Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Порядок осуществления внутреннего финансового аудита
2.1. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных Казенными учреждениями (далее - объектами финансового аудита), в целях реализации своих бюджетных полномочий.
2.2. Целями внутреннего финансового аудита являются:
- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Калининградской области.
2.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками Министерства (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости.
2.4. Деятельность субъекта внутреннего аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
2.5. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля.
Запросы направляются объекту аудита за 5 рабочих дней до начала аудиторской проверки и в ходе проведения проверки.
Запрос должен содержать перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица объекта аудита, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и сведений, срок их представления объектом контроля, исчисляемый с даты получения запроса и определяемый субъектом внутреннего финансового аудита, но не более 10 рабочих дней после даты получения запроса;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита и в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
- привлекать независимых экспертов и (или) третьих лиц.
2.6. Субъект внутреннего аудита обязан:
- соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
- проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
- знакомить уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
2.7. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План аудита), составляемым по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
План аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
2.8. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
По каждой аудиторской проверке в плане аудита указываются проверяемая внутренняя бюджетная процедура и объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, субъект внутреннего аудита.
При планировании аудиторских проверок учитываются:
- значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность в случае неправомерного исполнения этих операций;
- факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым, в том числе, относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
- наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
- степень обеспечения субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
- возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
- наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
В целях составления плана внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита проводится предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащей аудиторской проверке;
- проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий контрольно-счетной палатой Калининградской области, контрольно-ревизионной службой Калининградской области в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
Субъект внутреннего аудита составляет проект Плана аудита на очередной финансовый год и в срок до 15 декабря текущего финансового года вносит его на рассмотрение Министру. В срок до 25 декабря текущего финансового года осуществляется рассмотрение проекта Плана аудита Министром и, в случае необходимости, его доработка субъектом внутреннего аудита.
План аудита утверждается приказом Министерства в срок до 30 декабря текущего финансового года.
Изменение Плана аудита осуществляется по мотивированному письменному обращению субъекта внутреннего аудита, направляемому Министру с приложением проекта приказа Министерства о внесении изменений в план аудита.
Изменение Плана аудита осуществляется посредством принятия приказа Министерства о внесении изменений в План аудита.
2.9. Аудиторские проверки подразделяются на:
- камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
- выездные проверки, которые находятся по месту нахождения объектов аудита;
- комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
2.10. Аудиторская проверка назначается приказом Министерства, к которому прилагается программа аудиторской проверки.
Программа аудиторской проверки должна содержать:
- тему аудиторской проверки;
- наименование объектов аудита;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
Плановый срок проведения аудиторской проверки не должен превышать 30 рабочих дней. При наличии объективных причин, в случае необходимости получения у экспертов (либо третьих лиц) документов, материалов и информаций, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также в связи с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований срок аудиторской проверки может быть продлён на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего аудита, но не более чем на 30 рабочих дней.
Аудиторская проверка может быть приостановлена в случае временной нетрудоспособности субъекта внутреннего аудита (при проведении аудиторской проверки одним должностным лицом). В указанном случае аудиторская проверка приостанавливается на период такой нетрудоспособности и возобновляется по ее окончании.
Приостановление, возобновление, продление аудиторской проверки осуществляется посредством принятия приказов Министерства.
2.11. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
- осуществления внутреннего финансового контроля;
- законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств областного бюджета;
- ведения учетной политики, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
применения автоматизированных информационных систем при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
- наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
- формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета, бюджетной отчетности.
2.12. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
- инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
- наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
- запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита, в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
- пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита либо субъектом внутреннего аудита;
- аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
2.13. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.
Рабочая документация, т.е. документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
- документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
- сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении планов внутреннего контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объекта аудита;
- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам, и полученные от них сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающие выявленные нарушения;
- акт аудиторской проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.