Приказ Министерства культуры Республики Алтай от 21 сентября 2017 г. N 251-п
"Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры Республики Алтай"
Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 01.03.2016 N ДК-П12-1123, от 25.04.2016 N ДК-П12-2459, распоряжения Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 N Р-965, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры Республики Алтай.
2. Рекомендовать Главам муниципальных образований Республики Алтай разработать и утвердить Методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры Республики Алтай.
Министр |
О.Ю. Антарадонова |
Утверждено
приказом Министерства культуры
Республики Алтай
от "21" сентября 2017 г. N 251-п
Методические рекомендации
по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры Республики Алтай
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 2 августа 2017 года N Р-965 "Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры" и в целях обеспечения доступности организаций культуры путем оптимального размещения сети организаций культуры с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры, где "норма" - это минимально допустимое количество сетевых единиц, а "норматив" - это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах) и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.
Под "сетевой единицей" следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.
2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются Министерством культуры Республики Алтай и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Алтай в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.
3. Методические рекомендации и нормативы носят рекомендательный характер и могут быть использованы органами местного самоуправления муниципальных образований при реализации полномочий по развитию и обеспеченности населения услугами организаций культуры. Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Алтай могут самостоятельно определять порядок их применения с учётом мониторинга информационных потребностей населения и сложившихся местных особенностей, что позволит создать условия для развития сети организаций культуры.
Учитывая удалённость большинства населённых пунктов от административных центров муниципальных образований, труднодоступность в условиях сложного географического рельефа и отсутствие регулярного транспортного сообщения рекомендуется производить расчёт в потребности организациями культуры исходя из исторически сложившейся сети организаций культуры в сельской местности региона, прошедшую испытание временем и меняющимися социально-экономическими условиями.
Расчет нормативной потребности Республики Алтай (муниципальных образований) в объектах культуры должен предусматривать:
- вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
- нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- нормативное значение (численность) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры (которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры);
- показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).
При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1000 чел.). Рекомендуются показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1000 жителей в соответствии с Приложением, которое является неотъемлемой частью данных методических рекомендаций.
При расчете нормативного значения численности населения на сетевую единицу следует использовать метод математического округления к ближайшему целому числу.
4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:
- существующую обеспеченность населения объектами культуры;
- функциональное многообразие организаций культуры;
- специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития региона;
- прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности Республики Алтай (муниципального образования).
- критерии доступности услуг организаций культуры для населения.
Критерии доступности услуг организаций культуры:
- возможность выбора организаций культуры;
- развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;
- возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
- сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;
- полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
- наличие организаций культуры для детей;
- наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
5. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности) а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
6. Размещение объектов культуры, должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городского округа и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.
Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами республиканского и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения Республики Алтай и муниципальных образований.
7. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.
Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
II. Нормы и нормативы размещения библиотек
В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.
Правительство Республики Алтай и органы местного самоуправления обеспечивают:
- финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов государственных и муниципальных библиотек;
- реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
- условия доступности для инвалидов государственных и муниципальных библиотек.
Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
Данные методические рекомендации предназначены для расчёта нормативной потребности в государственных и муниципальных библиотеках (нормативов сети библиотек), а также определения форм библиотечного обслуживания населения, нормативного объёма и пополнения библиотечного фонда.
Методика расчёта норм сети библиотек и форм библиотечного обслуживания
За сетевую единицу количества общедоступных библиотек принимаются: самостоятельные библиотеки - общедоступные универсальные библиотеки; специализированные детские библиотеки; межпоселенческие библиотеки, имеющие филиалы; библиотеки-филиалы; библиотеки поселений, вошедшие в состав культурно-досуговых центров. Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Алтай имеют право определять минимальное количество библиотек в зависимости от исторически сложившейся ситуации, текущей демографической и социально-экономической ситуации и местных особенностей.
Нормы размещения межпоселенческих (районных) библиотек
В соответствии с полномочиями муниципального района для библиотечного обслуживания населения создается межпоселенческая библиотека с филиалами в сельских поселениях, если иное (самостоятельная библиотека в сельском поселении) не установлено законом Республики Алтай и уставом муниципального района и сельского поселения в соответствии с ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ-N 131).
Межпоселенческая библиотека - центральная библиотека муниципального района, которой органами местного самоуправления присвоен статус межпоселенческой.
Межпоселенческая библиотека выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района, по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек; по формированию универсального фонда документов; по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики. Ввиду вышеизложенных функций, связанных не только с обслуживанием населения, но и с исполнением специализированных библиотечных операций в интересах всех библиотек муниципального района, а также в соответствии с установленными полномочиями муниципального района, межпоселенческая библиотека создается независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе.
Главным в определении нормативов обеспеченности библиотечным обслуживанием населения муниципального образования является создание условий для сохранения уже традиционно сложившихся объединений библиотек, предоставляющих жителям региона набор библиотечно-информационных услуг на базе единых ресурсов (централизованных библиотечных систем). В соответствии с ФЗ-N 131 районные централизованные библиотечные системы или объединения иных видов могут создаваться при условии заключения соглашений между главами администраций муниципальных образований и сельских поселений о передаче полномочий по организации библиотечного обслуживания с предоставлением соответствующих субвенций.
Для реализации муниципальным образованием полномочий по "организации библиотечного обслуживания межпоселенческими библиотеками, комплектованию и обеспечению сохранности их библиотечных фондов" (ст. 15 ФЗ-N 131) в целях минимальной обеспеченности населения муниципального образования библиотечным обслуживанием органами местного самоуправления муниципального образования создаётся межпоселенческая библиотека. Органы местного самоуправления муниципального образования могут создавать детские библиотеки как самостоятельные учреждения, либо как отдел межпоселенческой библиотеки. Межпоселенческая библиотека автоматически получает статус центральной районной библиотеки в соответствии с рекомендациями Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки (Утв. 31 окт. 2014 г. Министром культуры РФ В.Р. Мединским) и ФЗ-N 131. Центральная районная библиотека (межпоселенческая библиотека) в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечение сводного каталога, а также оказывать методическую помощь библиотекам-филиалам.
Библиотечное обслуживание сельских поселений
Общедоступная библиотека сельского поселения, имеющая статус центральной, располагается в административном центре сельского поселения
Общим требованием к организации библиотечной системы в сельских поселениях является обязательное обеспечение возможности получения библиотечных услуг во всех населённых пунктах, в том числе с малой численностью жителей (менее 250 чел.). В этих целях необходимо предусмотреть внестационарное библиотечное обслуживание (отделы внестационарного обслуживания поселенческих библиотек, пункты выдачи). В таблице определены формы библиотечного обслуживания сельских поселений и минимальные нормы создания стационарных библиотек:
Таблица 1
Категория населённого пункта / Численность населения |
Количество и виды библиотек |
Внестационарное библиотечное обслуживание |
Сельское поселение - центр муниципального образования |
1 общедоступная библиотека с детским отделением при численности детского населения до 1 тыс. чел.; 1 специализированная детская библиотека при численности детского населения 1 тыс. чел. и более; 1 точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
|
Сельское поселение - административный центр для нескольких поселений / независимо от численности населения |
1 общедоступная библиотека; 1 точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
|
Сельское поселение / численность населения до 250 чел. Транспортная доступность 15-30 минут |
|
Библиотечный пункт (отдел внестационарного обслуживания) поселенческой библиотеки (КДУ) или передвижная библиотека |
Сельское поселение / численность населения от 250 чел. Транспортная доступность 15-30 минут |
1 общедоступная библиотека; 1 точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
|
Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.
Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.
Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов должна предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением, либо, при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района, филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.
Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) организует работу филиала на базе специализированного помещения или пункт книговыдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.
III. Нормы и нормативы размещения музеев
Нормы и нормативы размещения музеев в зависимости от наличия предметов и коллекций, которые отнесены (или могут быть отнесены) к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, сохранности и популяризации культурного наследия.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев:
Таблица 2
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги / Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Субъект Российской Федерации |
Краеведческий музей |
Административный центр с населением до 150 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра 30-40 минут; для жителей муниципальных образований от 1 часа |
Тематический музей |
|
1 |
||
Городской округ |
Краеведческий музей |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Тематический музей |
Независимо от количества населения |
1 |
||
Муниципальный район |
Краеведческий музей |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность до 30 минут |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть музейного Фонда Российской Федерации.
К расчету сетевых единиц принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности.
Минимально необходимое количество музеев для различных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации определяется по следующей формуле:
,
где:
- музейная сеть;
- численность населения;
- норматив численности жителей на 1 музей.
Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем (например, в пределах одного музеефицированного кремля, монастыря, усадьбы), рассматриваются как необособленные и не считаются отдельной сетевой единицей, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям.
Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определенного населенного пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.
Тематические музеи могут быть любой профильной группы: политехнический, мемориальный, военно-исторический, историко-бытовой, археологический, этнографический, литературный, музыкальный, музей науки, техники, кино, архитектуры, боевой (трудовой) славы.
3. Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев, находящихся в ведении Республики Алтай, определяется Правительством Республики Алтай.
Решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности субъектов Российской Федерации, принимаются Министерством культуры Республики Алтай, на которое возложено государственное регулирование в области культуры.
4. Согласно ФЗ-N 131 органы местного самоуправления муниципальных образований имеют право на создание музеев.
В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации независимо от количества населения.
В муниципальных образованиях, в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников, могут быть созданы филиалы, или структурные подразделения государственных музеев, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, которые должны учитываться в качестве сетевой единицы муниципального образования, так как они обслуживают местное население.
В муниципальном районе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Районные музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населенных пунктах сельских поселений. Филиалы районного музея в сельских поселениях принимаются к расчету в качестве сетевой единицы.
5. Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания музеев в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры. Художественные коллекции могут входить в состав краеведческого музея или на их основе может быть создан художественный музей (галерея). Самостоятельные художественные музеи муниципальных образований должны приниматься к учету как сетевая единица тематического музея.
6. Определение предельно допустимых антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется на основе разработанных Министерством культуры Российской Федерации Методических рекомендаций "По разработке нормативов посещаемости музеев-заповедников в зависимости от их возможностей по приему посетителей", направленных на повышение эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.
IV. Нормы размещения театров
1. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории.
В соответствии с "Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года" утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р, театр - это организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства, предусматривающего расширение доступности театрального искусства для различных групп населения.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 22.12.2011 г. N 787-р утверждена "Концепция долгосрочного развития театрального дела в Республике Алтай на период до 2020 года", для достижения цели Концепции - определение путей и способов сохранения достижений БУ РА "Национальный драматический театр имени П.В. Кучияк", а в долгосрочной перспективе - обеспечение усиления развития театрального дела в Республике Алтай в традиционных формах с использованием инновационных подходов и мирового опыта, необходимо решение следующих задач:
- расширение разнообразия театрального предложения;
- расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории;
- поддержка развития драматургии, науки о театре, театральной критики.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения театров:
Таблица 3
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги / Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Субъект Российской Федерации |
Национальный драматический театр |
Административный центр с населением до 150 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 30-40 минут; для жителей муниципальных образований от 1 часа/либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
2. За сетевую единицу принимаются театры (театры-студии), являющиеся юридическими лицами, либо филиалы театров.
Учитывается в качестве одной сетевой единицы театр, в котором действует нескольких театральных трупп (работающих на разных языках или имеющих самостоятельный репертуар), объединенных общей администрацией и представляющих единый баланс.
Если на одной театральной площадке работают театры различной жанровой направленности, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, то каждый из них учитывается в качестве самостоятельной сетевой единицы.
3. Минимальный перечень подвидов театров составляют театры драмы, музыкальные театры, театры юного зрителя, театры кукол и театры по видам искусств.
Музыкальный театр, включающий в себя такие жанровые виды, как опера, балет, оперетта, мюзикл, рекомендуется создавать при наличии на территории субъекта Российской Федерации учебного заведения, выпускающего соответствующих исполнителей (консерватории или другого профильного ВУЗа, училища).
4. Учитывая, что Республика Алтай является национальным субъектом Российской Федерации необходимо функционирование национального драматического театра, где репертуар театра играют на двух языках (алтайском и русском).
Органы местного самоуправления муниципальных образований имеют право использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания театров в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
Минимально необходимое количество театров для муниципальных образований определяется по следующей формуле:
,
где:
- театральная сеть;
- численность населения;
- норматив численности жителей на 1 театр.
В целях выравнивания диспропорций по обеспечению доступности населения к театральному искусству и на основании полномочия муниципальных органов власти по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры в муниципальных образованиях создаются театры.
В городских округах устанавливается норматив количества театров различной направленности, объединяющий несколько жанровых видов (драмы и комедии, музыкально-драматический), при обязательном наличии в репертуаре спектаклей для детей и молодежи.
В территориях с высокой плотностью населения и наличием кадрового состава профессиональных театральных актеров (наличием профессионального учебного заведения) количество театров может быть увеличено по решению учредителя.
V. Нормы и нормативы размещения концертных организаций
В соответствии с "Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года" формирование и развитие общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве, расширение аудитории концертов академической музыки для различных категорий и групп населения должно осуществляться путем создания концертных организаций и концертных коллективов академической направленности.
Нормы и нормативы размещения концертных организаций устанавливаются в соответствии с потребностями населения в области академической музыки.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения концертных организаций:
Таблица 4
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации осуществляющей услуги / Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Субъект Российской Федерации |
Концертный зал |
Административный центр с населением до 500 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 30-40 минут, для жителей муниципальных образований от 1 часа /либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
Филармония |
1 |
|||
Концертный творческий коллектив |
2 |
|||
Городской округ |
Концертный зал |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Концертный творческий коллектив |
Независимо от количества населения |
1 |
||
Муниципальный район |
Концертный зал |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Сельское поселение |
Концертный творческий коллектив |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 15-30 минут |
К концертным организациям относятся:
- филармонии - основной вид концертной организации в области академической музыки, имеющей в своем распоряжении один или несколько филармонических концертных залов и (или) творческих коллективов, и организующей гастроли иных творческих коллективов филармонической направленности (оркестры, хоры, ансамбли);
- филармонический концертный зал - специальная площадка, отвечающая акустическим стандартам исполнения академической музыки, или вид концертной организации, выполняющей функции формирования и удовлетворения общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве;
- самостоятельные концертные коллективы, являющиеся юридическими лицами. К концертным коллективам относятся симфонические оркестры, оркестры народных, духовых инструментов, хоровые капеллы, народные хоры, хореографические и фольклорные ансамбли и т.п.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. К расчету сетевых единиц принимаются организации всех форм собственности.
В качестве сетевой единицы концертного зала могут учитываться площадки, отвечающие акустическим стандартам, которые входят в состав иных организаций культуры (филармоний, культурно-досуговых учреждений, специализированных учебных заведений).
Минимально необходимое количество концертных организаций для различных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации определяется по следующей формуле:
,
где:
- сеть концертных организаций;
- нормативное число концертных залов;
- нормативное число филармоний;
- нормативное число концертных творческих коллективов.
,
где:
- численность жителей;
- норматив числа жителей на 1 концертную организацию.
,
где:
- численность жителей;
- норматив числа жителей на 1 филармонию.
,
где:
- численность жителей;
- норматив числа жителей на 1 концертный творческий коллектив.
VI. Нормы и нормативы размещения цирков
При наличии потребности в услугах цирковых организаций цирковой коллектив может быть создан в рамках полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Алтай.
VII. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа
1. В соответствии с полномочиями органов местного самоуправления по организации и поддержке учреждений культуры и искусства, на основании Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, и по созданию условий для развития народного художественного творчества создаются учреждения клубного типа.
При подсчете нормативной обеспеченности учреждениями клубного типа в качестве 1 сетевой единицы принимается учреждение, расположенное в специализированном помещении и способное оказывать весь перечень услуг.
Минимально необходимое количество учреждений клубного типа для различных муниципальных образований и Республики Алтай определяется по следующей формуле:
,
где:
- сеть учреждений клубного типа;
- численность населения;
- норматив численности жителей на 1 учреждение клубного типа.
Соответствие фактического числа учреждений клубного типа нормативу может быть скорректировано на коэффициент 0,5 в случае, если культурно-досуговое учреждение расположено в приспособленном помещении без специализированного зрительного зала, то есть это учреждение следует учитывать, как 0,5 сетевой единицы.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа:
Таблица 5
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги / Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Субъект Российской Федерации |
Дом (центр народного творчества) |
Административный центр независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня |
Дворец культуры |
|
1 |
|
|
Городской округ |
Дом культуры |
население от 100 до 500 тыс. чел. |
1 на 200 тыс. чел 1 на 100 тыс. чел |
Транспортная доступность 30-40 минут |
|
|
население до 100 тыс. |
1 на 20 тыс. чел. |
|
Муниципальный район |
Центр культурного развития |
Независимо от количества населения |
1 |
|
Передвижной многофункциональный |
Транспортная единица |
1 |
|
|
Сельское поселение |
Дом культуры |
Административный центр сельского поселения |
1 |
Шаговая доступность 20-50 минут / Транспортная доступность 20-50 минут |
|
Филиал сельского дома культуры |
Независимо от количества населения |
1 |
|
2. Под учреждением клубного типа понимается организация, основной деятельностью которой является создание условий для занятий любительским художественным творчеством, предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и досугового характера.
За сетевую единицу принимаются учреждения культуры клубного типа всех форм собственности.
Минимальный перечень подвидов учреждений культуры клубного типа составляют:
- республиканский (областной, окружной) Дом (Центр) народного творчества, который обеспечивает координацию деятельности учреждений культуры клубного типа, действующих на территории субъектов Российской Федерации, по развитию и сохранению народной культуры. Дом (Центр) народного творчества может иметь филиалы в муниципальных образованиях, являющихся центром бытования особых видов народной культуры;
- республиканские (областные, окружные, муниципальные) научно-методические центры, национально-культурные центры, дома дружбы, дома ремесел, дома фольклора, Дома (Центры) культуры.
Количество таких учреждений определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Алтай исходя из культурного разнообразия территории и уровня бюджетной обеспеченности.
3. Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа на уровне Республики Алтай предусматривают наличие Дома (Центра) народного творчества.
Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в городских округах и городских поселениях предусматривают наличие 1 Дома культуры на население от 10 до 200 тыс. чел. в зависимости от плотности населения и разнообразия культурно-досуговой инфраструктуры населенного пункта.
При определении нормативной потребности муниципального образования в учреждениях клубного типа применяя шаговую доступность в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети следует применять коэффициент от 1,25 до 2 к нормативной потребности в учреждениях клубного типа в сельских поселениях (без учета административного центра).
В связи с отдаленными, труднодоступными населенными пунктами и низкой плотностью сельского населения, также учитывая проблему транспортной доступности клубов для жителей сельских населенных пунктов, труднодоступное и плохое состояние дорог. В Республике Алтай расстояние от населенных пунктов до административного центра сельского поселения составляет 70-120 км. В приравненных к районам Крайнего Севера муниципальном образовании "Улаганский район" от Челушманского поселения до административного центра расстояние составляет 117 км., транспортная доступность 3-5 часов в зависимости от погодных условий. Зимой температура достигает -40 градусов по Цельсию и более. Сокращение сети учреждений культуры, особенно в сельской местности приведет к ограничению прав жителей республики, обеспечивающей равный доступ ко всему спектру услуг в сфере культуры. Поэтому необходимо в населенных пунктах с численностью от 100 чел. функционирование структурных подразделений общедоступных культурно-досуговых учреждений.
На территории республики более 40% культурно-досуговых учреждений находятся в приспособленных учреждениях.
В настоящее время отмечается необходимость открытия новых сельских домов культуры в связи с увеличением численности населения в с. Майма (численность населения составляет 20,6 тыс. чел., посадочных мест 338 ед.), в с. Кош-Агач (численность населения 9,5 тыс. чел. число посадочных мест - 150 ед.).
Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа в сельских поселениях предусматривают наличие 1 Дома культуры в административном центре сельского поселения и наличие 1 Дома культуры на 200 чел. независимо от количества населенных пунктов в сельском поселении.
Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания Домов культуры в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
Нормативная потребность
в посадочных местах в учреждениях клубного типа
Нормативное число посадочных мест в сельских поселениях:
на 500 чел.-100 мест;
если районное (межпоселенческое учреждение), то необходимо прибавить 300 мест;
средняя мощность одного учреждения - 150 посадочных мест.
Нормативная потребность посадочных мест в городском округе на 1000 жителей:
- с населением от 10,0 тыс. чел. до 50,0 тыс. чел. - 25 посадочных мест;
- с населением от 51,0 тыс. чел. до 100,0 тыс. чел. - 20 посадочных мест;
- с населением от 101,0 тыс. чел. до 250,0 тыс. чел. - 15 посадочных мест;
- с населением от 251,0 тыс. чел. 500,0 тыс. чел. - 10 посадочных мест;
- с населением от 500,0 тыс. чел. и более - 5 посадочных мест.
Минимально необходимое количество учреждений клубного типа в сельском поселении определяется по следующей формуле:
,
где:
- сеть учреждений клубного типа;
- численность населения;
- численность населения административного центра сельского поселения;
- норматив численности жителей на 1 филиал дома культуры;
- норматив числа домов культуры для административного центра сельского поселения.
4. При наличии потребности в Домах культуры выше рекомендуемого норматива, количество таких учреждений и условия их создания утверждаются Правительством Республики Алтай и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
5. В целях обеспечения межпоселенческих функций по обеспечению досуга населения и создания условий для развития народного художественного творчества, на уровне муниципального района создается районный Дом культуры, обеспечивающий методическое руководство и творческую координацию развития самодеятельного искусства и народного творчества на территории муниципального района.
6. Центры культурного развития создаются на основании нормативно правовых актов Правительства Республики Алтай и, согласно Плану мероприятий "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", являются одним из показателей проведения структурных реформ в сфере культуры в целях: выравнивания диспропорций по качеству предоставления и разнообразия услуг в сфере культуры для сельского населения; обеспечения максимальной вовлеченности населения в культурно-творческую деятельность; создания новых возможностей для творческой самореализации и культурного развития населения; создания условий для межнационального культурного обмена; повышения качества жизни населения.
Рекомендуется создание центра культурного развития на уровне муниципального района.
Создание Центров культурного развития в городских округах, и сельских поселениях осуществляется при наличии потребности по решению органов местного самоуправления за счет собственных средств.
VIII. Нормы размещения многофункциональных передвижных культурных центров
Передвижной многофункциональный культурный центр является организацией культуры клубного типа, созданной для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, образовательной и досуговой направленности. Комплекс представляет собой передвижную многофункциональную, высокотехнологичную площадку для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности.
Для муниципального района устанавливается норма - 1 транспортная единица для сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов (либо жилых районов города) и 1 транспортная единица на муниципальный район для обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры.
В соответствии с законами Республики Алтай на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях количество специализированных транспортных средств может быть увеличено, в том числе могут быть предусмотрены транспортные средства со специфической функциональной направленностью (библиомобили, киномобили, автоклубы).
IX. Нормы и нормативы размещения муниципальных парков культуры и отдыха
1. Органы местного самоуправления Республики Алтай, в целях реализации полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения создают парки культуры и отдыха.
2. Парк культуры - это объект ландшафтной архитектуры, структура которого предусматривает рекреационную зону, зону аттракционов и зону сервиса.
За сетевую единицу принимаются парки культуры и отдыха всех форм собственности.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения парков культуры и отдыха:
Таблица 6
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги / Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Городской округ |
Парк культуры и отдыха |
на 30 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
3. Мощность парка по площади определяется в зависимости от объемов, предусмотренных для данного объекта в составе зоны рекреационного назначения в документах территориального планирования. Площадь планировочной структуры парка определяется в соответствии с концепцией развития парковой территории, утвержденной органом местного самоуправления.
4. При наличии потребности в парках культуры и отдыха в населенных пунктах с количеством жителей менее 30 тыс. чел. количество парков и условия их создания утверждаются в нормативах градостроительного проектирования органов местного самоуправления за счет собственных средств.
X. Нормы размещения зоопарков, ботанических садов
1. Во исполнение установленных полномочий по поддержке учреждений культуры и искусства Республики Алтай и на основании полномочия муниципальных органов власти по созданию условий для организации культуры создаются зоопарки (ботанические сады), которые различаются по площади, коллекции животных и ряду функций.
2. Зоопарк (ботанический сад) создается на базе специализированной ландшафтной среды при условии наличия коллекции животных и растений для демонстрации населению различных видов фауны и флоры, ведения научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности по охране природы и животного мира. Ботанический сад выполняет те же функции за исключением научно-исследовательской.
За сетевую единицу принимаются зоопарки всех форм собственности.
3. Мощность зоопарка (ботанического сада) по площади определяется в зависимости от объема коллекции и видов животных (растений).
4. При наличии потребности в зоопарках (ботанических садах) в населенных пунктах менее 250,0 тыс. чел. количество и условия создания зоопарков (ботанических садов) утверждаются в нормативах градостроительного проектирования Республики Алтай и органов местного самоуправления за счет собственных средств.
XI. Нормы и нормативы размещения кинотеатров и кинозалов
1. В целях обеспечения доступности для населения киноискусства, на основании полномочий по созданию условий для организации досуга населения, органы местного самоуправления организуют (создают условия) для организации кинозалов.
Таблица 7
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги / Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Городской округ |
Кинозал |
на 20 тыс. чел. |
1 |
|
Сельское поселение |
Кинозал |
население от 3 тыс. чел. |
1 на 3 тыс. чел. |
Шаговая доступность 15-30 минут/ Транспортная доступность 15-30 минут |
2. За сетевую единицу принимаются площадки кинопоказа всех форм собственности, а именно кинотеатры и кинозалы, расположенные в специализированном кинотеатре.
При наличии в кинотеатре нескольких кинозалов, к учету принимается каждый кинозал как сетевая единица. Также к расчету принимаются кинозалы, расположенные в учреждении культуры, либо в коммерческой организации.
3. Нормы и нормативы обеспеченности услугами кинопоказа предусматривают не менее 1 кинозала на 20 тыс. чел. в городском округе.
4. Для населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные кинозалы, органы местного самоуправления организуют кинопоказ на базе передвижных многофункциональных культурных центров.
Расчет
посадочных мест на совокупное количество театров на 1 тыс. жителей
Таблица 8
Норматив по городскому округу | |||||||||
Количество жителей в городских округах* |
до 20 000 |
20 000-29 999 |
30 000-49 999 |
50 000-99 999 |
100 000-149 999 |
150 000-199 999 |
200 000-249 999 |
250 000-499 999 |
500 000 и более |
посадочных мест (ед.) |
X |
X |
X |
5-7 |
6-5 |
5-4 |
4-3 |
3-2 |
2 и более |
Расчет
посадочных мест на совокупное количество концертных организаций на 1 тыс. жителей
Таблица 9
Норматив по городскому округу | |||||||||
Количество жителей в городских округах* |
До 20 000 |
20 000-29 999 |
30 000-49 999 |
50 000-99 999 |
100 000-149 999 |
150 000-199 999 |
200 000-249 999 |
250 000-499 999 |
500 000 и более |
посадочных мест (ед.) |
X |
X |
X |
5-7 |
6-5 |
5-4 |
4-3 |
3-2 |
2 и более |
Расчет
посадочных мест в учреждениях клубного типа на 1 тысячу жителей
Таблица 10
Норматив по сельскому поселению | ||||||
Количество жителей в сельском поселении |
до 500 чел. |
500-1000 |
1001-3000 |
3001-5000 |
5 000-10 000 |
10 001 и более |
посадочных мест (ед.) |
100 |
150 |
80 |
60 |
50 |
40 |
Норматив
по городскому округу
Количество жителей в сельском поселении (чел.) |
10 000-50 000 |
51 000-100 000 |
101 000-250 000 |
251 000-500 000 |
500 000 и более |
посадочных мест (ед.) |
25 |
20 |
15 |
10 |
5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства культуры Республики Алтай от 21 сентября 2017 г. N 251-п "Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры Республики Алтай"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства культуры Республики Алтай от 9 октября 2024 г. N П-04-01/0132 настоящий документ признан утратившим силу с 14 октября 2024 г.