Решение Калининградского областного суда от 15 марта 2016 г. N 3а-38/2016
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению МП "К" об оспаривании нормативного правового акта - приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области установил:
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2015 года N 198-02-т/15 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МП "К", на 2016-2018 годы" установлены:
- долгосрочные параметры регулирования деятельности для МП "К" при формировании тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2016-2018 годы согласно приложению N 1;
- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МП "К", на 2016-2018 годы с календарной разбивкой согласно приложению N 2.
Указанный приказ вступил в силу с 01 января 2016 года, опубликован в ежедневной газете "Калининградская правда" N 238 (18860) от 22 декабря 2015 года.
МП "К" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приложения N 2 к названному приказу, сославшись на то, что при расчете тарифов Службой были неверно определена величина полезного отпуска тепловой энергии. Служба в нарушении требований законодательства не рассчитала размер полезного отпуска тепловой энергии исходя из показателей за последний отчетный год (2014) и динамики полезного отпуска за последние 3 года, а взяла величину полезного отпуска, определенную Приказом ФСТ России N 1155-д от 08 июня 2015 г. При этом Федеральная Служба по тарифам рассчитала величину полезного отпуска тепловой энергии, исходя из данных за 2013 год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за предшествующие 3 года регулирования. Кроме того, для расчета полезного отпуска тепловой энергии не были использованы статистические данные, предоставленные МП РИВЦ "С", осуществляющей расчет оплаты тепловой энергии для потребителей. По мнению предприятия, Служба должна была при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность) на 2016 год исходить из величины полезного отпуска тепловой энергии за 2014 год, сформированной с учетом данных МП РИВЦ "С" в размере <...> тыс. Гкал.
В судебном заседании представители МП "К" - С.Н.Ш. и С.И.В. заявленные требования поддержали, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области - С.О.Ю. с заявлением не согласилась, сославшись на то, что достоверные данные, позволяющие рассчитать полезный отпуск тепловой энергии за 2014 год, предприятием не представлены, а данные МП РИВЦ "С" для расчетов использованы быть не могут.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора М.Г.И., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
МП "К" является единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей оказание услуг по теплоснабжению на территории городского округа "Город Калининград".
Согласно п. 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В соответствии с пунктами 8, 18, 22 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии, используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.
При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях.
Формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения, осуществляется с учетом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года, и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров.
Фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.
Из изложенного видно, что объём полезного отпуска тепловой энергии определяется как разница между всей энергией поставляемой с коллекторов за вычетом теплопотерь в сетях и энергии, используемой для нужд предприятия. Следовательно, при принятии решения о размере тарифов, установлению подлежит объем полезного отпуска тепловой энергии в натуральном выражении, а не объём тепловой энергии, предъявленной к оплате потребителям. Данные об оплате тепловой энергии могут быть использованы в качестве одного из доказательств установления объёма полезного отпуска тепловой энергии в совокупности с другими, перечисленными в приведённых выше нормах, документами, но не являются единственным источником информации о сведениях, используемых при утверждении тарифа. То есть сам предложенный МП "К" принцип установления объёма полезного отпуска тепловой энергии исключительно на основании данных о счетах, предъявленных к оплате потребителям, противоречит законодательству.
Предусмотренные законом данные, позволяющие рассчитать объём полезного отпуска тепловой энергии за 2014 г. МП "К" в службу не представило.
МП "К" не ведёт учет энергии, поставляемой с коллекторов предприятия.
По состоянию на 24.03.2015 из 116 имеющихся у предприятия теплоисточников приборы учёта по отпуску тепловой энергии в сеть на коллекторах установлены только на 36 теплоисточниках. На 80-ти котельных отсутствуют приборы учёта тепловой энергии, что делает невозможным получение объективных сведений об объемах производства тепловой энергии.
Отсутствие на отдельных теплоисточниках приборов учёта тепловой энергии по отпуску тепловой энергии в сеть противоречит Методике осуществления коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр., согласно которой на источнике тепловой энергии узлы учета должны устанавливаться на каждом выводе тепловой сети.
В нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" учет тепловой энергии (мощности) не обеспечивается не только при производстве, но и при сбыте тепловой энергии. Реализация более чем 60% от отпускаемой Предприятием группе "население" тепловой энергии происходит без применения приборов учета потребления тепловой энергии. В 2014 году этот объем достигал 70%. Многоквартирные жилые дома в городе Калининграде в большинстве не оборудованы общедомовыми приборами учёта тепловой энергии.
То есть объем поставляемой потребителям предприятием тепловой энергии объективно не учитывается.
Так же предприятие допустило представление в Службу заведомо недостоверных сведений о характеристиках объектов, участвующих в передаче тепловой энергии с целью завышения размера нормативных потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии. Постановлением Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 02 октября 2015 г. за эти действия предприятие привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15 февраля 2015 г. по делу N в удовлетворении заявления об оспаривании этого постановления отказано. Действительно, решение арбитражного суда не вступило в законную силу, однако позиция сторон, зафиксированная в нём, имеет значение для настоящего дела и может быть учтена судом.
В ходе рассмотрения дела предприятием не оспаривался факт представления в Службу недостоверных сведений, влияющих на величину нормативных потерь тепловой энергии, оно оспаривало лишь наличие умысла в своих действиях, ссылаясь на недостатки программного обеспечения, использованного для расчета теплопотерь.
То есть точные данные об объеме полезного отпуска тепловой энергии за 2014 год отсутствуют.
Не могут быть такие данные установлены и за счет иных представленных предприятием сведений и документов.
Схема теплоснабжения муниципального образования городского округа "Город Калининград" не может быть использована для расчёта объёма полезного отпуска тепловой энергии по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и подпунктом "8" пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение схемы теплоснабжения и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры для городского округа "Город Калининград" относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа "Город Калининград".
В нарушение требований к схемам теплоснабжения и требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154, схема теплоснабжения городского округа "Город Калининград" не проходит в установленные сроки ежегодную актуализацию. Утвержденная схема теплоснабжения муниципального образования городского округа "Город Калининград" не содержит информацию об объемах потребления тепловой энергии (мощности).
В ответ на запрос Службы об объеме полезного отпуска тепловой энергии, используемом при составлении схемы теплоснабжения, Комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" представил сведения, в соответствии с которыми объем полезного отпуска МП "К", принятый при составлении схемы теплоснабжения, составлял <...> тыс. Гкал., что в значительной мере превышает принятый Службой объем полезного отпуска на 2016 в размере <...> тыс. Гкал.
В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила регулирования цен), к заявлению об установлении цен (тарифов) должны прилагаться следующие документы и материалы:
- расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности) согласно заключенным в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" договорам;
- копии договоров об осуществлении регулируемой деятельности (договоры теплоснабжения, и (или) поставки тепловой энергии.
То есть необходимые для расчета тарифа сведения обязано представить предприятие.
Согласно пунктам 3, 8 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация обязана заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Договор теплоснабжения должен определять объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем.
В нарушение требований ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" Предприятием с большей частью потребителей тепловой энергии договоры не заключены.
В связи с отсутствием заключенных в установленном порядке договоров, в нарушение требований пункта 16 Правил регулирования цен предприятием в Службу были представлены только договоры с отдельной частью потребителей. Данное обстоятельство стало причиной, делающей невозможным проведение расчета величины полезного отпуска тепловой энергии (мощности) исходя из заключенных в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" договоров.
В виду отсутствия договоров с управляющими компаниями и (общедомовых) приборов учета у предприятия нет объективной информации о договорном и фактическом (помесячном, годовом) объёме потребления тепловой энергии, в связи с чем расчет объёма полезного отпуска тепловой энергии в части предоставления коммунального ресурса управляющим организациям производится им на основании расчётных данных, предоставленных МП РИВЦ "С".
МП РИВЦ "С" является организацией, осуществляющей расчёты оплаты коммунальных услуг в г. Калининграде, в том числе, услуг по теплоснабжению.
В соответствии с договором от 12 мая 2003 г., заключенным между МП "К" и МП РИВЦ "С", на последнее предприятие не возлагаются обязанности по снятию показаний с приборов учета, а также по сбору, обработке и хранению данных об объемах потребленной тепловой энергии.
МП РИВЦ "С" не может располагать объективной информацией об объемах отпущенной МП "К" тепловой энергии, не может объективно подтверждать фактически полученный потребителями объем услуг.
В г. Калининграде не все управляющие компании, ТСЖ и другие обслуживающие жильё организации пользуются услугами МП РИВЦ "С" для расчета оплаты коммунальных услуг. То есть предприятие не обладает полнотой информации обо всех потребителях тепловой энергии.
Как было указано ранее, большинство домов в городе не оборудовано приборами учета тепловой энергии. Ссылки МП "К" на то, что объём полезного отпуска тепловой энергии может быть установлен, исходя из расчетов потреблённой энергии на основании нормативов, противоречит приведённым выше нормам законодательства, согласно которым Служба при установлении тарифа обязана определить фактический объём отпущенной с коллекторов тепловой энергии, а не нормативный объём. Нормативы потребления коммунальных услуг могут использоваться при расчёте объёма полезного отпуска тепловой энергии наряду с другими документами, перечисленными в п. 22 Методических указаний, но не являться единственным источником информации об отпуске тепловой энергии для 70% жилищного фонда г. Калининграда.
Более того, расчёты МП РИВЦ "С", основанные на действующих нормативах потребления коммунальных услуг недостоверны.
В период с 12 марта по 08 мая 2015 года Службой была проведена плановая выездная проверка деятельности МП "К" по вопросам соблюдения обязательных требований по установлению и применению регулируемых государством цен (тарифов). Выборочный анализ представленных МП "К" ведомостей начислений оплаты за отопление через МП РИВЦ "С" показал, что по отдельным квартирам многоквартирных жилых домов при начислении оплаты применялся не норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, а иная величина, которая меньше установленного норматива.
Таким образом, при начислении оплаты за коммунальную услугу по отоплению через МП РИВЦ "С" предприятием необоснованно занижалась начисляемая отдельным потребителям плата, занижалась выручка МП "К" по регулируемому виду деятельности, а, следовательно, занижался расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии.
Отраженные в акте проверки выводы предприятием не оспаривались. Постановлением Службы от 31 июля 2015 г. МП "К" за указанные действия привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 24 декабря 2015 г. по делу N данное постановление оставлено без изменения. Несмотря на то, что это решение не вступило в законную силу, позиция предприятия по выявленному службой факту может быть использована в качестве доказательства по настоящему делу.
В ходе судебных разбирательств по делу N Предприятие сообщило, что не контролировало правильность производимых МП РИВЦ "С" начислений и даже полагало, что не должно было контролировать правильность предъявляемый к оплате объемов услуг. То есть МП "К" само признавало недостоверность производимых МП РИВЦ "С" начислений объёма предоставленных коммунальных услуг в виде тепловой энергии.
В поданном в Калининградский областной суд заявлении МП "К" также не оспаривает факт занижения предоставленного на регулирование объема полезного отпуска, однако полагает, что Служба должна была увеличить объем полезного отпуска на <...> тыс. Гкал.
Между тем, в адрес Службы в целях прохождения процедуры государственного регулирования тарифов предприятием не были представлены уточненные сведения о величине полезного отпуска с учетом отраженных в акте проверки от 08.05.2015 замечаний, на величину <...> тыс. Гкал. Выводы Службы были сделаны только при использовании незначительного массива данных, при выборочном анализе сведений.
У Службы отсутствовала возможность и необходимость осуществления в рамках проведенного административного расследования сплошной проверки всех квитанций на оплату коммунальных услуг.
Данные МП РИВЦ "С" не могут быть использованы для определения объёма полезного отпуска тепловой энергии и по следующим основаниям.
МП "К" само подтвердило несовпадение данных, имеющихся у МП РИВЦ "С" об объёмах тепловой энергии, предъявленной к оплате потребителям с объемом полезного отпуска тепловой энергии в натуральном выражении, используемым при установлении тарифов в письме, направленном в службу 11.09.2014 г.
Тринадцатым арбитражным апелляционным судом при рассмотрении дела N сделан вывод (стр. N 12), что фактически оказанный МП "К" размер поставленной тепловой энергии не может подтверждаться данными расчетного информационного-вычислительного центра "Симплекс" (постановление от 29 апреля 2015 г. по иску МП "К" к Правительству Калининградской области о взыскании убытков).
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При этом МП "К" препятствует Службе в получении данных, необходимых для расчета тарифов, при производстве выездных проверочных мероприятий. Предприятие оказывало противодействие, в предоставлении сведений о начисленных и уплаченных суммах за услуги теплоснабжения, за что было привлечено к административной ответственности. Данные, которые предприятие отказалось представить в Службу по государственному регулированию цен и тарифов, могли быть использованы при определении объёма полезного отпуска тепловой энергии. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 23 июня 2015 г., оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2015 г. (дело N ) отказано в удовлетворении заявления МП "К" об оспаривании соответствующего постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 14 апреля 2015 г.
В соответствии с пунктом 14 Правил регулирования цен в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
На основании пункта 11 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163, несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов) является основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении представленных предложений.
Принимая во внимание, что Предприятием в целях прохождения процедуры государственного регулирования не были предоставлены объективные данные о величине полезного отпуска тепловой энергии за 2014 и на 2016 годы, Службой в соответствии с пунктом 14 Правил регулирования цен был выполнен расчет тарифов на 2016 год с использованием данных, примененных для расчета тарифов, действующих в 2015 году и рассчитанных ФСТ России в Приказе N 1155-д от 08 июня 2015 г.
Величина полезного отпуска была сформирована Службой исходя из динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года, за которые имелись достоверные данные, с учетом ожидаемого подключения потребителей согласно утвержденной схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Калининград".
Данное решение соответствует закону, в удовлетворении административного искового заявления МП "К" следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Отказать МП "К" в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании приложения 2 приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2015 года N 198-02-т/15 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МП "К", на 2016-2018 годы".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 15 марта 2016 г. N 3а-38/2016
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании