Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению окружного Совета депутатов
Пионерского городского округа
от 05 сентября 2017 г. N 67
Муниципальная адресная программа
по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий Пионерского городского округа на 2017-2022 годы
Паспорт муниципальной адресной Программы
по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий Пионерского городского округа на 2017-2022 годы
Наименование Программы |
Муниципальная адресная Программа по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий Пионерского городского округа на 2017-2022 гг. |
Основания для разработки |
- Градостроительный кодекс Российской Федерации; - Жилищный кодекс Российской Федерации; - Земельный кодекс Российской Федерации; - Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу"; |
Основной разработчик Программы |
Администрация Пионерского городского округа |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- Администрация Пионерского городского округа - МКУ "Отдел по управлению имуществом и земельными ресурсами" ПГО - профессиональные участники рынка недвижимости (инвесторы-застройщики). |
Цел программы |
Создание комфортных условий для проживания людей, формирование облика застройки и улучшение архитектурного облика. |
Задачи Программы |
- ликвидация аварийного жилищного фонда, уменьшение физического износа ветхого жилого фонда; - сохранение и увеличение динамики развития отрасли жилищного строительства. - осуществление сноса, реконструкции существующих многоквартирных домов, в которых основные несущие конструкции достигли предельного физического износа; - строительство новых многоквартирных домов, строений, сооружений, развитие инфраструктуры; - создание условий для приведения жилищного фонда в соответствие с действующими нормами, обеспечение условий комфортного и безопасного проживания граждан; - обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, не соответствующих санитарно-техническим требованиям. |
Источники финансирования |
Привлеченные средства инвесторов-застройщиков. |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
Реализация Программы должна обеспечить достижение следующих показателей: - переселение граждан из помещений, непригодных для проживания и не соответствующих санитарно-техническим требованиям; - улучшение внешнего облика Пионерского городского округа, развитие инженерной и социальной инфраструктуры, увеличение инвестиционной привлекательности округа; - снижение доли населения, проживающего в жилищном фонде, признанном аварийным и подлежащим сносу; - создание условий для привлечения внебюджетных средств инвесторов-застройщиков в жилищное строительство на территории Пионерского городского округа. |
Организация контроля за исполнением Программы |
Окружной Совет депутатов Пионерского городского округа, структурные подразделениями администрации городского округа, участвующими в реализации Программы. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Проблема обеспечения жильем населения, проживающего в ветхом и аварийном жилищном фонде, продолжает оставаться в числе особо актуальных и первостепенных.
Наибольшая доля многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке непригодными для проживания, - это малоэтажные довоенного года постройки строения, в которых срок эксплуатации основных несущих конструкций, внутридомовых инженерных сетей имеют высокую, более 70% степень физического износа.
Жилищный фонд, признанный аварийным и подлежащим сносу, угрожает жизни и здоровью граждан, ухудшает внешний облик городского округа, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городского округа.
К полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности Градостроительным кодексом Российской Федерации отнесено принятие решений о развитии застроенных территорий, полномочия направлены на обеспечение благоприятных условий проживания населения, а также создания банков данных о состоянии территорий, населенных пунктов и ведения градостроительного (территориального) кадастра.
Развитие застроенных территорий является одним из способов решения проблемы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья и позволяет осуществить за счет средств инвесторов-застройщиков снос, реконструкцию многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, либо снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, а также переселение граждан в благоустроенное жилье, отвечающее современным требованиям. При этом создаются комфортные условия проживания для граждан округа, обеспечивается увеличение объемов строительства объектов жилищного фонда, развитие социально-культурной и инженерной инфраструктур.
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
На застроенной территории, в отношении которой принимается решение о развитии, могут быть расположены помимо вышеуказанных объектов, объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие исключительно функционирование многоквартирных домов, а также объекты коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур, необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих в таких домах.
С целью сноса, реконструкции устаревшего жилого фонда, расселения жителей в другое благоустроенное жилье и строительства комфортных современных жилых домов и привлечения инвестиций для этой цели, органы местного самоуправления на основании статьи 46.3. Градостроительного кодекса Российской Федерации, вправе осуществлять работу по проведению аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий, о комплексном развитии территорий города.
Развитие застроенных территорий является достаточно успешной практикой в сфере строительства в Калининградской области. В Пионерском городском округе также существует опыт развития территорий. В 2016 году администрация заключила на основании открытого аукциона договор о развитии застроенной территории в границах ул. Набережная, д. 1,3. В рамках данного договора застройщик переселяет 46 человек из двух аварийных домов. В настоящее время разработан и утвержден проект планировки данной территории с проектом межевания.
Реализация таких проектов позволяет предотвратить точечную застройку и обязывает застройщиков проводить реконструкцию не только застройки, но и системы инженерного обеспечения микрорайона в целом, как за счет ресурсоснабжающих организаций, так и за счет инвесторов, с последующей передачей инженерных объектов в муниципальную собственность.
В рамках реализации договоров о развитии территорий будет снесено 26 ветхих (аварийных) домов с ликвидацией 3,9 тыс. кв. м. ветхого (аварийного) жилья и переселением порядка 460 жильцов с улучшением жилищных условий.
В данной Программе сформирован перечень многоквартирных домов, расположенных в границах 3х застроенных территорий города Пионерский, планируемых к развитию согласно статьям 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Программой планируется снос (реконструкция) многоквартирных жилых домов, соответствующих следующим характеристикам:
- аварийные, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу либо реконструкции;
- ветхие строения, послевоенных годов постройки до 1960-х годов постройки, в которых основные несущие конструкций, внутридомовые инженерные сети достигли предельного износа;
- строения с большим процентом физического износа;
Основным источником финансирования сноса или реконструкции многоквартирных домов, переселения граждан будут являться средства инвесторов-застройщиков.
В данной Программе сформированы перечни:
- многоквартирных домов, планируемых к сносу, реконструкции (приложение N 1);
- планируемых к развитию застроенных территорий, на которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном законом порядке непригодными для проживания, и многоквартирные дома, в которых основные несущие конструкции достигли предельного физического износа, дома из сборно-щитовых и каркасно-засыпных конструкций (приложение N 2).
Таким образом, переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Пионерском городском округе за счет привлеченных средств третьих лиц (юридических, частных предпринимателей) возможно осуществить в рамках реализации настоящей Программы.
2. Основные цели и задачи Программы
Анализ выполнения мероприятий по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья и состояния объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих коммунальными ресурсами застроенные территории округа, показывает, что мероприятия могут выполняться при наличии дополнительного финансирования из консолидированного федерального бюджета, софинансирования в рамках областных и федеральных программ, а также с привлечением внебюджетных средств инвесторов.
Основная цель Программы - создание комфортных условий для проживания людей, формирование облика застройки и улучшение архитектурного облика.
В рамках реализации Программы должны быть решены основные задачи:
- ликвидация аварийного жилищного фонда, уменьшение физического износа ветхого жилого фонда;
- сохранение и увеличение динамики развития отрасли жилищного строительства.
- осуществление сноса, реконструкции существующих многоквартирных домов, в которых основные несущие конструкции достигли предельного физического износа;
- строительство новых многоквартирных домов, строений, сооружений, развитие инфраструктуры;
- создание условий для приведения жилищного фонда в соответствие с действующими нормами, обеспечение условий комфортного и безопасного проживания граждан;
- обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, не соответствующих санитарно-техническим требованиям.
3. Сроки и этапы. Основные направления и мероприятия реализации Программы
Программа предусматривает выполнение комплекса мероприятий, которые надлежит провести в период с 2017 по 2022 годы. Реализация Программы проводится поэтапно.
В течение первого этапа, рассчитанного на 2017-2018 года, должны быть созданы необходимые организационные, нормативно-методические и правовые условия для обеспечения реализации основных задач Программы, в том числе:
- получение заключений лицензированной организации о техническом состоянии жилых домов для признания их аварийными;
- разработка концепций развития застроенных территорий с целью определения расчетных показателей обеспечения территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной и социальной инфраструктуры и подготовки задания на разработку проекта планировки инвестором, заключившим договор о развитии застроенной территории в установленном законом порядке;
- принятие решения о развитии застроенной территории;
- привлечение финансовых ресурсов для реализации Программы;
- проведение открытых аукционов, определение победителей и заключение договоров о развитии застроенной территории.
Второй этап Программы (2018-2022 годы) будет направлен на реализацию программных задач по сопровождению договоров по развитию застроенных территорий и контролю за выполнением условий договоров инвестором:
- проведение открытых аукционов, определение победителей и заключение договоров о развитии застроенной территории;
- разработка, согласование и утверждение проекта планировки застроенной территории, подготовка исходно-разрешительной документации для реконструкции застройки и строительства в границах развиваемой территории;
- поэтапная, планомерная реализация договоров о развитии застроенной территории с переселением граждан и дальнейший снос, реконструкция многоквартирных домов и строительство новых жилых домов и иных объектов, предусмотренных проектом планировки.
Масштабность планируемых мероприятий по развитию застроенных территорий округа, предполагает наличие единой программы, предусматривающей порядок и условия достижения указанных целей и выполнения поставленных задач.
4. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Отсутствие долгосрочной муниципальной целевой программы муниципального образования в сфере реализации проектов жилищного строительства, может привести к отсутствию системного подхода и несогласованности действий структурных подразделений администрации Пионерского городского округа в данной области, а также трудностям в финансировании мероприятий по созданию объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры для застроенных территорий города, на которых расположены ветхие многоквартирные жилые дома (ветхий жилой фонд), многоквартирные жилые дома, признанные аварийными в установленном законом порядке.
5. Оценка социально-экономической эффективности от реализации Программы
Успешная реализация Программы к 2022 году позволит обеспечить:
- переселение граждан из помещений, непригодных для проживания и не соответствующих санитарно-техническим требованиям;
- осуществление сноса, реконструкции ветхих домов по соглашению с собственниками и нанимателями жилых помещений;
- снижение доли населения, проживающего в жилищном фонде, признанном аварийным и подлежащим сносу;
- снижение доли площади и количества помещений жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Программа реализовывается с использованием механизма заключения договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьями 46.1-46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.