Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Министерства образования
Калининградской области
от 22 декабря 2016 г. N 1390/1
Порядок
формирования предметной комиссии для осуществления проверки экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
I. Общие положения
1. В период организации и проведения ЕГЭ распределение функций между экспертами предметных комиссий осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
2. Предметные комиссии (далее - ПК) формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов:
а) председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта.
б) для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта.
в) привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ЕГЭ могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта.
г) привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ЕГЭ могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта.
д) привлекаться к участию в межрегиональной перекрестной проверке могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта.
3. Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.
4. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
- требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА;
- требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ;
- требованиям к результатам квалификационного испытания;
- требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
5. В списки экспертов, представляемых в Рособрнадзор председателем ГЭК для включения в предметные комиссии, создаваемые Рособрнадзором, могут быть включены только эксперты, имеющие статус ведущих или старших экспертов.
II. Требования к опыту экспертов по проверке развернутых ответов участников ГИА (для присвоения статусов)
6. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в образовательных организациях (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
- наличие результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном Министерством.
7. Специалист, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав ПК, а также не может принимать участие в проверке развернутых ответов участников ЕГЭ в текущем году.
8. Для присвоения статуса ведущий эксперт необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.
9. Статусы ведущий эксперт и старший эксперт могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ.
Для присвоения статуса ведущий эксперт опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам (в случаях, когда ранее не создавалась региональная ПК по соответствующему учебному предмету).
III. Основные показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения (для присвоения статусов)
10. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется трехуровневая система согласования и совершенствования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА (далее - система) осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
На федеральном уровне система включает ряд мероприятий по формированию согласованных единых подходов к оцениванию у экспертов, имеющих статус ведущих экспертов. Мероприятия включают:
обсуждение и выработку указанными специалистами на федеральном уровне подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при оценивании;
оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания.
На региональном уровне система включает:
внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА в предыдущие годы;
обязательное проведение оперативного согласования подходов к оцениванию между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
11. Показателями согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам являются: Процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов и Процент задании/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.
Показатель: Процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Рекомендуемые значения
показателя для присвоения статуса экспертам
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Русский язык Иностранные языки Обществознание Литература |
10% |
15% |
20% |
Биология История |
10% |
15% |
20% |
Физика Химия Информатика и ИКТ География |
5% |
7% |
10% |
Математика |
5% |
5% |
7% |
Показатель: процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания
Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам.
|
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт |
0 |
Старший эксперт |
0 |
12. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на региональном уровне организуются Государственным автономным учреждением Калининградской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" и осуществляются в два этапа: заочный и очный.
а) Заочный этап (проводится в период с января по март). На этом этапе специалисты, претендующие на позиции председателей и заместителей председателей ПК (на присвоение статуса ведущий эксперт), оценивают работы из межрегионального банка работ. Для этого используется специальный Модуль Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ". Результаты данного этапа используются для проведения следующего (очного) этапа согласования.
б) Очный этап (проводится в форме семинаров в период с января по апрель). На этом этапе специалисты, прошедшие заочный этап, участвуют в семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ.
В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов на отдельные задания и целых работ, которые далее будут использоваться для проведения квалификационных испытаний для экспертов в Интернет-системе "Эксперт ЕГЭ".
13. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ЕГЭ на региональном уровне организуются Министерством образования Калининградской области и Государственным автономным учреждением Калининградской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования".
Согласование осуществляется в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на сайте ФГБНУ "ФИЛИ" (www.fipi.ru).
14. При подготовке экспертов Государственным автономным учреждением Калининградской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" может быть использована Интернет-система дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и размещенные в ней материалы.
15. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
III. Порядок проведения процедуры присвоения статусов экспертам
16. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов и порядок их допуска к прохождению квалификационного испытания определяется Министерством образования Калининградской области совместно с Государственным автономным учреждением Калининградской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования".
17. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно Государственным автономным учреждением Калининградской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования".
18. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в региональный/федеральный реестр (региональную федеральную/информационную систему).
IV. Порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания
19. К квалификационным испытаниям допускаются лица, прошедшие подготовку и отвечающие требованиям, указанным в главе 2 настоящего положения.
V. Описание формата проведения квалификационного испытания
20. Организация проведения квалификационного испытания и его техническое сопровождение осуществляется председателями предметных комиссий или их заместителями.
21. Квалификационное испытание проводится в форме выполнения работы по самостоятельному оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.
22. Содержание заданий квалификационных испытаний, критерии оценки разрабатываются в соответствии с учебно-методические материалами для председателей и членов ПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2016, размещенных на сайте ФГБНУ "ФИЛИ" (www.fipi.ru).
23. Дата, время, место проведения квалификационного испытания определяется Государственным автономным учреждением Калининградской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования".
Задания квалификационных испытаний могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде с использованием Интернет-системы
VI. Описание формата проведения квалификационного испытания для экспертов
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
25. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперта проводится ежегодно.
26. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статуса вносится в региональную информационную систему.
27. Квалификационное испытание может проводиться с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ".
28. Квалификационное испытание может проводиться председателем предметной комиссии или его заместителем с использованием учебно-методических материалов для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года.
29. Квалификационное испытание может проводиться в форме зачета как на бумажном носителе, так и в электронном виде с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ".
VII. Порядок проведения анализа работы предметных комиссий
30. Анализ работы предметных комиссий осуществляется ежегодно в период с сентября по октябрь включительно.
31. Анализ работы предметных комиссий осуществляется председателями предметных комиссий и его заместителями.
32. Анализ осуществляется по следующим разделам:
Раздел. 1 Условия работы предметных комиссий
1. Нахождение ПК в/во вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК, количество аудиторий при работе ПК
2. Проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки)
3. Работа экспертов-консультантов, назначенных председателем ПК количество экспертов-консультантов, принцип распределения экспертов-консультантов по помещениям ПК, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении/аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.)
4. Наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов. Востребованность рабочего места.
5. Количество членов ПК имеющих статус ведущего, старшего и основного эксперта
6. Информация о выявленных процедурных нарушениях, отстранений экспертов от работы и т.п. Описание, обстоятельства, принятые меры
7. Количество членов ПК, участвовавших в семинарах по согласованию подходов к оцениванию в ФГБНУ "ФИЛИ"
Раздел 2. Квалификация экспертов соответствует требованиям Порядка проведения ГИА:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие удостоверения о повышении квалификации по программе "Подготовка экспертов по проверке заданий с развёрнутым ответом единого государственного экзамена" объемом 72 часа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия по оцениванию образцов экзаменационных работ.
Раздел 3. Результаты работы ПК в 2017 году.
1. Работа ПК при проверке развернутых ответов, общее количество работ общее количество непустых работ проверок первым и вторым экспертами третьих проверок апелляционных работ количество экспертов, осуществлявших третьи проверки количество работ, направленных на третью проверку.
2. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке работ на разных этапах проведения ГИА.
3. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке апелляционных работ;
4. Работа ПК при рассмотрении апелляций общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, основные причины изменений, количество работ с пониженными на апелляции результатами, основные причины изменений, количество работ с повышенными на апелляции результатами, основные причины изменений, минимальное и максимальное изменение баллов, причины изменений.
5. Выявление состава экспертов, регулярно допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами (более, чем 5% проверяемых работ).
Раздел 4. Подготовка и формирование ПК к проведению ГИА в 2017 году.
Плановое количество экспертов ПК в 2017 году, из них: имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, межрегиональную перекрестную проверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта).
33. Анализ работы предметных комиссий предоставляется в Министерство образования Калининградской области по завершению всех видов работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.