Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к постановлению Правительства
Калининградской области
от 09 апреля 2018 г. N 185
Приложение N 2
к государственной программе
Калининградской области
"Развитие гражданского общества"
Сведения,
рекомендуемые к включению в состав государственной программы Калининградской области "Развитие гражданского общества" федеральными органами исполнительной власти
Соответствие
значений показателей, установленных государственной программой Калининградской области "Развитие гражданского общества" значениям показателей мероприятий федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2016 годы)"
N п/п |
Наименование цели, задачи, основного мероприятия |
Показатель выполнения цели, задачи, основного мероприятия |
Единица измерения |
Значение показателей (индикаторов) в 2016 году |
Ответственный исполнитель (главный распорядитель бюджетных средств) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Подпрограмма "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Калининградской области" |
||||
2 |
Поддержка общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности |
Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности |
% |
78 |
Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области |
3 |
Информационное освещение деятельности, направленной на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в общем количестве граждан Российской Федерации |
% |
70 |
Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области |
4 |
Создание информационных ресурсов для освещения деятельности национально-культурных автономий, в том числе создание специализированного интернет-ресурса и ежеквартального специализированного информационного печатного издания для национально-культурных автономий |
Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия |
Тыс. человек |
178,0 |
Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области |
Описание
подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015-2017, 2018-2020 годы" государственной программы Калининградской области "Развитие гражданского общества" (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2018 года N 29-р)
Глава 1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015-2017, 2018-2020 годы" государственной программы Калининградской области "Развитие гражданского общества"
Необходимость разработки и реализации подпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Калининградскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018-2020 годы обусловлена потребностью предприятий реального сектора экономики и бюджетной сферы Калининградской области в трудовых ресурсах. Экономика Калининградской области на протяжении последних лет развивалась стабильно.
Несмотря на стабильную социально-экономическую ситуацию в целом, в Калининградской области продолжается убыль населения и увеличение ее влияния на рынок труда.
Несмотря на принимаемые меры, демографическая ситуация остается сложной. По итогам 2016 года численность рожденных детей снизилась по отношению к предыдущему году на 210 человек (в 2015 году - 12399 детей, в 2016 году - 12189 детей).
Данная тенденция объясняется тем, что в настоящее время в активный репродуктивный возраст вошло малочисленное поколение граждан, рожденных в 90-е годы.
Стабилизация численности населения Калининградской области будет достигаться посредством реализации подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, 2018-2020 годы" государственной программы Калининградской области "Развитие гражданского общества" (далее - подпрограмма). Репродуктивный потенциал, как правило, молодых по возрасту участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (далее - государственная программа), и их детей позволит улучшить демографические показатели в Калининградской области.
По состоянию на 01 марта 2018 года уровень безработицы по методологии Международной организации труда оценивался в 4,9% от численности экономически активного населения Калининградской области (543,6 тыс. человек), уровень регистрируемой безработицы - в 0,8%, что ниже среднероссийского значения показателя (по Российской Федерации - 1,0%). Численность незанятых граждан трудоспособного возраста, зарегистрированных в службе занятости населения, составляла 5123 человека, из них безработных - 4492 человека. Количество вакансий с начала 2018 года увеличилось на 1,9% - с 12937 единиц до 13181 единицы, доля рабочих профессий среди них составляет 67,9%. Среди заявленных вакансий преобладают профессии в сфере обрабатывающего производства (12,9%); оптовой и розничной торговли (12,9%); строительства (10,1%); здравоохранения и предоставления социальных услуг (8,8%); деятельности гостиниц и предприятий общественного питания (6,7%); транспортировки и хранения (6,7%). Средний коэффициент напряженности рабочей силы на регистрируемом рынке труда (соотношение количества незанятых граждан на 1 заявленную вакансию) составил 0,4 единицы, что ниже среднего значения показателя по Российской Федерации (0,7 единицы) и Северо-Западному федеральному округу (0,7 единицы).
В Калининградской области наблюдается устойчивое положительное сальдо миграции.
Значимыми проблемами в данной сфере остаются наличие большого количества временных трудовых мигрантов, а также проблемы их адаптации к условиям принимающего сообщества.
Привлечение и использование иностранных работников имеет ряд негативных последствий.
Во-первых, вывоз иностранными гражданами из Калининградской области заработанных денежных средств сдерживает увеличение платежеспособного спроса в области.
Во-вторых, у большинства иностранных граждан отсутствует желание интегрироваться в жизнь населения Калининградской области.
В-третьих, возникновение языковой, культурной и религиозной проблем может привести к росту социальной напряженности.
В-четвертых, в Калининградскую область из числа иностранцев в целях трудоустройства приезжают, в основном, низкоквалифицированные, без знания русского языка граждане.
В связи с этим более предпочтительным является добровольное переселение в Калининградскую область соотечественников, что позволит уменьшить темпы сокращения численности населения области, в том числе трудоспособного возраста, снизить профессионально-квалификационный дисбаланс на рынке труда Калининградской области.
Приоритетным правом при добровольном переселении будут пользоваться соотечественники трудоспособного возраста, имеющие высшее либо среднее профессиональное образование и опыт работы по профессиям востребованным на рынке труда Калининградской области, в том числе в рамках планируемых к реализации инвестиционных проектов, а также соотечественники, имеющие медицинское или педагогическое образование, при наличии сертификата, полученного в порядке и с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации, инженеры и ученые, занимающиеся актуальными научными и технологическими проблемами. Кроме того, участниками государственной программы могут быть соотечественники, получающие среднее профессиональное и высшее образование в течение не менее двух семестров в образовательных организациях, расположенных на территории Калининградской области.
В Калининградской области на базе вузов реализуется целевой прием за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года N 1076 "О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении".
В целях оказания поддержки соотечественникам в период их социальной адаптации в Калининградской области и самостоятельного решения своего жилищного вопроса Правительством Калининградской области предусмотрена возможность временного размещения участников государственной программы и членов их семей в жилых помещениях маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области, который состоит из Центра временного размещения, расположенного в поселке Северном Багратионовского района Калининградской области, и отдельных благоустроенных квартир, находящихся в разных муниципальных образованиях Калининградской области. Участники государственной программы имеют право проживать в указанных жилых помещениях на срок действия свидетельства участника государственной программы (3 года).
Прибывшие в Калининградскую область соотечественники в течение 5-6 месяцев получают гражданство Российской Федерации и в полной мере приобретают все права и обязанности гражданина Российской Федерации, в том числе и право на участие в федеральных и региональных программах, направленных на улучшение жилищных условий граждан.
Информирование соотечественников и членов их семей о мерах социальной поддержки и социальных гарантиях, установленных региональным законодательством, обеспечивают государственные бюджетные учреждения социального обслуживания, расположенные в муниципальных образованиях Калининградской области. Прибывшим на территорию Калининградской области соотечественникам в полном объеме обеспечиваются социальные и иные гарантии, предусмотренные действующим законодательством.
В Калининградской области проводится активная работа по содействию в трудоустройстве и занятости участников государственной программы и членов их семей.
Для получения государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы участники государственной программы и члены их семей обращаются в государственные казенные учреждения Калининградской области центры занятости населения по месту временной регистрации.
Исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях производится подбор гражданину подходящей работы. Кандидатура гражданина согласовывается с работодателем.
Участники государственной программы также получают государственные услуги по информированию о положении на рынке труда Калининградской области и профессиональной ориентации. При необходимости им оказывают содействие в самозанятости, направляют на повышение квалификации и переподготовку.
Кроме того, в соответствии с положениями государственной программы участник государственной программы и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До получения полиса обязательного медицинского страхования участнику государственной программы и членам его семьи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно оказываются: скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в экстренной и неотложной формах в государственных и муниципальных медицинских организациях, иные виды медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.
Таким образом, существующая социальная инфраструктура Калининградской области, а также дополнительные гарантии и меры социальной поддержки соотечественников способны обеспечить им достойные условия проживания.
Глава 2. Цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) и срок реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является обеспечение социально-экономического развития Калининградской области путем улучшения демографической ситуации и восполнения квалифицированных трудовых ресурсов на основе потенциала прибывающих участников государственной программы и членов их семей.
Задачами подпрограммы являются:
1) улучшение демографической ситуации за счет привлечения на постоянное место жительства в Калининградскую область соотечественников, в том числе детей;
2) восполнение потребностей в трудовых ресурсах, требующихся на рынке труда Калининградской области, за счет квалифицированных специалистов из числа соотечественников.
Целевыми показателями (индикаторами) реализации подпрограммы являются:
1) количество соотечественников, прибывших в Калининградскую область и зарегистрированных в органах Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области;
2) доля соотечественников, получивших содействие в первичном и временном жилищном обустройстве;
3) доля занятых соотечественников, в том числе работающих по найму, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в общей численности трудоспособных соотечественников, переселившихся в Калининградскую область и поставленных на учет в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Срок реализации подпрограммы - 2018-2020 годы.
Глава 3. Основные мероприятия по реализации подпрограммы
Подпрограмма предусматривает реализацию мероприятий, способствующих оказанию содействия добровольному переселению в Калининградскую область соотечественников, проживающих за рубежом, и направлена на создание благоприятных условий их жизнедеятельности, а также вовлечение их в трудовую деятельность.
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия:
1) нормативно-правовое обеспечение реализации подпрограммы;
2) оказание содействия участникам государственной программы и членам их семей во временном обустройстве;
3) оказание содействия в сфере занятости, в том числе осуществление мероприятий по:
- содействию соотечественникам в поиске подходящей работы;
- направлению соотечественников, признанных безработными, на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
4) информационное обеспечение подпрограммы, в том числе мероприятия по:
- информированию соотечественников, проживающих за рубежом, о реализации подпрограммы, в том числе через средства массовой информации, посредством издания и распространения памяток, буклетов, видео и других информационных материалов;
- информированию соотечественников о работе Общероссийской базы вакансий "Работа в России" (www.trudvsem.ru), информационного портала Департамента труда и занятости Министерства социальной политики Калининградской области (www.rabotakaliningrad.ru), сайтах центров занятости населения, а также автоматизированной информационной системы "Соотечественники" (далее - АИС "Соотечественники");
- информационному содействию в приобретении постоянного жилья, в том числе с использованием ипотечного кредитования;
- проведению встреч с прибывшими участниками государственной программы и членами их семей по разъяснению положений подпрограммы, оформлению правового статуса и другим вопросам;
5) эксплуатация центра временного размещения.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в таблице 1 приложения N 1 к государственной программе Калининградской области "Развитие гражданского общества".
Глава 4. Финансовое обеспечение реализации подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы представлено в таблице 3 приложения N 1 к государственной программе Калининградской области "Развитие гражданского общества".
Глава 5. Меры государственного регулирования
Уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области по разработке и реализации подпрограммы определено Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области (далее - Министерство).
В рамках реализации подпрограммы Министерство осуществляет следующие функции:
1) принимает решение о включении в государственную программу по итогам рассмотрения информации о потенциальном участнике;
2) проводит презентации подпрограммы для потенциальных участников;
3) проводит мероприятия по разъяснению прав и обязанностей участников государственной программы.
В рамках реализации подпрограммы Министерство осуществляет мероприятия по:
1) организации сопровождения соотечественников;
2) оказанию содействия соотечественникам во временном жилищном обустройстве;
3) оказанию содействия в сфере занятости;
4) информированию местного населения о ходе реализации подпрограммы.
В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 04 июня 2007 года N 308 для обеспечения исполнения государственных полномочий, связанных с реализацией подпрограммы, создано государственное казенное учреждение Калининградской области "Миграционный центр" (далее - ГКУ КО "Миграционный центр"), учредителем которого является Министерство.
В ГКУ КО "Миграционный центр" участникам государственной программы и членам их семей оказывается консультационная помощь в жилищном обустройстве, содействие в трудоустройстве, юридические и другие услуги.
Консультационные услуги оказываются непосредственно во время приема граждан, по письменным обращениям, с использованием средств телефонной связи, а также через средства массовой информации.
Работниками ГКУ КО "Миграционный центр" проводится предварительная работа с претендентами на участие в государственной программе, включающая в себя консультации:
1) об условиях реализации государственной программы на территории Калининградской области;
2) о порядке действий, совершаемых соотечественником на территории Калининградской области и за рубежом, необходимых для принятия участия в государственной программе;
3) о порядке действий участника государственной программы после прибытия на территорию Калининградской области;
4) о жилищном обустройстве на территории вселения;
5) об условиях проживания в центре временного размещения;
6) о трудоустройстве на территории вселения;
7) о получении образования и (или) квалификации;
8) об обеспечении социальными гарантиями в Калининградской области.
Также в Министерстве работает телефон горячей линии, по которому соотечественники получают необходимую информацию.
Система контроля за реализацией подпрограммы предусматривает:
1) определение основных мероприятий, позволяющих добиться поставленных целей и задач;
2) подготовку нормативных правовых актов в целях реализации мероприятий подпрограммы (приложение N 4);
3) контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий подпрограммы;
4) проведение мониторинга выполнения мероприятий подпрограммы и подготовку отчетов о ходе реализации подпрограммы в Правительство Калининградской области;
5) подготовку предложений по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы добровольного переселения соотечественников;
6) корректировку показателей численности участников государственной программы и объемов финансирования мероприятий подпрограммы;
7) оценку влияния реализации подпрограммы на социально-экономическое развитие Калининградской области;
8) организацию размещения на официальном сайте Правительства Калининградской области и на информационном портале АИС "Соотечественники" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текста подпрограммы, нормативных правовых актов, принятых для ее реализации, а также информации о ходе ее реализации.
В соответствии с пунктом 68 государственной программы контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Губернатором Калининградской области. Министерство ежеквартально представляет письменный доклад Губернатору Калининградской области о ходе реализации на территории Калининградской области подпрограммы.
Глава 6. Оценка планируемой эффективности и риски реализации подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится в соответствии с критериями оценки эффективности реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 1947-р.
При реализации мероприятий подпрограммы могут возникнуть риски, связанные с:
1) отсутствием работы у соотечественников и их попаданием в категорию безработных граждан;
2) интеграцией соотечественников в социальную структуру Калининградской области;
3) возрастанием нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления дополнительного перечня услуг;
4) ростом межнациональной напряженности;
5) неготовностью принимающего сообщества к приезду участников государственной программы;
6) несоответствием реальной квалификации или деятельности участника государственной программы квалификации или деятельности, заявленных в анкете соотечественника;
7) выездом участников государственной программы из территории вселения ранее чем через три года;
8) повторным участием в государственной программе соотечественников, уже воспользовавшихся ранее государственными гарантиями, предусмотренными государственной программой, а также мерами социальной поддержки, предусмотренными подпрограммой для участников государственной программы и членов их семей.
Для управления вышеуказанными рисками предусмотрены следующие мероприятия, направленные на их снижение:
1) подбор подходящей работы для соотечественников с использованием банка вакансий государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр занятости населения Калининградской области";
2) оказание содействия в организации соотечественниками индивидуальной трудовой деятельности;
3) организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования соотечественников по профессиям, востребованным на рынке труда Калининградской области;
4) организация разъяснительной работы с местным населением о задачах программы и миграционной политики в целях формирования толерантного отношения к соотечественникам;
5) организация работы с соотечественниками по разъяснению законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и их ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
6) информирование переселенцев после получения ими гражданства Российской Федерации о действующих на территории Калининградской области программах ипотечного жилищного кредитования, об оказании государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан.
В целях минимизации возможных рисков в ходе реализации государственной программы на территории Калининградской области разработаны критерии отбора кандидатов на участие в государственной программе на территории Калининградской области.
Участниками государственной программы могут быть соотечественники:
1) отождествляющие себя с культурными традициями России, для которых русский язык является родным языком и использующие его повседневно в семейно-бытовой и культурной сферах;
2) достигшие возраста 18 лет, дееспособные, не имеющие заболеваний, входящих в перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо для аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 384н (далее - приказ N 384н), находящиеся в трудоспособном возрасте, имеющие профессиональное образование не ниже среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, признанное в Российской Федерации в установленном порядке, и желающие переселиться на постоянное место жительства в Калининградскую область с целью:
- осуществления трудовой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- получения среднего профессионального и (или) высшего, дополнительного профессионального образования в образовательных организациях, расположенных на территории Калининградской области, занятия научно-исследовательской деятельностью;
- осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Членами семьи участника государственной программы могут быть соотечественники, указанные в подпункте "в" пункта 6 государственной программы.
Кроме того, участники государственной программы должны соответствовать одному из следующих требований:
1) соотечественники, подающие заявление об участии в государственной программе в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области в соответствии со статьей 16 государственной программы, должны иметь документально подтверждаемую трудовую, предпринимательскую и иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность на территории Калининградской области (не менее 3 месяцев на дату подачи заявления соотечественника об участии в государственной программе), желающие постоянно проживать в Калининградской области;
2) не имеющие длительного (более одного года) перерыва в трудовой деятельности;
3) осуществляющие документально подтверждаемую трудовую, предпринимательскую и иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность и желающие переселиться на постоянное место жительства в Калининградскую область с целью осуществления трудовой деятельности в соответствии с потребностью в квалифицированных кадрах, заявленной в органы службы занятости, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности;
4) получающие среднее профессиональное и высшее образование не менее двух семестров в образовательных организациях, расположенных на территории Калининградской области по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, востребованным на рынке труда Калининградской области.
Приоритетом при согласовании заявлений соотечественников об участии в государственной программе (далее - заявление) пользуются соотечественники, имеющие медицинское или педагогическое образование, при наличии сертификата, полученного в порядке и с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации, инженеры и ученые, занимающиеся актуальными научными и технологическими проблемами, использующие русский язык в семейно-бытовой сфере.
Основанием для отказа в согласовании заявления является несоответствие соотечественника требованиям, указанным в настоящей главе.
Критерии отбора кандидатов на участие в государственной программе определяются в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами, а также на основании проводимых комплексных анализов сферы реализации государственной программы, включая анализ демографических показателей, состояния трудовых ресурсов и рынка труда в Калининградской области, планов социально-экономического развития, оценок возможностей Калининградской области для вселения и всесторонней адаптации прибывающих из-за рубежа соотечественников и рисков реализации государственной программы, а также с учетом особенностей геополитического положения Калининградской области.
При отборе кандидатов на участие в государственной программе учитываются критерии оценки эффективности реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 1947-р, а также мероприятия, указанные в пункте 41 плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года N 669-р.
При принятии решения о несоответствии заявленной кандидатуры для участия в государственной программе уполномоченный орган исполнительной власти Калининградской области руководствуется следующими критериями:
1) наличие судимости у заявителя и (или) членов его семьи;
2) наличие факта административного выдворения за пределы Российской Федерации либо депортации заявителя и (или) членов его семьи;
3) наличие факта привлечения к административной ответственности за нарушение в сфере миграционного законодательства Российской Федерации заявителя и (или) членов его семьи;
4) отсутствие потребности в заявленном специалисте на рынке труда Калининградской области и (или) отсутствие у заявителя необходимой квалификации;
5) пенсионный возраст заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) наличие факта нарушения условий государственной программы со стороны заявителя и (или) членов его семьи;
7) наличие факта получения ранее заявителем и (или) членами его семьи государственных гарантий, предусмотренных государственной программой, а также мер социальной поддержки, предусмотренных подпрограммой для участников государственной программы и членов их семей;
8) отсутствие у заявителя потенциальных возможностей самостоятельного социально-бытового обустройства на территории Калининградской области;
9) наличие у заявителя и (или) членов его семьи наркозависимости или инфекционных заболеваний, входящих в перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденный приказом N 384н;
10) наличие факта привлечения к уголовной ответственности в Российской Федерации или за ее пределами заявителя и (или) членов его семьи, за исключением лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям;
11) наличие признаков, указывающих на отсутствие у заявителя и (или) членов его семьи намерений постоянно проживать и заниматься трудовой деятельностью на территории Калининградской области;
12) участие в государственной программе заявителя и (или) членов его семьи самостоятельно от его (ее) супруги (супруга).
Описание
территории Калининградской области, на которой будет реализовываться подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015-2017, 2018-2020 годы" государственной программы Калининградской области "Развитие гражданского общества (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2018 года N 29-р)
Глава 1. Описание территории вселения (проект переселения)
Калининградская область расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря и является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.
Калининградская область входит в состав Северо-Западного федерального округа.
Площадь Калининградской области - 15,1 тыс. кв. км. Она является одним из самых маленьких субъектов Российской Федерации, но по плотности населения одной из самых густонаселенных (65,2 чел. на один квадратный километр, в целом по Российской Федерации - 8,57 чел. на один квадратный километр).
Численность населения Калининградской области на 01 декабря 2017 года составила 994 183 человека.
Большая часть территории Калининградской области располагается на низменности. На юго-востоке расположена Балтийская гряда с высотами до 230 м. На территории Калининградской области находятся месторождения янтаря (одно из крупнейших в мире), глин, гравия, каменной соли и других ископаемых. Климат является переходным от морского к умеренно континентальному. Среднегодовая температура составляет +8° С. Средние температуры января варьируются от -3 до -5 градусов С, в июле +15-17 градусов С. Количество осадков выпадает около 700 мм в год.
Балтийская и Куршская песчаные косы отделяют от моря два больших опресненных залива - Калининградский и Куршский. Крупные реки: Неман (с притоком Шешупе) и Преголя (с притоком Лава). На территории Калининградской области расположены многочисленные озера.
Калининградская область расположена в подтаежной (смешанных лесов) зоне. Широколиственно-темнохвойные леса (дуб, ель, сосна, береза, липа) занимают около 15% территории. В этих лесах водятся заяц-русак, белка, куница, лисица, косуля, кабан и др. Много птиц. Воды богаты рыбой: в опресненных морских заливах - лещ, судак, снеток, угорь и другие виды рыб; в море - салака, килька, корюшка, лосось и другие виды рыб. На территории Калининградской области расположен национальный парк Куршская коса.
В соответствии с подпрограммой вся Калининградская область является территорией вселения.
Глава 2. Информация о социально-экономическом развитии Калининградской области
Калининградская область относится к регионам Российской Федерации с развитым промышленным производством. Валовой региональный продукт (далее - ВРП) является главным показателем развития экономики.
Наибольший удельный вес в структуре ВРП занимают обрабатывающие производства. Последующие места в структуре ВРП занимают: торговля и сфера услуг. Не менее значимыми отраслями экономики области, которые пусть занимают не самый большой удельный вес, но обладают большим потенциалом для развития являются сельское хозяйство и туризм.
ВРП (валовая добавленная стоимость в текущих основных ценах), по оценке в 2016 года, составил 345,8 млрд рублей или 100,6% от уровня 2015 года. ВРП на душу населения в Калининградской области составил в 2016 году (по предварительной оценке) 348 тыс. рублей на человека.
Объем ВРП по итогам 2017 года оценивается в размере 336,8 млрд. рублей с ростом на 2% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.
Социально-экономическое положение Калининградской области в 2017 году характеризовалось ростом объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", умеренным ростом промышленного производства и объема продукции сельского хозяйства.
Темпы инфляции существенно замедлились, что обусловлено, прежде всего, сезонным замедлением роста цен на продовольственные товары. В течение июля, августа, сентября и ноября наблюдалась дефляция на продовольственные товары. Индекс потребительских цен в декабре 2017 года к декабрю 2016 года составил 102,8% (в декабре 2016 года к декабрю 2015 года - 104,7%).
В то же время, несмотря на замедление темпов инфляции, доходы населения в реальном выражении пока имеют отрицательную динамику (99,1% к уровню 2016 года), что в свою очередь и повлияло на снижение покупательной способности населения.
Ситуация на рынке труда стабильная. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,8% к экономически активному населению (без учета сезонных изменений численности экономически активного населения) - самый низкий уровень, наблюдавшийся в Калининградской области в течение последних лет.
Численность постоянного населения по состоянию на 01 декабря 2017 года составила 994 183 человека и увеличилась с начала года на 7 922 человека.
Глава 3. Прибытие, временное размещение участников государственной программы и членов их семей
Оперативное информационно-консультационное обслуживание участников государственной программы по временному размещению на территории Калининградской области осуществляется уполномоченным органом и работниками ГКУ КО "Миграционный центр".
Прибытие участника государственной программы и членов его семьи на территорию вселения осуществляется самостоятельно.
Пункты прибытия участников государственной программы на территорию вселения:
1) станция прибытия автобусом - автовокзал Калининград - Южный;
2) станция прибытия железнодорожным путем - железнодорожный вокзал Калининград - пассажирский Калининградской железной дороги;
3) станция прибытия авиационным транспортом - аэропорт "Храброво", пос. Храброво Гурьевского городского округа;
4) станция прибытия морским водным транспортом (паром) - порт Восточный, г. Балтийск.
Участники государственной программы и члены их семей, прибывшие на территорию Калининградской области, самостоятельно размещаются в гостиницах либо иных местах временного проживания.
Для консультационной, юридической и другой помощи в обустройстве, содействия в трудоустройстве участники государственной программы и члены их семей могут обратиться в ГКУ КО "Миграционный центр" (адрес: г. Калининград, Советский проспект, д. 13, четвертый этаж, каб. N 460, тел.: 8 (4012) 570-471, 8 (4012) 570-446).
При обращении в ГКУ КО "Миграционный центр" выполняется следующая процедура:
1) выдача памятки, разработанной в ГКУ КО "Миграционный центр", с прописанным алгоритмом последующих действий участника государственной программы на территории Калининградской области;
2) в случае необходимости выдача направления для постановки на миграционный учет иностранного гражданина в отделение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области в Багратионовском районе по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, пос. Северный, д. 4.
Заполняется уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.
Для временного проживания участников государственной программы и членов их семей на период социальной адаптации и самостоятельного решения жилищного вопроса ГКУ КО "Миграционный центр" переданы в оперативное управление квартиры маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области, расположенные в разных муниципальных образованиях Калининградской области, и Центр временного размещения в пос. Северном Багратионовского района Калининградской области.
В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 29 декабря 2007 года N 908 "О порядке и условиях предоставления участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области и заключения договора найма таких жилых помещений" участникам государственной программы предоставляются жилые помещения маневренного фонда в порядке очереди, с учетом преимущественного права.
При первичном предоставлении жилого помещения маневренного фонда договор найма заключается на срок до шести месяцев.
В последствии договор найма может быть продлен на срок до 36 месяцев, но не более срока действия свидетельства участника государственной программы.
Для предоставления участнику государственной программы жилого помещения маневренного фонда осуществляется следующая процедура:
1) подача участником государственной программы заявления с приложением необходимых документов;
2) подготовка и проведение заседания Комиссии по предоставлению жилого помещения маневренного фонда специализированного жилого фонда ГКУ КО "Миграционный центр" (далее - Комиссия), которая рассматривает представленные документы и принимает одно из следующих решений:
- о предоставлении жилого помещения маневренного фонда;
- о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения маневренного фонда;
- об отказе в предоставлении жилого помещения маневренного фонда;
- об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения маневренного фонда;
3) оформление решения Комиссии о предоставлении жилого помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области участнику государственной программы;
4) постановка участника государственной программы на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении или предоставление жилья (заключение договора найма, выдача направления на вселение, подписание акта приемки-передачи жилого помещения).
Глава 4. Трудоустройство, организация обучения, переобучения, повышения квалификации и профессиональная адаптация участников государственной программы и членов их семей
Оказание содействия участникам государственной программы и членам их семей в трудоустройстве, а также предоставление государственных услуг по информированию о ситуации на рынке труда и профессиональной ориентации осуществляется Государственным казенным учреждением Калининградской области "Центр занятости населения Калининградской области" (далее - центр занятости).
Для получения государственной услуги по оказанию содействия гражданам в поиске подходящей работы участники государственной программы и члены их семей обращаются лично в центры занятости.
На информационном портале центра занятости населения, а также на сайте АИС "Соотечественники" размещена информация о возможностях трудоустройства участников государственной программы.
Также на информационном портале www.rabotakaliningrad.ru можно разместить свое резюме и получить государственную услугу содействия в поиске подходящей работы в электронном виде.
Оказание содействия в трудоустройстве участникам государственной программы и членам их семей осуществляется также в ГКУ КО "Миграционный центр".
В пакет услуг по информированию участника государственной программы и членов его семьи по вопросам трудоустройства входят:
1) консультирование по вопросам действующего трудового законодательства, оказания ему правовой помощи;
2) уточнение информации об образовании, квалификации, опыте работы претендента;
3) анализ потребности областного рынка труда в данном специалисте;
4) подбор вакансий для участника государственной программы;
5) консультирование работодателей по вопросам реализации государственной программы;
6) направление к работодателю;
7) информирование участника государственной программы о возможности обращения в центр занятости.
Глава 5. Предоставление медицинских и социальных услуг
Уполномоченный орган по предоставлению участникам государственной программы и членам их семей услуг в области здравоохранения до решения вопроса гражданства: Министерство здравоохранения Калининградской области (г. Калининград, ул. Дм. Донского, д. 1).
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) участник государственной программы будет застрахован в системе обязательного медицинского страхования после получения разрешения на временное проживание в случаях, предусмотренных законом.
Для получения полиса обязательного медицинского страхования застрахованное лицо лично или через своего представителя подает в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, заявление о выборе страховой медицинской организации, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 16 Федерального закона N 326-ФЗ.
В день подачи заявления о выборе страховой медицинской организации застрахованному лицу или его представителю выдается полис обязательного медицинского страхования либо временное свидетельство в случаях и в порядке, которые определяются правилами обязательного медицинского страхования.
До получения полиса обязательного медицинского страхования участники государственной программы и члены их семей могут получить бесплатную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калининградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 31 декабря 2017 года N 727.
Программа устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также порядок, условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой населению Калининградской области, а также участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" при подаче заявления о получении разрешения на временное проживание необходимо предъявить документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Медицинское освидетельствование на наличие указанных заболеваний необходимо осуществлять в учреждениях здравоохранения на платной основе.
Для оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в Калининградской области в законодательство в сфере социальной защиты населения внесены специальные нормы в части предоставления участникам государственной программы преференций при осуществлении доступа к мерам социальной поддержки. В соответствии с законами Калининградской области от 16 декабря 2004 года N 473 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области" и от 14 января 2005 года N 487 "О пособиях гражданам, имеющим детей" все виды детских пособий, а также ежемесячные денежные выплаты льготным категориям граждан (ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий) предоставляются участникам государственной программы и членам их семей в течение 6 месяцев с даты регистрации на территории Калининградской области без учета гражданства и требования обязательной занятости родителей в семье с детьми (при определении права на получение детских пособий). По истечении указанного льготного периода при назначении мер социальной поддержки к участникам государственной программы будут предъявляться те же требования, что и к постоянным жителям Калининградской области.
Для получения детских пособий и иных выплат участники государственной программы и члены их семей при предъявлении Свидетельства участника государственной программы обращаются в службу одного окна многофункционального центра Калининградской области по месту регистрации.
При отсутствии удостоверений, подтверждающих отнесение к льготным категориям граждан (ветеран труда, труженик тыла, жертва политических репрессий), участники государственной программы и члены их семей обращаются также в службу одного окна многофункционального центра Калининградской области по месту регистрации с имеющимися документами для получения соответствующих удостоверений установленного в Российской Федерации образца. После этого участники государственной программы или члены их семей обращаются с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и выплат на основании действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Калининградской области.
Глава 6. Приобретение (получение) участниками государственной программы земельных участков
Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, а также иными федеральными законами, содержащими нормы земельного права.
Законодательством Российской Федерации прямо установлены категории граждан, наделенных правом бесплатного получения в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово-огородные и личные подсобные хозяйства.
Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно определены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). При этом подпунктом 7 вышеуказанной статьи установлена отсылочная норма, согласно которой указанные отношения регулируются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законом Калининградской области от 21 декабря 2006 года N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" предусмотрено предоставление земельных участков в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Также Земельным кодексом предусмотрены случаи продажи земельных участков на торгах и без проведения торгов (статья 39.3 Земельного кодекса), предоставления земельных участков в собственность бесплатно (статья 39.5 Земельного кодекса), предоставления земельных участков в аренду на торгах и без проведения торгов (статья 39.6 Земельного кодекса).
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса с гражданами, имеющими право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, договор аренды земельного участка под индивидуальное жилищное строительство заключается без торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.14 Земельного кодекса.
По вопросу предоставления земельного участка под строительство индивидуального жилого дома можно обратиться в любой орган местного самоуправления Калининградской области, вне зависимости от регистрации.
Информация о наличии земельных участков размещается на официальных сайтах муниципальных образований Калининградской области.
Соотечественники смогут приобрести в собственность земельный участок только после получения гражданства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Земельного кодекса иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" практически вся территория Калининградской области отнесена к категории приграничных территорий.
Глава 7. Поддержка участников государственной программы в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств
По оказанию поддержки участникам государственной программы и членам их семей в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х) в Калининградской области, ведется активная работа.
Правительство Калининградской области оказывает поддержку начинающим фермерам на создание и развитие К(Ф)Х в рамках государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства".
Формами государственной поддержки являются гранты (безвозмездная субсидия) на создание и развитие К(Ф)Х и единовременная помощь на бытовое обустройство.
Также участники государственной программы и члены их семей могут воспользоваться услугами Государственного автономного учреждения Калининградской области "Фонд поддержки предпринимательства" (далее - Фонд), который оказывает поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) по следующим направлениям.
Предоставление СМСП микрофинансирования по процентной ставке не более 10% годовых на срок кредитования до 1 года на сумму до 1 млн. руб.
Кроме того, Фонд оказывает услугу по предоставлению СМСП поручительств, не имеющих залогового обеспечения, при получении банковских кредитов на развитие бизнеса.
Глава 8. Жилищное обустройство
Прибывшие в Калининградскую область соотечественники в течение 5-6 месяцев получают гражданство Российской Федерации и в полной мере приобретают все права и обязанности гражданина Российской Федерации, в том числе и право на участие в федеральных и региональных программах, направленных на улучшение жилищных условий граждан.
Развитие рынка арендного жилья может стать одним из эффективных инструментов по обеспечению доступным жильем соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию.
В Калининградской области ведется работа по привлечению к созданию такого жилья частных инвесторов.
Правительством Калининградской области разработаны и успешно реализовывались в следующие меры государственной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий граждан:
1) предоставление работникам государственных учреждений Калининградской области бюджетной сферы жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования по договорам найма;
2) предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы социальных выплат на приобретение (строительство) жилья;
3) предоставление молодым семьям, молодым специалистам и гражданам, проживающим и работающим в сельской местности, социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства";
4) предоставление отдельным категориям граждан, приобретающих жилые помещения на первичном рынке жилья с использованием средств ипотечных жилищных кредитов (займов), мер социальной поддержки в форме социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки по таким кредитам (займам);
5) предоставление гражданам - участникам программы "Жилье для российской семьи" возможности приобретения жилья экономкласса по цене, не превышающей 35 тыс. рублей за 1 кв. м;
6) предоставление молодым врачам, учителям (в возрасте до 35 лет) социальных выплат на субсидирование части первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам (займам), полученным для приобретения жилья на первичном и вторичном рынке.
Реализуемые меры направлены на государственную поддержку граждан, в том числе переселившихся в Российскую Федерацию по государственной программе, в части улучшения их жилищных условий.
По вопросу ипотечного кредитования участнику государственной программы можно обратиться в действующие на территории Калининградской области банки, работающие по стандартам АИЖК (Агентства ипотечного жилищного кредитования). Указанные стандарты наряду с остальными ограничениями не требуют обязательного наличия у заемщика поручителей, а также регистрации по месту жительства на территории Калининградской области.
Жителям Калининградской области, включая граждан, имеющих невысокий уровень дохода, для содействия в улучшении жилищных условий путем оказания возмездной финансовой помощи с использованием ипотечного кредитования создана некоммерческая организация "Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области". Для получения квалифицированной консультации и совместного поиска решения жилищной проблемы участники государственной программы могут обратиться в некоммерческую организацию "Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области" по адресу: г. Калининград, ул. Зеленая, 89, тел.: (4012) 320-255, 321-124, 321-950 (приемная), эл. почта: info@ipoteka-kaliningrad.ru.
<< Приложение N 5 |
||
Содержание Постановление Правительства Калининградской области от 9 апреля 2018 г. N 185 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.