Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МО "Полесский городской округ"
от 13.11.2017 года N 963
Административный регламент
предоставления муниципальной услуги по выдаче направления на оказание бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
I. Общие положения
1.1. Административный регламент муниципальной услуги по выдаче направления на оказание бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее - регламент), определяет сроки и последовательность действий в ходе предоставления муниципальной услуги по приему документов на выдачу направления на оказание бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее - муниципальная услуга), разработан в целях повышения открытости деятельности органов местного самоуправления, качества предоставления и доступности результатов муниципальной услуги.
1.2. Получателями муниципальной услуги являются граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации либо его законные представители (далее - заявители) по доверенности, оформленной в соответствии с действующим законодательством, подтверждающей наличие у представителя прав действовать от лица заявителя, и определяющей условия и границы реализации права представителя на получение муниципальной услуги:
- граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);
- инвалиды I и II группы;
- ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
- дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
- лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
- усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
- граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
- несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
- граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
- граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
- граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
1.3. Для получения информации о процедуре предоставления муниципальной услуги, в том числе о ходе исполнения муниципальной услуги, заявитель вправе обратиться:
- непосредственно при личном обращении к специалистам Муниципального казенного учреждения Полесского городского округа "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ), специалистам отдела социальной защиты населения администрации МО "Полесский городской округ" (далее - отдел);
- к специалистам МФЦ, специалистам отдела с использованием средств телефонной связи;
- при обращении в отдел путем использования услуг почтовой связи;
- при обращении в отдел посредством электронной почты;
- посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Для получения сведений о ходе предоставления муниципальной услуги заявителем указываются (называются) фамилия, имя, отчество, дата подачи документов.
Заявителю предоставляются сведения о том, на каком этапе (в процессе выполнения какой административной процедуры) муниципальной услуги находится представленный им пакет документов.
1.4. Информация о правилах предоставления муниципальной услуги размещается:
- на информационном стенде, расположенном в помещении МФЦ;
- в отделе;
- в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе на Интернет-сайте в разделе "Муниципальные услуги");
- в средствах массовой информации.
II. Стандарт предоставления муниципальной услуги
2.1. Наименование муниципальной услуги
Выдача направления на оказание бесплатной юридической помощи.
2.2. Наименование структурного подразделения, предоставляющего муниципальную услугу
Муниципальная услуга предоставляется администрацией МО "Полесский городской округ" и осуществляется отделом социальной защиты населения администрации МО "Полесский городской округ".
2.3. Результат предоставления муниципальной услуги
Результатом предоставления муниципальной услуги является:
- выдача направления на оказание бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации по форме, согласно приложению N 4 к настоящему Регламенту.
- отказ в выдаче направления на оказание бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту (далее - решение об отказе).
2.4. Срок предоставления муниципальной услуги
Общий срок предоставления муниципальной услуги с момента получения Отделом заявления с документами не превышает десять рабочих дней.
Направление действует в течение трех месяцев со дня получения.
2.5. Правовые основания для предоставления муниципальной услуги
Предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
- Федеральным законом от 05 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи";
- Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи";
- Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации";
- Законом Калининградской области от 26 декабря 2012 г. N 194 "О бесплатной юридической помощи в Калининградской области";
- Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 13 марта 2013 г. N 59 "Об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации";
- Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 17 июня 2013 г. N 135 "Об утверждении порядка выдачи направлений на оказание бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, государственным бюро, адвокатами, являющимися участниками государственной системы юридической помощи";
- настоящим административным регламентом.
2.6. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги
2.6.1. Для получения муниципальной услуги Заявитель представляет:
1) документ, удостоверяющий личность заявителя, - паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации в качестве удостоверяющего личность гражданина;
2) заявление (приложение N 1 к настоящему Регламенту) в котором указывается:
- фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя;
- почтовый адрес, телефон для связи с заявителем;
- письменное согласие на обработку персональных данных (может быть составной частью заявления).
Примерный бланк заполнения заявления приводится в приложении N 2 к настоящему Регламенту.
2.6.2. К заявлению о выдаче направления на оказание бесплатной юридической помощи Заявитель прилагает следующие документы:
2.6.2.1. паспорт или иной документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации (их копии);
2.6.2.2. документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию (инвалидность, неспособность к самообслуживанию, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье и тому подобное) либо экстренный случай.
Для подтверждения статуса малообеспеченности:
- документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, подтверждающие родство с заявителем;
- справку о составе семьи;
- документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении муниципальной услуги, за 3 месяца, предшествующих дате подачи заявления.
Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа.
В случае невозможности самостоятельного представления таких документов - ходатайство о направлении запроса в соответствующие органы.
Гражданин предоставляет копии вышеперечисленных документов с одновременным предоставлением оригиналов документов.
В случае обращения доверенного лица заявителя - документы, удостоверяющие личность законного представителя или доверенного лица заявителя, и оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подтверждающая полномочия на осуществление действий от имени заявителя.
Заявление составляется от руки (чернилами или пастой) или машинописным текстом.
2.6.3. Заявитель получает примерный бланк заявления у специалиста МФЦ, специалиста отдела при личном обращении либо самостоятельно в электронном виде на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Муниципальные услуги".
Заявление с комплектом документов Заявитель представляет:
- при личном обращении к специалисту отдела;
- при личном обращении к специалисту МФЦ, ответственному за прием и выдачу документов;
- по почте в адрес отдела;
- по электронной почте.
В заявлении указываются:
- наименование Отдела;
- фамилию имя, отчество (последнее - при наличии) Заявителя (в случае перемены фамилии, имени, отчества указываются все прежние фамилии, имена, отчества), дату рождения, место жительства;
- адрес регистрации по месту жительства и фактического проживания Заявителя;
- номер контактного телефона;
-- обстоятельства трудной жизненной ситуации;
- способ получения результата предоставления муниципальной услуги;
- почтовый адрес (если ответ должен быть направлен в письменной форме);
- ответственность за достоверность предоставленной информации;
- дата.
Заявление должно быть подписано Заявителем (его представителем) лично.
Документы, выданные компетентными органами иностранных государств и представленные Заявителем для получения муниципальной услуги, должны быть легализованы и переведены на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально заверена.
2.6.4. В заявлении, направленном в форме электронного документа, Заявитель в обязательном порядке указывает свою фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель вправе приложить к такому запросу необходимые документы и материалы в электронной форме, либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
2.6.5. В заявлении, направленном по почте, заявитель в обязательном порядке указывает способ получения результата предоставления муниципальной услуги.
2.6.6. Состав документов, которые находятся в распоряжении администрации муниципального образования "Полесский городской округ", предоставляющей муниципальную услугу.
2.6.6.1. В распоряжении Отдела находятся сведения о размере денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных в соответствии с правовыми актами муниципального образования "Полесский городской округ".
2.6.6.2. В распоряжении предприятий, организаций жилищно - коммунального хозяйства находятся сведения о составе семьи, зарегистрированной на данной жилой площади, относящейся к муниципальному жилищному фонду.
2.6.6.3. Состав документов, которые необходимы Отделу, предоставляющему муниципальную услугу, но находятся в иных органах государственной власти и организациях, участвующих в предоставлении муниципальной услуги:
- сведения о размере пенсии, компенсационных выплат (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительного ежемесячного материального обеспечения пенсионеров, а также надбавок и доплат к данным видам выплат - в отделе ПФР в Полесском городском округе;
- сведения о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также надбавок и доплат к данным видам выплат - в Калининградском региональном отделении ФСС России;
- сведения о размере пособия по безработице, материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, а также стипендии и материальной помощи, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплат безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплат несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах, а также надбавок и доплат к данным видам выплат - в ГКУ "ЦЗН города Полесска";
- сведения о размере денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, Калининградской области, - в ОГКУ "Центр социальной поддержки населения";
- сведения о размере ежемесячного пособия на ребенка, а также надбавок и доплат к данному виду выплаты - в ОГКУ "Центр социальной поддержки населения".
Для получения документов и сведений, перечисленных в п. 2.6.6. настоящего Регламента, специалист Отдела, ответственный за предоставление муниципальной услуги (далее - специалист Отдела), составляет проекты запросов (при необходимости) и передает их начальнику Отдела (лицу, его замещающему).
Начальник Отдела (лицо, его замещающее) рассматривает запросы и направляет их в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия за своей электронной цифровой подписью либо на бумажном носителе:
- в отделе ПФР по Калининградской области;
- в Калининградское региональное отделение ФСС России;
- в ГКУ КО "Центр занятости населения Калининградской области";
- в ОГКУ "Центр социальной поддержки населения".
2.7. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги
2.7.1. В приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, может быть отказано в случае:
- отсутствия у Заявителя документа, удостоверяющего личность (в случае подачи заявления с комплектом документов при личном обращении);
- обращения за получением муниципальной услуги неуполномоченного лица;
- отсутствия в заявлении информации о Заявителе (фамилии, имени, отчества (последнего - при наличии)), почтового адреса, подписи Заявителя;
- отсутствия согласия на обработку персональных данных совершеннолетних членов семьи Заявителя;
- если заявление не поддается прочтению или из его содержания невозможно установить, какая именно услуга запрашивается;
- обращения Заявителя с требованием о предоставлении муниципальной услуги, не предоставляемой Отделом;
- если заявление или прилагаемые к нему документы исполнены карандашом;
- несоответствия Заявителя требованиям, предусмотренным п. 1.2 настоящего Регламента.
2.7.2. Решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги принимается отделом в течение трех рабочих дней со дня получения заявления.
2.8. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги
2.8.1. Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является одно из следующих нарушений:
2.8.1.1. заявление подано с нарушением требования пункта 2.6.1. настоящего Регламента;
2.8.1.2. непредставление (в том числе представление не в полном объеме) гражданином документов, указанных в пункте 2.6.2. Регламента.
2.8.2. Решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги принимается в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче направления на оказание бесплатной юридической помощи.
2.9. Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении муниципальной услуги и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами
Предоставление муниципальной услуги осуществляется бесплатно.
2.10. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении муниципальной услуги и при получении результата предоставления муниципальной услуги
Заявитель получает личную консультацию в режиме общей очереди или по телефону. Время ожидания заинтересованного лица для консультации (приема документов) в общей очереди не превышает 30 минут.
Время консультирования - до 10 минут.
2.11. Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги.
2.11.1. Срок регистрации запроса заявителя с комплектом документов заявителя о предоставлении муниципальной услуги:
- срок регистрации заявления с комплектом документов Заявителя о предоставлении муниципальной услуги при личном обращении Заявителя не должен превышать 30 минут.
- поступившее заявление регистрируется специалистом МФЦ, ответственным за прием и выдачу документов, в автоматизированной информационной системе (далее - АИС) с проставлением на заявлении оттиска штампа входящей корреспонденции МФЦ, присвоением номера и даты в соответствии с записью в АИС.
- регистрация заявления Заявителя в электронной форме не предусмотрена.
Датой обращения за муниципальной услугой считается дата регистрации заявления.
Заявление регистрируется в журнале регистрации обращений в течение одного дня с момента поступления.
При необходимости сотрудник отдела может помочь заявителю заполнить заявление.
2.12. Требования к помещениям, в которых предоставляется муниципальная услуга, местам заполнения запросов о предоставлении муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги
2.12.1. Помещения, в которых предоставляется муниципальная услуга, должны соответствовать комфортным условиям для заявителей.
Помещения, в которых предоставляется муниципальная услуга, должны отвечать законодательно установленным требованиям пожарной безопасности.
2.12.2. Прием заявлений ведется в кабинетах, которые оборудуются информационными табличками с указанием:
- номера кабинета;
- фамилии, имени, отчества специалиста, осуществляющего предоставление муниципальной услуги.
Рабочее место специалиста должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим устройствам.
2.12.3. Места ожидания должны находиться в холлах или ином специально приспособленном помещении. Для ожидания заявителями приема, заполнения необходимых для получения муниципальной услуги документов места ожидания оборудуются стульями, столами (стойками) и обеспечиваются образцами заполнения документов, перечнем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, бланками заявлений и письменными принадлежностями.
2.12.4. В помещениях, в которых предоставляется муниципальная услуга, на видном доступном месте размещаются информационные стенды, которые содержат следующую информацию:
режим работы, адреса отдела;
адрес Интернет-сайта администрации МО "Полесский городской округ";
адрес электронной почты отдела;
почтовые адреса, телефоны, фамилии руководителей отдела;
порядок получения консультаций о предоставлении муниципальной услуги;
порядок и сроки предоставления муниципальной услуги;
образцы заявлений и образцы их заполнения;
перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
основания для отказа в приеме документов о предоставлении муниципальной услуги, в предоставлении муниципальной услуги;
порядок обжалования решений и действий (бездействия) отдела, должностных лиц и муниципальных служащих;
иная информация, необходимая для получения муниципальной услуги.
Аналогичная информация размещается на Интернет-сайте.
2.12.5. Требования к помещениям, в которых предоставляется муниципальная услуга, услуги, предоставляемые организациями, участвующими в предоставлении муниципальной услуги, к местам ожидания и приема Заявителей, размещения и оформления визуальной и текстовой информации о порядке предоставления муниципальной услуги с учетом требований к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов.
2.12.5.1. Помещения МФЦ и Отдела, организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям действующего законодательства в части доступности для инвалидов, их беспрепятственного доступа к вышеуказанным помещениям, обеспечивать комфортное пребывание Заявителей и исполнителей.
В помещениях для предоставления муниципальной услуги на видном месте должны располагаться схемы размещения средств пожаротушения и путей эвакуации посетителей и специалистов.
2.12.5.2. Места ожидания приема Заявителями должны быть оборудованы стульями (не менее трех), столами (стойками) для возможности оформления заявлений, обеспечены местами общественного пользования (туалетами) и хранения верхней одежды Заявителей.
2.12.5.3. Прием Заявителей осуществляется непосредственно у рабочего места специалиста МФЦ, ответственного за прием и выдачу документов.
Каждое рабочее место специалиста МФЦ, ответственного за прием и выдачу документов, оборудуется персональным компьютером с возможностью доступа к информационным базам данных, печатающим, сканирующим устройствами, стулом для приема Заявителя.
Кабинеты приема Заявителей оснащаются информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета.
Специалисты МФЦ, ответственные за прием и выдачу документов, обеспечиваются личными нагрудными идентификационными карточками (бэйджами) и (или) настольными табличками с указанием фамилии, имени, отчества и должности.
2.12.5.4. Визуальная и текстовая информация о порядке предоставления муниципальной услуги размещается на информационном стенде МФЦ.
2.12.5.5. Требования к обеспечению доступности для инвалидов муниципальных услуг:
- возможность беспрепятственного входа в здание МФЦ и выхода из него;
- при необходимости содействие со стороны специалистов МФЦ инвалиду при входе в здание МФЦ и выходе из него;
- оборудование на прилегающих к зданию МФЦ территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов;
- возможность самостоятельного передвижения в помещении МФЦ в целях доступа к местам приема и регистрации документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а также выдачи результата предоставления муниципальной услуги, в том числе с помощью специалистов МФЦ;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, в помещении МФЦ;
- проведение инструктажа должностных лиц МФЦ, осуществляющих первичный контакт с получателями муниципальной услуги, по вопросам работы с инвалидами;
- обеспечение допуска в помещение МФЦ собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, которые утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.06.2015 N 386н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.07.2015, регистрационный N 38115);
- оказание специалистами МФЦ инвалидам необходимой помощи, связанной с разъяснением в доступной для них форме порядка предоставления муниципальной услуги, оформлением необходимых для ее предоставления документов, последовательностью действий, необходимых для получения муниципальной услуги;
- возможность участия сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика, а также иного лица, владеющего жестовым языком, пришедшего совместно с инвалидом, при консультировании инвалидов, приеме от них документов для предоставления муниципальной услуги и выдаче результатов ее предоставления.
2.13. Показатели доступности и качества муниципальной услуги
2.13.1. Показателями доступности муниципальной услуги являются:
1) снижение числа обращений получателей муниципальной услуги с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц при предоставлении муниципальной услуги;
2) полнота и актуальность информации о порядке предоставления муниципальной услуги:
- на информационном стенде;
- на официальном сайте администрации муниципального образования "Полесский городской округ" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) соответствие помещений, в которых осуществляются прием заявлений с комплектом документов для предоставления муниципальной услуги и выдача результата, мест ожидания приема санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям действующего законодательства в части обеспечения условий доступности для инвалидов, их беспрепятственного доступа к вышеуказанным помещениям, а также требованиям, установленным настоящим Регламентом в части комфортности;
4) удовлетворенность получателей муниципальной услуги ее качеством и доступностью (определяется в ходе проведения мониторинга качества и доступности муниципальной услуги);
5) соблюдение должностными лицами МФЦ и Отдела, участвующими в предоставлении муниципальной услуги, установленного нормативными правовыми актами порядка предоставления муниципальной услуги (в части срока предоставления, порядка информирования, комплекта документов, оснований для отказа в предоставлении услуги);
6) компетентность, вежливость и корректность должностных лиц МФЦ и Отдела, осуществляющих непосредственное взаимодействие с Заявителями;
7) отсутствие фактов более 4 переадресаций звонков, поступивших от Заявителей, обратившихся за консультацией;
8) месторасположение МФЦ, в котором осуществляются прием документов и выдача результата предоставления муниципальной услуги, с учетом транспортной доступности (возможности добраться до подразделения в пределах 90 минут);
9) обеспечение беспрепятственного доступа к помещениям (в том числе для инвалидов), в которых осуществляются прием документов и выдача результата предоставления муниципальной услуги.
2.13.2. При личном обращении за получением муниципальной услуги Заявитель взаимодействует со специалистом МФЦ, ответственным за прием и выдачу документов, два раза: при подаче документов для предоставления муниципальной услуги и при получении результата предоставления муниципальной услуги (в случае если в заявлении указан способ получения результата оказания услуги лично).
В случае если в заявлении указан способ получения результата предоставления муниципальной услуги по почте, Заявитель взаимодействует с должностными лицами МФЦ один раз: при подаче документов для предоставления муниципальной услуги.
Продолжительность каждого взаимодействия составляет не более 30 минут.
Заявитель может получить информацию о ходе предоставления муниципальной услуги, используя входящий номер своего заявления:
- непосредственно у специалиста МФЦ, ответственного за прием и выдачу документов;
- с использованием средств телефонной связи у специалиста МФЦ;
- через информационный терминал, расположенный в здании МФЦ и Отдела (г. Полесск, ул. Советская, д. 12);
- с использованием официального сайта администрации муниципального образования "Полесский городской округ" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://polessk.gov39.ru/.
2.14. Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления муниципальной услуги в электронной форме
2.14.1. На Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) заявителю предоставляется доступ к сведениям о предоставляемой муниципальной услуге, возможность подать необходимые для предоставления услуги документы в электронном виде с использованием простой электронной подписи.
2.14.2. При подаче документов в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг заявителю через "Личный кабинет" предоставляется информация о ходе рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги.
2.14.3. Блок-схема предоставления муниципальной услуги представлена в приложении N 3 к регламенту.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
3.1. Порядок информирования о правилах предоставления муниципальной услуги
3.1. Порядок информирования о правилах предоставления муниципальной услуги:
3.1.1. Прием заявлений и прилагаемых к ним документов о предоставлении муниципальной услуги, рассмотрение заявлений и выдача документов по результатам рассмотрения заявлений осуществляются в отделе по графику:
День недели |
Время приема заявлений, рассмотрение документов отделом |
1 |
2 |
Вторник, среда, четверг |
С 08.00 час. до 17.00 час., перерыв - с 13.00 час. до 14.00 час. |
Суббота Воскресенье |
Выходной |
Прием заявлений и прилагаемых к ним документов о предоставлении муниципальной услуги и выдача документов осуществляются в отделе по адресу Калининградская область, город Полесск, улица Советская, 12, кабинет N 10.
адрес Интернет-сайта администрации муниципального образования "Полесский городской округ" http://polessk.gov39.ru;
адрес электронной почты отдела e-mail: oszn.polessk@mail.ru;
контактный телефон отдела: 840158-3-51-20, 840158-3-57-23.
3.1.2. Прием заявлений и прилагаемых к ним документов о предоставлении муниципальной услуги, рассмотрение заявлений и выдача документов по результатам рассмотрения заявлений осуществляются в МКУ ПГО "МФЦ" по графику:
День недели |
Режим работы МФЦ |
1 |
2 |
Понедельник, Воскресенье |
выходной |
Вторник |
С 08.00 час. до 17.00 час. |
Среда |
С 08.00 час. до 20.00 час. |
Четверг, Пятница |
С 08.00 час. до 17.00 час. |
Суббота |
С 09.00 час. до 15.00 час. |
Прием заявлений и прилагаемых к ним документов о предоставлении муниципальной услуги и выдача документов осуществляются в МФЦ по адресу Калининградская область, город Полесск, улица Советская, 12, 1 этаж.
адрес Интернет-сайта http://polessk.gov39.ru;
адрес электронной почты МФЦ: polessk@mfc39.ru
контактный телефон МФЦ: 840158-3-51-50, 840158-3-52-60
В случае изменения указанного графика, а также контактных телефонов и электронных адресов в регламент вносятся соответствующие изменения, информация об изменении также размещается в средствах массовой информации и на Интернет-сайте.
3.2. Сроки предоставления муниципальной услуги
- прием, проверка и регистрация заявления с комплектом документов - административная процедура осуществляется в первый рабочий день с момента поступления заявления. В случае принятия решения об отказе в приеме документов административная процедура заканчивается административным действием - выдачей (направлением) уведомления об отказе в приеме заявления для предоставления муниципальной услуги. Данная процедура должна быть завершена не позднее трех рабочих дней с момента регистрации заявления;
- передача заявления с комплектом документов начальнику Отдела - административная процедура осуществляется в первой половине второго рабочего дня с момента регистрации заявления;
- рассмотрение заявления с комплектом документов начальником Отдела, назначение ответственного исполнителя - административная процедура осуществляется в первой половине третьего рабочего дня с момента регистрации заявления;
- проверка документов и направление запросов в организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, - административная процедура осуществляется с третьего по пятый рабочий день с момента регистрации заявления;
- проверка оснований для осуществления расчета доходов Заявителя, расчет доходов Заявителя, и подготовка проекта направления - административная процедура осуществляется с первого по второй рабочий день с момента регистрации заявления с полным пакетом документов;
- проверка и подписание направления Заявителю - административная процедура осуществляется на третий рабочий день с момента регистрации заявления с полным пакетом документов;
- регистрация уведомления об отказе в выдаче направления Заявителю муниципальной услуги - административная процедура осуществляется на пятый рабочий день с момента регистрации заявления;
- регистрация направления Заявителю муниципальной услуги - административная процедура осуществляется на третий рабочий день с момента регистрации заявления с полным пакетом документов;
- выдача Заявителю муниципальной услуги уведомления об отказе в выдаче направления - административная процедура осуществляется на пятый рабочий день с момента регистрации заявления.
3.2.1. Рассмотрение заявления с комплектом документов начальником Отдела (лицом, его замещающим), назначение ответственного исполнителя.
3.2.1.1. Основанием для начала административной процедуры является сформированный для рассмотрения пакет документов, состоящий из зарегистрированного заявления, принятых документов, сведений, полученных с использованием системы межведомственного взаимодействия, и сведений, собранных на основании Электронного социального регистра населения Калининградской области.
3.2.1.2. Начальник Отдела (лицо, его замещающее):
- рассматривает поступившее заявление с комплектом документов, назначает специалиста Отдела, ответственного за предоставление муниципальной услуги (далее - специалист Отдела):
- передает заявление с комплектом документов специалисту Отдела.
Максимальный срок выполнения административных действий - 30 минут.
3.2.1.3. Должностное лицо, ответственное за выполнение каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры, - начальник Отдела (лицо, его замещающее).
3.2.1.4. Критерием принятия решения является анализ содержания поступившего заявления о предоставлении муниципальной услуги и комплекта документов.
3.2.1.5. Результат административной процедуры и порядок передачи результата.
3.2.1.5.1. Результатом административной процедуры является получение заявления с комплектом документов специалистом Отдела.
3.2.1.6. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры являются:
- резолюция и фамилия специалиста Отдела на заявлении;
- дата и время направления регистрационной карточки специалисту Отдела.
3.2.2. Проверка документов и направление запросов в организации, участвующее в предоставлении услуги.
3.2.2.1. Основанием для начала административной процедуры является поступившее к специалисту Отдела заявление с комплектом документов с резолюцией начальника Отдела (лица, его замещающего).
3.2.2.2. Специалист Отдела:
- изучает заявление, проводит проверку наличия документов, указанных в п. 2.6 настоящего Регламента;
- в случае если Заявитель сообщил о получении им или членами его семьи доходов в виде выплат, осуществляемых Калининградским региональным отделением ФСС России, ГКУ КО "ЦЗН Калининградской области", Управлением ПФР в г. Калининграде или ОГКУ "Центр социальной поддержки населения", и не представил данные сведения о доходах самостоятельно, составляет проекты запросов в соответствующие учреждения и передает их на подпись начальнику Отдела (лицу, его замещающему);
Максимальный срок выполнения административных действий - 3 часа.
3.2.2.3. Начальник Отдела (лицо, его замещающее):
- проверяет, при необходимости корректирует запрос (ы);
- направляет запрос (ы) в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия за своей электронной цифровой подписью либо на бумажном носителе.
Максимальный срок выполнения административных действий - 30 минут.
3.2.2.4. Начальник Отдела (лицо, его замещающее):
- информирует специалиста Отдела о поступившем (их) ответе (ах) на запрос (ы).
Максимальный срок выполнения административных действий - 1 час.
3.2.2.5. Должностные лица, ответственные за выполнение каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры: специалист Отдела (п.п. 3.2.2.2),начальник Отдела (лицо, его замещающее) (п. п. 3.2.2.3, 3.2.2.4).
3.2.2.6. Критериями принятия решения являются:
- анализ поступившей информации (документов);
- наличие (отсутствие) оснований для направления запроса (ов).
3.2.2.7. Результат административной процедуры и порядок передачи результата.
3.2.2.7.1. Результатами административной процедуры являются:
- получение ответа (ов) на запрос (ы).
3.2.2.8. Способ фиксации результата выполнения административной процедуры:
- регистрация запроса (ов) и поступившего (их) ответа (ов) организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, на запрос (ы).
3.2.3. Проверка оснований для осуществления расчета доходов Заявителя, расчет доходов Заявителя, и подготовка проекта направления.
3.2.3.1. Основаниями для начала административной процедуры являются:
- заявление с комплектом документов Заявителя;
- поступившие ответы на запросы организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги.
3.2.3.2. Специалист Отдела:
- распечатывает поступившие ответы на запросы организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, и приобщает их к комплекту документов Заявителя;
- рассматривает поступившую информацию. Неполучение (несвоевременное получение) запрошенной информации не может являться основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
При наличии оснований для предоставления муниципальной услуги:
- производит расчет доходов Заявителя и членов его семьи, при этом:
- определяет среднемесячный доход Заявителя и каждого члена его семьи путем деления суммы доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев, в течение которых они имели доходы;
- определяет среднедушевой доход путем деления суммы среднемесячных доходов на число членов семьи;
- сравнивает полученные данные с величиной прожиточного минимума на душу населения;
- готовит проект направления (уведомления об отказе в выдаче направления) (приложения NN 4, 5) Заявителя муниципальной услуги;
- передает проект направления (уведомления об отказе в выдаче направления) Заявителю муниципальной услуги, комплект документов Заявителя начальнику Отдела (лицу, его замещающему);
Максимальный срок выполнения административных действий - 3 часа.
3.2.3.3. Должностное лицо, ответственное за выполнение каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры, - специалист Отдела.
3.2.3.4. Критериями принятия решения являются:
- соответствие (несоответствие) предоставленных документов требованиям, указанным в п. 1.2., 2.6. настоящего Административного регламента.
3.2.3.5. Результат административной процедуры и порядок передачи результата.
3.2.3.5.1. Результатом административной процедуры является получение начальником Отдела (лицом, его замещающим):
- расчета доходов Заявителя;
- проекта направления (уведомления об отказе в выдаче направления) Заявителю муниципальной услуги.
3.2.3.6. Способ фиксации результата выполнения административной процедуры:
- проект направления (уведомления об отказе в выдаче направления) Заявителю муниципальной услуги.
3.2.4. Проверка и подписание направления (уведомления об отказе в выдаче направления) Заявителю муниципальной услуги.
3.2.4.1. Основанием для начала административной процедуры являются подготовленные специалистом Отдела, ответственным за предоставление муниципальной услуги, проект направления (уведомления об отказе в выдаче направления) Заявителю муниципальной услуги.
3.2.4.2. Начальник Отдела (лицо, его замещающее):
- проверяет, при необходимости корректирует и визирует расчет доходов Заявителя, изучает проект направления (уведомления об отказе в выдаче направления) муниципальной услуги;
- рассматривает, при необходимости корректирует и подписывает проект направления (уведомления об отказе в выдаче направления);
- передает направление (уведомление об отказе в выдаче направления) и комплект документов специалисту Отдела (лицу, его замещающему).
Максимальный срок выполнения административных действий - 90 минут.
3.2.4.3. Должностные лица, ответственные за выполнение каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры, - начальник Отдела (лицо, его замещающее) (п. 3.2.4.2).
3.2.4.4. Критерием принятия решения является:
- наличие или отсутствие оснований для предоставления Заявителю муниципальной услуги.
3.2.4.5. Результат административной процедуры и порядок передачи результата.
3.2.4.5.1. Результатами административной процедуры являются:
- согласование и подписание направления (уведомления об отказе в выдаче направления) начальником Отдела (лицом, его замещающим).
3.2.4.6. Способами фиксации результата выполнения административной процедуры являются:
- подпись начальника Отдела (лица, его замещающего) на направлении (уведомлении об отказе в выдаче направления).
3.3. Порядок осуществления в электронной форме административных процедур
3.3.1. Заявителю предоставляется информация и обеспечивается доступ к сведениям о муниципальной услуге через официальный сайт администрации муниципального образования "Полесский городской округ" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://polessk.gov39.ru/.
3.3.2. Подача Заявителем заявлений и иных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, посредством электронной почты, почтовой связи не предусмотрена.
3.3.3. Заявитель вправе получить сведения о ходе предоставления муниципальной услуги с использованием запросной системы официального сайта администрации муниципального образования "Полесский городской округ" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://polessk.gov39.ru/, указав фамилию и входящий номер заявления.
3.3.4. Иные действия, необходимые для предоставления муниципальной услуги в электронной форме, не предусмотрены.
Блок-схема предоставления муниципальной услуги приводится в приложении N 3 к настоящему Регламенту. Порядок прохождения документов при предоставлении муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (технологическая карта) приводится в приложении N 6 к настоящему Регламенту.
IV. Формы контроля за исполнением административного регламента
4.1. Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами действующего законодательства Российской Федерации и положений регламента в ходе предоставления муниципальной услуги:
4.1.1. Текущий контроль за соблюдением и исполнением действующего законодательства Российской Федерации и положений регламента в ходе предоставления муниципальной услуги осуществляется путем проведения проверок специалистов отдела начальником отдела.
4.1.2. Периодичность осуществления текущего контроля определяется начальником отдела.
4.2. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления муниципальной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления муниципальной услуги:
4.2.1. Контроль за полнотой и качеством предоставления муниципальной услуги включает в себя проведение плановых (проводимых ежегодно) и внеплановых проверок - проводимых по конкретным обращениям заявителей.
Плановые и внеплановые проверки проводятся начальником отдела.
4.2.2. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушения порядка предоставления муниципальной услуги, прав заявителей виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и принимаются меры по устранению нарушений.
4.3. Ответственность должностных лиц, муниципальных служащих за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления муниципальной услуги:
4.3.1. Должностные лица, муниципальные служащие, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, несут персональную ответственность за принятие решений и действия (бездействие) при предоставлении муниципальной услуги.
4.3.2. Персональная ответственность устанавливается в должностных инструкциях в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
4.4. Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением муниципальной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций:
4.4.1. Порядок и формы контроля за предоставлением муниципальной услуги должны отвечать требованиям непрерывности и действенности (эффективности).
4.4.2. Граждане, их объединения и организации могут контролировать предоставление муниципальной услуги путем получения письменной и устной информации о результатах проведенных проверок и принятых по результатам проверок мерах.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих
5.1. Заявитель имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) отдела, а также действий (бездействия) должностных лиц и муниципальных служащих в ходе предоставления муниципальной услуги (далее - досудебное (внесудебное) обжалование).
5.2. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
2) нарушение срока предоставления муниципальной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
6) затребование с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
7) отказ органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
5.3. Должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
1) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
2) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
5.4. Должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
1) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
2) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
5.5. Жалоба подается в письменной форме или в электронной форме в администрацию МО "Полесский городской округ".
5.6. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта администрации, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
5.7. Жалоба должна содержать:
1) наименование органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
5.8. Жалоба, поступившая в администрацию МО "Полесский городской округ", предоставляющей муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа администрации, предоставляющей муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
5.9. По результатам рассмотрения жалобы администрация МО "Полесский городской округ", предоставляющая муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.
5.10. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
5.11. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы, признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
5.12. Ответственным за рассмотрение обращения является заместитель главы, курирующий социальные вопросы администрации МО "Полесский городской округ".
5.13. Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, муниципальных служащих, а также принимаемые ими решения при предоставлении муниципальной услуги в судебном порядке. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.