Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Черняховский городской округ"
от 13 апреля 2016 г. N 809
Муниципальная программа
Черняховского городского округа "Развитие сельского хозяйства" на 2016-2021 годы
Паспорт
муниципальной программы Черняховского городского округа "Развитие сельского хозяйства" на 2016-2021 годы
Ответственный исполнитель муниципальной программы Черняховского городского округа "Развитие сельского хозяйства" на 2016-2021 годы (далее - Программа) |
Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" (далее - Управление сельского хозяйства) |
Соисполнители Программы |
Администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" (далее - Администрация) |
Участники Программы |
1) Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования "Черняховский городской округ"; 2) Сельхозтоваропроизводители; 3) Граждане. |
Перечень подпрограмм Программы и отдельных мероприятий, не включенных в подпрограммы |
Отсутствует |
Цели Программы |
Создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе обеспечения финансовой устойчивости и модернизации агропромышленного комплекса и обеспечение стабильного социально- экономического развития сельских территорий Черняховского городского округа |
Задачи Программы |
В области развития растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства: увеличение производства продукции растениеводства; - повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения; - повышение плодородия почв и сохранение рационального использования сельскохозяйственных угодий; - рост объемов поставок растениеводческой продукции и продуктов ее переработки на агропромышленный рынок Калининградской области. В области развития животноводства, переработки и реализации продукции животноводства: - увеличение производства продукции животноводства; - повышение уровня инвестиционной привлекательности и структурно-технологическая модернизация животноводства; - рост объемов поставок животноводческой продукции и продуктов ее переработки на агропромышленный рынок Калининградской области. В области поддержки малых форм хозяйствования: увеличение количества субъектов малого предпринимательства в сельской местности; - внедрение современных технологических решений, проведение модернизации и технического перевооружения производственной базы малых форм хозяйствования; - повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения субъектами малого предпринимательства; - повышение уровня доходов сельского населения. В области развития сельских территорий: строительство (реконструкция) локальных водопроводов в сельских населенных пунктах; - привлечение для работы в сельские поселения молодых специалистов (молодых семей), - закрепление постоянно проживающего населения в сельской местности; - улучшение условий быта в сельских поселениях; - повышение уровня занятости сельского населения; В области совершенствования кадрового потенциала: - повышение уровня профессиональной подготовки; - поднятие престижа аграрных профессий. |
Целевые показатели и индикаторы Программы |
1) Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году; 2) Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), %; 3) Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям), рублей; 4) Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году); 5) Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий, тыс.гектаров; 6) Внесение минеральных удобрений, тыс.тонн действующего вещества; 7) Уменьшение степени кислотности почв путем проведения известкования, тыс.гектаров; 8) Вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, тыс. гектаров; 9) Рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве, тыс. гектаров; 10) Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн: 11) зерновых и зернобобовых; 12) рапса; 13) картофеля; 14) овощей 15) Площадь закладки многолетних насаждений, гектаров; 16) Производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них, тыс. тонн; 17) Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году; 18) Производство молока в хозяйствах всех категорий (тонн); 19) Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) (тонн); 20) Маточное поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий, тыс. гол; 21) Количество введенного (приобретенного) жилья в сельской местности - квартир (жилых домов), единиц; 22) Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, всего, тыс. кв. м; 23) в том числе для молодых семей и молодых специалистов, тыс. кв. м; 24) Ввод в действие локальных водопроводов, км Сведения о показателях и индикаторах Программы представлены в приложении N 1. |
Этапы и сроки реализации Программы |
2016-2021 годы, без деления на этапы. |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы составляет 1021,403 млн. рублей, в том числе по годам реализации: 2016 год - 69,683 млн. рублей; 2017 год - 166,87 млн. рублей; 2018 год - 178,28 млн. рублей; 2019 год - 190,68 млн. рублей; 2020 год - 204,09 млн. рублей; 2021 год - 211,80 млн. рублей; |
в том числе по уровням бюджетов: местный бюджет - 4,965 млн. рублей, по годам реализации: 2016 год - 2,555 млн. рублей; 2017 год - 0,41 млн. рублей; 2018 год - 0,45 млн. рублей; 2019 год - 0,48 млн. рублей; 2020 год - 0,52 млн. рублей; 2021 год - 0,55 млн. рублей. | |
областной бюджет - 482,452 млн. рублей; федеральный бюджет - 328,476 млн. рублей; внебюджетные источники - 205,51 млн. рублей. | |
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период. | |
Информация о финансовом обеспечении Программы представлена в приложении N 2. | |
Ожидаемые результаты Программы |
Достижение к 2021 году относительно уровня 2015 года показателей: - увеличить рентабельность сельскохозяйственных организаций до 17% (с учетом субсидий); - увеличить среднемесячную заработную плату работников в сельском хозяйстве до 20100 рублей; - предотвратить выбытие из сельскохозяйственного оборота сельхозугодий за период 2016-2021 годы на площади не менее 20,6 тыс. гектаров; - вносить минеральных удобрений в год не менее 1,96 тыс.тонн действующего вещества; - уменьшить степень кислотности почв путем проведения известкования за 2016-2021 годы на площади не менее 0,86 тыс. гектаров сельхозугодий; - ввести в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых длительное время сельхозугодий за 2016-2021 годы на площади не менее 13 тыс.гектаров сельхозугодий; - увеличить рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве на 32,2% по сравнению с 2010 годом; - осуществить производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий к 2021 году в год: зерновых и зернобобовых до 30,7 тыс.тонн, рапса до 14 тыс. тонн, картофеля до 16, тонн; овощей до 6,0 тонн; - осуществить производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них до 10 тыс. тонн в год; - увеличить производство молока к 2021 году в хозяйствах всех категорий до 7680 тонн в год; - увеличить производство скота и птицы на убой к 2021 году в хозяйствах всех категорий (в живом весе) до 2260 тонн в год; - увеличить маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей к 2021 году до 1000 голов; - ввести (реконструировать) водопроводную сеть в населенных пунктах протяженностью 6 км; - ввести (приобрести) жилье в сельской местности для граждан, работающих в сельской местности, с привлечением бюджетных средств 16 семьям, на площади не менее 0,9 тыс. кв.м, в том числе для молодых семей и молодых специалистов на площади не менее 0,3 кв. м. |
Содержание проблемы
и обоснование необходимости разработки Программы
Основу муниципального агропромышленного комплекса (далее - АПК) составляет сельское хозяйство, в составе которого функционируют 10 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, около 40 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей и более 300 личных подсобных хозяйств.
Стоимость произведенной продукции всеми сельхозпроизводителями за 2014 год составила 1200,2 млн. рублей, тогда как за 2013 год она составляла 968,6 млн. рублей (в действующих ценах), или 123,9% к уровню 2013 года. В 2015 году производство валовой продукции в товаропроизводящих хозяйствах Черняховского городского округа значительно выше прошлогоднего.
Это говорит о значительном возрастании темпов производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с уровнем 2013 года. И не случайно удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в 2014 году составлял 89%, а в 2013 году - 80%. Доходность сельхозпредприятий в 2015 году значительно возросла, что скажется на увеличении их рентабельности.
Основным средством производства в сельском хозяйстве являются земельные ресурсы. Площадь земель сельскохозяйственного назначения в Черняховском городском округе по состоянию на 1 января 2015 года составляет 73,7 тыс. га, из них 65,6 тыс. га сельскохозяйственные угодья, в том числе 32,1 тыс. га пашни и 33,3 тыс. га кормовых угодий и 0,1 тыс. га садов.
Главной задачей развития агропромышленного комплекса является повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. В 2015 году сельскохозяйственные угодья использовались по назначению на площади 42,5 тыс. га. Пашня использовалась на площади 22,2 тыс. га (в 2014 году - на 16,3 тыс. га), в том числе: посевами было занято 14,9 тыс. га, кормовыми угодьями - 7,3 тыс. га. Коэффициент использования пашни в 2015 году составил 69% (в 2014 году - 51%).
Общая посевная площадь под урожай 2015 года по району составляла 22,2 тыс. га, что выше уровня предшествующего года на 5,9 тыс. га. Зерновыми и зернобобовыми культурами в этом году было занято 11,3 тыс. га, рапсом - 3,1 тыс. га, картофелем - 0,7 тыс. га, овощами - 0,2 тыс. га, кормовыми культурами - 7,6 тыс. га.
Реализация задачи по усилению муниципального земельного контроля, по вовлечению в оборот залежных и неиспользуемых земель позволит увеличить посевные площади сельскохозяйственных культур в 2016 году - до 26,8 тыс. га, а в 2017 году до 27,8 тыс. га. Коэффициент использования пашни при этом составит в 2016 году 83%, в 2017 году - 87%, а к 2021 году - 100%.
В целях увеличения доли использования земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования "Черняховский городской округ" сельхозтоваропроизводителями ежегодно вводятся в оборот длительно не используемые земли. В течение 2011-2014 годов в оборот было введено 11198 га длительно неиспользуемых земель. В 2015 году было введено в оборот 2984 га земель сельскохозяйственного назначения. Всего за 5 лет в хозяйствах района введено в сельскохозяйственный оборот 14182 га сельскохозяйственных угодий, что составило 134% от запланированного.
Доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий должна ежегодно возрастать и в 2016 году должна составить 40,8%, в 2017 году - 42,3%, в 2018 году - 44%, а к 2021 году не менее 75%.
Одной из причин нестабильного развития сельскохозяйственного производства в муниципальном образовании наряду с неблагоприятными погодными условиями является низкое плодородие почв, их мелиоративная неустроенность. От уровня технического состояния мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, уровня их эксплуатации и содержания зависят водно-воздушный режим почв, уровень их плодородия. Естественный уровень плодородия сельскохозяйственных угодий в Черняховском городском округе обеспечивает формирование урожая в размере лишь 8-9 центнеров зерновых единиц с гектара.
Эффективность же использования земель сельскохозяйственного назначения напрямую зависит от их мелиоративного состояния. За период с 2007 по 2014 год очищены каналы протяжённостью 472 км, что позволило привести в хорошее состояние более 40,6 тыс. га сельскохозяйственных угодий. На эти цели было израсходовано более 121 млн. рублей из всех уровней бюджетов и собственных средств землепользователей.
В рамках целевой программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства" в текущем году очищены мелиоративные каналы, проведена очистка закрытого дренажа сельхозтоваропроизводителями, тем самым, предотвращено выбытие из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий на площади 1,63 тыс.гектаров. Работы по ремонту и очистке мелиоративных каналов проводятся в ООО "Янтарь", КФХ "Калина", у ИП Минич В.А., ИП Кулешов Е.В.
В связи с особенностями почвообразующих факторов и длительной историей освоения ландшафтов Калининградской области реальная структура почвенного покрова отличается чрезвычайной пестротой и представлена в основном дерново-подзолистыми суглинками, которые обладают большой влагоёмкостью и слабой водопроницаемостью, что приводит к избыточному увлажнению и заболачиванию. Более 86% сельскохозяйственных угодий муниципального образования (56,3 тыс. га) осушены с помощью открытого и закрытого дренажа.
Почвы Черняховского городского округа имеют повышенную кислотность, которая негативно влияет на рост и развитие растений, формирование урожая и качество растениеводческой продукции. На кислых почвах эффективность вносимых минеральных удобрений снижается до 40%. Снижение объемов известкования, несбалансированное применение удобрений привело к росту площадей кислых почв. За последние 20 лет площадь кислых почв увеличилась с 27% до 35% и в настоящее время составляет 22,9 тыс. гектаров.
Анализ современного состояния сельскохозяйственного производства подтверждает необходимость проведения комплекса мероприятий по стабилизации и восстановлению сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. В целях повышения плодородия почв и снижения их кислотности сельскохозяйственные товаропроизводители приобретают и используют известковые материалы. Впервые за долгие годы в 2014 году сельхозпроизводителями было закуплено 4290,5 тонны доломитовой муки, которая внесена на площади 857 га, в том числе: КФХ "Калина" приобрело 2003 тонны доломитовой муки, которая была внесена на площади 400 га, ООО "Агро - Нова" приобретено 997,5 тонн доломитовой муки и внесено на площади 199 га, ООО "Бюргель Агро" приобретено 1290 тонн доломитовой муки и внесено на площади 258 га. В 2015 году КФХ "Калина" внесло 3000,2 тонны доломитовой муки на площади 600 гектаров. Необходимо продолжать эти работы и в последующие годы.
В отрасли растениеводства особое внимание уделяется производству зерна, производству масло - семян рапса, картофеля и овощей, а также внедрению новейших технологий выращивания сельскохозяйственных культур, получению высокой урожайности и качеству производимой продукции, обновлению машинотракторного парка.
В 2015 году программой было предусмотрено производство зерна всеми категориями хозяйств в объёме 21 тыс. тонн, рапса - 9 тыс. тонн, картофеля - 15,7 тыс. тонн, овощей - 5,5 тыс. тонн.
Производство зерна планируется довести в 2016 году до 59,0 тыс. тонн, в 2017 году - до 61,0 тыс. тонн, в 2018 году - до 62,0 тыс. тонн, к 2021 году - до 65 тыс. тонн. Производство рапса в 2016 году должно составить 10 тыс. тонн, в 2017 году - 10,7 тыс. тонн, в 2018 году - 11,9 тыс. тонн, в 2021 году - 14,0 тыс. тонн. Предусматривается также увеличение производства картофеля и овощей, улучшение качества производимой продукции наряду с внедрением современных технологий выращивания сельскохозяйственных культур.
В 2015 году в хозяйствах Черняховского городского округа произведена уборка зерновых и зернобобовые культур на площади 11281 га, собрано 54,2 тыс. тонн зерна, что больше уровня прошлого года на 19,9 тыс. тонн. Рапс озимый убран на площади 3066 га, что составляет 100% от всей посевной площади, намолочено 9 тыс. тонн масло семян рапса. Собрано 6,2 тонн картофеля и 2,2 тонны овощей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей. В связи с тем, что 2015 год был благоприятным годом по погодным условиям практически для всех выращиваемых культур, сельхозтоваропроизводители достигли хороших показателей по производству продукции растениеводства за счет высоких урожайностей. С учетом того, что сельское хозяйство имеет цикличность в погодных условия, то урожайность культур по годам может колебаться, поэтому наращивание объемов производства продукции растениеводства неизбежно связано также и с увеличением посевных площадей и другими факторами, влияющими на урожайность.
Средняя урожайность зерновых и зернобобовых культур в этом году в среднем по району составляет - 50 ц/га, тогда как в 2014 году она составляла 38,4 ц/га. В ООО "Агро-Нова" урожайность зерновых составила 93,3 ц/га, в ООО "Янтарь" - 45 ц/га, в ООО "Надежда" - 51,0 ц/га, в КФХ "Калина" - 72,8 ц/га. Средняя урожайность рапса в хозяйствах района в текущем году составляет 29,4 ц/га (в 2014 году - 33,1 ц/га).
На 2015 год программой предусмотрено внесение минеральных удобрений под сельскохозяйственные культуры в объёме 1620 тонн действующего вещества. Под сельскохозяйственные культуры урожая 2015 года всеми категориями хозяйств внесено 1820 тонн удобрений в действующем веществе, или 112% к целевому показателю. В 2016 году объём внесённых удобрений под с/х культуры должен составить 1830 тонн действующего вещества, в 2017 году - 1888 тонн действующего вещества, а в 2021 году - 1960 тонн.
Развитие отрасли растениеводства предусматривает внедрение ресурсосберегающих технологий производства. В отрасли растениеводства предусматривается увеличение площадей, занятых востребованными на рынке сельскохозяйственными культурами (рапс, бобы, горох, продовольственная пшеница, люпин, гречиха), а также увеличения площадей сельскохозяйственных культур, засеваемых элитными семенами; под урожай 2015 года было закуплено только 12 тонн элитных семян пшеницы, которые высеяны на площади 70 га, 218 тонн элитного посадочного материала картофеля, что составило 0,8% от всей посевной площади.
Обстановка в отрасли животноводства района остается сложной. Молочным животноводством в Черняховском городском округе занимаются только две сельскохозяйственные организации и основная доля производства молока приходится на частный сектор. Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств на 01 января 2015 года составляло 3846 голов, в том числе коров - 1840 голов, что составляет 115% к уровню прошлого года. В сельскохозяйственных организациях поголовье КРС составляло 1001 головы, в том числе: коров - 426 голов. По состоянию на 1 сентября 2015 года поголовье КРС составляет 4192 голов, в т.ч. коров - 1861 (122% к уровню прошлого года). В сельскохозяйственных организациях по сравнению с прошлым годом поголовье КРС увеличилось на 1,5% и составляет 994 голов, в том числе: коров - 429 голов.
В 2014 году всеми категориями хозяйств района было произведено 7214,4 тонны молока, из них в сельскохозяйственных предприятиях - 2061,2 тонн, что составило 28,6% к общему объёму. Более 71% производства молока приходилось на частный сектор. В сельскохозяйственных предприятиях средний удой молока от коровы составил 4650 кг. Прогнозный объем производства молока в 2015 году составляет 7400 тонн.
Основным результатом кризиса в молочном скотоводстве Черняховского городского округа явилось сокращение поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) во всех категориях хозяйств от уровня 2011 года. Кормовая база в хозяйствах района находится в плохом состоянии.
В структуре посевных площадей 34,2% (около 7,6 тыс. га) занимают кормовые культуры. Из них 99% (около 7,5 тыс. га) приходится на многолетние травы, более двух третей из которых являются старовозрастными и непродуктивными. Такое количество старовозрастных трав приводит к недобору грубых кормов и их низкому качеству.
В последние годы в целях оптимизации структуры полевого кормопроизводства стабилизировались посевы кукурузы на силос. ООО "Эко-Молоко" ежегодно засевается кукурузой более 200 гектаров пашни, что позволяет готовить для животных более питательные корма.
Сложившаяся структура производимых кормов способствует эффективному развитию животноводства. Однако качество кормов остается неудовлетворительным, так как до 30% заготовленных кормов теряют свою кормовую ценность из-за нарушений в технологии заготовки, хранения и скармливания животным. Это отрицательно сказывается на эффективности производства и увеличивает кормоёмкость продукции.
Поскольку кормопроизводство представляет собой определенную ресурсную основу развития животноводства; его качественные и количественные показатели предопределяют возможности эффективного ведения отрасли.
В хозяйствах Черняховского городского округа продуктивность скота в 2-3 раза ниже генетических возможностей и аналогичных показателей передовых хозяйств, что связано с неудовлетворительным качеством кормов и снижением эффективности их использования. Анализ обеспеченности кормами показывает, что в настоящее время коэффициент устойчивости кормовой базы составляет 0,60-0,67, а в передовых хозяйствах - 1,15-1,25.
Для развития отрасли животноводства и увеличения производства молока и мяса в 2016-2021 годах планируется продолжать работу по привлечению в район инвесторов, желающих заниматься строительством животноводческих комплексов. Кроме того, особое внимание планируется уделить наращиванию поголовья скота в фермерских и личных подсобных хозяйствах, а также работе с кормовыми угодьями.
Планируемое увеличение поголовья скота в ближайшие годы, которое в 2017 году должно составить 4200 голов КРС, в том числе 2100 голов коров, 1400 голов свиней и 11,0 тыс. голов овец и коз, даст возможность увеличить производство мяса и довести его производство во всех категориях хозяйств в 2016 году - до 1300 тонн, в 2017 году - до 1500 тонн, в 2018 году до 1750 тонн. Поголовье КРС к 2021 году должно достигнуть 6000 голов, в т.ч. коров - 3000 голов.
Всеми категориями хозяйств в 2014 году реализовано скота и птицы на убой в живом весе - 978 тонны, что ниже уровня 2013 года на 162,8 тонны, или уменьшилось на 14,2%.
Производство молока во всех категориях хозяйств в 2016 году должно составить 7450 тонн, а к 2017 году достичь показателя 7550 тонн, а в 2021 году - 7700 тонн. За 8 месяцев 2015 года производство молока во всех категориях хозяйств составило 4836 тонн, или 65,4% от плана. Дальнейший рост производства молока в основном планируется получить за счёт увеличения продуктивности коров. Этого можно достичь только путём увеличения производства сбалансированных кормов, улучшением работы с сенокосами и пастбищами, увеличением посевных площадей, занятых многолетними бобовыми травами и увеличением посевных площадей кукурузы на сенаж. Особое внимание в хозяйствах района необходимо уделить налаживанию племенной работы с поголовьем крупного рогатого скота, строительству новых комплексов.
Одной из значимых отраслей животноводства является свиноводство, которое в районе практически сведено к нулю. На территории муниципального района оно представлено только частным сектором и небольшим количеством свиней в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Однако, в 2016-2017 годах в Черняховском городском округе планируется строительство двух свинокомплексов, что позволит нарастить производство мяса свинины и увеличить количество рабочих мест в сельской местности.
Производством муки в районе занимается ООО "Заря", переработкой мяса ООО "Черняховский мясокомбинат", ООО "СПИК", ООО "Черняховские мясные деликатесы". Производством рыбных консервов занимается ООО "Балтийский консервный завод".
Несмотря на некоторую положительную тенденцию развития агропромышленного комплекса, сохраняется ряд проблем. В их числе необходимо выделить:
1) недостаточные темпы обновления основных производственных фондов;
2) низкие объемы воспроизводства природно-экологического потенциала;
3) финансовая неустойчивость отрасли сельскохозяйственного производства, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием сельскохозяйственного страхования;
4) медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи.
Основными причинами относительно медленного развития сельского хозяйства остаются вопросы изменения структуры сельскохозяйственного производства, перепрофилирования производства в сторону более рентабельных видов деятельности, эффективного использования земельных ресурсов, слабого развития малого предпринимательства.
Для решения поставленных задач необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Вместе с тем для решения задачи повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса Калининградской области до окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств в рамках ВТО необходимо создать условия для скорейшего перевода АПК Черняховского городского округа на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности, что будет возможно только при обеспечении полноценного финансирования мероприятий Программы.
Глава 1. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель Программы: создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе обеспечения финансовой устойчивости и модернизации агропромышленного комплекса и обеспечение стабильного социально-экономического развития сельских территорий муниципального образования.
На достижение стратегической цели в рамках Программы определены следующие приоритетные направления развития:
Направление 1. Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Повышение плодородия почвы на основе сохранения и рационального использования сельскохозяйственных угодий;
2) Увеличение производства растениеводческой продукции.
3) Повышение уровня инвестиционной привлекательности, техническая и технологическая модернизация растениеводства и производств по переработке растениеводческой продукции.
4) Рост объемов поставок растениеводческой продукции и продуктов ее переработки на агропродовольственный рынок Калининградской области.
Направление 2. Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Повышение уровня инвестиционной привлекательности и структурно-технологическая модернизация животноводства и производств по переработке животноводческой продукции.
2) Увеличение производства продукции животноводства.
3) Рост объемов поставок продукции животноводства и продуктов переработки на агропродовольственный рынок Калининградской области.
Направление 3. Поддержка малых форм хозяйствования. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Увеличение количества субъектов малого предпринимательства в сельской местности, создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
2) Внедрение современных технологических решений, проведение модернизации и технического перевооружения производственной базы малых форм хозяйствования.
3) Повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения субъектами малого сельского предпринимательства.
4) Повышение уровня доходов сельского населения.
Направление 4. Развитие сельских территорий. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Повышение уровня и качества водоснабжения в сельских населенных пунктах;
2) Привлечение для работы в сельской местности граждан, в том числе молодых специалистов (молодых семей), закрепление постоянно проживающего населения в сельской местности.
Направление 5. Совершенствование кадрового потенциала. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Повышение уровня профессиональной подготовки.
2) Поднятие престижа аграрных профессий.
Приоритетные направления реализации Программы
Направление 1. Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства
Развитие сельского хозяйства муниципального образования невозможно без интенсивного развития растениеводства, так как задачами отрасли являются не только полное обеспечение населения и перерабатывающей промышленности растениеводческой продукцией и сырьем собственного производства, но и максимальное увеличение продуктивности кормовых угодий, от которых зависит уровень развития животноводства.
Данное направление охватывает производство зерна, рапса, кормопроизводство, картофелеводство, овощеводство открытого и защищенного грунта, промышленное садоводство, перерабатывающая промышленность.
Основными проблемами производства, переработки и реализации растениеводческой продукции являются:
1) высокий износ мелиоративных систем;
2) снижение уровня плодородия почв;
3) низкий уровень использования земель сельскохозяйственного назначения;
4) изношенность материально-технической базы производства и перерабатывающих производств, низкие темпы обновления основных производственных фондов;
5) низкий уровень развития системы семеноводства;
6) упрощение севооборотов и снижение их роли в повышении плодородия почв, ухудшение фитосанитарной обстановки в связи с высоким насыщением севооборотов зерновыми культурами и рапсом;
7) недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры и системы сбыта растениеводческой продукции.
В целях обеспечения роста производства, переработки и реализации продукции растениеводства, повышения конкурентоспособности и экономической эффективности отрасли мероприятия будут направлены на:
1) проведение работ по мелиоративному обустройству земель сельскохозяйственного назначения, включая работы по химической мелиорации;
2) вовлечение ранее неиспользуемых земель в сельскохозяйственное производство;
3) внедрение современных технологических средств возделывания зерновых и технических культур, картофеля и овощей, заготовки кормов;
4) комплексную модернизацию материально-технической базы производства продукции растениеводства и переработки продукции растениеводства;
5) увеличение доли использования элитного и высокопродукционного семенного материала;
6) создание и развитие перерабатывающих производств по товарной доработке и переработке растениеводческой продукции;
7) увеличение экспортного потенциала за счет строительства, реконструкции и модернизации мощностей по подработке, хранению и перевалке растениеводческой продукции, сырья и продовольствия;
8) развитие системы страхования и кредитования подотрасли растениеводства, способствующих ее устойчивому развитию и снижению рисков;
9) повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для ведения рентабельного сельскохозяйственного производства.
Мерами государственной поддержки в сфере реализации государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области 27 января 2014 года N 28, данного направления являются:
1) субсидирование отдельных отраслей растениеводства и оказание несвязной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в расчете на 1 га посевов;
2) субсидирование части затрат на приобретение элитных семян;
3) субсидирование части затрат при проведении агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий;
4) субсидирование части затрат на вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель;
5) субсидирование части затрат при определении посевных и сортовых качеств семян;
6) субсидирование части затрат при строительстве (реконструкции) хранилищ сельскохозяйственной продукции, логистических и распределительных центров по сбыту сельскохозяйственной продукции, включая объекты инфраструктуры;
7) субсидирование части процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры;
8) субсидирование части затрат на приобретение машин и оборудования, используемых в растениеводстве;
9) субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования;
10) субсидирование части затрат на строительство и оснащение тепличных комплексов (включая объекты инфраструктуры);
11) субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на проведение мелиоративных и агрохимических мероприятий.
Порядок предоставления государственной поддержки устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
Направление 2. Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства
Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства предусматривает решение важнейшей социально-экономической задачи по сохранению здоровья населения, как Черняховского городского округа, так и Калининградской области, обеспечению его продуктами питания высокого качества, достижению продовольственной независимости области от импорта продукции, содействие развитию энергосберегающих технологий производства и переработки продукции животноводства.
Основными проблемами производства, переработки и реализации животноводческой продукции являются:
1) сокращение поголовья КРС молочного направления, в том числе коров;
2) высокая изношенность материально-технической базы животноводства и перерабатывающих производств, низкие темпы структурно-технологической модернизации;
3) неудовлетворительное качество кормов;
4) недостаточный уровень ведения селекционно-племенной работы и отсутствие целенаправленной селекции;
5) недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры и системы сбыта животноводческой продукции;
6) дефицит высококвалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также кадров рабочих профессий в сельскохозяйственных организациях.
В целях обеспечения роста производства, переработки и реализации продукции животноводства, повышения конкурентоспособности и экономической эффективности отрасли мероприятия программы направлены на:
1) повышение уровня инвестиционной привлекательности и структурно-технологическая модернизация животноводства и производств по переработке продукции животноводства;
2) внедрение современных технологических средств в производство продукции животноводства;
3) совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных, развитие племенной базы;
4) восстановление и увеличение численности поголовья;
5) развитие системы страхования и кредитования подотрасли животноводства, способствующих ее устойчивому развитию и снижению рисков;
6) создание и развитие перерабатывающих производств по доработке и переработке продукции животноводства;
7) развитие институтов агропродовольственного рынка, способствующих развитию конкуренции, обеспечивающей сглаживание колебаний цен на продукцию животноводства, сырье и продовольствие, инвестиционную привлекательность их производства;
8) обеспечение равных условий конкуренции для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также содействие в продвижении продукции на внешние рынки;
9) повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для ведения рентабельного сельскохозяйственного производства.
Мерами государственной поддержки в сфере реализации государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области 27 января 2014 года N 28, данного направления являются:
1) субсидии на поддержку племенного животноводства;
2) субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и (или) первого сорта и (или) козьего молока;
3) субсидии на увеличение цены при закупке молока у граждан- владельцев коров и (или) ведущих личное подсобное хозяйство;
4) субсидии на развитие овцеводства и козоводства;
5) субсидирование на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов и ферм на базе современных технологических решений и на приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства;
6) субсидирование на возмещение части затрат на содержание коров молочного направления в товарных хозяйствах;
7) субсидирование на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию птицеводческих комплексов;
8) субсидирование на поддержку мясного скотоводства;
9) субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства и переработки;
10) субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства.
Порядок предоставления государственной поддержки устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
Направление 3. Поддержка малых форм хозяйствования
Основной целью развития данного направления является диверсификация аграрного производства, создание новых рабочих мест, увеличение дохода сельского населения.
Малые формы хозяйствования (крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством (далее - К(Ф)Х), и личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) являются неотъемлемой частью аграрного сектора муниципального образования составляет порядка 1000 шт. Их совокупное производство достигает более 60% общего объема валовой продукции сельского хозяйства. Однако в последние годы наблюдается тенденция по сокращению числа всех малых форм хозяйствования.
Согласно ведомственному учету численность К(Ф)Х на территории Черняховского района по состоянию на 01 января 2015 года составляет 73 единиц. В то же время функционирующие К(Ф)Х и ИП составляют незначительную долю от общего их количества - всего около 46 единиц.
В тоже время уровень безработицы на селе остается высоким, проблема оттока кадров во многих хозяйствах так и не решена, а специалисты, получившие сельскохозяйственное образование в городах, не возвращаются в отрасль и не работают по полученной специальности. Социальная среда постепенно приходят в упадок. В селах растет доля населения пенсионного возраста. Сельскохозяйственная отрасль испытывает кадровый дефицит. Имеются факты прекращения производства и вывода земель из сельскохозяйственного производства.
Предпринимательская инициатива на селе ограничена не только производственной материально-технической базой, но и разрушением инфраструктуры сельских населенных пунктов. В течение десятилетий доходы жителей на селе остаются самыми низкими по сравнению с другими отраслями экономики района.
Проблемы развития субъектов малого сельского предпринимательства и ЛПХ:
1) фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики;
2) слабая доступность для малого бизнеса рынка коммерческого кредита;
3) недостаточное развитие сельской кредитной и потребительской кооперации;
4) не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания К(Ф)Х и ЛПХ;
5) в большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда, недостаточно внедряются новые технологий и научные разработки.
В целях увеличения, поддержания и дальнейшего развития сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности мероприятия программы направлены на:
1) создание условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства в сельской местности;
2) создание условий для внедрения современных технологических решений, проведение модернизации и технического перевооружения производственной базы малых форм хозяйствования;
3) повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
4) создание новых рабочих мест и повышение уровня доходов сельского населения;
5) создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Мерами государственной поддержки в сфере реализации данного направления являются:
1) реализация мероприятия "Поддержка начинающих фермеров" государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства";
2) реализация мероприятия "Развитие семейных животноводческих ферм" государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства";
3) реализация мероприятия "Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы" государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства";
4) субсидирование процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования;
5) возмещение части затрат по увеличению цены при закупке молока у граждан - владельцев коров и (или) ведущих личное подсобное хозяйство;
Порядок предоставления государственной поддержки устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
Направление 4. Развитие сельских территорий
Стратегической целью данного направления Программы является создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе обеспечения финансовой устойчивости и модернизации агропромышленного комплекса и обеспечение стабильного социально - экономического развития сельских территорий муниципального образования, которое подразумевает реализацию двух направлений развития. Это такие направления как:
1) Строительство (реконструкция) локальных водопроводов в сельских населенных пунктах;
2) Строительство (приобретение) жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов и их семей, проживающих в сельской местности.
Так в населённых пунктах муниципального образования не имеется систем биологической очистки сточных вод, существующие водопроводы в своём большинстве изношены, требуют замены, а население района страдает от недостатка воды, особенно в летний период времени. Коммунальные службы сельских поселений не успевают устранять утечки на существующих старых водопроводах.
В целях улучшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды необходимо ввести в строй очистные сооружения, модернизировать канализационные сети и системы водоснабжения.
Большинство систем водоснабжения в сельской местности не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, а имеющееся - работает неэффективно. Часть сельского населения вынуждена пользоваться водой, не соответствующей установленным санитарным нормам и стандартам.
Реализация направления данной Программы обусловлена необходимостью устойчивого социально - экономического развития сельских поселений района, эффективного функционирования агропромышленного производства, развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности.
Кроме этого, удаленность сельских населенных пунктов от районного центра предопределяет их автономное жизнеобеспечение.
Целью направления "Строительство (реконструкция) локальных водопроводов в сельских населенных пунктах" является обеспечение сельского населения качественной питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально - экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
При этом строительство (реконструкция) сетей водоснабжения в муниципальном образовании в 2016 году предусматривает строительство (реконструкцию) 6,0 километров водопроводных линий.
Общая сумма расходов на реализацию данного направления программы составит 2,155 млн. рублей, в том числе:
- из средств муниципального бюджета - 2,155 млн. рублей.
В результате реализации мероприятий данного направления ожидается:
- создание условий, способствующих предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации в сельской местности в области жилищно-коммунального хозяйства в части водоснабжения сельских поселений;
- возрастание обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой;
- улучшение здоровья сельских жителей, создание в сельской местности благоприятных жилищных условий;
- сокращение потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью из-за потребления некачественной воды.
Сложное финансовое положение в агропромышленном комплексе негативно отразилось не только на производственном потенциале сельского хозяйства, но и на социальной сфере села. Ежегодно растёт износ основных фондов коммунального хозяйства в сельских поселениях района, снижается надёжность и устойчивость инженерных систем жизнеобеспечения населения.
В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудоспособного населения в сельской местности, снижение уровня безработицы благодаря созданию дополнительных рабочих мест.
Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, социально-экономическое развитие сельской местности строятся на ряде факторов, в том числе: на возможности проживания на селе. В настоящее время в Черняховском городском округе нет достаточного количества строительных организаций и квалифицированных рабочих, способных осуществлять строительство жилья в сельской местности, а самое главное, нет свободных денежных средств ни у сельхозпроизводителей, ни у администраций муниципальных образований, на которые возложены функции обеспечения жизнедеятельности сельского населения. В связи с этим они не в состоянии заниматься вопросами сохранения имеющегося жилья. Жилые дома в большинстве случаев разрушаются, не ремонтируются и выбывают из эксплуатации.
В связи с этим, основными целями данной Программы по направлению "Строительство (приобретение) жилья для граждан и молодых специалистов, проживающих в сельской местности" являются:
- улучшение жилищных условий сельского населения;
- создание более привлекательных условий жизни в сельской местности;
- снижение оттока из села трудоспособного населения и молодёжи;
- обеспечение основных жизненных потребностей населения;
- формирование условий для дальнейшего развития аграрного производства.
Это направление Программы, учитывая низкий уровень доходов основной массы сельского населения, предусматривает создание организационных и финансовых механизмов строительства (приобретения), как для молодых специалистов и их семей, так и для граждан постоянно проживающих и работающих в сельской местности.
Организационные мероприятия включают в себя:
- оценку состояния и потребности в жилье;
- наличие проектных и строительных организаций;
- наличие и состояние недостроенного жилья в сельской местности.
Финансовые механизмы реализации данного направления Программы
включают в себя:
- оценку источников финансирования, в том числе разработку механизмов, способствующих привлечению внебюджетных (собственных) средств в жилищное строительство;
- внедрение и расширение ипотечного кредитования граждан;
- привлечение собственных и заёмных средств граждан, молодых специалистов (или их семей), а также работодателей.
Общая стоимость мероприятий данного направления Программы за 2016-2021 годы должна составить - 32,523 млн. рублей, в том числе:
- из средств муниципального бюджета - 1,720 млн. рублей;
- из средств областного бюджета - 11,017 млн. рублей;
- из средств федерального бюджета - 10,026 млн. рублей;
- из внебюджетных источников - 9,76 млн. рублей.
Реализация мероприятий Программы по направлению "Строительство (приобретение) жилья для граждан и молодых специалистов, проживающих в сельской местности" позволит ежегодно строить новое жильё и приобретать его с использованием бюджетных средств с участием финансирования граждан.
Всё это в целом обеспечит улучшение социально - экономического климата и привлекательности сельской местности.
В результате реализации мероприятий Программы в 2016-2021 годах предусматривается улучшить жилищные условия примерно 16 семьям.
Направление 5. Совершенствование кадрового потенциала.
Основной совершенствования кадрового потенциала АПК округа является создание системы кадрового обеспечения АПК, позволяющей адаптировать структуру подготовки кадров к новым экономическим и другим хозяйственным условиям, сформировать кадровый потенциал, способный эффективно реализовать программу развития агропромышленного комплекса.
В целях совершенствования кадрового потенциала государственная политика направлена на:
1) повышение уровня профессиональной подготовки;
2) поднятие престижа аграрных профессий.
Мерами государственной поддержки в сфере реализации данного направления являются:
1) организация стажировок работников сельскохозяйственных организаций, студентов, учреждений профессионального образования;
2) проведение конкурсов профессионального мастерства;
3) проведение мероприятий по подведению итогов в сельскохозяйственном производстве.
Обучающие семинары проводятся с целью обмена опытом по производству зерновых культур, картофеля и овощей, внедрения в производство новейших технологий производства сельскохозяйственных культур, а также для обмена мнениями по эффективности работы с новыми средствами защиты растений против вредителей, болезней и сорняков на различных сельскохозяйственных культурах. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей организуются обучающие семинары на базе передовых хозяйств района, конкурсы по повышению мастерства операторов машинного доения коров, осеменаторов по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных и др. с выездом в хозяйства района и осмотром производственных посевов.
По итогам каждого сельскохозяйственного года подводятся его итоги, намечаются планы на будущее. Уже стало традицией отмечать передовиков производства, награждать почётными грамотами, дипломами от имени главы администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район", вручать ценные подарки.
С этой целью организуется и проводится ежегодная научно- практическая конференция, посвящённая профессиональному празднику - "Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности".
Для проведения этих мероприятий потребуется из местного бюджета денежных средств в сумме:
1,090 млн. рублей, в том числе:
в 2016 году - 0,170 млн. рублей;
в 2017 году - 0,170 млн. рублей;
в 2018 году - 0,180 млн. рублей;
в 2019 году - 0,180 млн. рублей;
в 2020 году - 0,190 млн. рублей;
в 2021 году - 0,200 млн. рублей.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Направление 5. Обеспечение выполнения органом местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере сельского хозяйства
В соответствии с законом Калининградской области от 25.04.2013 N 226 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями Калининградской области по поддержке сельского хозяйства" а также соглашением, заключенным между Правительством Калининградской области и Администрацией, для осуществления организации по предоставлению субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи постановлением Администрации уполномочено Управление сельского хозяйства. Для обеспечения выполнения Управлением сельского хозяйства государственных полномочий в сфере сельского хозяйства Программы за 2016-2021 годы необходимо финансирование в объеме - 18,195 млн. рублей, в том числе:
из средств областного бюджета - 18,195 млн. рублей.
Глава 2. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2016-2021 годы, без деления на этапы.
Глава 3. Финансовое обеспечение Программы
Для реализации основных мероприятий Программы предусматривается привлечение средств федерального, областного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников.
Общий объём финансирования мероприятий Программы по муниципальному образованию составит 1021,403 млн. рублей, в том числе:
- из средств местного бюджета - 4,965 млн. рублей,
- из областного бюджета - 482,442 млн. рублей;
- из федерального бюджета - 328,476 млн. рублей;
- из внебюджетных источников - 205,51 тыс. рублей.
Привлечение внебюджетных источников финансирования будет
обеспечиваться за счёт использования:
1) собственных средств сельскохозяйственных организаций;
2) кредитных ресурсов.
Общий объем финансирования Программы за счет средств местного бюджета составляет 4,965 млн. рублей, в том числе по годам реализации:
на 2016 год - 2,555 млн. рублей;
на 2017 год - 0,41 млн. рублей;
на 2018 год - 0,45 млн. рублей;
на 2019 год - 0,48 млн. рублей;
на 2020 год - 0,52 млн. рублей;
на 2021 год - 0,55 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Информация о финансовом обеспечении Программы - в приложении N 2.
Глава 4. Ожидаемые результаты Программы
Оценка результатов реализации Программы осуществляется на основании показателей (далее - целевые индикаторы), позволяющих определить качество мероприятий, степень решения задач и достижения целей, которые отображены в приложении N 1.
Решение задач, определенных Программой, является стратегическим направлением деятельности, соответствует среднесрочным приоритетам развития Калининградской области в целом, определенных Стратегией социально-экономического развития Калининградской области до 2030 года, и предполагает улучшение состояния дел в муниципальном АПК.
Динамика развития сельского хозяйства на период до 2021 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости сельскохозяйственного производства, с другой - сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период 2016-2021 годы, в течение которого планируется:
1) увеличить долю использования сельскохозяйственных угодий до 75%;
2) обеспечить вовлечение в сельскохозяйственный оборот не менее 13 тыс. га сельскохозяйственных угодий;
3) увеличить объем производства и переработки продукции растениеводства к 2021 году:
зерновых и зернобобовых - до 30,7 тыс. тонн;
рапса - до 14 тыс. тонн;
картофеля - до 16,2 тыс. тонн;
овощей - до 6,0 тыс. тонн;
4) увеличить объём производства и переработки продукции животноводства к 2021 году:
скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) - до 2260 тонн в год;
молока в хозяйствах всех категорий - до 7680 тонн в год;
5) обеспечить участие начинающих фермеров, осуществивших проекты по созданию и развитию своих хозяйств с помощью государственной поддержки, а также фермеров, развивающих семейные животноводческие фермы в 2016-2021 годах до 18 единиц;
6) реализовать более 2 (двух) инновационных проектов, обеспечить ежегодный прирост инвестиций в агропромышленный комплекс Калининградской области;
7) улучшить жилищные условия 16 семей, проживающих в сельской местности;
8) увеличить среднемесячную заработную плату в сельском хозяйстве до 20.1 тыс. рублей;
9) увеличить уровень рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 17% (с учетом субсидий);
10) создать не менее 200 дополнительных рабочих мест в сельской местности.
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для совершенствования материально-технической базы и повышение уровня инвестиционной деятельности, позволяющей перевести агропромышленный сектор на интенсивный путь развития, суть которого заключается в максимальном производстве продукции при наименьших трудовых и материальных затратах. Это направление основано на достижениях научно- технического прогресса и использовании системного подхода к производству высококачественной продукции, все большего применения перспективных, высокоэффективных технологий производства.
Глава 5. Перечень основных мероприятий муниципальной программы
Перечень основных мероприятий Программы изложены в приложении N 2.
Приложение N 2
Перечень
основных мероприятий и сведения о финансовом обеспечении муниципальной программы Черняховского городского округа "Развитие сельского хозяйства" на 2016-2021 годы
млн. рублей
N п/п |
Наименование мероприятий |
Годы |
Общий объем финансирования |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|||
1 |
Поддержка отрасли растениеводства |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, в том числе |
35,46 |
73,20 |
80,50 |
88,60 |
97,50 |
100,0 |
475,26 |
|
областной бюджет |
19,52 |
30,90 |
34,00 |
37,40 |
41,20 |
42,30 |
205,32 |
|
федеральный бюджет |
15,94 |
42,30 |
46,50 |
51,20 |
56,30 |
57,70 |
269,94 |
2 |
Поддержка отрасли животноводства |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, в том числе |
3,78 |
6,40 |
7,00 |
7,70 |
8,50 |
9,0 |
42,38 |
|
областной бюджет |
1,11 |
3,30 |
3,60 |
4,00 |
4,40 |
4,70 |
21,11 |
|
федеральный бюджет |
2,67 |
3,10 |
3,40 |
3,70 |
4,10 |
4,30 |
21,27 |
3 |
Поддержка малых форм хозяйствования |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, в том числе |
1,05 |
1,60 |
1,80 |
2,00 |
2,20 |
2,40 |
11,05 |
|
областной бюджет |
0,11 |
0,20 |
0,20 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
1,41 |
|
федеральный бюджет |
0,94 |
1,40 |
1,60 |
1,70 |
1,90 |
2,10 |
9,64 |
4 |
Сохранение плодородия почв |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, в том числе |
18,3 |
69,20 |
71,40 |
74,20 |
77,20 |
81,20 |
391,50 |
|
областной бюджет |
9,15 |
34,60 |
35,70 |
37,10 |
38,60 |
40,60 |
195,75 |
|
внебюджетные источники |
9,15 |
34,60 |
35,70 |
37,10 |
38,60 |
40,60 |
195,75 |
5 |
Грантовая поддержка по программе "Поддержка начинающих фермеров", "Развитие семейных животноводческих ферм" |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, в том числе |
2,25 |
9,00 |
9,00 |
9,00 |
9,00 |
9,0 |
47,25 |
|
областной бюджет |
0,65 |
5,80 |
5,80 |
5,80 |
5,80 |
5,80 |
29,65 |
|
федеральный бюджет |
1,60 |
3,20 |
3,20 |
3,20 |
3,20 |
3,20 |
17,60 |
6 |
Строительство (реконструкция) водопроводов |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, в том числе |
2,155 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2,155 |
|
местный бюджет |
2,155 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2,155 |
7 |
Строительство (приобретение) жилья для граждан, молодых семей, специалистов и их семей, проживающих в сельской местности |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, в том числе |
2,923 |
4,70 |
5,40 |
6,00 |
6,50 |
7,00 |
32,523 |
|
местный бюджет |
0,230 |
0,240 |
0,270 |
0,30 |
0,33 |
0,35 |
1,720 |
|
областной бюджет |
0,907 |
1,60 |
1,85 |
2,05 |
2,22 |
2,39 |
11,017 |
|
федеральный бюджет |
0,906 |
1,45 |
1,66 |
1,85 |
2,00 |
2,16 |
10,026 |
|
внебюджетные источники |
0,88 |
1,41 |
1,2 |
1,80 |
1,95 |
2,10 |
9,76 |
8 |
Мероприятия по совершенствованию кадрового потенциала (семинары, конкурсы, мероприятия по подведению итогов и т.п.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, в том числе |
0,17 |
0,17 |
0,18 |
0,18 |
0,19 |
0,20 |
1,09 |
|
местный бюджет |
0,17 |
0,17 |
0,18 |
0,18 |
0,19 |
0,20 |
1,09 |
|
Обеспечение выполнения органом местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере сельского хозяйства |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2016 году |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, в том числе |
1,005 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,005 |
|
областной бюджет |
1,005 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,005 |
10 |
Осуществление полномочий Калининградской области в сфере сельского хозяйства в части деятельности органов управления |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, в том числе |
2,590 |
2,600 |
3,000 |
3,000 |
3,000 |
3,000 |
17,190 |
|
областной бюджет |
2,590 |
2,600 |
3,000 |
3,000 |
3,000 |
3,000 |
17,190 |
|
ВСЕГО, в том числе |
69,683 |
166,87 |
178,28 |
190,68 |
204,09 |
211,80 |
1021,403 |
|
местный бюджет |
2,555 |
0,41 |
0,45 |
0,48 |
0,52 |
0,55 |
4,965 |
|
областной бюджет |
35,042 |
79,00 |
84,15 |
89,65 |
95,52 |
99,09 |
482,452 |
|
федеральный бюджет |
22,056 |
51,45 |
56,36 |
61,65 |
67,50 |
69,46 |
328,476 |
|
внебюджетные источники |
10,03 |
36,01 |
37,32 |
38,90 |
40,55 |
42,70 |
205,51 |
Приложение N 1
Целевые показатели
и индикаторы муниципальной Программы Черняховского городского округа "Развитие сельского хозяйства" на 2016-2021 годы
N п/п |
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Годы |
|||||||
2014 (факт) |
2015 (прогнозируемые показатели) |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
в процентах к предыдущему году |
123,0 |
102,7 |
103,6 |
102,5 |
102,3 |
101,9 |
101,9 |
101,9 |
2. |
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) |
процентов |
28 |
15,0 |
15,2 |
15,5 |
16,1 |
16,2 |
16,4 |
17,0 |
3. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) |
рублей |
14689 |
15500 |
16300 |
17000 |
18000 |
19000 |
20100 |
20100 |
4. |
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
в процентах к предыдущему году |
130 |
102,5 |
104,3 |
102,8 |
102,4 |
101,6 |
101,4 |
101,4 |
5. |
Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий |
тыс. гектаров |
2,8 |
3,0 |
6,71 |
6,735 |
6,76 |
6,785 |
6,810 |
6,810 |
6. |
Внесение минеральных удобрений |
тыс. тонн действующего вещества |
1,58 |
1,82 |
1,83 |
1,88 |
1,94 |
1,96 |
1,96 |
1,96 |
7. |
Уменьшение степени кислотности почв путем проведения известкования |
тыс. гектаров |
0,86 |
0,6 |
0,12 |
0,13 |
0,14 |
0,15 |
0,16 |
0,16 |
8. |
Вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий |
тыс. гектаров |
3,8 |
2,9 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
2,7 |
1,0 |
9. |
Рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве |
в процентах к 2010 году |
0 |
27,1 |
27,3 |
27,9 |
28,9 |
30,3 |
32,2 |
32,2 |
10. |
Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
зерновых и зернобобовых |
тыс. тонн |
34,3 |
54,2 |
25,4 |
27,8 |
28,2 |
28,4 |
30,5 |
30,7 |
12. |
рапса |
тыс. тонн |
16,8 |
9,0 |
9,9 |
10,7 |
11,9 |
12,5 |
13,8 |
14,0 |
13. |
картофеля |
тыс. тонн |
12,5 |
15,7 |
15,8 |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
16,2 |
16,2 |
14. |
овощей |
тыс. тонн |
28,2 |
5,5 |
5,6 |
5,7 |
5,8 |
5,9 |
6,0 |
6,0 |
15. |
Площадь закладки многолетних насаждений |
гектаров |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
16. |
Производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них |
тыс. тонн |
9,3 |
7,2 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,0 |
10,0 |
10,0 |
17. |
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
в процентах к предыдущему году |
93 |
102,9 |
102,8 |
102,2 |
102,3 |
102,2 |
102,4 |
102,4 |
18. |
Производство молока в хозяйствах всех категорий |
тонн |
7214 |
7400 |
7450 |
7550 |
7560 |
7600 |
7650 |
7680 |
19. |
Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) |
тонн |
978 |
1150 |
1300 |
1500 |
1750 |
2000 |
2250 |
2260 |
20. |
Маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей |
тыс. голов |
0 |
0 |
0,3 |
0, 5 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
21. |
Количество введенного (приобретенного) жилья в сельской местности - квартир (жилых домов) |
единиц |
0 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
22. |
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, всего |
тыс. кв. м |
0 |
0,07 |
0,14 |
0,14 |
0,16 |
0,16 |
0,16 |
0,16 |
23. |
в том числе для молодых семей и молодых специалистов |
тыс. кв. м |
0 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
24. |
Ввод в действие локальных водопроводов |
км |
|
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" Калининградской области от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.