Решение Калининградского областного суда от 21 сентября 2017 г. N 3а-47/2017
Калининградский областной суд в составе, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО "Б" к Правительству Калининградской области о признании частично недействующими постановления Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу", постановления Правительства Калининградской области от 15 марта 2016 года N 121 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800", постановления Правительства Калининградской области от 30 декабря 2016 года N 657 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800", и о возложении обязанности по внесению изменений в Программу подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, установил:
ОАО "Б" (далее также - административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Калининградской области о признании частично недействующим постановления Правительства Калининградской области от 15 марта 2016 года N 121 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800" в части, касающейся включения в Приложение N 3 "Мероприятия, объёмы и источники финансирования программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу" следующего дополнительного мероприятия:
- п. 32. Строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева в г. Калининграде с объёмом финансирования за счёт бюджета Калининградской области в размере 345 млн. рублей. Прогнозный срок ввода объекта - декабрь 2017 года. Соисполнитель - Министерство развития инфраструктуры Калининградской области.
В обоснование административного иска ОАО "Б" указало на то, что ему принадлежат на праве долгосрочной (до 2052 года) аренды земельный участок с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29459 кв. м. по ул. Октябрьская, 3а в Московском районе г. Калининграда и на праве собственности - расположенные на данном земельном участке нежилые строения выставочного павильона и выставочного комплекса площадью 3045,2 кв. м. и 1927 кв. м. В целях строительства международного выставочного комплекса в соответствии с разрешённым использованием земельного участка ОАО "Б" получен утверждённый администрацией городского округа "Город Калининград" градостроительный план земельного участка N от 26 июня 2014 года, согласно которому одним из основных видом разрешённого использования земельного участка является размещение экспоцентров, международных выставок, гостиниц. 7 ноября 2014 года между ОАО "Б" и чешским акционерным обществом "С" заключён договор о совместной деятельности по реконструкции и строительству международного конгрессно-выставочного центра Евразийского сотрудничества в г. Калининграде, срок строительства и ввода в эксплуатацию конгрессно-выставочного центра сторонами договора определён до 3 квартала 2017 года.
Оспариваемым постановлением Правительства Калининградской области от 15 марта 2016 года N 121, как указывает административный истец, предусмотрено фиктивное строительство надземного пешеходного перехода, не предусмотренное бюджетом Калининградской области, не связанное с проведением чемпионата мира по футболу 2018 года, являющее обоснованием для изъятия у административного истца принадлежащего ему земельного участка для строительства улично-дорожной сети острова Октябрьский, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 25 марта 2015 года N 156 "Об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области".
С учётом изменения административным истцом предмета административного иска в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административный истец просит суд признать частично недействующими:
постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу" (с изменениями и дополнениями, внесёнными в него последующими постановлениями Правительства Калининградской области от 15 марта 2016 года N 121, от 20 апреля 2016 года N 217, от 30 декабря 2016 года N 657) в части, касающейся включения с 15 марта 2016 года в программу подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу следующего мероприятия: - строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева в г. Калининграде;
постановление Правительства Калининградской области от 15 марта 2016 года N 121 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800" в части касающейся включения в программу подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу следующего мероприятия - строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева в г. Калининграде с объёмом финансирования за счёт бюджета Калининградской области в размере 345 млн. руб.;
постановление Правительства Калининградской области от 30 декабря 2016 года N 657 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800" в части, касающейся включения им в программу подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу следующего мероприятия: - строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева в г. Калининграде. Источник финансирования: Областной дорожный фонд "2", согласно Государственной программе Калининградской области "Развитие транспортной системы", утверждённой постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2014 года N 65.
Административный истец также просит суд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Б" путём возложения на Правительство Калининградской области обязанности в течение месячного срока после вступления в законную силу решения суда исключить вышеуказанные мероприятия из программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу.
Административный истец полагает, что оспариваемые им вышеназванные положения указанных постановлений Правительства Калининградской области не соответствуют частям 1 и 2 статьи 27, пунктам 2 и 5 части 5 статьи 30 Федерального закона от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 108-ФЗ), статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации, Закону Калининградской области от 9 декабря 2014 года N 375 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Закону Калининградской области от 16 июня 2015 года N 433 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", являются явным превышением полномочий Правительства Калининградской области по расходованию средств бюджета Калининградской области.
При этом административный истец полагает, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1735-р, в части, касающейся строительства вышеуказанного надземного перехода и обустройства "красных линий", проходящих по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, не соответствует правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу.
Определением Калининградского областного суда от 20 июля 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство развития инфраструктуры Калининградской области.
В судебном заседании представители ОАО "Б" Б.А.В., Г.П.П., заявленные с учётом изменения административным истцом предмета административного иска требования поддержали в полном объёме, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель административного ответчика - Правительства Калининградской области и заинтересованного лица - Министерства развития инфраструктуры Калининградской области Г.А.Л. просил суд в иске отказать в полном объёме, поддержал ранее представленный письменный отзыв, указав, что оспариваемые постановления приняты Правительством Калининградской области в пределах его полномочий, установленных действующим законодательством, соответствуют иным правовым актам более высокой юридической силы, в том числе Федеральному закону N 108-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года", не противоречат действующему бюджетному законодательству Российской Федерации. Пояснил, что содержащиеся в настоящее время в приложениях N 2 и N 3 к Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу положения о строительстве надземного пешеходного перехода через Московский проспект дополняют друг друга.
Выслушав пояснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, выслушав судебные прения, заслушав заключение прокурора Л.С.А. полагавшего административный иск ОАО "Б" не подлежащим удовлетворению в полном объёме, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.
В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Постановлением Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу" (далее - постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800) утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу (далее - Программа). Указанное постановление официально опубликовано в издании "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области") 12 ноября 2013 года.
Постановлением Правительства Калининградской области от 15 марта 2016 года N 121 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800" футболу" (далее - постановление Правительства Калининградской области от 15 марта 2016 года N 121) мероприятия, объёмы и источники финансирования Программы (приложение N 2) изложены в новой редакции согласно приложению N 3, в которое включён пункт (строка) 32 "Строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, наб. Ген. Трибуца, наб. Ген. Карбышева в г. Калининграде с объёмом финансирования за счёт бюджета Калининградской области в размере 345 млн. рублей, прогнозный срок ввода объекта - декабрь 2017 года (т. 2, л.д.67-99). Указанное постановление Правительства Калининградской области официально опубликовано в издании "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области") 18 марта 2016 года.
В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 20 апреля 2016 года N 217 "О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800" (т. 3, л.д.17-39) строки 32-67 в таблице приложения N 2 к программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу постановлено считать строками 27-62. Указанное постановление Правительства Калининградской области официально опубликовано в издании "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области") 11 мая 2016 года.
Таким образом, оспариваемое административным истцом положение о строительстве надземного пешеходного перехода за счёт бюджета Калининградской области в настоящее время является пунктом (строкой) 27 приложения N 2 "Мероприятия, объёмы и источники финансирования программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу" к Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, утверждённой постановлением Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800.
Данное положение не отменено и утратившим силу не признано, следовательно является действующим.
Кроме того, постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2016 года N 657 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800" (далее - постановление Правительства Калининградской области от 30 декабря 2016 года N 657) постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800 дополнено приложением N 3 согласно приложению N 4 - Перечень основных мероприятий по строительству и реконструкции транспортной инфраструктуры программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, согласно пункту (строке) 16 которого предусмотрено мероприятие - строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, наб. Ген. Трибуца, наб. Ген. Карбышева в г. Калининграде, срок реализации 2017-2018 годы, источник финансирования - областной дорожный фонд (Государственная программа Калининградской области "Развитие транспортной системы", утверждённая постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2014 года N 65), исполнитель, соисполнитель - Министерство развития инфраструктуры Калининградской области (т. 3, л.д. 12-32). Указанное постановление Правительства Калининградской области официально опубликовано в издании "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области"), 18 января 2017 года.
Оценивая оспариваемые административным истцом указанные положения вышеназванных постановлений Правительства Калининградской области с точки зрения их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьями 2, 20, 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 6, 34, 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 1, 8, 18 Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года N 42 "О Правительстве Калининградской области" Правительство Калининградской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Калининградской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии, по вопросам своей компетенции принимает постановления и распоряжения.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2013 года N 282 "Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации" принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", согласно пункту 11 которого органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющимся исполнителями мероприятий Программы, рекомендовано до 1 ноября 2013 года разработать и утвердить по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти региональные программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусмотрев в них объекты и мероприятия программы.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что утверждение Правительством Калининградской области региональной программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, внесение в указанную программу последующих изменений и дополнений, осуществлено уполномоченным органом государственной власти Калининградской области, в пределах предоставленных ему полномочий.
По форме и виду, процедуре принятия, правилам введения в действие, оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты Правительства Калининградской области действующему законодательству не противоречат.
Строительство в Калининграде за счёт бюджета субъекта Российской Федерации с софинансированием из федерального бюджета улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к стадиону, предусмотрено подпрограммой "Строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры", являющейся составной частью Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 518.
Хотя непосредственно строительство вышеуказанного надземного пешеходного перехода в названную федеральную программу не включено, осуществление за счёт средств бюджета Калининградской области в рамках региональной программы подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году проекта по строительству надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, набережную Адмирала Трибуца и набережную Генерала Карбышева в г. Калининграде на федеральном уровне предусмотрено разделом 16 "Инфраструктурное обеспечение эффективного функционирования объектов спортивной инфраструктуры, возводимых в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году" Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1014).
Строительство указанного надземного пешеходного перехода предусмотрено также распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2014 года N 1735-р, которым утверждена Основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенной для размещения стадиона, финансирование строительства которого предусмотрено за счёт средств федерального бюджета. В Приложении N 2 к Основной части проекта планировки "Характеристика проектной улично-дорожной сети" указан объект "Строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева".
Суд отмечает, что доводы административного истца относительно противоречия указанного распоряжения Правительства Российской Федерации актам более высокой юридической силы, во внимание приняты быть не могут.
Указанное распоряжение Правительства Российской Федерации предметом судебной проверки по данному административному делу не является. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2015 года по делу N АКПИ15-735 (т.2, л.д.134-136), оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2015 года (т. 2, л.д. 137-140) административному истцу и "С" отказано в удовлетворении заявленного требования об оспаривании (в части) распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2014 года N 1735-р в связи с пропуском заявителями без уважительных причин срока обращения в суд. Какими-либо иными судебными решениями указанное распоряжение Правительства Российской Федерации не действующим не признано. В установленном порядке не отменено, не признано утратившим силу.
Таким образом, распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2014 года N 1735-р в настоящее время является действующим в полном объёме, обязательным к исполнению всеми лицами, на которые оно распространяется.
Несоответствие оспариваемых положений постановлений Правительства Калининградской области о строительстве надземного пешеходного перехода нормативным правовым актам более высокой юридической силы административный истец усматривает в их несоответствии положениям частей 1 и 2 статьи 27, пунктов 1 и 2 части 5 статьи 30 Федерального закона от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ, статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем названные положения Федерального закона от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ формирование и исполнение региональных программ подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу не регулируют, а устанавливают особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, а также особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объекта инфраструктуры.
Положениями статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации также регулируются правоотношения, связанные с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, которое оспариваемыми административным истцом по настоящему делу положениями постановлений Правительства Калининградской области не предусмотрено.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых им положений постановлений Правительства Калининградской области номам бюджетного законодательства, превышении Правительством Калининградской области предоставленных ему бюджетных полномочий, суд также находит необоснованными.
Статьёй 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов основывается, в том числе, на государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).
Таким образом, предусмотренные региональной программой подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, утверждённой постановлением Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800 (с последующими изменениями и дополнениями) программные мероприятия, могут в установленном законом порядке являться основанием для возникновения расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Калининградской области по их финансированию.
Кроме того, из приложений N 3, N 4 и N 5 к Закону Калининградской области от 21 июня 2016 года N 556 "Об исполнении областного бюджета за 2015 год" следует, что расходы на разработку проектной документации на строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, наб. Адм. Трибуца, наб. Ген. Карбышева в г. Калининграде, были учтены в качестве расходных обязательств областного бюджета на 2015 год.
Из приложения N 4 к Закону Калининградской области от 14 июня 2017 года N 79 "Об исполнении областного бюджета за 2016 год" следует, что расходы на разработку проектной документации на строительство надземного пешеходного перехода были учтены в качестве расходных обязательств областного бюджета на 2016 год.
Пунктом 5 таблицы N 6 ("Планируемые расходы на объекты при подготовке к проведению в Калининградской области в 2018 году чемпионата мира по футболу") Перечня мероприятий объектов капитальных вложений государственной (муниципальной) собственности с указанием объёмов финансирования за счёт ассигнований, предусмотренных в 2017 году по подразделу "Дорожное хозяйство (дорожные фонды" раздела Национальная экономика" Законом Калининградской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", утверждённого постановлением Правительства Калининградской области от 21 февраля 2017 года N 70, предусмотрено выделение 5000000 рублей в 2017 году на разработку проектной документации на строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, наб. Адм. Трибуца, наб. Ген. Карбышева в г. Калининграде.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что соответствующие расходные обязательства областного бюджета (областного дорожного фонда) на строительство надземного пешеходного перехода (разработку проектной документации) предусмотрены.
Какого-либо противоречия оспариваемых административным истцом положений постановлений Правительства Калининградской области действующему бюджетному законодательству судом не установлено.
Доводы административного истца о фактическом неисполнении в установленные сроки предусмотренного программой указанного мероприятия по строительству надземного пешеходного перехода, в силу закона правовым основанием для признания оспариваемых положений постановлений Правительства Калининградской области незаконными не являются.
Суд также принимает во внимание, что до настоящего времени земельный участок под строительство надземного пешеходного перехода не сформирован.
Из содержания оспариваемых административным истцом положений постановлений Правительства Калининградской области вывод о том, что строительство указанного пешеходного перехода будет осуществляться именно на принадлежащем административному истцу земельном участке, не следует.
Как усматривается из административного дела, доводы административного истца о признании недействующими оспариваемых положений постановлений Правительства Калининградской области обоснованы его несогласием с изъятием части земельного участка и объектов недвижимости для строительства улично-дорожной сети острова Октябрьский, а также осуществлённым проектом планировки территории Московского и Ленинградского районов в части красных линий, проходящих по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18 и расположенным на участке двум зданиям.
Вместе с тем возникший спор по поводу указанных правоотношений разрешается в судебном порядке по иным делам, в том числе путём последовательного оспаривания административным истцом в суде и в арбитражном суде: в соответствующей части распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2014 года N 1735-р, постановления Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 года N 929 "Об утверждении проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда для размещения стадиона на 45000 зрительских мест"; Генерального плана муниципального образования "Город Калининград", утверждённого решением городского Совета депутатов Калининграда от 22 февраля 2006 года N 69, в редакции решения городского Совета депутатов Калининграда от 1 июня 2015 года N 197; Генерального плана городского округа "Город Калининград", утверждённого решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225; решения городского Совета депутатов Калининграда от 2 марта 2016 года N 44 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утверждённые решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 29 июня 2009 года N 146 (в редакции последующих изменений), а также непосредственно постановления Правительства Калининградской области от 25 марта 2015 года N 156 "Об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области".
Оспариваемые административным истцом в настоящем административном деле положения постановлений Правительства Калининградской области расположение предполагаемого к строительству надземного пешеходного перехода на местности не определяют, непосредственно объём прав ОАО "Б", которое не является субъектом отношений, возникших по поводу планируемого строительства надземного пешеходного перехода, не регулируют, изменение порядка землепользования, изъятие земельного участка (его части) и объектов недвижимости у административного истца не предусматривают, препятствием для осуществляемого административным истцом строительства Международного конгрессно-выставочного центра "Евразийского сотрудничества" в г. Калининграде не являются.
Кроме того суд также учитывает, что постановлением Правительства Калининградской области от 25 марта 2015 года N 156 "Об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области" в редакции постановления Правительства Калининградской области от 22 мая 2017 года N 243 "О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 25 марта 2015 года N 156" (т. 3, л.д. 212-215), предусмотрено изъятие части принадлежащего административному истцу земельного участка и объектов недвижимого имущества не для строительства вышеуказанного надземного пешеходного перехода, а для строительства улично-дорожной сети на территории острова Октябрьский, обеспечивающей подъезд к стадиону.
Нормативных правовых актов, свидетельствующих об отсутствии у Калининградской области потребности в строительстве вышеуказанного пешеходного перехода, не имеется.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что само по себе включение в качестве одного из планируемых мероприятий региональной программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу строительства надземного пешеходного перехода нормативным правовым актам более высокой юридической силы не противоречит, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
При указанных обстоятельствах правовых оснований, предусмотренных статьёй 215 КАС РФ, для удовлетворения заявленных административным истцом требований, не имеется.
Поскольку оспариваемые положения постановлений Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800, от 15 марта 2016 года N 121, от 30 декабря 2016 года N 657 не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления ОАО "Б" о признании частично недействующими постановления Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу", постановления Правительства Калининградской области от 15 марта 2016 года N 121 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800", постановления Правительства Калининградской области от 30 декабря 2016 года N 657 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800", и о возложении обязанности по внесению изменений в Программу подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, отказать.
Возложить на Правительство Калининградской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты Правительства Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2017 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 21 сентября 2017 г. N 3а-47/2017
Текст предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании