Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости разработки Программы
Площадь земель сельскохозяйственного назначения Черняховского городского округа по состоянию на 01 января 2015 года составляет 73650 га, из них 65576 га - сельскохозяйственные угодья.
Из общей площади сельскохозяйственных угодий площадь пашни составляет 32121 га, площадь сенокосов - 11299 га, площадь пастбищ - 22041 га, площадь многолетних насаждений - 115 га.
В 2015 году по муниципальному образованию сельскохозяйственные угодья использовались по назначению сельхозтоваропроизводителями района и лицами, ведущими личное подсобное хозяйство, на площади 38,2 тыс. га (58% от общей площади сельскохозяйственных угодий). Пашня использовалась на площади 22,3 тыс. га (в 2014 году - на 16,3 тыс. га), в том числе: посевами было занято 14,9 тыс. га, кормовыми культурами - 7,3 тыс. га. Коэффициент использования пашни в 2015 году составил 69% (в 2014 году - 51%).
На территории Черняховского городского округа основными массивами из земель сельхозназначения являются земли, находящиеся в государственной неразграниченной собственности площадью 8935,5 га и собственности субъекта РФ площадью 16990 га (всего 25925,5 га). Из числа земель государственной неразграниченной собственности на конец 2015 года предоставлено в аренду - 3434,1 га; выделено для пастбищ близ населенных пунктов - 2100 га; 5501,4 га - являются свободными землями. Из числа земель собственности субъекта РФ на конец 2015 года предоставлено в аренду - 7486 га, 9503 га - являются свободными землями.
Более 27,4 тыс. га земельных угодий, находящихся на территории муниципального образования по своему целевому назначению не используется, заросла древесно-кустарниковой растительностью и сорными травами, непригодными для кормления животным, на большинстве участков нарушена дренажная система. Кроме того, продолжается снижение плодородия почв и ухудшение состояния земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Из состава неиспользуемых земель около 15,0 тыс. га (55% от общей площади неиспользуемых земель) являются свободными и находятся в государственной неразграниченной собственности и собственности субъекта РФ: 12,4 тыс. га земель, находящихся в собственности, либо в аренде у частных лиц и не используются по назначению.
В целях увеличения доли использования земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования "Черняховский городской округ" сельхозтоваропроизводителями ежегодно вводятся в оборот длительно не используемые земли. В течение 2011-2014 годов в оборот было введено 11198 га длительно неиспользуемых земель. В 2015 году было введено в оборот 3189 га земель сельскохозяйственного назначения. Всего за 5 лет в хозяйствах района введено в сельскохозяйственный оборот 14387 га сельскохозяйственных угодий. В 2016 году планируется сельхозтоваропроизводителями района ввести 4560 га.
За последние три года в Черняховском городском округе отмечается увеличение посевных площадей:
Культура |
2013 |
2014 |
2015 |
площадь (га) |
площадь (га) |
площадь (га) |
|
|
6098 |
8935 |
11281 |
Рапс |
3754 |
4677 |
3088 |
|
132 |
184,5 |
226 |
|
7 |
10,5 |
77,6 |
Кормовые культуры |
2698 |
2478 |
7629 |
|
20 |
20 |
24 |
Всего |
12712 |
16305 |
22326 |
Серьезным недостатком в плане инвестиционной привлекательности сельхозугодий Черняховского городского округа является раздробленность большей части земель сельскохозяйственного назначения, в основном - это паи и выделенные земельные участки в счет земельных долей составляют в среднем по 5-10 га.
Более 5000 га земли сельхозназначения (около 19%), расположенной в границах рек Преголя, Анграпа и Инструч, находятся в государственной неразграниченной собственности и собственности субъекта РФ, использование которых возможно только для сенокошения. Ранее в советские годы эти земли использовались хозяйствами и населением для заготовки сена. Для эффективного использования земель, находящихся в поймах рек, необходимы культуртехнические мероприятия, а также очистка и ремонт мелиоративной системы, что имеет больших вложений и времени. Проблемой для ввода земель данной категории является и то, что нет желающих из числа сельхозтоваропроизводителей района приобретать, либо брать в аренду эти земельные участки, так как использовать эти земли только для заготовки сена могут только хозяйства с развитием животноводческого направления.
Земельные участки общей площадью 1777 га расположены вдоль федеральных трасс на отрезках дороги Талпаки-Черняховск, Черняховск-Веселовка. Из числа этих земель площадью 740 га находятся в собственности у 35 юридических и физических лиц (из них используются по назначению - 404 га (54,5%)), а также в государственной неразграниченной собственности - 837 га и субъекта РФ - 200 га.
На отрезке федеральной трассы Талпаки-Черняховск установлены разделительные отбойники, которые препятствуют подъезду сельхозтехники к земельным участкам площадью 252 га, в том числе земельным участкам, находящимся в частной собственности, площадью 167 га (66%). Проблемой использования земельных участков вдоль федеральных трасс также является проезд сельхозтехники к съездам, учитывая соблюдения правила дорожного движения, которые предусматривают особенности при передвижении негабаритной техники, а также получение разрешения на передвижение и сопровождение этой техники. На это требуются затраты времени и финансов для собственников, что в сезон весенне-полевых работ, а также в период уборочной компании проблематично.
Земельные участки, находящиеся в неразграниченной собственности и собственности субъекта РФ, располагающиеся вдоль трассы Талпаки-Черняховск, площадью 2308 га находятся в пойме реки Преголя (земельные участки с двух сторон реки). В весенний период эти земли затопляемы половодьем, их использование в целях сенокошения затруднено, так как основная часть земельных участков недоступна из-за сильного переувлажнения и прохода сельскохозяйственной техники.
В связи с приватизацией земельных участков, появлением большого количества собственников земли и наличием сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности задачи управления сельскохозяйственным производством стоят как никогда остро, а их эффективное решение невозможно без использования сельскохозяйственных земель по назначению.
Проведенный анализ современного использования земель сельскохозяйственного назначения подтверждает необходимость осуществления комплекса мероприятий по стимулированию землепользователей к вовлечению в сельскохозяйственное производство не используемых ими земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земель сельскохозяйственного назначения по их разрешенному использованию является одним из мероприятий по повышению плодородия почв, увеличивает ценность земли и имеет важное природоохранное значение.
Программой создаются условия, направленные на стимулирование землепользователей к введению в сельскохозяйственное производство не используемых ими по целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения, повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, улучшение социальной обстановки и жизни на селе.
Для решения данной проблемы требуется государственная поддержка, позволяющая снизить издержки по вводу в сельскохозяйственное производство дополнительных площадей, увеличить объемы выпускаемой продукции и, в конечном счете, обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса.
Развитие сельскохозяйственного производства является задачей стратегического значения, и стимулирующим фактором в решении данного вопроса послужит максимальное возмещение затрат при вводе в сельскохозяйственный оборот земель на территории округа.
Ввиду сложности проблемы решение данного вопроса требует целенаправленной реализации программных мероприятий, что возможно только при условии реализации муниципальной программы.
Для решения поставленных задач необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.