручительства в отношении одного СМСП, организации инфраструктуры поддержки СМСП устанавливается Советом директоров на первое число текущего финансового года и не может превышать 25 млн. рублей, но не более 10 процентов размера Гарантийного фонда.
Гарантийный лимит на заемщика, то есть предельная сумма обязательств Агентства по договорам поручительств, которые могут одновременно действовать в отношении одного СМСП и (или) организации инфраструктуры поддержки СМСП, не может превышать 15 процентов размера Гарантийного фонда.
Изменение максимального объема единовременно выдаваемого поручительства и гарантийного лимита на заемщика осуществляется Советом директоров в случае изменения размера Гарантийного фонда.
37. Ответственность Агентства при неисполнении или ненадлежащем исполнении СМСП обеспеченного обязательства является субсидиарной.
38. Поручительство не обеспечивает исполнения обязательств СМСП по уплате процентов, штрафов, комиссий, пени за просрочку погашения задолженности по кредиту (основному долгу) и иных обязательств СМСП по кредитному договору.
39. Вознаграждение Агентства за предоставляемое поручительство определяется путем умножения объема (суммы) предоставляемого поручительства на ставку вознаграждения выраженную в процентах годовых и предполагаемое количество дней использования поручительства, деленное на действительное число календарных дней в году (365 или 366 дней соответственно).
Минимальная ставка вознаграждения за предоставление поручительства не может быть ниже 0,5 процента годовых от суммы предоставляемого поручительства.
Максимальный размер вознаграждения за предоставление поручительства не должен превышать 3 процента годовых от суммы предоставляемого поручительства.
Размер ставки вознаграждения за предоставление поручительства утверждается решением Совета директоров не реже одного раза в год.
При установлении ставки вознаграждения за предоставление поручительства Агентство применяет шаг между ставками в размере 0,25 процентного пункта.
Порядок и сроки уплаты вознаграждения за предоставляемое поручительство устанавливаются Агентством самостоятельно и отражаются в заключаемых договорах поручительства.
40. В случае превышения объема заявок СМСП на предоставление поручительства над объемом средств Гарантийного фонда, поручительство предоставляется СМСП, направление деятельности которых соответствует следующим критериям:
а) производственная деятельность;
б) развитие стройиндустрии;
в) развитие инновационных направлений бизнеса;
г) оказание туристских услуг;
д) переработка сельскохозяйственной продукции;
е) развитие народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции.
41. Критериями определения инновационности направлений бизнеса являются:
а) новизна - ориентация на новаторство в разработке и внедрении новых товаров, работ и услуг, стимулирование разработки и внедрения инноваций, деятельность по практическому применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау);
б) востребованность практических результатов интеллектуальной деятельности (в том числе наличие писем, соглашений о намерениях и других документов от потребителей результатов научно-технической деятельности);
в) финансовые показатели - динамика показателей рентабельности и роста, свидетельствующая о стабильности развития бизнеса;
г) проработанность бизнес-проекта - умение ставить стратегические и тактические цели и добиваться их достижения; учет факторов риска; наличие маркетинговых исследований; обоснование тактики ведения бизнеса;
д) наличие сформированной управленческой команды - количество и качество специалистов, задействованных в реализации бизнес-проекта; распределение функциональных обязанностей; формы взаимодействия, оперативной передачи информации о возникших трудностях и принятия решений о способах преодоления возникших трудностей; оценка вклада сотрудников в достижение результата; стимулирование деловой активности сотрудников;
е) реализуемость - оценка возможности реализации бизнес-проекта, в том числе техническая исполнимость, соотнесение целей и задач бизнес-проекта и совокупности ресурсов для его исполнения.
VI. Порядок предоставления поручительства
42. Решение о предоставлении поручительств или об отказе в предоставлении принимает Комиссия по предоставлению поручительств Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай (далее - Комиссия) в составе согласно приложению N 1 к настоящему Положению. Положение о Комиссии определено приложением N 2 к настоящему Положению.
43. Сроки рассмотрения заявок Агентством при условии комплектности документов, определенной Советом директоров, и времени предоставления заявки до 11 часов 00 минут местного времени составляют:
а) 3 рабочих дня для заявок, по которым размер поручительства не превышает 5 млн. рублей;
б) 5 рабочих дней для заявок, по которым размер поручительства составляет от 5 млн. до 25 млн. рублей.
44. Поручительства предоставляются СМСП:
а) осуществляющим хозяйственную деятельность на дату обращения за получением поручительства сроком не менее 3 месяцев;
б) по кредитным договорам, заключенным на срок не менее одного года, и в сумме, превышающей 1 млн. рублей;
в) не имеющим за 3 месяца, предшествующих дате обращения за получением поручительства нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров займа, лизинга;
г) не имеющим на дату обращения за получением поручительства просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
д) в отношении которых в течение двух лет (либо меньшего срока, если срок хозяйственной деятельности составляет менее двух лет), предшествующих дате обращения за получением поручительства, не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае, если деятельность СМСП подлежит лицензированию);
е) предоставившим обеспечение кредита в размере не менее 30 процентов от суммы своих обязательств в части возврата фактически полученной суммы кредита и уплаты процентов на нее.
45. Для СМСП, осуществляющих несколько видов деятельности (многопрофильных), основным видом деятельности является деятельность, доля которой является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
46. Виды деятельности, в отношении которых не может быть выдано поручительство:
а) производство подакцизных товаров и торговля ими;
б) деятельность ломбардов;
в) торговля ювелирными изделиями;
г) игорный бизнес;
д) финансовые услуги (в том числе операции с ценными бумагами, страхование, риэлтерская деятельность).
47. СМСП обращается в финансовую организацию с заявкой на получение кредита. Финансовая организация в соответствии с регламентом предоставления поручительства производит анализ проекта и оценку финансового состояния потенциального СМСП, определяет величину необходимого обеспечения.
48. В случае, если финансовая организация считает возможным выдачу кредита СМСП под поручительство, СМСП направляет в Агентство:
а) совместную заявку, подписанную финансовой организацией и СМСП;
б) выписку из решения кредитного комитета финансовой организации;
в) пакет документов, необходимый для получения кредита (включая юридическую и финансовую информацию по СМСП, бизнес-план (технико-экономическое обоснование), информацию по залоговому обеспечению, заключение кредитного инспектора);
г) документацию на СМСП, соответствующую критериям, установленным в пункте 44 настоящего Положения.
49. Агентство в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 48 настоящего Положения, осуществляет проверку СМСП, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется поручительство, на соответствие условиям настоящего Положения, анализ его финансового состояния, иные действия, связанные с предоставлением поручительства, и выносит на рассмотрение Комиссии мотивированное заключение.
50. Комиссия в срок не позднее 10 рабочих дней с даты обращения Агентства осуществляет рассмотрение представленных заключений и принимает решение о предоставлении поручительства или об отказе в предоставлении, в случае несоответствия СМСП требованиям, установленным пунктом 44 настоящего Положения и (или) непредставления документов, указанных в пункте 48 настоящего Положения.
51. При положительном решении Комиссии, с целью обеспечения обязательств СМСП по привлекаемому кредиту, Агентством в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения Комиссии предоставляется поручительство.
52. СМСП предоставляет Агентству отчет о целевом использовании кредитных средств в течение 10 рабочих дней с момента их использования.
53. Финансовая организация в течение 5 рабочих дней со дня заключения кредитного договора направляет в Агентство следующие документы:
а) копию кредитного договора с СМСП с указанием ссудного счета, с приложением графика погашения кредита;
б) копию договоров залога или иного обеспечения исполнений обязательств СМСП по кредитному договору;
в) выписку по ссудному счету СМСП.
54. Финансовая организация осуществляет контроль за исполнением СМСП обязательств по кредитному договору и предоставляет Агентству по его запросу необходимую информацию, в том числе:
а) информацию о финансово-хозяйственной деятельности СМСП;
б) информацию о состоянии залога, предоставленного в обеспечение обязательств СМСП;
в) отчет о целевом использовании кредитных средств.
VII. Условия исполнения обязательств по поручительству
55. Обязанность осуществления выплат на основании поручительства возникает после того, как финансовая организация при наступлении срока выполнения обязательств СМСП по кредитному договору документально подтвердит факт:
а) наступления гарантийного случая путем предоставления заверенной выписки по счету просроченных кредитных ресурсов СМСП;
б) вступления в силу решения арбитражного суда по иску финансовой организации о взыскании задолженности с СМСП;
в) реализации в предусмотренном порядке предмета залога, переданного СМСП финансовой организации в обеспечение кредита;
г) реализации иного имущества СМСП, на которое финансовая организация имеет возможность наложить взыскание;
д) реализации имущества третьих лиц, предоставленного в обеспечение погашения кредита СМСП на условиях договоров, заключенных между финансовой организацией и третьими лицами.
56. Агентство в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента получения от финансовой организации документов, указанных в пункте 55 настоящего Положения и документов, указанных в договоре поручительства, рассматривает их и уведомляет финансовую организацию о принятом решении, при этом в случае наличия возражений Агентство направляет в финансовую организацию письмо с указанием всех имеющихся возражений.
При отсутствии возражений Агентство в срок не позднее 30 календарных дней с даты предъявления требования финансовой организацией перечисляет денежные средства из средств Гарантийного фонда на указанные банковские счета.
57. После погашения Агентством финансовой организации задолженности СМСП по кредитному договору к Агентству переходят все права финансовой организации по кредитному договору в объеме исполненных обязательств.
После исполнения обязательств по договору поручительства Агентство в срок не позднее 5 рабочих дней с даты перечисления денежных средств на банковский счет финансовой организации предъявляет финансовой организации требование о предоставлении документов, удостоверяющих права требования финансовой организации к должнику, и передаче прав, обеспечивающих эти требования.
58. Агентство обязано потребовать от СМСП в порядке регресса возмещения расходов, связанных с исполнением обязательств по поручительству, в том числе:
а) суммы, выплаченной финансовой организацией во исполнение обязательства по договору поручительства;
б) уплаты процентов в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день с момента предъявления регрессного требования СМСП;
в) иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за СМСП.
59. В случае осуществления Агентством выплат по требованиям финансовых организаций после предоставления постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (вследствие ликвидации, банкротства, смерти должника либо невозможности установить адрес должника или местонахождение имущества должника) по решению Совета директоров требование к СМСП, организации инфраструктуры поддержки СМСП не предъявляется.
60. СМСП, исполнивший обязательства, обеспеченные поручительством, обязан немедленно известить об этом Агентство. В противном случае Агентство, в свою очередь исполнившее обязательство, вправе взыскать с финансовой организации необоснованно полученные средства либо предъявить регрессное требование к СМСП.
61. При неисполнении СМСП требования Агентства, указанного в пункте 60 настоящего Положения, последнее вправе обратиться с иском в арбитражный суд.
62. Агентство ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за отчетным, размещает на официальных сайтах информационной поддержки СМСП в Республике Алтай и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о размере поручительств, выданных за отчетный период и реестр СМСП, являющихся получателями такой поддержки.
Приложение 1 изменено с 11 января 2018 г. - Постановление Правительства Республики Алтай от 11 января 2018 г. N 2
Приложение N 1
к Положению о Гарантийном фонде
обеспечения исполнения обязательств
субъектов малого и среднего
предпринимательства в Республике Алтай
Состав
Комиссии по предоставлению поручительств Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай
11 января 2018 г.
Пальталлер Р.Р. |
- Первый заместитель Председателя Правительства Республики Алтай (председатель Комиссии) |
Птицын Р.В. |
- первый заместитель министра экономического развития и туризма Республики Алтай (заместитель председателя Комиссии) |
Лыкова М.В. |
- начальник отдела микрофинансирования и управления Гарантийным фондом Акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай" (секретарь Комиссии, по согласованию) |
Алисов А.А. |
- министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай |
Безрученков И.В. |
- директор Государственного бюджетного учреждения Республики Алтай "Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай" (по согласованию) |
Евдокимова Н.В. |
- директор микрофинансовой организации, некоммерческой организации "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай" (по согласованию) |
Ефимов С.А. |
- председатель Комитета Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай по финансовой, налоговой и экономической политике (по согласованию) |
Завьялова О.В. |
- заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, министр финансов Республики Алтай |
Карпенко М.В. |
- генеральный директор Акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай" (по согласованию) |
Кондратьев Н.П. |
- министр регионального развития Республики Алтай |
Криворученко К.Ю. |
- депутат Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай (по согласованию) |
Приложение N 2
к Положению о Гарантийном фонде
обеспечения исполнения обязательств
субъектов малого и среднего
предпринимательства в Республике Алтай
Положение
о Комиссии по предоставлению поручительств Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай
I. Общие положения
1. Комиссия по предоставлению поручительств Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай (далее - Комиссия) является коллегиальным органом, принимающим решения по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), которым будет предоставлено поручительство Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай (далее - Гарантийный фонд).
2. Комиссия в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, законодательством Республики Алтай и настоящим Положением.
3. По направлениям своей деятельности Комиссия взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Алтай, исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, органами местного самоуправления в Республике Алтай, организациями и общественными объединениями.
4. Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии возлагается на Акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай" (далее - Агентство), наделенное полномочиями по исполнению функций управления Гарантийным фондом.
II. Основные задачи и функции Комиссии
5. Основной задачей Комиссии является отбор СМСП, которым будет предоставлено поручительство Гарантийного фонда.
III. Состав и порядок работы Комиссии
7. Создание Комиссии и определение ее состава осуществляется Правительством Республики Алтай.
8. Председатель Комиссии руководит ее деятельностью, председательствует на заседаниях, организует ее работу, осуществляет общий контроль за реализацией принятых Комиссией решений.
В отсутствие председателя Комиссии обязанности председателя Комиссии исполняет его заместитель.
9. Подготовку материалов к заседаниям Комиссии, оповещение ее членов о времени и месте проведения заседаний осуществляет Агентство.
10. На секретаря Комиссии возлагается ответственность за ведение, оформление и хранение протоколов заседаний Комиссии.
11. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости.
12. Протокол заседания Комиссии подписывается всеми присутствующими членами Комиссии.
13. Протоколы заседаний Комиссии хранятся в Агентстве не менее трех лет.
14. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины членов Комиссии. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов, голос председателя Комиссии является решающим.
Член Комиссии в случае невозможности присутствовать на заседании комиссии имеет право изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое доводится до членов Комиссии и отражается в протоколе.
IV. Полномочия Комиссии
15. Комиссия для решения возложенных на нее задач осуществляет следующие полномочия:
а) организовывает и проводит отбор СМСП, которым будет предоставлено поручительство Гарантийного фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) рассматривает заключения Агентства;
в) по результатам проведения отбора принимает решения:
о предоставлении СМСП поручительства Гарантийного фонда;
о не предоставлении СМСП поручительства Гарантийного фонда;
г) извещает СМСП о результатах решений Комиссии.
V. Контроль за исполнением принятых Комиссией решений
16. Контроль за исполнением решений Комиссии осуществляет председатель Комиссии.
17. Оперативный контроль за исполнением протоколов заседаний Комиссии осуществляет секретарь Комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гарантийный фонд представляет собой совокупность финансовых ресурсов, консолидированных Акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай", для обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства перед финансовыми организациями путем предоставления поручительств. Фонд сформирован для целей развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга, банковских гарантиях. Полномочиями по исполнению функций управления Гарантийным фондом наделено Акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай". Высшим органом управления является Совет директоров агентства. Средства фонда формируются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Алтай о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Определены критерии отбора кредитных организаций, лизинговых компаний, микрофинансовых организаций для заключения соглашения о сотрудничестве с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай.
Постановление Правительства Республики Алтай от 29 июня 2017 г. N 142 "О Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай"
Текст постановления опубликован на официальном портале Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 30 июня 2017 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2017 г., в Сборнике законодательства Республики Алтай, июнь 2017 г. N 145, с. 283
Постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2018 г. N 304 настоящее постановление признано утратившим силу с 28 сентября 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Алтай от 29 июня 2018 г. N 198
Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г.
Постановление Правительства Республики Алтай от 17 апреля 2018 г. N 112
Изменения вступают в силу с 17 апреля 2018 г.
Постановление Правительства Республики Алтай от 11 января 2018 г. N 2
Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.