Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) предоставление информации заявителям о порядке подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан;
2) прием заявления и документов от заявителей;
3) формирование и направление межведомственного запроса о предоставлении документов в государственные органы, организации, участвующие в предоставлении государственной услуги;
4) принятие решения управления о возможности или невозможности гражданина быть опекуном (попечителем) и направления заявителю;
5) постановка на учет гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина;
6) принятие постановления администрации БМР о назначении опекуна (попечителя) или об отказе в назначении опекуна (попечителя) и направление заявителю решения администрации БМР.
Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению государственной услуги приводятся в приложении N 5 к настоящему административному регламенту.
3.1. Предоставление информации заявителям о порядке подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан
1. Основанием для начала выполнения административной процедуры по предоставлению информации заявителям о порядке подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, является обращение гражданина и занесение сведений о нем в журнал обращений граждан.
2. При обращении заявителей в отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними специалист, осуществляющий прием, предоставляет следующую информацию:
1) о возможных формах устройства ребенка в семью и особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью;
2) о порядке передачи под опеку (попечительство) несовершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве;
3) о перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и порядке их подготовки;
4) о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим установить опеку или попечительство;
5) о правах, обязанностях и ответственности опекунов или попечителей, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
6) о мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, принявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью;
7) о сроках предоставления государственной услуги;
8) о порядке обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе предоставления государственной услуги.
3. При устном обращении гражданина предоставление информации осуществляется в день приема, при письменном обращении - в срок не более 15 дней.
4. Результатом выполнения административной процедуры по предоставлению информации заявителям о порядке подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, является предоставление информации гражданину в устной или письменной форме и выдача гражданам:
1) бланка заявления и перечня документов, необходимых для установления опеки или попечительства;
2) формы медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем;
3) направление гражданину для прохождения обучения по программе подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (по необходимости).
3.2. Прием и регистрация заявлений от граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан
1. Основанием для начала выполнения административной процедуры по приему и регистрации заявлений от граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, является обращение гражданина с заявлением и документами, указанными в пункте 2.1.7. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента.
2. При обращении заявителя специалист отдела опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних:
1) проверяет форму и содержание заявления;
2) проверяет наличие документов, указанных в пункте 2.1.7 раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента;
3) проводит сверку оригиналов и копий документов, в том числе паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
4) заверяет копии документов в установленном порядке.
3. Критериями принятия решения о регистрации заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем, и прилагающихся к нему документов являются наличие всех документов, указанных в пункте 2.1.7. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента, соответствие требованиям к их оформлению и содержанию, при отсутствии оснований для отказа в приеме документов, указанных в пункте 2.1.8. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента.
4. Результатом административной процедуры по приему и регистрации заявлений от граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, является регистрация поступившего заявления гражданина и прилагающихся к заявлению документов в журнале учета граждан, обратившихся в орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина или назначить опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина.
3.3. Формирование и направление межведомственного запроса о предоставлении документов в государственные органы, организации, участвующие в предоставлении государственной услуги
1. Основанием для начала выполнения административной процедуры по формированию и направлению межведомственного запроса о предоставлении документов, указанных в подпунктах 7-11 пункта 2.1.7. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента, является регистрация заявления граждан в журнале учета граждан, обратившихся в отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина или назначить опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина, и непредставление заявителем документов, указанных в подпунктах 7-11 пункта 2.1.7. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента.
2. Специалист отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними в течение 3 рабочих дней со дня предоставления заявления и документов, предусмотренных в пункте 2.1.7. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента, направляет с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в виде электронного документа, а в случае отсутствия доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в форме документа на бумажном носителе, межведомственный запрос о представлении сведений:
1) о размере пенсии заявителя в Пенсионный фонд Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации.
В межведомственном запросе указывается фамилия, имя, отчество заявителя, дата рождения, адрес регистрации по месту жительства, по месту пребывания;
2) о доходах лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, по форме 3-НДФЛ, в Федеральную налоговую службу Российской Федерации.
В межведомственном запросе указывается налоговый период, за который требуются сведения, фамилия, имя, отчество заявителя, ИНН, а при его отсутствии дата рождения гражданина, адрес регистрации по месту жительства, по месту пребывания, серия и номер документа гражданина, удостоверяющего личность гражданина;
3) выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства и копию финансового лицевого счета с места жительства.
В межведомственном запросе указываются сведения о заявителе и месте его жительства, цель проверки, инициатор проверки.
При направлении межведомственных запросов специалист отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними должен соблюдать требования норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
3. Результатом административной процедуры по формированию и направлению межведомственного запроса является формирование и направление межведомственного запроса в государственные органы и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги.
3.4. Проведение обследования условий жизни граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах
1. Основанием для начала выполнения административной процедуры по проведению обследования условий жизни граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями (далее - обследование условий жизни заявителей), является регистрация заявления в журнале учета граждан, обратившихся в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина или назначить опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина.
2. Специалист отдела опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в течение 3 дней со дня представления документов, указанных в пункте 2.1.7. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента, проводит обследование условий жизни заявителя, в ходе которого определяется отсутствие установленных пунктом 2.1.10. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента, обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном (попечителем).
В случаях, когда у специалиста, проводящего обследование условий жизни заявителя, возникают сомнения в возможности и безопасности пребывания ребенка в семье, об этом делается соответствующая запись в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном и попечителем.
3. Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном или попечителем указываются специалистом, проводившим обследование, в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах согласно приложению N 6 настоящего административного регламента (далее - акт обследования).
Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем, подписывается лицом, проводившим обследование, и утверждается начальником управления.
Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) заявителю в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в отделе опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
Акт обследования может быть оспорен заявителем в судебном порядке.
4. Результатом административной процедуры по проведению обследования условий жизни граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, является направление (вручение) заявителю второго экземпляра акта обследования.
3.5. Принятие решения управления о возможности или невозможности гражданина быть опекуном или попечителем и направление заявителю заключения управления
1. Основанием для начала выполнения административной процедуры по принятию решения о возможности или невозможности гражданина быть опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина (далее - заключение) является наличие:
1) заявления с просьбой о выдаче заключения о возможности быть опекуном (попечителем);
2) документов, указанных в пункте 2.1.7. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента;
3) акта обследования.
2. Решение управления о возможности или невозможности гражданина быть опекуном или попечителем в отношении несовершеннолетних граждан принимается в форме заключения в течение 10 дней со дня представления документов, предусмотренных в пункте 2.1.7. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента, получения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия документов, предусмотренных в подпунктах 7-11 пункта 2.1.7. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента, на основании указанных документов и акта обследования.
3. Результатом административной процедуры по принятию решения является направление (вручение) заявителю заключения управления о возможности или невозможности гражданина быть опекуном или попечителем в течение 3 дней со дня подписания заключения.
Заключение управления о возможности или невозможности гражданина быть опекуном или попечителем направляется (вручается) заявителю в письменной форме.
Заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) действительно в течение 2 лет со дня его выдачи.
4. Сведения о принятом решении вносятся в течение 3 дней со дня принятия решения в журнал кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители граждан Российской Федерации.
5. При представлении заявителем новых сведений о себе управление вносит соответствующие изменения в заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем), указанные сведения вносятся в журнал учета кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, граждан Российской Федерации.
3.6. Постановка на учет гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина
1. Основанием для начала выполнения административной процедуры по постановке на учет гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина (далее - учет), является обращение заявителя в управление по месту своего жительства, в другое управление социальной политики по своему выбору или к операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих передаче под опеку или попечительство, в приемную семью.
Федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, является Министерство социальной политики Калининградской области.
2. Основанием для обращения заявителя является заключение управления о возможности гражданина быть опекуном или попечителем.
3. При обращении заявителя в другое управление социальной политики по своему выбору он должен предъявить следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
2) заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина о возможности гражданина быть опекуном (попечителем);
3) заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить со сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям (далее - заявление гражданина о своем желании принять ребенка).
4. Постановка заявителей на учет граждан, выразивших желание стать опекуном или попечителями (далее - учет), осуществляется отделом опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних путем внесения соответствующих записей в журнал учета кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители граждан Российской Федерации в следующие в течение 3 дней со дня обращения гражданина с заключением о возможности быть опекуном (попечителем).
5. Критерием для отказа заявителю в постановке на учет является заключение управления о невозможности гражданина быть опекуном (попечителем).
6. При постановке заявителя на учет специалист отдела опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних предоставляет заявителю информацию о ребенке (детях), нуждающемся в установлении над ним опеки или попечительства, сведения о котором соответствуют пожеланиям заявителя, отраженным в заключении о возможности быть опекуном или попечителем.
При ознакомлении заявителя со сведениями о детях и согласии или отказе гражданина посетить указанного ребенка специалист отдела опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних предлагает гражданину заполнить заявление об ознакомлении со сведениями о ребенке (детях, подлежащем(их) устройству в семью граждан).
7. Специалист отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними готовит направление на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - направление) по форме, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 года г. N 101.
Максимальный срок подготовки указанного направления 3 рабочих дня с момента подписания гражданином заявления об ознакомлении со сведениями о ребенке (детях), подлежащем(их) устройству в семью граждан.
8. Специалист отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними выдает лично заявителю направление и информирует об этом регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, высылая ему копию направления и изменения к анкете в течение 3 дней с момента выдачи направления. Информация о выдаче направления вносится в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.
9. Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен управлением при наличии оснований, препятствующих заявителю посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).
Для продления срока действия направления заявитель подает письменное заявление в управление в произвольной форме с обоснованием причин невозможности посетить ребенка в установленный срок.
10. В установленный для посещения ребенка срок заявитель обязан проинформировать управление о результатах посещения ребенка и принятом им решении путем подачи заявлении в форме, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 года г. N 101.
11. При предоставлении заявителем в управление заявления с согласием на оформление опеки (попечительства), управление социальной политики принимает решение о назначении опекуна (попечителя) в порядке, установленном настоящим административным регламентом.
При отказе заявителя от приема на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка и от поиска другого ребенка и представлении им заявления в письменной форме о прекращении учета сведений о нем в управлении, сведения о данном гражданине снимаются с учета в управлении.
12. При подаче заявителем заявления в произвольной форме о дальнейшем поиске ребенка (детей), соответствующего(щих) его пожеланиям, специалист отдела опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних не реже одного раза в месяц письменно уведомляет заявителя о постановке на учет ребенка (детей), соответствующего его пожеланиям или об отсутствии указанного ребенка (детей).
Максимальный срок подготовки указанного письма - 3 рабочих дня с момента поступления к специалисту необходимой информации.
13. Заявитель в 15-дневный срок со дня получения уведомления о наличии в отделе опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних сведений о ребенке (детях), соответствующих его пожеланиям, может явиться в отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних для ознакомления с информацией о данном ребенке (детях).
14. Если заявитель, дважды получив уведомление о результатах поиска ребенка, оставшегося без попечения родителей, не явился в отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, поиск ребенка для данного заявителя приостанавливается и может быть возобновлен на основании повторного письменного заявления гражданина.
15. Снятие заявителя с учета осуществляется управлением в следующих случаях:
1) по его заявлению;
2) при получении управлением сведений об обстоятельствах, препятствующих в соответствии с пунктом 2.1.10. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента, Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации назначению гражданина быть опекуном (попечителем);
3) по истечении 2-летнего срока со дня постановки на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители).
Сведения о снятии заявителя с учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, вносятся в течение 3 дней со дня поступления информации об обстоятельствах, предусмотренных настоящим пунктом, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.
16. Результатом административной процедуры по постановке на учет гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина, является отражение сведений об обращении в орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних заявителя за подбором ребенка, о выдаче направлений на посещение несовершеннолетнего гражданина, а также результаты таких обращений и посещений (принятие предложения либо отказ с указанием причин отказа) в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекуном.
3.7. Принятие постановления администрацией БМР о назначении опекуна (попечителя) или об отказе в назначении опекуна (попечителя) и направление заявителю постановления администрации БМР
1. Основанием для начала выполнения административной процедуры по принятию решения о назначении опекуна (попечителя) или об отказе в назначении опекуна (попечителя) являются наличие:
1) заявления с просьбой передать под опеку (попечительство) ребенка (детей), в том числе на возмездных условиях;
2) документов, указанных в пункте 2.1.7. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента;
3) акта обследования;
4) заключения о возможности быть опекуном (попечителем), полученного в порядке, установленном в подпунктах 1-5 пункта 3.5. настоящего административного регламента (при наличии).
В случае если в интересах несовершеннолетнего гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, управление вправе принять решение о временном назначении опекуна или попечителя в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 апреля 2009 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Основанием для начала выполнения административной процедуры по принятию решения о назначении предварительной опеки или попечительства является наличие:
1) заявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем;
2) документа, удостоверяющего личность;
3) акта обследования.
2. Решение администрации БМР о назначении опекуна (попечителя) либо об отказе в назначении опекуна (попечителя) принимается в форме постановления в течение 10 дней со дня представления документов, предусмотренных в пункте 2.1.7. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента и (или) получения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия документов, предусмотренных в подпунктах 7-11 пункта 2.1.7. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента и акта обследования.
3. Критериями принятия решения администрации БМР о назначении опекуна (попечителя) или об отказе в назначении опекуна (попечителя) является отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 2.1.10. раздела 1 главы 2 настоящего административного регламента.
4. Результатом административной процедуры по принятию решения является направление (вручение) заявителю постановления администрации БМР о назначении опекуна (попечителя) или об отказе в назначении опекуна (попечителя) в течение 3 дней со дня принятия постановления администрации БМР.
Постановление администрации БМР о назначении опекуна (попечителя) или об отказе в назначении опекуна (попечителя) направляется (вручается) заявителю в письменной форме. Вместе с постановлением о назначении (об отказе в назначении опекуна) гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего постановления.
5. При принятии решения о назначении опекуна или попечителя на возмездных условиях управление социальной защиты населения администрации БМР в течение 10 дней со дня принятия решения заключает договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (договор о приемной семье) в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки и попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423.
6. Сведения о принятом решении вносятся в журнал учета граждан, обратившихся в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина в день принятия решения.
7. Сведения о гражданине, назначенном опекуном, приемным родителем конкретного ребенка, вносятся в журнал учета детей, находящихся под опекой (попечительством) (форма журнала приводится в приложении N 7 настоящего административного регламента), или в журнал учета детей, находящихся в приемных семьях (форма журнала приводится в приложении N 8 настоящего административного регламента), в течение 3 дней со дня подписания постановления о назначении гражданина опекуном (попечителем), приемным родителем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.