Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 13. Развитие транспортного комплекса
187. Развитие транспортного комплекса Калининградской области в двух сценариях включает сценарии развития портового, железнодорожного комплексов, а также развитие автомобильного сообщения.
188. Базовый сценарий развития портовой инфраструктуры ориентирован на продолжение наращивания мощностей в границах существующих объектов портовой инфраструктуры. Целевой - на реализацию проекта по переносу внутригородских портовых терминалов на балтийское побережье в городе Пионерский и поселок Янтарный, где в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" запланировано строительство глубоководного порта, что позволит обслуживать океанские суда, организовать перегрузку транзитных грузов и развитие паромного и круизного сообщения между портами Калининграда, Санкт-Петербурга, Усть-Луги и портами Балтики.
189. Объем перевалки грузов портовым комплексом в соответствии с базовым сценарием к 2030 году вырастет незначительно до 20 млн. тонн в год, что составит 158,7% к уровню 2015 года, а в соответствии с целевым сценарием - до 62,3 млн. тонн в год, что в 5 раз выше уровня 2015 года.
190. Базовый сценарий развития грузовой специализации железных дорог Калининградской области предусматривает реализацию строительства пограничной станции в поселке Чернышевское. Кроме того, этот сценарий тесно связан с базовым сценарием развития портового комплекса, предусматривающим к 2030 году рост объемов грузовых перевозок железнодорожным транспортом от показателей 2015 года на 27,2%. По целевому сценарию планируется строительство северного железнодорожного обхода Калининграда в направлении порта Балтийск. Северный обход Калининграда протяженностью более 50 км позволит разгрузить областной центр и даст возможность для дальнейшего развития мощностей грузового порта Балтийск. Реализация целевого сценария должна обеспечить рост грузооборота железнодорожным транспортом к 2030 году в 3 раза выше уровня 2015 года.
191. По базовому сценарию развития автомобильного транспорта предполагается наращивание показателей работы с учетом современных трендов. Объем грузооборота вырастет с 6,5 в 2015 году до 9,5 млн. тонн к 2030 году, в основном за счет внутреннего развития экономики, улучшения дорожной инфраструктуры, в том числе благодаря модернизации существующих и открытия новых автомобильных пунктов пропуска через государственную границу. Целевой сценарий предусматривает ввод в эксплуатацию новых портовых мощностей региона, важную роль в обеспечении которых грузами должен взять на себя автомобильный транспорт. По данному сценарию показатели работы автотранспорта могут к 2030 году составить 30 млн. тонн перевезенных грузов, из которых порядка 10-11 млн. тонн будут грузы, перевозимые через государственную границу.
192. Прогноз показателей развития транспортного комплекса содержится в таблице 20.
Развитие
транспортного комплекса Калининградской области
Таблица 20
N п/п |
Показатель |
Сценарий |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2025 |
2030 |
1 |
Объем перевезенных грузов железнодорожным транспортом, млн. тонн |
Базовый |
10,9 |
10,9 |
11,3 |
11,8 |
12,5 |
12,7 |
13,6 |
14,5 |
Целевой |
10,9 |
11,9 |
12,5 |
13 |
14,5 |
15 |
24 |
35 |
||
2 |
Объем перевезенных грузов автомобильным транспортом, млн. тонн |
Базовый |
6,5 |
6,7 |
6,9 |
7,1 |
7,3 |
7,5 |
8,5 |
9,5 |
Целевой |
6,5 |
8,0 |
9,0 |
10 |
11 |
12 |
20 |
30 |
||
3 |
Объем перевалки грузов портовым комплексом, млн. тонн |
Базовый |
12,6 |
12,5 |
12,7 |
13,0 |
13,3 |
13,5 |
13,9 |
13,9 |
Целевой |
12,6 |
16,8 |
17,7 |
18,3 |
19,5 |
20,0 |
41,7 |
62,6 |
193. Пассажирские перевозки морским транспортом в Калининградской области осуществляются исключительно паромными судами. При этом Калининградская область обладает потенциалом для развития как паромного, так и круизного пассажирского судоходства. При этом оба проекта тесно увязаны с подготовкой Калининградской области к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году.
194. Первый проект, связанный с развитием паромного сообщения, подразумевает запуск на время проведения чемпионата мира по футболу скоростного парома, курсирующего на линии Санкт-Петербург - Балтийск.
195. Другой проект, связанный с развитием круизного судоходства в Калининградской области, - строительство международного пассажирского терминала в городе Пионерский, а также сценарии дальнейшего развития круизного судоходства во многом связаны с популярностью Калининградской области у туристов.
196. Базовый сценарий развития ситуации подразумевает реализацию обоих проектов к 2018 году с последующим функционированием как круизного, так и паромного судоходства на невысоком уровне, а пассажирский терминал в городе Пионерский будет работать на уровне 40-50% от своей проектной мощности.
197. Целевой сценарий подразумевает максимальную загрузку пассажирского терминала в городе Пионерский после его ввода в эксплуатацию в 2018 году, а также развитие паромного сообщения благодаря увеличению регулярных линий через порт Балтийск.
198. Прогнозная оценка развития сектора железных дорог Калининградской области базируется на двух фактах. Первый из них связан с развитием железнодорожного сообщения дальнего следования. Тенденция развития данного сектора в последние десятилетия характеризуется постепенным сокращением числа перевозимых пассажиров, что связано с повышением привлекательности и доступности автомобильного и авиационного видов транспорта в качестве главных способов обеспечения массовых перевозок пассажиров.
199. В рамках базового сценария подразумевается, что объем пассажирских перевозок дальнего следования сохранится на уровне 2014-2015 годов.
200. Целевой сценарий предусматривает возможность возобновления пассажирского железнодорожного сообщения между Калининградом и городами ближних государств Европейского союза (Польши, Германии и др.) с использованием железных дорог европейской колеи. Подобный маршрут функционировал на регулярной основе в период с 2003 по 2009 год, а также в 2012 году (в летний период), но был в итоге отменен. Возобновление работы пассажирского сообщения по данному маршруту наиболее вероятно в ходе проведения чемпионата мира по футболу, в дальнейшем ежегодная численность пассажиров на этом маршруте может составлять 25-30 тыс. человек в год с ежегодным приростом в 3-5 тыс. человек.
201. Ситуация в пригородном железнодорожном сообщении зависит от реализации ряда инфраструктурных проектов, а также от объема долгосрочного заказа на пригородные перевозки Правительства Калининградской области.
202. В рамках целевого сценария предусматривается запуск линии железнодорожного аэроэкспресса по маршруту Калининград - аэропорт Храброво ко времени проведения в регионе чемпионата мира по футболу. В рамках базового сценария развития показатели работы пригородного железнодорожного сообщения до 2030 года будут находиться на уровне 2015 года (с небольшим увеличением после 2025 года), в то время как при целевом сценарии они будут существенно возрастать после 2018 года.
203. Рост прогнозных показателей пассажиропотока воздушным транспортом будет обусловлен завершением реконструкции специализированной инфраструктуры и аэровокзального комплекса аэропорта Храброво.
204. Важным индикатором работы автомобильного транспорта является организация массовых пассажироперевозок, осуществляемых автобусным сообщением. В отличие от грузовых автоперевозок пассажирское автобусное сообщение в Калининградской области в последнее десятилетие имело устойчивый тренд к снижению годовых показателей работы, что в полной мере объясняется массовой автомобилизаций населения области, доступностью приобретения личного автомобиля для большинства ее жителей. К 2015 году, в первую очередь в административном центре городе Калининграде, уровень автомобилизации приблизился к своему теоретическому пределу, и по прогнозу дальнейшее вытеснение автобусных перевозок за счет личного автотранспорта не будет происходить. Сегодня в городе Калининграде разрабатываются планы по сокращению (ограничению) числа поездок на личном автомобиле, что позволит улучшить транспортное движение в городе.
205. В рамках базового сценария прогнозируется увеличение числа перевезенных пассажиров крупными и средними автомобильными организациями до 22 тыс. человек к 2030 году, что в полтора раза выше уровня 2015 года, а по целевому - до 26,5 тыс. человек, что в 1,9 раза выше уровня 2015 года.
206. Динамика показателей пассажирских перевозок представлена в таблице 21.
Пассажирские перевозки, тыс. чел.
Таблица 21
N п/п |
Показатель |
Сценарий |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2025 |
2030 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Железнодорожный транспорт. |
Базовый |
3340 |
2830 |
2840 |
2843 |
2843 |
2848 |
2954 |
3100 |
Целевой |
3340 |
3243 |
3243 |
3250 |
3260 |
3260 |
3520 |
3600 |
||
2 |
В том числе: в дальнем следовании |
Базовый |
441 |
430 |
440 |
443 |
443 |
448 |
454 |
455 |
Целевой |
441 |
443 |
443 |
450 |
460 |
460 |
470 |
500 |
||
3 |
в пригородном сообщении |
Базовый |
2899 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2500 |
2600 |
Целевой |
2899 |
2800 |
2800 |
2800 |
2800 |
2800 |
3050 |
3100 |
||
4 |
Воздушный транспорт |
Базовый |
1540 |
1538 |
1611 |
1709 |
1790 |
1874 |
2363 |
2980 |
Целевой |
1540 |
1730 |
1900 |
2100 |
2200 |
2300 |
2780 |
3069 |
||
5 |
Автомобильный транспорт (общего пользования, крупные и средние организации) |
Базовый |
14300 |
15000 |
15700 |
16500 |
16500 |
17000 |
19500 |
22000 |
Целевой |
14300 |
15400 |
16600 |
18000 |
18200 |
19000 |
22750 |
26500 |
||
6 |
Морской транспорт |
Базовый |
3 |
3 |
3 |
55 |
55 |
55 |
67 |
78 |
Целевой |
3 |
3 |
3 |
55 |
90 |
135 |
147 |
170 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.