Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л.Е.Н. об оспаривании нормативного правового акта - Закона Калининградской области от 07 ноября 2016 г. N 12 "О роспуске представительного органа муниципального образования "Полесское городское поселение", установил:
27 октября 2016 года Калининградская областная Дума приняла Закон Калининградской области "О роспуске представительного органа муниципального образования "Полесское городское поселение".
Указанный Закон подписан временно исполняющим обязанности Губернатора Калининградской области Я. 07 ноября 2016 года и размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 09 ноября 2016 года.
Л.Е.Н., избранный 08 сентября 2013 года депутатом Совета депутатов муниципального образования "Полесское городское поселение", обратился в суд с административным исковым заявлением о признании Закона Калининградской области от 07 ноября 2016 г. N 12 "О роспуске представительного органа муниципального образования "Полесское городское поселение" не соответствующим части 1 статьи 73 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим полностью, указав, что статья 1 оспариваемого нормативного правового акта в нарушение требований части 1 статьи 73 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ не содержит ссылки на решение суда, которым признан нормативный правовой акт Совета депутатов муниципального образования "Полесское городское поселение" не соответствующим Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституции (уставу), законам Калининградской области, уставу муниципального образования "Полесское городское поселение".
В судебном заседании Л.Е.Н. поддержал изложенную в административном иске позицию и просил удовлетворить заявленные требования, пояснив, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены его права как депутата органа местного самоуправления, поскольку ввиду роспуска представительного органа муниципального образования он не может осуществлять свои полномочия и выполнять волю избирателей, избравших его на срок до 2018 года.
Представитель Л.Е.Н. - Л.М.Е. настаивал на удовлетворении заявленных требований, изложив в их обоснование доводы, аналогичные приведенным в административном иске.
Представитель Калининградской областной Думы К.В.В. с административным иском Л.Е.Н. не согласилась, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят при наличии предусмотренных частью 1 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оснований и с соблюдением установленного законом порядка роспуска представительного органа местного самоуправления.
Представитель временно исполняющего обязанности Губернатора Калининградской области Я. - Г.Е.Ю. просила в удовлетворении административного иска отказать, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью соответствует части 1 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора М.З.А., полагавшей требования Л.Е.Н. не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
27 октября 2016 года Калининградская областная Дума приняла Закон Калининградской области "О роспуске представительного органа муниципального образования "Полесское городское поселение".
Согласно статье 1 данного Закона, представительный орган муниципального образования "Полесское городское поселение" - Совет депутатов муниципального образования "Полесское городское поселение" распущен в соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на основании решения Полесского районного суда Калининградской области от 10 декабря 2015 года, установившего факт неисполнения Советом депутатов муниципального образования "Полесское городское поселение" решения Полесского районного суда Калининградской области от 09 июня 2015 года.
Указанный Закон подписан исполняющим обязанности Губернатора Калининградской области Я. 07 ноября 2016 года. В соответствии со ст. 2 оспариваемого нормативного правового акта он вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Первое размещение полного текста Закона Калининградской области от 07 ноября 2016 г. N 12 "О роспуске представительного органа муниципального образования "Полесское городское поселение" состоялось на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 09 ноября 2016 года, 16 ноября 2016 года - первое опубликование в официальном печатном издании - газете "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области") N 212, 16.11.2016 г.
В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт может быть признан не действующим полностью или в части в случае, если суд установит, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспариваемым Л.Е.Н. нормативным правовым актом реализован предусмотренный статьей 73 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" механизм привлечения к ответственности представительного органа местного самоуправления перед государством.
Порядок и основания привлечения к ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления регламентированы в главе 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу положений статьи 70 названного Федерального закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 72 этого же Федерального закона, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.
Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.
Вступившим в законную силу 15 июля 2015 года решением Полесского районного суда Калининградской области от 09 июня 2015 года удовлетворено заявление и.о. прокурора Полесского района Калининградской области и признаны недействующими и не подлежащими применению с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, статьи 4, 13, 19, 25, 31, 32, 39, 40 Устава муниципального образования "Полесское городское поселение" в существующей редакции.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
Решением Полесского районного суда Калининградской области от 10 декабря 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 02.03.2016 г., установлен факт неисполнения Советом депутатов муниципального образования "Полесское городское поселение" Калининградской области решения Полесского районного суда Калининградской области от 09 июня 2015 года, которым признаны недействующими и не подлежащими применению с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, статьи 4, 13, 19, 25, 31, 32, 39, 40 Устава муниципального образования "Полесское городское поселение" в существующей редакции.
Проект Закона Калининградской области "О роспуске представительного органа муниципального образования "Полесское городское поселение" внесен в Калининградскую областную Думу Губернатором Калининградской области Я. 04 апреля 2016 года.
При таких обстоятельствах, когда вступившим в законную силу решением суда установлено, что незаконность нормативного правового акта не была устранена представительным органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесены вопросы внесения изменений в Устав муниципального образования, в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, признавшего недействующими и не подлежащими применению отдельные положения Устава муниципального образования "Полесское городское поселение", Губернатор Калининградской области имел право внести в Калининградскую областную Думу проект Закона Калининградской области "О роспуске представительного органа муниципального образования "Полесское городское поселение".
Исследовав представленные доказательства, проанализировав приведенные выше нормы права, суд считает, что процедура привлечения представительного органа местного самоуправления к ответственности перед государством, завершившаяся принятием Калининградской областной Думой оспариваемого Л.Е.Н. нормативного правового акта о роспуске Совета депутатов муниципального образования "Полесское городское поселение", проведена при наличии для этого оснований и в установленном законом порядке, а потому у суда не имеется оснований согласиться с доводами административного иска о несоответствии Закона Калининградской области "О роспуске представительного органа муниципального образования "Полесское городское поселение" части 1 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ссылки представителя административного истца на то, что оспариваемый нормативный правовой акт является недействующим, поскольку не содержит конкретизации судебных решений, явившихся основанием для реализации механизма привлечения представительного органа местного самоуправления к административной ответственности, являются несостоятельными.
Как следует из статьи 1 Закона Калининградской области от 07.11.2016 г. N 12, он содержит необходимые и достаточные сведения о правовом основании его принятия.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции соответствующих органов, не противоречит федеральному законодательству, не нарушает права и законные интересы административного истца.
Примененная мера ответственности соразмерна и адекватна тем негативным последствиям, которые наступили вследствие бездействия Совета депутатов муниципального образования "Полесское городское поселение", выразившегося в непринятии мер к исполнению решения суда и приведению Устава муниципального образования "Полесское городское поселение" в соответствие с действующим законодательством.
Таким бездействием нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку Устав муниципального образования является основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования при решении вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления Л.Е.Н. о признании недействующим Закона Калининградской области от 07 ноября 2016 г. N 12 "О роспуске представительного органа муниципального образования "Полесское городское поселение" отказать.
Опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии в газете "Калининградская правда".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 13 декабря 2016 г. N 3а-135/2016 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Калининградской области от 07.11.2016 N 12 "О роспуске представительного органа муниципального образования "Полесское городское поселение"
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании