Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
МО "Славский городской округ"
от 22 марта 2016 г. N 824
Положение
о порядке формирования муниципального резерва управленческих кадров администрации МО "Славский городской округ", подготовки лиц, включенных в резерв управленческих кадров, и исключения из резерва управленческих кадров
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке формирования муниципального резерва управленческих кадров администрации МО "Славский городской округ", подготовки лиц, включенных в резерв управленческих кадров, и исключения из резерва управленческих кадров (далее - Положение) разработано в целях развития местного самоуправления путем создания единой системы формирования и подготовки муниципального резерва управленческих кадров (далее - МРУК), эффективного использования наиболее квалифицированных перспективных управленческих кадров, а также повышения эффективности процессов отбора, расстановки и ротации кадров.
1.2. Правовую основу работы с МРУК составляют Конституция Российской Федерации, иные федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации от 09.02.2013 года N 126 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.04.2010 года N 636-р "Об утверждении федеральной программы "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2018)", Указ Губернатора Калининградской области от 19.11.2008 года N 70 "Об организации работы по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Калининградской области", Указ Губернатора Калининградской области от 20 февраля 2014 года N 50 "О резерве управленческих кадров".
1.3. Под муниципальным резервом МРУК понимается специально сформированная на основе индивидуального отбора и комплексной оценки группа перспективных работников, положительно оцениваемая по результатам предыдущей работы (службы, учебы), соответствующая установленным требованиям и обладающая необходимыми профессиональными и личностными качествами для замещения руководящих должностей в сфере муниципального управления.
1.4. Формирование МРУК осуществляется комиссией по формированию и подготовке муниципального резерва управленческих кадров администрации муниципального образования "Славский городской округ".
2. Задачи и принципы формирования муниципального резерва управленческих кадров администрации муниципального образования "Славский городской округ"
2.1. Задачи формирования муниципального резерва управленческих кадров администрации муниципального образования "Славский городской округ":
- обеспечение непрерывности и преемственности кадрового обеспечения муниципального управления;
- обеспечение замещения руководящих должностей в сфере муниципального управления высококвалифицированными и результативными кадрами, способными решать широкий спектр управленческих задач;
- содействие профессиональному и должностному росту управленческих кадров муниципальных образований;
- стимулирование повышения профессионализма, служебной активности руководителей (специалистов);
- целенаправленное повышение квалификации и переподготовка лиц, состоящих в муниципальном резерве.
2.2. Принципы формирования муниципального резерва управленческих кадров:
- взаимосвязь резервов управленческих кадров федерального, регионального и муниципального уровней;
- добровольность включения в муниципальный резерв;
- единство основных требований, предъявляемых к кандидатам на включение в муниципальный резерв;
- непрерывность работы с муниципальным резервом, постоянное обновление его состава;
- эффективность использования муниципального резерва;
- гласность и доступность информации о формировании и функционировании муниципального резерва;
- равный доступ граждан к зачислению в муниципальный резерв в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
- объективность оценки профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности лиц, включенных в муниципальный резерв;
- профессионализм и компетентность лиц, включенных в муниципальный резерв;
- возможность проведения периодической ротации лиц, состоящих в муниципальном резерве, с учетом достигнутых ими результатов работы.
2.3. Муниципальный резерв управленческих кадров формируется:
А) по трем целевым группам:
группа 1. Резерв управленческих кадров на руководящие должности в исполнительно-распорядительных органах муниципального образования "Славский городской округ";
группа 2. Резерв управленческих кадров на выборные должности в представительных органах муниципального образования "Славский городской округ" и Резерв должностных лиц органов местного самоуправления - руководителей муниципального района, городских и сельских поселений;
группа 3. Резерв управленческих кадров на должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
Б) по уровню готовности:
мотивированным решением Комиссии внутри каждой группы кандидаты распределяются по уровням готовности к занятию управленческих должностей:
1) "высший" - компетенции, опыт и общий уровень подготовки резервиста достаточны для назначения на вышестоящую управленческую должность;
2) "базовый" - после прохождения дополнительной профессиональной переподготовки, по итогам и с учетом тестирования кандидат может претендовать на занятие вышестоящей управленческой должности;
3) "перспективный" - перспективные (в том числе молодые) руководители, которые после получения дополнительного профессионального образования, профессиональной переподготовки, стажировки в органах местного самоуправления по итогам и с учетом сдачи соответствующих экзаменов и тестирования могут претендовать на замещение управленческих должностей, в том числе в порядке должностного роста.
3. Порядок выявления кандидатов на включение в муниципальный резерв управленческих кадров администрации муниципального образования "Славский городской округ"
3.1. Выявление кандидатов на включение в МРУК осуществляется Комиссией посредством применения следующих методик: проведение анкетирования и опросов в профессиональной среде (выявление кандидатов по принципу "лучшие выбирают лучших"); проведение и анализ итогов профессиональных конкурсов (проведение, сбор и анализ информации о результатах профессиональных конкурсов, проведенных государственными органами, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, на территории муниципального образования); анализ документов, представленных гражданами для включения в муниципальный резерв, в порядке самовыдвижения; мониторинг иных источников информации (сбор и анализ Комиссией информации из различных источников о наиболее опытных, авторитетных, высокоэффективных и профессиональных управленческих кадрах).
3.2. Источниками информации о наиболее опытных, авторитетных, высокоэффективных и профессиональных управленческих кадрах могут являться:
- сведения, предоставляемые органами государственной власти;
- сведения о профессиональных достижениях граждан, размещенные в средствах массовой информации;
- анализ публикаций в периодических научных изданиях;
- информация о лицах награжденных государственными наградами, победителях конкурсов, авторах научных работ;
- материалы научно-практических конференций;
- результаты периодической аттестации муниципальных служащих;
- результаты итоговой аттестации при проведении учебных мероприятий с муниципальными служащими;
- результаты мониторинга карьеры выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
- результаты стажировки муниципальных служащих в органах государственной власти области;
- результаты практики студентов вузов в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- банк данных центра занятости населения о работающих гражданах, желающих повысить свой социальный статус.
3.3. Выявление кандидатов на включение в муниципальный резерв управленческих кадров может осуществляться на основе иных методик, не противоречащих действующему законодательству, а также при использовании нескольких методик.
4. Порядок отбора кандидатов, подлежащих включению в муниципальный резерв управленческих кадров администрации муниципального образования "Славский городской округ"
4.1. Отбор кандидатов в муниципальный резерв управленческих кадров администрации МО "Славский городской округ" проводится в целях установления профессиональной пригодности лиц, изъявивших желание, или кандидатуры которых были рекомендованы для включения в муниципальный резерв управленческих кадров для замещения руководящих должностей в сфере муниципального управления.
4.2. Задачи проведения отбора: определение талантливых, перспективных и успешных кандидатов, обладающих необходимыми профессионально-деловыми, личностными качествами, добившихся высоких достижений и практических результатов в работе и вносящих значимый вклад в муниципальное развитие; формирование базы данных муниципального резерва управленческих кадров.
4.3. Выдвижение граждан в качестве кандидатов для включения в муниципальный резерв управленческих кадров осуществляется:
- путем самовыдвижения граждан, имеющих управленческий опыт и (или) занимающих руководящие должности;
- по рекомендации (Приложение N 3):
руководителей государственных органов;
руководителей органов местного самоуправления;
руководителей предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, расположенных на территории муниципального образования;
руководителей общественных организаций.
4.4. Выдвижение и включение в муниципальный резерв управленческих кадров производится только с согласия кандидата.
4.5. Отбор кандидатов проводится в три этапа.
На первом этапе осуществляются прием и анализ документов кандидатов на включение в муниципальный резерв управленческих кадров.
Самовыдвижение граждан для включения в МРУК осуществляется путем представления в Комиссию следующих документов:
- анкета кандидата (Приложение N 2) установленной формы с приложением фотографии;
- копии паспорта или заменяющего его документа;
- копий документов, подтверждающих профессиональное образование; копий документов о дополнительном профессиональном образовании, присвоении ученой степени, ученого звания, - в случае их наличия;
- копии трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую (служебную) деятельность кандидата;
- документов, характеризующих кандидата (характеристики, отзывы, результаты тестирования и т.д.), - в случае их наличия;
- справка-объективка (Приложение N 4).
Выдвижение граждан для включения в муниципальный резерв управленческих кадров по рекомендации руководителей осуществляется путем предоставления в Комиссию соответствующей рекомендации, мотивированного отзыва непосредственного руководителя кандидата, а также документов, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения.
При заполнении анкеты кандидат дает письменное согласие на проверку предоставляемых им сведений, на обработку персональных данных, а также уведомляется о том, что предоставление им ложных сведений о себе служит основанием для отказа во включении в муниципальный резерв.
На втором этапе Комиссией проводится оценка кандидатов для включения в МРУК.
4.6. Критерии оценки кандидатов на включение в муниципальный резерв управленческих кадров.
Оценка кандидатов для включения в МРУК осуществляется по основным (формальным) критериям и критериям оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов.
К основным (формальным) критериям оценки относятся: наличие гражданства Российской Федерации; наличие высшего профессионального образования; возраст от 25 до 50 лет (предпочтительно); опыт работы на руководящих должностях не менее 3 лет; отсутствие судимости.
Под критериями оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов понимается сочетание знаний, умений и навыков, необходимых для замещения руководящей должности в сфере муниципального управления.
К критериям оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов относятся:
1) Результативность и успешность.
Основными индикаторами критерия являются: наличие объективно измеряемых показателей позитивных изменений, произошедших в деятельности организации (подразделениях организации) в которой трудится кандидат; наличие успешно реализованных проектов; опыт организации чего-либо "с нуля";
наличие положительных отзывов и рекомендаций о кандидате, характеризующих его как эффективного руководителя или специалиста высокого уровня.
2) Профессиональная компетентность.
Основными индикаторами критерия являются: уровень высшего профессионального образования (уровень, профиль и качество основного и дополнительного профессионального образования); наличие опыта управленческой деятельности; способность анализировать информацию и принимать обоснованные решения; способность объективно оценивать свою работу и работу коллектива; стратегическое мышление (целостное видение процессов, способность к планированию и предвидению последствий принимаемых решений); активность профессиональной позиции (стремление проявлять инициативу при решении поставленных задач, готовность прилагать существенные усилия для получения наилучшего результата).
3) Личностная компетентность.
Основными индикаторами критерия являются: наличие лидерских качеств; наличие организаторских способностей; наличие аналитических способностей (уровень системности и гибкости мышления, позволяющий решать сложные задачи, требующие анализа и структурирования информации; способность находить новые, нестандартные решения); добросовестность; коммуникативность (соблюдение этики делового общения; способность аргументировано отстаивать собственную точку зрения и убеждать оппонентов; владение навыками ведения деловых переговоров); ответственность.
4) Социальная компетентность.
Основными индикаторами критерия являются: гражданская позиция (патриотизм, антикоррупционное поведение и т.д.); опыт взаимодействия с общественными организациями и средствами массовой информации.
5) Общеобразовательный уровень.
Основными индикаторами критерия являются: обладание широким кругозором; уровень грамотности (умение правильно излагать мысли в деловом письме и в устной речи, знание русского языка); уровень пользователя персонального компьютера; владение иностранными языками.
4.7. Оценка кандидатов осуществляется с использованием не противоречащих законодательству Российской Федерации и Калининградской области методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидата, включая индивидуальное собеседование, проведение групповых дискуссий.
Применение всех перечисленных методов оценки не является обязательным, допускается применение иных методов, не противоречащих действующему законодательству.
4.8. При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов комиссия также исходит из соответствующих квалификационных требований, предъявляемых к должности, на замещение которой претендует кандидат.
На третьем этапе подводятся итоги оценки, и принимается решение о возможности рекомендовать кандидата для включения в муниципальный резерв.
4.9. Период нахождения в муниципальном резерве управленческих кадров 3 года.
4.10. Комиссия по формированию и работе с муниципальным резервом управленческих кадров может включить в муниципальный резерв управленческих кадров категории "временно неработающих" лиц, находящихся в этом статусе не более 1 года и обладающих подтвержденными управленческими компетенциями, профессиональными достижениями и опытом.
Лица, относящиеся к категории "временно неработающий", включаются в МРУК, на период до 1 года. При изменении статуса (приеме на руководящую должность) время пребывания в муниципальном резерве управленческих кадров может быть продлено решением Комиссии по формированию и работе с муниципальным резервом управленческих кадров на срок до 3 лет (включая период пребывания в МРУК в статусе "временно неработающего").
5. Порядок исключения кандидатов из муниципального резерва управленческих кадров администрации муниципального образования "Славский городской округ"
5.1. Исключение производится в следующих случаях:
1) письменное заявление гражданина;
2) достижение предельного срока, установленного для нахождения в МРУК;
3) назначение из муниципального резерва управленческих кадров;
4) двукратный отказ от занятия вакантной должности;
5) систематический отказ от прохождения программ повышения квалификации, дополнительного образования, стажировок, участия в мероприятиях, проводимых в рамках работы с МРУК;
6) предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений кандидатам на включение в МРУК;
7) увольнение с работы по инициативе нанимателя по причине грубого нарушения служебных обязанностей;
8) по прочим обстоятельствам, влекущим невозможность или нецелесообразность нахождения гражданина в резерве управленческих кадров (осуждение к наказанию в соответствии с приговором суда, применение административного наказания в виде дисквалификации, признание лица, состоявшего в МРУК недееспособным или ограниченно дееспособным, переезд на постоянное место жительства за пределы Калининградской области, а также иные обстоятельства, влекущие невозможность замещения управленческих должностей.
5.2. Решение Комиссии о включении или исключении из МРУК оформляется Протоколом.
6. Формы работы с лицами, состоящими в муниципальном резерве управленческих кадров администрации МО "Славский городской округ"
Основными задачами работы с муниципальным резервом управленческих кадров являются совершенствование профессиональных знаний, управленческих навыков, опыта, развитие деловых и личностных качеств у лиц, включенных в муниципальный резерв.
Для реализации задач могут использоваться следующие формы работы с лицами, состоящими в МРУК:
6.1. Направление лица, состоящего в муниципальном резерве управленческих кадров, на профессиональную переподготовку, повышение квалификации в образовательные учреждения профессионального образования.
Обучение муниципального резерва управленческих кадров осуществляется в соответствии с перечнем направлений, установленных государственным образовательным стандартом дополнительного профессионального образования (Министерство по муниципальному развитию Калининградской области).
Определение видов, форм, сроков и специализаций обучения, выбор программ и образовательных учреждений осуществляются с учетом задач и функций местной администрации, ее органов, муниципального предприятия и учреждения, квалификационных требований по должности, на которую кандидат включен в МРУК.
Учитываются также индивидуальные рекомендации профессионального развития кандидата и его личностные особенности.
Переподготовка, повышение квалификации может проводиться как с отрывом, так и без отрыва от выполнения должностных обязанностей, с помощью дистанционных программ обучения. Переподготовка и повышение квалификации МРУК осуществляется в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, а также с использованием современных дистанционных образовательных технологий.
6.2. Стажировка.
Как форма практической подготовки резерва стажировка преследует цели формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по должности, на которую лицо включено в МРУК, и проверки его готовности к их исполнению.
В зависимости от степени подготовленности лица, состоящего в МРУК, стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования.
Основными видами стажировки являются:
- временное исполнение обязанностей на должностях, соответствующих по уровню и специализации предполагаемой работе, и способствующих выработке специальных практических навыков и умений;
- участие в мероприятиях мониторингового и (или) экспертного характера: оперативное изучение обстановки и принятие мер на местах, инспекции, проверки и прочее;
- замещение должности муниципальной службы, должности руководителя муниципального учреждения или предприятия на период временного отсутствия лица, замещающего эту должность на постоянной основе, лицом, состоящим в муниципальном резерве, производится на основании соответственно распоряжения местной администрации, приказа;
руководителя отраслевого (функционального) или территориального органа местной администрации или приказа руководителя муниципального предприятия и учреждения.
Лица, не являющиеся муниципальными служащими, могут привлекаться к стажировке при условии соблюдения требований информационной безопасности.
На время стажировки кандидат может освобождаться от исполнения обязанностей по своей должности.
6.3. Самостоятельная теоретическая подготовка (обновление и пополнение знаний по отдельным направлениям и вопросам теории и практики муниципального управления).
Участие лица, состоящего в муниципальном резерве управленческих кадров, в подготовке и проведении семинаров, конференций, совещаний, проводимых органами местного самоуправления, муниципальным предприятием и учреждением. Лицу, состоящему в МРУК, заранее предлагается тема с перечнем вопросов, которые он должен осветить в подготовке семинара, конференции или совещания. Под руководством уполномоченного муниципального служащего, работника муниципального предприятия и учреждения в течение определенного времени лицо, состоящее в кадровом резерве, готовит материалы, которые впоследствии служат информационной базой для проведения семинара, конференции, совещания либо для себя, либо для того лица, которому он оказывал помощь в проведении данных мероприятий.
6.4. Для подготовки лиц, включенных в муниципальный резерв управленческих кадров, могут использоваться иные формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству Калининградской области.
7. Обязанности должностных лиц, отвечающих за работу с муниципальным резервом управленческих кадров администрации МО "Славский городской округ"
7.1. Должностные лица, отвечающие за работу с муниципальным резервом управленческих кадров, выполняют следующие обязанности: обеспечивают подготовку правовых актов по вопросам формирования, ведения, подготовки и использования МРУК, проводят работу по выявлению кандидатур для включения в МРУК; осуществляют прием и анализ представленных кандидатами в МРУК документов на соответствие установленным требованиям, размещают в средствах массовой информации, на официальном сайте муниципального образования информацию о формировании муниципального резерва управленческих кадров; разрабатывают вопросы тестирования для оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов в МРУК в соответствующей сфере; участвуют в проведении оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов в МРУК; формируют список кандидатов на включение в муниципальный резерв управленческих кадров, исключения из него.
8. Порядок взаимодействия со средствами массовой информации по вопросу формирования, ведения, подготовки и использования муниципального резерва управленческих кадров администрации МО "Славский городской округ"
8.1. Информация о назначениях лиц, состоящих в муниципальном резерве управленческих кадров, размещается в средствах массовой информации, в том числе: на официальных сайтах муниципальных образований (в течение 5 календарных дней после назначения); на других сайтах в сети Интернет; в печатных средствах массовой информации (статьи о лицах, состоящих в муниципальном резерве, с комментариями руководителей и краткими биографическими материалами).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.