Решение Калининградского областного суда от 29 мая 2017 г. N За-42/2017
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению С.В.В. об оспаривании в части нормативного правового акта - Правил землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ", установил:
Описанием предельных параметров для зон Ж-5 (зона садоводств и дачных участков и Ж-6 (зона садоводств, дачных участков индивидуальных жилых домов) Правил землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ", утверждённых решением Окружного Совета депутатов Пионерского городского округа N 107 от 25 ноября 2010 г. установлены предельные размеры площади земельных участков для садовых и дачных домов - 400-600 кв. м.
Данный нормативно правовой акт опубликован в газете "Новости Пионерского" 17 февраля 2011 г. и вступил в силу с момента опубликования.
С.В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании в указанной части Правил землепользования и застройки, сославшись на то, что имеет в собственности земельный участок для ведения садоводства. Он претендовал на увеличение земельного участка в порядке перераспределения земельных участков, однако в удовлетворении его требований было отказано со ссылкой на положения Правил землепользования и застройки, устанавливающие предельные размеры земельных участков для садовых и дачных домов. Считает, что положения Правил в части установления предельных размеров земельных участков противоречат действующему законодательству.
В судебном заседании С.В.В. и его представитель Ш.В.А. требования поддержали, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель окружного Совета депутатов МО "Пионерский городской округ в суд не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Б.Л.В. об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом, С.В.В. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером N общей площадью <данные изъяты> кв. м. категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - садоводство. Он претендовал на увеличение размера земельного участка в порядке перераспределения земель, однако в удовлетворении его требования администрацией Пионерского городского округа было отказано, в том числе со ссылкой на положения Правил землепользования и застройки, устанавливающие предельные размеры земельных участков для садовых и дачных домов.
С.В.В. оспорил данное решение в суде, и решением Светлогорского городского суда Калининградской области от 24 января 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 26 апреля 2017 г., в удовлетворении его административного искового заявления было отказано.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт был трижды применен в отношении С.В.В., один раз администрацией Пионерского городского округа и два раза судами первой и второй инстанций.
Доводы С.В.В. о противоречии Правил землепользования и застройки Пионерского городского округа требованиям земельного законодательства основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Из изложенного следует, что земельным законодательством данные отношения не регулируются. Предельные размеры земельных участков, в отношении которых установлены градостроительные регламенты, регулируются градостроительным законодательством.
Аналогичное толкование законодательства дано Верховным Судом Российской Федерации в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 г.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В нём устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Утверждение правил землепользования и застройки поселений в силу п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Согласно статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статьёй 38 ГрК РФ установлено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Таким образом, правила землепользования и застройки приняты органом местного самоуправления в пределах его компетенции. Ими правомерно установлены предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков для садовых и дачных домов. Эти размеры не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. Предельные размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, действующим градостроительным законодательством не регламентированы, а земельным законодательством данные вопросы не регулируются. Установление предельных размеров земельных участков осуществляется органами местного самоуправления с целью регулирования градостроительной деятельности в конкретной территориальной зоне. Утверждая предельные размеры земельных участков и иные параметры строительства, орган местного самоуправления формирует архитектурный облик застраиваемой территориальной зоны, а граждане и организации получают возможность самостоятельного, а не с разрешения или согласования регулирующих органов государственной власти или органа местного самоуправления, выбора подходящего варианта строительства или реконструкции из вариантов, предусмотренных градостроительным регламентом.
Приоритет норм градостроительного законодательства перед земельным в части установления предельных размеров земельных участков подтверждён и пунктом 20 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 г. "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" согласно которому до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Таким образом, после исключения из Земельного кодекса статьи 33 названным выше законом определено, что предельные размеры земельных участков для целей регулирования градостроительной деятельности устанавливаются правилами землепользования и застройки.
Земельное законодательство, на которое ссылается С.В.В. в обоснование административного искового заявления, перечисленные выше вопросы не регулирует. Эти нормы приняты с целью установления льгот отдельным категориям граждан.
Пунктом 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 39.19. если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 17 Закона Калининградской области N 105 от 21.12.2006 г. "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" действительно установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам на праве собственности бесплатно на территории Калининградской области в отношении земельных участков, находящихся в собственности Калининградской области и для граждан, имеющих трёх и более детей. С.В.В. не относится к категориям граждан на земельные участки которых распространяется действие данной нормы.
Положения законодательства, на которые ссылается С.В.В. в обоснование иска, регламентируют размеры бесплатного предоставления земельных участков отдельным льготным категориям граждан и не определяют предельные размеры земельных участков, устанавливаемые в отношении территориальных зон при регулировании градостроительной деятельности.
В удовлетворении требований С.В.В. следует отказать.
Руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Отказать С.В.В. в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании Правил землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ", утверждённых решением Окружного Совета депутатов Пионерского городского округа N 107 от 25 ноября 2010 г. в части описания предельных параметров земельных участков для садовых и дачных домов для зон Ж-5 (зона садоводств и дачных участков) и Ж-6 (зона садоводств, дачных участков индивидуальных жилых домов).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования "Пионерский городской округ".
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 29 мая 2017 г. N За-42/2017
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании