Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
МО "Полесский муниципальный район"
от 20 января 2012 г. N 44
Программа
по повышению эффективности бюджетных расходов в МО "Полесский муниципальный район" на период до 2013 года
Введение
Настоящая программа по повышению эффективности бюджетных расходов в Полесском муниципальном районе на период до 2013 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.
I. Обоснование и необходимость разработки и реализации Программы
Калининградская область на протяжении ряда лет реализовывала реформы в сфере общественных финансов. Эти реформы затрагивали организацию бюджетного процесса, систему межбюджетных отношений, налоговую политику, порядок осуществления бюджетных расходов, управление государственным и муниципальным долгом, имуществом, организацию кассового обслуживания областного и местных бюджетов, контроль за расходованием бюджетных средств, организацию системы государственного и муниципального заказа.
В период проведения реформ приняты нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. Решением Полесского районного Совета депутатов от 22.04.2009 г. N 190 утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Полесский муниципальный район". Данное решение способствует повышению эффективности бюджетного процесса, в том числе за счет обеспечения безусловного исполнения бюджетных обязательств, регламентации порядка санкционирования бюджетных расходов и учета бюджетных обязательств.
Обеспечивается формирование и исполнение бюджета Полесского муниципального района (далее - муниципальный район) по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений по объему долга и дефицита бюджета.
Местный бюджет формируется частично на основе программно-целевого метода планирования, с учетом принятых муниципальных целевых программ.
Осуществляется формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг.
Кассовое обслуживание бюджета муниципального района, а также операций со средствами бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности осуществляется в Управлении федерального казначейства по Калининградской области с открытием лицевых счетов всем участникам бюджетного процесса.
В муниципальном районе реализуется реформа местного самоуправления, в том числе ее финансовая составляющая. Это способствовало повышению бюджетной инициативы и ответственности органов местного самоуправления за счет разграничения расходных полномочий, а также заинтересованности в росте собственной доходной базы местных бюджетов.
Созданный в муниципальном районе контрольный орган в целом обеспечивает систематический контроль за правомерным и целевым использованием средств бюджета муниципального района.
В рамках реализации бюджетных реформ в муниципальном районе действуют и разрабатываются новые подходы к системе управления муниципальными финансами, в том числе:
разработка стратегии расходования бюджетных средств исходя из долгосрочных перспектив;
организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
разграничения полномочий и, соответственно, доходных источников и расходных обязательств публично-правовых образований;
повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;
повышение уровня среднесрочного планирования, переход от годового бюджета на бюджет в формате "скользящей трехлетки";
увеличение степени самостоятельности и ответственности главного распорядителя, разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины;
обеспечение прозрачности и эффективности закупок для муниципальных нужд.
Сделанный анализ по реформированию муниципальных финансов позволяет сделать вывод, что не все заявленные планы в этом направлении были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать ряд методических вопросов.
Необходимость поддержания сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является важнейшим базовым условием в достижении долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального района, что, в свою очередь, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, модернизации управления финансовыми ресурсами.
II. Цель и основные задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению их функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального района.
Основным условием реализации Программы является проведение эффективной бюджетной политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, стимулирование экономического роста и модернизацию экономики, предоставление качественных бюджетных услуг населению муниципального района, обеспечение повышения сбалансированности бюджета муниципального района за счет снижения размера его дефицита.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих основных задач:
обеспечение увязки стратегического и бюджетного планирования;
совершенствование принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
ориентация деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений на достижение конкретных результатов;
стимулирование участников бюджетного процесса к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов;
оптимизация структуры органов местного самоуправления исходя из ориентации на достижение общественно значимых результатов;
четкое определение сфер ответственности органов местного самоуправления;
совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета.
Для решения указанных задач в 2012-2013 годах предусматривается принятие мер по следующим основным направлениям:
дальнейшее совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления, переход к утверждению "программного" бюджета;
применение в полном объеме методов среднесрочного бюджетного планирования;
повышение эффективности муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях способов муниципальных закупок, в том числе путем проведения открытых аукционов в электронной форме;
создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений в сфере бюджетного процесса, повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям муниципальной политики.
III. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы муниципального района
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является необходимым условием решения основных задач Программы.
Бюджетная и налоговая политика муниципального района на долгосрочную перспективу формируется исходя из необходимости повышения уровня благосостояния жителей района и достижения устойчивых темпов экономического роста.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной и налоговой политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности в районе, которая:
создает условия для устойчивого экономического роста;
ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;
определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально- экономического развития района - повышение качества жизни населения, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными муниципальными услугами.
Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджета муниципального района с учетом долгосрочного прогноза основных параметров развития муниципального района, основанных на реалистичных оценках;
стабильность и предсказуемость налоговой политики;
ограничение бюджетного дефицита, муниципального долга;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей социально-экономического развития муниципального района, включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество;
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения, а также с учетом сроков и механизмов их реализации.
Для дальнейшего внедрения этих принципов предусматривается реализовать следующие основные меры:
использование для целей бюджетного планирования консервативного прогноза социально-экономического развития;
установление среднесрочных индикативных ограничений расходов по направлениям политики (долгосрочным целевым программам), создающих условия для реструктуризации по инициативе соответствующих органов местного самоуправления расходов и повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей;
уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с обеспечением взаимосвязи с перечнем муниципальных услуг, муниципальными заданиями на их оказание и результатами от вложения ассигнований, а также с реестром муниципальных контрактов. Для этого в реестре расходных обязательств необходимо учитывать особенности различных расходных обязательств (публичных, в том числе публично-нормативных обязательств, гражданско-правовых обязательств, межбюджетных трансфертов), характер их образования и принятия;
формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых или увеличению действующих расходных обязательств с усилением ответственности главного распорядителя средств бюджета за достоверность оценки их объема и сроков исполнения;
совершенствование организации и методологии формирования бюджета муниципального района, прогнозирования его кассового исполнения с установлением ответственности главного распорядителя средств бюджета муниципального района за качество и соблюдение бюджетных процедур.
IV. Совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности публично-правовых образований
С 2006 года за местными бюджетами Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены нормативы отчислений от таких местных налогов, как налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход.
Органам местного самоуправления в целях повышения эффективности бюджетного процесса необходимо:
продолжить работу по оказанию методической помощи органам местного самоуправления городского и сельских поселений в осуществлении ими бюджетного процесса, повышении уровня квалификации работников органов местного самоуправления;
разработать и принять муниципальные программы повышения эффективности бюджетных расходов и начать их выполнение уже в текущем году;
разрабатывать проекты местных бюджетов исходя из принципов программно-целевого метода бюджетного планирования на основе муниципальных целевых программ со сроком реализации не менее трех лет, необходимости принятия мер по повышению уровня собственных бюджетных доходов муниципальных образований, первоочередного обеспечения социально значимых расходов и расходов, способствующих привлечению инвестиций;
обеспечивать принятие сбалансированных местных бюджетов до начала очередного финансового года;
повышать качество и доступность предоставляемых муниципальных услуг с учетом необходимости принятия и исполнения нормативных правовых актов органов местного самоуправления по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений, в том числе регламентирующих порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений;
обеспечивать экономное и рациональное использование бюджетных средств, оптимизацию расходов на муниципальное управление, своевременное и в полном объеме исполнение принимаемых бюджетных обязательств, недопущение просроченной кредиторской задолженности по ним, проведение взвешенной политики при принятии новых расходных обязательств с учетом их достоверного финансово-экономического обоснования и возможностей местного бюджета;
провести ревизию и актуализацию нормативных правовых актов органов местного самоуправления по осуществлению ими бюджетного процесса с учетом необходимости принятия мер по повышению инициативы и ответственности участников бюджетного процесса, его эффективности, открытости и подконтрольности, в том числе на основе электронного документооборота и стандартизации форматов информационного обмена;
установить требования об обязательном обнародовании органами местного самоуправления отчетов о достигнутых результатах за истекший финансовый год, характеризующих достижение поставленных на финансовый год целей, а также о задачах, требующих решения в очередном финансовом году, и направлениях их достижения.
Эффективное решение обозначенных в разделе задач позволит получить реальное снижение бюджетных расходов на местное самоуправление.
V. Муниципальные программы и совершенствование программной структуры расходов бюджета
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления предусматривается дальнейшее развитие программно-целевого принципа организации их деятельности.
В целях подготовки трехлетнего бюджета муниципального района до начала его формирования предстоит обеспечить разработку и принятие муниципальных программ на этот период, а также внесение изменений в действующие муниципальные программы с учетом следующих основных принципов:
охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления и соответствующих бюджетных ассигнований и других материальных ресурсов;
формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
установление для муниципальных программ измеримых конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики, а также установление ответственности должностных лиц за реализацию муниципальных программ.
Инструментом стратегического и операционного планирования будут являться преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти. Этот же инструмент целесообразно использовать и в качестве отчета о результатах деятельности, который должен носить публичный характер и размещаться в сети Интернет.
Дальнейшее совершенствование программно-целевого метода осуществления бюджетного процесса предполагает завершение в 2012 году перехода к формированию программной структуры расходов бюджета муниципального района.
По мере развития программно-целевого принципа организации деятельности Администрации района возрастет необходимость расширения ее ответственности и полномочий при реализации соответствующих муниципальных программ, уточнения структуры и полномочий структурных подразделений по отдельным программам.
Для реализации изложенных подходов потребуется с учетом вносимых изменений в федеральное законодательство рассмотреть необходимость внесения изменений в правовые акты муниципального района, порядки разработки и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ муниципального района.
VI. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы по следующим направлениям:
оптимизация системы и структуры полномочий и функций муниципальных органов исполнительной власти;
разработка и внедрение стандартов муниципальных услуг и административных регламентов;
управление по результатам;
противодействие коррупции;
совершенствование процесса сопровождения инвестиционных проектов;
совершенствование системы предоставления гражданам и организациям услуг в сфере начального профессионального образования;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности Администрации муниципального района должны стать:
оптимизация состава и полномочий структурных подразделений Администрации муниципального района, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих;
повышение мотивации руководителей структурных подразделений Администрации муниципального района в отношении оптимизации предельной численности работников и сокращения бюджетных расходов на их деятельность;
оптимизация в структурных подразделениях Администрации муниципального района соотношения численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы.
Формирование расходов на содержание органов местного самоуправления будет осуществляться при строгом соблюдении установленных нормативов таких расходов. Необходимо продолжить работу по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе направленных на разработку нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, исходя из нормативов штатной численности работников органов местного самоуправления.
Важной сферой оптимизации деятельности публично-правовых образований является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
инвентаризация объектов муниципальной собственности - внесение их в реестр муниципального имущества муниципального района;
работа по государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального района на объекты недвижимости.
VII. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Начиная с 2011 года в целях создания стимулов для ориентации муниципальных учреждений области на запросы потребителей бюджетных услуг, повышения их качества и зависимости финансирования от реальных результатов работы, в муниципальном районе был осуществлен переход от практики планирования бюджетных расходов на содержание действующей бюджетной сети к формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
привлечение и сохранение в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить три взаимосвязанные задачи:
совершенствование правового положения муниципальных учреждений;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Перевод муниципальных бюджетных учреждений муниципального района на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных бюджетных учреждений муниципального района и их финансового обеспечения.
Муниципальные задания для муниципального бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных бюджетных учреждений муниципального района будут проводиться путем реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Они направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов местного бюджета на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек муниципальных учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для органов местного самоуправления муниципального района по оптимизации подведомственной сети.
VIII. Развитие системы финансового контроля
Повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов требует продолжения работы по развитию системы финансового контроля в муниципальном районе. С учетом утвержденных Правительством Российской Федерации направлений развития системы финансового контроля в муниципальном районе необходимо:
организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
совершенствовать методологию проведения проверок и повысить их качество.
Главный распорядитель средств бюджета муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации:
осуществляет внутренний контроль, направленный на соблюдение стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств;
обладает полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля применительно к подведомственным учреждениям.
Одной из приоритетных задач должно стать совершенствование методологии проведения проверок и повышение их качества. Органы муниципального финансового контроля должны обеспечивать синхронизацию применяемой ими методологии проверок с динамично изменяющимися подходами к формированию и исполнению бюджета.
С повышением требований к качеству муниципального финансового контроля необходимо усилить ответственность должностных лиц, допустивших повторные финансовые нарушения.
IX. Формирование комплексной муниципальной контрактной системы в муниципальном районе
Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее - Программа Правительства РФ) отмечено, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует полноценное правовое регулирование имущественных отношений с участием публично-правовых образований, не основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (контрактных отношений).
Одним из базовых принципов экономики является удовлетворение потребностей бюджетных структур в товарах, работах и услугах лучшего качества с наименьшими затратами. Действующая на сегодняшний день на территории муниципального района система муниципального заказа обеспечивает реализацию социально-экономических программ развития района посредством использования современных информационных технологий, проведения прогрессивных способов размещения муниципальных заказов и способствует достижению основных преследуемых при этом целей - эффективному расходованию бюджетных средств, развитию конкурентной среды, обеспечению гласности и прозрачности в управлении финансовыми ресурсами.
В целях дальнейшего повышения эффективности закупок, увеличения числа поставщиков товаров и исполнителей работ для муниципальных нужд, обеспечения условий для гарантированной равноправной конкуренции между ними необходима реализация следующих основных задач:
обеспечение доступа к информационному ресурсу для размещения информации о размещении заказов с официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
проведение методической работы, направленной на совершенствование действующей системы размещения муниципального заказа в муниципальном районе.
X. Реформирование системы бюджетных платежей
В целях обеспечения надежности финансовой системы и исполнения бюджета муниципального района с соблюдением принципа единства кассы в муниципальном районе осуществлен переход к учету операций по доходам и расходам бюджета муниципального района на едином счете соответствующего бюджета.
В настоящее время все средства бюджета муниципального района, а также средства, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, сконцентрированы на соответствующих счетах, открытых Управлением федерального казначейства.
Аккумулирование средств бюджетных учреждений на счетах, открытых в органах Федерального казначейства, позволяет мобильно использовать в течение финансового года все свободные финансовые ресурсы в процессе управления средствами на едином счете бюджета.
Дальнейшее реформирование системы бюджетных платежей должно также предусматривать переход от санкционирования Управлением федерального казначейства и главным распорядителем доводимых предельных объемов оплаты денежных обязательств к санкционированию кассовых расходов бюджетных учреждений. Переход к санкционированию кассовых расходов бюджетных учреждений при исполнении бюджета по расходам позволит оптимизировать процесс исполнения бюджета.
XI. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
Приоритетной задачей является интеграция имеющихся систем автоматизации бюджетного процесса с создаваемыми едиными государственными информационными системами управления общественными финансами. Пути решения этой задачи: дальнейшая стандартизация форматов информационного обмена, снижение доли бумажного документооборота, применение современных телекоммуникационных технологий, отработка информационного взаимодействия с едиными государственными информационными системами, совершенствование используемых для автоматизации бюджетного процесса информационных систем, размещение информации о деятельности в сети Интернет. В результате решения данной задачи будет достигнута высокая степень доступности и актуальности информации о бюджетном процессе в муниципальном районе как для принятия решений, так и для осуществления общественного контроля.
Усилия будут направлены также на развитие и совершенствование программных средств автоматизации подготовки и сбора бюджетной отчетности. Целью этих усилий будет снижение объема ручного труда при подготовке отчетности, повышение оперативности сбора отчетов, применение Web-технологий.
Для обеспечения необходимой эффективности контроля расходования бюджетных средств будут проводиться работы по организации информационного взаимодействия с общероссийским информационным ресурсом, предназначенным для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации муниципального образования "Полесский муниципальный район" Калининградской области от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.