Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к решению окружного
Совета депутатов
N 42 от 26.04.2017 г.
Положение
о Порядке принятия решений об установлении тарифов (цен) на услуги муниципальных предприятий и учреждений
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок принятия решений об установлении цен, тарифов (цен) на услуги муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования "Гусевский городской округ" (далее - Порядок) разработан с целью создания единого подхода к решению вопросов установления тарифов на услуги (работы), предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального образования "Гусевский городской округ" (далее - муниципальные предприятия, учреждения).
1.2. В настоящем Порядке применяются следующие понятия:
тарифы - ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты за оказываемые услуги (работы) с потребителями;
потребители - физические и юридические лица, являющиеся заказчиками услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) муниципальными предприятиями, учреждениями;
услуги и работы муниципального предприятия или учреждения - работа, услуга, выполняемая/оказываемая муниципальными предприятиями и учреждениями в рамках осуществления предпринимательской или иной приносящей доход деятельности;
установление тарифов - утверждение фиксированной величины тарифов, в том числе их изменений в соответствии с настоящим Порядком;
регулируемый период - период, на который устанавливается тариф.
1.3. Порядок определяет принципы, методы, основания, сроки и порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального образования "Гусевский городской округ", регулирование которых отнесено действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления.
Настоящий Порядок не распространяется на установление цен, тарифов, подлежащих государственному регулированию в соответствии с федеральными законами и законами Калининградской области.
1.4. Платные услуги не могут быть предоставлены взамен и в рамках основной деятельности, финансируемой из средств окружного бюджета.
1.5. Предоставление платных услуг не может наносить ущерб или ухудшать качество предоставления основных услуг, которые муниципальные предприятия, учреждения обязаны предоставлять бесплатно.
1.6. Муниципальные предприятия, учреждения имеют право предоставлять платные услуги (выполнять работы), которые предусмотрены их учредительными документами.
1.7. Предоставление платных услуг (выполнение работ), подлежащих лицензированию, осуществляется муниципальными предприятиями, учреждениями только с момента получения лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.8. Муниципальные предприятия, учреждения оказывают платные услуги по регулируемым ценам, тарифам.
1.9. Установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, осуществляется Администрацией муниципального образования "Гусевский городской округ". Стоимость услуг, а также применяемый метод регулирования тарифов предлагаются муниципальными предприятиями, учреждениями самостоятельно.
2. Основные принципы установления или изменения тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями
2.1. Основными принципами установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями являются:
- проведение на территории городского округа единой тарифной политики;
- защита экономических интересов потребителей и бюджета муниципального образования от необоснованного завышения тарифов;
- создание экономических условий для стабильной работы муниципальных предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность городского округа, улучшение качества услуг, предоставляемых потребителям;
- установление пониженных (льготных) тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, для отдельных потребителей услуг при условии определения источника и механизма компенсации льгот и недопущения завышения тарифов для других потребителей услуг, работ;
- открытость информации о тарифах и порядке их формирования;
- достижение баланса экономических, социальных и других интересов всех категорий потребителей городского округа, органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений;
- компенсация экономически обоснованных расходов муниципальных предприятий и учреждений по оказанию услуг, выполнению работ;
- выявление неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в расчеты тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
- стимулирование снижения производственных затрат, применение энергосберегающих технологий, повышение экономической эффективности предоставляемых услуг и выполняемых работ муниципальными предприятиями и учреждениями;
- достоверность представляемой муниципальными предприятиями и учреждениями информации, обосновывающей устанавливаемые тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
- ведение хозяйствующими субъектами раздельного учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности.
3. Цели и задачи установления тарифов
3.1. Основными целями установления тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными предприятиями, учреждениями, являются:
3.1.1. Создание экономических условий для стабильной работы муниципальных предприятий, учреждений и их развития.
3.1.2. Доступность тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными предприятиями, учреждениями для потребителей, и защита их прав.
3.1.3. Компенсация экономически обоснованных расходов муниципальных предприятий, учреждений на предоставление (выполнение) услуг (работ).
3.1.4. Предотвращение установления монопольно высоких (низких) тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными предприятиями, учреждениями.
3.1.5. Определение достоверности представляемой муниципальными предприятиями, учреждениями информации, обосновывающей устанавливаемые тарифы.
3.1.6. Открытость информации о тарифах на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными предприятиями, учреждениями, и о порядке их утверждения.
3.1.7. Обеспечение согласованности изменения тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными предприятиями, учреждениями, в процессе их установления.
3.2. Основными задачами установления тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными предприятиями, учреждениями, являются:
3.2.1. Осуществление проверок обоснованности тарифов.
3.2.2. Установление достоверности финансово-экономической информации, представляемой муниципальными предприятиями, учреждениями.
3.2.3. Выявление неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в расчеты тарифов.
3.2.4. Определение путей снижения себестоимости устанавливаемых тарифов.
3.2.5. Защита экономических интересов потребителей.
3.2.6. Рациональное использование средств бюджета муниципального образования "Гусевский городской округ".
4. Порядок организации работы по установлению тарифов на услуги (работы), оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями
4.1. Установление (изменение) тарифов осуществляется по инициативе муниципальных предприятий, учреждений, предоставляющих (выполняющих) услуги (работы), тарифы которых подлежат регулированию в соответствии с настоящим Порядком.
4.2. При установлении тарифов учитываются национальные стандарты, санитарные правила и нормы и другие акты законодательства Российской Федерации, Калининградской области, а также муниципальные правовые акты.
4.3. Для установления тарифов муниципальное предприятие, учреждение представляет следующие документы (далее - пакет документов):
- письмо-обращение руководителя муниципального предприятия, учреждения на имя главы администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" об установлении (изменении) тарифов;
- пояснительную записку с обоснованием необходимости введения новых или изменения действующих тарифов и описанием технологии предоставления (выполнения) услуг (работ);
- копии учредительных документов;
- копию лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- действующие на муниципальном предприятии, в учреждении локальные правовые и отраслевые акты (положение об оплате труда, положение о премировании, коллективный договор, штатное расписание, приказы и решения руководителя муниципального предприятия, учреждения по вопросам ценообразования, правовые акты в сфере учетной политики на муниципальном предприятии, в учреждении, правовые акты, относящиеся к регулируемой деятельности);
- экономически обоснованные расчеты тарифов по видам услуг (работ) по формам, предусмотренным отраслевыми инструкциями и методическими рекомендациями по планированию, учету и калькуляции себестоимости услуг, работ;
- расчет нормы времени на предоставление (выполнение) услуг (работ), нормы расхода материалов (нормативы времени на выполнение услуг (работ), расхода материалов при наличии);
- нормативная документация, утвержденная в установленном порядке, подтверждающая трудоемкость, нормы времени и выработки на предоставление (выполнение) услуг (работ);
- документы, подтверждающие нормы расходов и стоимость сырья и материалов, используемых для предоставления (выполнения) услуг (работ) (копии договоров, платежных документов, счетов и пр.);
- отчетные калькуляции за период действия предыдущих тарифов в разрезе статей затрат по видам услуг (работ) (для организаций впервые устанавливающих тарифы - плановую калькуляцию);
- документы, подтверждающие расходы (затраты) по статьям затрат за период действия предыдущего тарифа;
Обоснованными признаются тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, обеспечивающие компенсацию экономически обоснованных расходов и прибыль, а также достижение баланса интересов муниципальных предприятий или учреждений и потребителей.
В случаях, предусмотренных действующим законодательством экономически обоснованные расчеты тарифов согласовываются со службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
4.4. Вновь созданные муниципальные предприятия, учреждения представляют вышеназванные документы, за исключением:
- документов, подтверждающих нормы расходов и стоимость сырья и материалов, используемых для предоставления (выполнения) услуг (работ);
- отчетных калькуляций за период действия предыдущих тарифов в разрезе статей затрат по видам услуг (работ);
- документов, подтверждающих расходы (затраты) по статьям затрат за период действия предыдущего тарифа.
4.5. Администрация муниципального образования в установленном порядке устанавливает, изменяет тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, работы, выполняемые муниципальными предприятиями, учреждениями, в целях обеспечения экономических, социальных, образовательных, культурных и других потребностей всех потребителей городского округа.
Общий срок проведения процедуры принятия решения об установлении или изменении тарифов, предусмотренной настоящим Порядком, не может превышать 30 календарных дней.
После принятия постановления администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, руководители муниципальных предприятий и учреждений в установленном законодательством порядке обеспечивают уведомление потребителей об изменении тарифов.
4.6. Основаниями для отказа в согласовании тарифов являются:
- отсутствие в пакете документов достаточного финансово-экономического обоснования необходимости установления (изменения) тарифов;
- представление недостоверных сведений для установления (изменения) тарифов;
- осуществление расчетов при формировании тарифов с нарушением требований законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов;
- несоответствие перечня предоставляемых (выполняемых) услуг (работ) уставной деятельности (учредительным документам) муниципального предприятия, учреждения;
- иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
5. Методы установления тарифов
5.1. При установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, используются следующие методы:
- Метод установления фиксированных тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
- Метод установления предельных тарифов;
- Метод индексации установленных тарифов;
- Метод экономической обоснованности расходов.
5.2. Основным методом установления тарифов является метод экономической обоснованности расходов.
При установлении тарифов методом экономической обоснованности расходов расчет тарифов осуществляется с учетом экономически обоснованных затрат, необходимых для предоставления (выполнения) муниципальными предприятиями, учреждениями платных услуг (работ). Затраты на материальные ресурсы при расчете экономически обоснованных тарифов рассчитываются исходя из норм расходов средств на предоставление единицы услуги (работы). Стоимость нормативных затрат по оплате труда при расчетах экономически обоснованных тарифов подтверждается расчетом нормативной численности работающих, рассчитанной в соответствии с трудоемкостью работ и услуг, с учетом фактически сложившихся затрат за отчетный период.
5.3. При использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
Расчетный объем реализуемых товаров и услуг соответствующего вида определяется с учетом утвержденных органами регулирования на период действия тарифов нормативов потребления ресурсов, поставляемых организацией. Определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и методическими указаниями.
5.4. Метод установления предельных тарифов предусматривает установление предельных тарифов на товары и услуги на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций.
5.5. Метод индексации тарифов предусматривает изменение действующих тарифов, установленных с использованием метода экономически обоснованных затрат, на величину индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.4. Применение в течение одного периода действия тарифов разных методов установления тарифов в отношении муниципальных предприятий, учреждений, осуществляющих одни и те же регулируемые виды деятельности, не допускается.
5.5. В тарифы не включаются расходы муниципальных предприятий и учреждений, связанные с привлечением этими организациями избыточных ресурсов, в том числе оплата процентов по кредитам банков, использованным для финансирования необоснованных расходов, не эффективным использованием производственных мощностей, финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности работ и услуг, не относящихся к ней, а также иные необоснованные расходы.
6. Сроки установления и действия тарифов
6.1. Тарифы на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными предприятиями, учреждениями, действуют в течение регулируемого периода. Их утверждение осуществляется не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.
6.2. Установление тарифов осуществляется один раз в год на срок регулирования, начало которого соответствует началу финансового года.
Обращение об установлении новых и (или) изменении действующих тарифов, влияющих на объемы бюджетного финансирования, рассматриваются в период формирования проекта бюджета муниципального образования на предстоящий год, но не позднее 1 октября текущего года. При этом тарифы на очередной год устанавливаются до принятия решения о бюджете муниципального образования на планируемый год исходя из прогноза социально-экономического развития муниципального образования на предстоящий финансовый год и среднесрочный период, а также прогноза изменения отраслевых затрат, рентабельности, роста заработной платы и иных показателей, подготовленных соответствующим субъектом полномочий.
В исключительных случаях при мотивированном обращении муниципального предприятия, учреждения возможно рассмотрение вопроса о досрочном пересмотре действия тарифов.
6.3. Тарифы на услуги образовательных организаций устанавливаются на срок регулирования, начало которого соответствует началу учебного года, и действуют в течение учебного года.
6.4. Тарифы на услуги (работы) сезонного характера устанавливаются на срок регулирования, начало которого соответствует началу сезона.
6.5. Отсутствие заявления руководителя муниципального предприятия, учреждения о необходимости изменения тарифов на услуги (работы) в срок, установленный настоящим порядком, означает продление тарифов на услуги (работы) на очередной расчетный период.
7. Основания для досрочного пересмотра действующих тарифов
7.1. Основаниями для досрочного пересмотра действующих тарифов являются:
- объективное изменение условий деятельности муниципального предприятия, учреждения, влияющее на стоимость услуг (работ) этой организации: изменение более чем на 10% суммарных расходов на осуществление регулируемой деятельности по сравнению с расходами, принятыми при установлении действующих тарифов, в том числе:
а) рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов;
б) изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы;
- результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности организации (в том числе проверки правильности применения установленных цен, тарифов);
- предписания органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в области регулирования тарифов, а также вступившие в законную силу решения суда;
- вступивший в законную силу судебный акт;
- изменение законодательства РФ по вопросам регулирования тарифов;
- иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Калининградской области, муниципальными правовыми актами.
8. Ответственность за нарушение установленного порядка регулирования тарифов и контроль над исполнением порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными предприятиями, учреждениями
8.1. Ответственность за достоверность материалов, представленных для обоснования установления или изменения тарифов, и за правильность применения установленных тарифов возлагается на руководителей соответствующих муниципальных предприятий.
8.2. Контроль за применением тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, осуществляется администрацией муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.