Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению городского Совета
депутатов Калининграда
от 05.07.2017 N 158
Концепция
пространственного развития
Одну из ключевых ролей в повышении конкурентоспособности территорий играет интеллектуальный потенциал и человеческий капитал в целом. Для реализации основных приоритетов развития города важно сосредоточить усилия на закреплении молодежи в городе и привлечении высококвалифицированных кадров, для которых качество городской среды становится одним из важнейших критериев при выборе места жизни. Для предпринимателей имидж города, во многом зависящий от комфортности городской среды, также является важным критерием при выборе места для ведения бизнеса, размещения производственных мощностей. Качество архитектурно-планировочных решений в городской черте, а также экологическая безопасность и комфорт проживания существенным образом влияют на капитализацию городских территорий и привлекательность города для инвестиций. Таким образом, территориальное планирование является одним из важнейших аспектов развития города на средне- и долгосрочную перспективу.
Проведенный анализ социально-экономического и территориального развития Калининграда позволил зафиксировать, что смена экономико-производственной специализации города в рамках России и Балтийского макрорегиона, изменение структуры региональной экономики, изменения в структуре общества и образе жизни горожан (дифференциация по уровню доходов, новые стандарты потребления, резкий рост уровня автомобилизации и т.д.) привели к:
- проблематизации сложившейся пространственной организации города. Ключевыми элементами пространственной организации выступали административные и промышленные зоны, функционально притягивавшие жилые зоны (спальные районы) и инфраструктуру. В результате стали доминировать новые центры, связанные в первую очередь с новыми секторами экономики и стандартами потребления;
- усилению агломерационных связей между Калининградом, Гурьевским муниципальным районом и городами побережья (Зеленоградском, Пионерским, Светлогорском, Балтийском, Светлым), в рамках которых происходит территориальное распределение отдельных производственных, социальных и культурных функций;
- необходимости реализации новых проектов по развитию города. Это связано с тем, что развитие городов обладает гораздо большей внутренней инерционностью, чем рыночная и социальная динамика. Приведение городской среды и системы расселения в соответствие с экономическими и социальными изменениями требует селективной поддержки определенных частных проектов.
Территориальное развитие Калининграда на период расчетного срока действия генерального плана (до 2035 года) должно основываться на следующих принципах:
- формирование максимально комфортной для временного пребывания и постоянного проживания городской среды;
- максимальная капитализация земельных ресурсов города (что существенно влияет на налоговые доходы бюджета), а также максимально эффективное использование неиспользуемых или неэффективно используемых в данный момент земель;
- переход от традиционного градостроительного зонирования микрорайонов к совмещенным многофункциональным зонам (общественно-жилым зонам, общественно-деловым зонам городского центра, производственно-деловым и торговым зонам) - совмещение деловой и жилой недвижимости с публичными пространствами ("микрозонирование" на уровне отдельных девелоперских проектов);
- территориальное планирование должно учитывать развитие калининградской агломерации (Калининград - Гурьевский муниципальный район - муниципалитеты побережья). Развитию агломерационных связей будут способствовать развитие портовой инфраструктуры в Калининградском заливе, развитие туризма в городах побережья, возможное размещение игорной зоны, а также развитие в соответствии с планами Правительства области дорожной сети региона (рис. 6). С учетом этого можно предположить, что основными направлениями территориального развития Калининграда станет северное и северо-западное, в меньшей степени - западное и северо- восточное направления.
Приоритеты развития города Калининграда и указанные принципы территориального развития учтены в новом генеральном плане и разрабатываемом проекте Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград".
Рисунок 6. Транспортная система Калининградской области
Одним из важнейших вопросов в среднесрочной перспективе является развитие центральной части города (помечена красным прямоугольником на рис. 7), возрождение ее историко-культурного значения. С учетом значимости данной территории с точки зрения формирования "лица" города представляется неэффективным занимать ее торговыми комплексами. Для воссоздания исторической (плотной) застройки острова Канта (остров Кнайпхоф, деловой район) серьезным ограничением является мост (проспект Ленинский), существенно снижающий капитализацию территории острова. В целом разработка проекта планировки исторического центра города должна вестись с учетом решений, предложенных в рамках международного проектного семинара (так называемого workshop'a), проходившего в Калининграде в 2007-2008 гг.
В центре города (в границах внутренней кольцевой дороги, см. рис. 7) следует уделить особое внимание территории Московского района (набережная, помеченная зеленым штрихом на рис. 7), примыкающей непосредственно к историческому центру города. Существующий облик района (как зданий, так и прилегающих территорий) существенно снижает капитализацию проектов реконструкции центральной части города. В ближайшей перспективе снос существующих зданий с расселением жителей и полная перестройка района невозможны. Однако, возможно проведение капитального ремонта существующих зданий с ремонтом фасадов.
Рисунок 7. Основные направления пространственного развития Калининграда
В перечень мероприятий по реализации генерального плана также предлагается включить разработку концепции комплексного развития и обустройства набережных реки Преголи и прилегающих территорий, а также подготовку на основании указанной концепции проектов планировки с объемно-пространственным решением застройки указанных территорий. В развитие проекта Waterfront планируется реконструкция существующей застройки по набережной реки Преголи, предполагающая вынос с этой территории существующих коммунальных предприятий и строительство объектов общественного назначения.
Городские набережные могут сыграть важную роль при формировании в центральной части города зон, привлекательных для туристического посещения. Фактически речь идет о формировании за счет архитектурно-строительных решений туристических маршрутов, в т.ч. и пеших, объединяющих как объекты культурного наследия, так и торгово-выставочные и досуговые объекты. В рамках создания подобных маршрутов следует рассмотреть возможность размещения туристической инфраструктуры вдоль водоемов г. Калининграда.
Связующим звеном в рамках формирования пешеходных туристических маршрутов могут стать:
- единый природно-экологический каркас города, объединяющий искусственные водоемы и каналы, а также парковые территории;
- места города, связанные с жизнью и деятельностью И. Канта.
Также может рассматриваться вопрос о формировании туристических маршрутов, объединяющих существующие форты Калининграда (фортификационные сооружения Кенигсберга). По границам формируемых туристических маршрутов необходимо выделение зон для размещения объектов индустрии гостеприимства (гостиниц, ресторанов, досуговых объектов и т.д.).
Значимым с точки зрения формирования комфортной городской среды является формирование природно-экологического каркаса города: в перечне первоочередных мероприятий реализации генерального плана должны быть предусмотрены мероприятия по восстановлению исторического характера озеленения, обустройства городских парков и мест отдыха и увеличение их площади, обустройство водных объектов. Также необходима разработка и утверждение целевой программы по оздоровлению экологической обстановки в городе Калининграде. Должна быть также разработана система постоянного мониторинга окружающей среды. С учетом того, что значительная территория города подвержена воздействию ряда природно-техногенных процессов (затоплению нагонными паводками, заболачиванию, подтоплению грунтовыми водами), необходима разработка комплекса защитных инженерно-технических мероприятий. Также необходимо исключить сброс загрязненных сточных вод (без очистки и недостаточно очищенных) в водные объекты города.
С учетом приоритета развития города как центра экспозиционной, ярмарочно-выставочной и конгресс-деятельности в генеральном плане городского округа предусмотрены площадки для размещения экспозиционных (выставочных) и конгресс-центров. В качестве таких площадок могут выступить северо-западный район города, место пересечения Советского проспекта с окружной дорогой, восточный район города, а также территория острова Октябрьского, планируемая к застройке в рамках Чемпионата Мира по футболу в 2018 году. Острову отведена роль международного выставочно-делового центра и спортивного кластера городского значения. Это предполагает дальнейшее развитие здесь спортивных объектов, строительство выставочных комплексов, офисов, жилья. Для комфортной связи острова с основной частью центра города предполагается строительство трамвайной линии.
Для поддержания "торговой" составляющей развития города как коммуникационной площадки (развитие шоппинг-туризма) необходима корректировка Правил землепользования и застройки, направленная на выделение территорий, способных выполнить требуемые торговые функции. Это могут быть два типа площадок. Первый тип - это торговые улицы, где расположены переоборудованные под небольшие магазины городские здания (магазины, расположенные на первых этажах жилых домов, а также кафе, др. публичные места). Торговые улицы могут располагаться как на главных, так и на второстепенных улицах центральной части города, примыкающих к основным магистралям (как, например, ул. Соммера, выходящая на Ленинский проспект). Это позволит добираться до данных торговых зон как пешком, так и с помощью общественного транспорта. Целесообразно рассмотреть вариант перевода таких торговых зон в формат пешеходных улиц. Генеральным планом предполагается обустройство нескольких комплексных пешеходных пространств, расположенных в центральной части города и на острове Октябрьском, которые в совокупности должны составить систему пешеходного движения в городе. При формировании торговых улиц важно выдерживать единое дизайнерское решение в рамках одной улицы, для чего можно подготовить и утвердить правила оформления фасадов домов и объектов коммерческой недвижимости, оборудованных на первых этажах жилых домов.
Второй тип торговых площадок - крупные торговые объекты (торгово-развлекательные центры), внутри которых возможно размещение разномасштабных площадей под отдельные торговые марки, а также культурно-развлекательных и ресторанных зон. Строительство подобных объектов необходимо планировать на пересечении окружной дороги и основных транспортных магистралей. Основанием для такого решения является сложившаяся ситуация в дорожно-транспортном комплексе. На данный момент крупные торговые, торгово-развлекательные комплексы сконцентрированы в основном в центральной части города (площадь Победы, Ленинский проспект и т.д. - зеленое пятно на рис. 7). Их размещение в центре города существенно повлияло на городскую среду: они притягивают с окраин значительные потоки людей и транспорта, что ведет к появлению пробок. В будущем данная ситуация будет усугубляться. Поэтому для разгрузки центра города и одновременно обеспечения транспортной доступности необходимо планировать размещение крупных объектов, притягивающих значительные потоки людей и транспорта, на пересечении основных магистралей с окружной дорогой.
В связи с застройкой юго-восточной части острова Октябрьского в рамках проведения финального этапа Чемпионата Мира по футболу в 2018 году, которая включает в себя строительство стадиона и иных спортивных комплексов и сооружений, мостовых переходов с транспортными развязками с последующим выходом на окружную дорогу, можно предположить, что размещение ряда крупных торгово-развлекательных центров будет наиболее выгодным именно в этой части города. Близость к центру города, транспортная доступность, скопление в одном месте крупных торгово-развлекательных центров будут способствовать концентрации торгово-развлекательной жизни города в данном районе, тем самым разгрузит центр города.
Развитие торговой и выставочной деятельности должно быть обеспечено строительством нескольких офисно-складских центров, необходимых как для средних и крупных торговых предприятий, так и для участников выставок. Это значит, что в документах территориального планирования должны быть предусмотрены участки для размещения объектов офисно-складской недвижимости. Размещение подобных объектов возможно в районе окружной дороги.
Помимо развития торговой и экспозиционной функций городского пространства необходимо сохранить промышленную. Утрата производственных функций ослабит город экономически. Поэтому отдельным вопросом для проработки должен стать вопрос работы с промышленными объектами, расположенными в городской черте. Сохранение промышленных зон в городе в том виде, в котором они сейчас находятся, невыгодно как с точки зрения экономики, так и с точки зрения организации комфортной среды. Многие из этих зон либо используются неэффективно, либо почти не используются (низкая капитализация), при этом "разрезают" жилую застройку (промышленные зоны на рис. 7 отмечены серым). В рамках капитализации данных территорий следует, например, рассмотреть возможность редевелопмента промышленных зон, которые занимают водные линии - то есть самые лучшие городские участки. Поэтому при корректировке действующих Правил землепользования и застройки необходимо провести в промышленных зонах ревизию неэффективно используемых, пустующих территорий, спрогнозировать перспективы развития таких территорий, возможность их перевода в территории делового, общественного, коммерческого назначения, а также использования в качестве резерва территорий жилой застройки.
Также следует рассмотреть возможность создания на указанных территориях промышленных, индустриальных, технологических парков либо рассмотреть возможность выделения под эти цели иных территорий в границах городского округа. Создание индустриального (промышленного) парка или нескольких парков, а также резервирование земель, обеспеченных инженерными инфраструктурами, с возможностью дальнейшего территориального расширения под перспективное размещение промышленных объектов значительно облегчит работу города с инвесторами, желающими разместить производственные мощности на территории Калининграда.
В рамках градостроительного зонирования города необходимо рассмотреть возможность формирования нового административного подцентра, делового района, например, в районе Центральной площади (район Дома Советов). Это обусловлено несколькими причинами. Первая связана с так называемыми столичными функциями города. Вторая связана с идеей размещения представительств российских регионов в городе. Третья связана с перспективами развития города как крупного логистического узла, в частности, с перспективами развития Калининградского порта, возможной реконструкцией уже существующих и строительством новых портовых мощностей, рассчитанных, в том числе, на контейнерные перевозки. Для обслуживания контейнерных перевозок необходимы логистические компании, для размещения офисов которых необходимо развитие офисной недвижимости, а значит формирование нового делового района или логистического парка. В последнем случае припортовая территория может стать площадкой для размещения индустриального парка.
Несмотря на предлагаемое формирование крупных функциональных зон (индустриального и логистического парков, делового, административного районов), при застройке территорий приоритет должен отдаваться девелоперским проектам и объектам формата "совмещенные многофункциональные зоны", т.е. проектам по застройке и объектам, которые совмещают в себе несколько функций сразу. В случае с отдельными территориями это предполагает расположение офисов, жилой застройки и торговых площадей в непосредственной близости. Это позволит избежать ситуации, когда, например, жилой микрорайон пустеет в будние дни в связи с тем, что люди уезжают на работу, или вечером пустеет деловой район, так как люди покидают работу, возвращаются домой. Такой же подход (совмещение разных функций) может применяться к крупным объектам. Высотные объекты также должны быть более функциональными: например, нижние этажи занимают кафе, рестораны, верхние - офисы.
В качестве одного из возможных направлений архитектурного развития Калининграда можно рассматривать максимальное воспроизведение (в части архитектуры вновь строящихся объектов, реконструкции значительного числа объектов культурного наследия Восточной Пруссии) старого Кенигсберга. Однако подобный вектор развития представляется ошибочным. Калининград как город, представляющий собой образец средневековой европейской архитектуры, вряд ли способен конкурировать, например, с Гданьском. В то же время собственно объекты культурного наследия (памятники архитектуры, значительное количество фортификационных сооружений) могут стать опорными точками при формировании туристических маршрутов. Более осмысленным представляется следующий подход: отказаться от попытки формирования единого для всего города архитектурного стиля, при подготовке крупных девелоперских проектов, проектов комплексного освоения территории считать целесообразным организацию международных конкурсов и проведение Workshop'ов с привлечением крупных девелоперов и архитектурных школ России и Европы. В данном случае архитектурные памятники Восточной Пруссии также могут стать центрами, вокруг которых будет осуществляться комплексная застройка или реконструкция в едином для конкретной территории архитектурно-планировочном стиле.
Развитие транспортного комплекса города на расчетный срок генерального плана (2035 г.) предполагает главной целью обеспечение жителям и гостям Калининграда комфортных и рациональных передвижений по городу для удовлетворения трудовых, бытовых и социально-культурных нужд при условии соблюдения требований к комфортности городской среды, экологичности, соблюдения условий для безопасного движения, создания среды, доступной маломобильным группам населения, сохранения культурного наследия. В соответствии с миссией города "Калининград - город для комфортной жизни и работы, площадка коммуникации и взаимодействия России и стран Европы в сфере бизнеса, инновационной экономики, образования и культуры", сформулированной в стратегии социально-экономического развития до 2035 года, транспортному комплексу города отводится одна из главных ролей.
В период до 2019 г. включительно в городе планируется осуществить обширную инвестиционную программу по формированию инфраструктуры для приема игр Чемпионата мира по футболу. Помимо создания собственно самой арены для игр и прилегающей инфраструктуры для проведения матчей (парка, фан-зон, дорог и т.п.) в части развития транспортной инфраструктуры в этот же период будет реализовано строительство участка Восточной эстакады. Помимо этого будут построены улицы в районе размещения стадиона.
В этот период планируется дальнейшее развитие производственного автомобильного кластера, транспортных и логистических функций в городе, ориентированных на обслуживание морского порта, судоремонтной и иных отраслей. Наибольшее развитие получат те из них, которые ориентированы на внешние связи, оказание услуг, в т.ч. по ремонту судов, портовых услуг и т.п. В целом экономика города, хотя и будет зависеть от связей с основной частью России, приобретет более независимый характер, ориентированный на непроизводственные функции.
Развитие Калининграда как крупного логистического узла приведет к транспортной загруженности города, увеличению грузовых транспортных потоков. Реализация этого и других проектов в сфере транспорта и логистики приведет к увеличению нагрузки на дорожно-транспортную инфраструктуру города. Для снижения трафика по внутригородским магистралям и вывода грузовых транспортных потоков за пределы Калининграда в среднесрочной перспективе потребуется строительство обходов города Калининграда, для чего необходимо развитие окружной дороги. Возможным решением данного вопроса может быть завершение строительства транспортного кольца - большой окружной дороги (строительство эстакады и соединение южного и северного обхода города с выходом на Приморское кольцо).
Также необходимо развитие сложившейся радиально-кольцевой планировочной структуры с расширением пропускной способности и улучшением качества дорожного полотна основных радиальных магистралей и внутреннего кольца и возможным ограничением проезда большегрузного автотранспорта по этим дорогам. Следует также рассмотреть возможность строительства развязок в местах пересечения радиальных магистралей с окружной дорогой.
Также немаловажно оптимизировать схемы движения общественного транспорта, максимально исключив диаметральность маршрутов, тем самым снизив дублирование маршрутов, проходящих через центр города. Одним из условий перехода на новую маршрутную сеть является создание/строительство транспортных узлов (хабов) на территории города. Так, например, для пассажиропотока из южной части города транспортный узел может быть создан на территории, прилегающей к Южному вокзалу.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Решение городского Совета депутатов Калининграда от 5 июля 2017 г. N 158 "О внесении изменений в Приложение к решению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.