Решение Калининградского областного суда от 19 марта 2018 г. N 3а-23/2018
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО "Я" к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области о признании недействующим приказа Службы от 22 декабря 2016 года N 144-07э/16 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2017 год" в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчётов между АО "Я" - ООО "В", АО "Я" - АО "М", АО "Я" - ООО "Д", установил:
Акционерное общество "Я" (далее - АО "Я", общество, административный истец) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба, административный ответчик) указав, что 22 декабря 2016 года Службой принят нормативный правовой акт - приказ N 144-07э/16 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2017 год" (далее - Приказ N 144-07э/16), который был официально опубликован.
АО "Я" является территориальной сетевой организацией, которая с использованием принадлежащего ему имущества оказывает услуги по передаче электрической энергии. Административный истец является субъектом отношений, регулируемых Приказом N 144-07э/16, поскольку данным правовым актом устанавливаются индивидуальные тарифы для расчётов за услуги по передаче электрической энергии между АО "Я" и сетевыми организациями, перечисленными в оспариваемом акте.
Административный истец считает Приказ N 144-07э/16 в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчётов между АО "Я" - ООО "В", АО "Я" - АО "М", АО "Я" - ООО "Д", противоречащим пунктам 12, 17, 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пунктам 1, 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184, нарушающим в данной части права, свободы и законные интересы административного истца, так как в установленный период АО "Я" производило расчёты с перечисленными субъектами энергетики. Применение Приказа N 144-07э/16 наносит убытки административному истцу.
В обоснование иска административный истец указывает, что в соответствии с требованиями, установленными указанными нормативными правовыми актами, ООО "В", ООО "Д", АО "М" в целях государственного регулирования были направлены в Службу заявления об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год с обосновывающими материалами.
Как следует из Протокола Службы от 31 октября 2017 года N, анализ представленных ООО "В", ООО "Д", АО "М" в целях государственного регулирования сведений (документов) свидетельствует о несоответствии данных организаций критериям, необходимым для возможности их отнесения к территориальным сетевым организациям. В целях прохождения процедуры государственного регулирования тарифов данные организации предоставили в Службу недостоверные сведения о характеристиках объектов электросетевого хозяйства, используемых в регулируемой деятельности, и о наличии законного права владения на них в течение долгосрочного периода времени.
Службой определено, что на основании представленных документов такие организации, как ООО "В", ООО "Д", АО "М" не соответствуют пункту 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184, и, соответственно, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для указанных организаций не устанавливаются (пересматриваются) Службой на 2018 год.
Как далее указывает административный истец, согласно информации, содержащейся в Протоколе Службы, перечисленные сетевые организации представили документы, обосновывающие факт владения ими сетевыми объектами для установления тарифа (договоры аренды, свидетельства о собственности, акты приёма-передачи и пр.), датированные не позже 2015 года. Таким образом, обоснованием заявки на установление тарифов на 2017 год так же являлись указанные документы, как подтверждающие наличие сетевого оборудования для установления соответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
С учётом того, что согласно выводам Службы, представленные указанными организациями в целях прохождения процедуры государственного регулирования тарифов сведения о характеристиках объектов электросетевого хозяйства, используемых в регулируемой деятельности, и о наличии законного права владения на них в течение долгосрочного периода регулирования являются недостоверными и не позволяют признать их соответствующими критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, административный истец считает установление Службой индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2017 год для расчётов АО "Я" с ООО "В", ООО "Д", АО "М" неправомерным.
Административный истец просит суд признать недействующим Приказ N 144-07э/16 в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчётов между АО "Я" - ООО "В", АО "Я" - АО "М", АО "Я" - ООО "Д", как не соответствующий законодательству Российской Федерации.
Определением суда от 29 января 2018 года АО "М", ООО "Д", ООО "В" привлечены к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель АО "Я" по доверенности - Ю.А.А., поддержала административное исковое заявление. Заявленные требования уточнила и просила суд признать Приказ N 144-07э/16 в оспариваемой части недействующим со дня его принятия. В обоснование иска также указала, что анализ представленных ООО "В", ООО "Д", АО "М" в целях государственного регулирования сведений (документов) свидетельствует о несоответствии с 2017 года данных организаций критериям, необходимым для возможности их отнесения к территориальным сетевым организациям и установления в отношении них тарифов на передачу электроэнергии на 2017 год, и о нарушении Службой пунктов 19, 23, 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178.
Представитель Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области по доверенности - К.А.В. с заявленными административным истцом требованиями не согласился, просил суд в их удовлетворении отказать. Поддержал доводы, содержащиеся в ранее представленных в суд письменных возражениях Службы.
Представители заинтересованных лиц: ООО "Д" по доверенности - Т.Ю.Н., АО "М" по доверенности - Б.А.И., ООО "В" по доверенности - П.В.А., Д.А.А., просили суд отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований, поддержали представленные письменные возражения на административное исковое заявление АО "Я".
Согласно заключению прокурора М.Г.И., административное исковое заявление АО "Я" является необоснованным и не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемый Приказ N 144-07э/16 принят в пределах компетенции Службы, правомочным коллегиальным составом, в установленной форме, без нарушений требований действующего законодательства.
Разрешая заявленные административным истцом требования, изучив материалы запрошенных судом тарифных дел, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования), в систему регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям; тарифы взаиморасчётов между двумя сетевыми организациями.
В силу положений пункта 2 статьи 6, пункта 1 статьи 41 Устава (Основного Закона) Калининградской области систему органов государственной власти Калининградской области составляют, в том числе: высший исполнительный орган государственной власти Калининградской области - Правительство Калининградской области, иные исполнительные органы государственной власти Калининградской области в соответствии со структурой, определенной Губернатором Калининградской области; структура исполнительных органов государственной власти Калининградской области определяется Губернатором Калининградской области по согласованию с Калининградской областной Думой.
Указом Губернатора Калининградской области от 12 ноября 2015 года N 152 "О структуре исполнительных органов государственной власти Калининградской области" определена структура исполнительных органов государственной власти Калининградской области, в которую, среди прочих, входит Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
Положением о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утверждённым постановлением Правительства Калининградской области от 28 марта 2011 года N 189 (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что Служба является исполнительным органом государственной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов), а также контроля за их применением в соответствии с действующим законодательством (пункт 1); к основным задачам Службы отнесено, в том числе установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения (подпункт 1 пункта 11); в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию и услуги, реализуемые организациями независимо от организационно-правовой формы, Служба устанавливает (регулирует, в том числе, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (подпункт 3 пункта 12).
Судом установлено, что 22 декабря 2016 года Службой, по результатам заседания Правления Службы при наличии необходимого кворума, принят оспариваемый Приказ N 144-07э/16, который официально опубликован в газете "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области"), N 242 от 28 декабря 2016 года.
Указанным Приказом (т. 2, л.д. 9-11) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2017 год, в том числе установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии для расчётов между АО "Я" и ООО "В", АО "Я" и АО "М", АО "Я" и ООО "Д" на 2017 год.
С учётом содержания оспариваемого правового акта, который распространяет своё действие на все сетевые организации Калининградской области, указанного факта его официального опубликования, а также исходя из того, что данный акт является составной частью комплексного правового регулирования ценообразования в сфере установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, действие которых распространятся на неопределённый круг лиц, суд приходит к выводу, что приказ N 144-07э/16 обладает признаками нормативного правового акта.
Исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Калининградской области, суд также приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом Приказ N 144-07э/16 принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, доведён в установленном порядке до всеобщего сведения. По данным основаниям Приказ N 144-07э/16 лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ территориальной сетевой организацией признаётся коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утверждённым Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).
В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования цен (тарифов) (в редакции, действовавшей на момент принятия Приказа N 144-07э/16) территориальные сетевые организации, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим им на праве собственности или на ином законном основании.
Информация, указываемая в заявлении на установление (корректировку) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, определена Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 года N 313-э (далее - Регламент установления цен (тарифов)).
К заявлению об установлении (корректировке) тарифов на услуги по передаче электрической энергии территориальные сетевые организации представляют пояснительную записку, расчётные и обосновывающие материалы в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования цен (тарифов) и пунктом 2 Регламента установления цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 8 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится регулирующими органами путём рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями друг другу, то есть для взаиморасчётов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения и необходимой валовой выручкой (с учётом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (пункт 63 Основ ценообразования).
Индивидуальные тарифы могут быть установлены с применением метода индексации необходимой валовой выручки (пункты 3, 40 Основ ценообразования) в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой на основании долгосрочных параметров регулирования (пункт 38 Основ ценообразования). В настоящее время сохраняют юридическую силу Методические указания, утверждённые приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
При установлении тарифов названным методом перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчёта тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утверждённым в Методических указаниях N 98-э (пункт 38 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования цен (тарифов) основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленного тарифа на услуги по передаче электрической энергии является соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
В свою очередь критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее - Критерии ТСО) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
Согласно пунктам 1 и 2 Критериев ТСО, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Приказа N 144-07э/16, ими являлись:
владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА;
владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, не менее 2 уровней напряжения из следующих уровней напряжения:
высокое напряжение (ВН) - 110 кВ и выше;
среднее первое напряжение (СН1) - 35 кВ;
среднее второе напряжение (СН2) - 1-20 кВ;
низкое напряжение (НН) - ниже 1 кВ.
Как установлено судом, в предусмотренный Правилами регулирования цен (тарифов) срок - 28 апреля 2016 года, ООО "Д", АО "М" и ООО "В" были направлены в Службу заявления об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год (т. 2, л.д. 57-67), с представлением обосновывающих материалов, подтверждающих их соответствие Критериям ТСО.
В обоснование своей позиции административный истец ссылается на недостоверность сведений, представленных указанными юридическими лицами в Службу, поскольку указанные лица не владели на праве собственности и (или) на ином законном основании на предусмотренный Критериями ТСО срок силовыми трансформаторами и линиями электропередачи.
Вместе с тем, исходя из представленных суду материалов тарифных дел следует, что достоверных доказательств свидетельствующих о наличии несоответствия ООО "Д", АО "М" и ООО "В" действовавшим Критериям ТСО на момент подачи ими в Службу заявлений об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год, не имеется.
Согласно имеющимся в материалах тарифных дел экспертным заключениям специалиста регулирующего органа, подготовленным по результатам анализа представленных документов, ООО "Д", АО "М" и ООО "В" соответствовали критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе в части владения на праве собственности и (или) на ином законном основании силовыми трансформаторами и линиями электропередачи.
Содержание экспертных заключений в указанной части не противоречит требованиям пункта 23 Правил регулирования цен (тарифов), предусматривавшего в редакции, действовавшей на момент принятия Службой Приказа N 144-07э/16, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
При этом регулирующий орган исходил из того, что содержащаяся в представленных документах информация является достоверной.
Из протокола заседания правления Службы от 22 декабря 2016 года N (т.2, л.д. 12-56) следует, что административный ответчик проанализировав представленные указанными хозяйствующими субъектами документы и расчёты, предложил установить индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между АО "Я" - ООО "В", АО "М" и ООО "Д", тем самым сделав вывод о соответствии ООО "В", АО "М", ООО "Д" критериям отнесения объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации N 184.
При этом административный ответчик, в том числе учитывал, что ранее приказом Службы от 18 декабря 2014 года N 155-02э/14 для ООО "М" (правопреемником которого является АО "М"), ООО "В" были установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на содержание сетей (без учёта оплаты потерь) на период 2015-2019 годы.
Таким образом, административным ответчиком при установлении тарифов в отношении указанных организаций правомерно применены положения пункта 38 Основ ценообразования и Методические указания N 98-э.
Суд, исходя из материалов дела и требований, действовавших на момент принятия Службой Приказа N 144-07э/16 актов законодательства Российской Федерации, не усматривает какого-либо противоречия принятого Службой Приказа актам более высокой юридической силы по порядку его принятия.
Согласно пункту 19 Правил регулирования цен (тарифов), в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
В силу положений абзаца 1 пункта 24 Правил регулирования цен (тарифов), проведение регулирующим органом проверки хозяйственной деятельности организаций предусмотрено в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Таким образом, истребование у организации, осуществляющей регулируемую деятельность, дополнительных сведений в рассматриваемый период являлось правом органа регулирования, а не обязательным условием для принятия тарифного решения, а проведение регулирующим органом проверочных мероприятий возможно только в отдельных, предусмотренных законодательством случаях. При этом предусмотренная пунктом 19 Правил регулирования цен (тарифов) возможность запроса дополнительных материалов поставлена в зависимость от возникновения у регулирующего органа необходимости уточнения представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) либо их обоснований. Следовательно, осуществление указанного запроса является реализацией дискреционных полномочий регулирующего органа и не может рассматриваться как его обязанность.
Как установлено судом, до 2017 года проверки в отношении ООО "В", АО "М", ООО "Д", направленные на определение соответствия указанных организаций Критериям ТСО, Службой не осуществлялись.
Документы для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии для расчётов между АО "Я" и ООО "В", АО "М", ООО "Д" на 2017 год были в Службу представлены. Противоречие представления указанных документов и их рассмотрения требованиям Правил регулирования цен (тарифов), в том числе положениям их пунктов 12, 17, 19, 23, 24, иным действующим нормативным правовым актам, судом не установлено. В силу действовавших положений законодательства, анализ представленных документов производился административным ответчиком исходя из имеющихся данных, в том числе за предшествующие расчётные периоды регулирования.
Исходя из материалов дела, при принятии оспариваемого Приказа N 144-07э/16 Служба не располагала сведениями о несоответствии ООО "В", АО "М" и ООО "Д" Критериям ТСО.
Доводы, содержащиеся в административном иске, основаны на обстоятельствах, установленных Службой при определении перечня территориальных сетевых организаций, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год.
Действительно, как следует из протокола заседания правления Службы от 31 октября 2017 года N (т.2, л.д. 169-197), в ходе проведённых проверок Службой установлено несоответствие ООО "В", ООО "Д", АО "М" критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, вследствие чего указанные юридические лица не включены в перечень территориальных сетевых организаций, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год.
Однако указанное обстоятельство не может быть признано судом основанием для удовлетворения административного иска и признания Приказа N 144-07э/16 недействующим в оспариваемой части.
Одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
Названному принципу корреспондирует общее правило о введении в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 7 Правил регулирования цен (тарифов)).
Как уже указано выше, пунктом 12 Правил регулирования цен (тарифов) предусмотрено ежегодное представление территориальными сетевыми организациями предложений (с обосновывающими материалами) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим им на праве собственности или на ином законном основании. Положениями Регламента установления цен (тарифов) предусмотрено ежегодное установление цен (тарифов) регулирующим органом путём рассмотрения соответствующих дел, в том числе проведение регулирующим органом анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) и их обоснований.
В соответствии с пунктом 30 (1) Правил регулирования цен (тарифов) орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчётному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчётном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименования и организационно-правовой формы организации, идентификационного номера налогоплательщика (кода причины постановки на учёт), адреса официального сайта организации в сети Интернет и выделенного организацией абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
В силу приведённых норм, статус территориальной сетевой организации, в отношении которой регулирующим органом устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчётный период регулирования, подлежит подтверждению ежегодно в порядке, установленном действующим законодательством, исходя из установленных Правительством Российской Федерации Критериев ТСО и представленной юридическим лицом регулирующему органу актуальной информации о соответствии указанным Критериям.
В случае выявления несоответствия юридического лица критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, согласно пункту 24 Правил регулирования цен (тарифов), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии.
Указанное уведомление, как следует из системного толкования приведённых положений Правил регулирования цен (тарифов), распространяет своё действие на очередной расчётный период регулирования.
Согласно пункту 31 Правил регулирования цен (тарифов) решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Таким образом, анализ на предмет соответствия юридического лица Критериям ТСО осуществляется регулирующим органом после открытия соответствующего тарифного дела в случае необходимости его открытия, либо после принятия заявления от организации об установлении (пересмотре) тарифов в случае, если открытие дела не требуется. Выявленное после установления тарифов, в том числе в ходе последующих проверок, несоответствие Критериям ТСО является основанием для неустановления (отказа в пересмотре) тарифов на очередной расчётный период регулирования. В качестве основания для отмены (признания недействующими) ранее принятых регулирующим органом правовых актов об утверждении тарифов в предшествующий период регулирования последующее выявление несоответствия Критериям ТСО действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, суд принимает во внимание изменение правового регулирования, осуществлённое постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2016 года N 1056 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям", вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Указанным постановлением, в частности, пункты 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" изложены в новой редакции:
"1. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
2. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
110 кВ и выше;
35 кВ;
1-20 кВ;
ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.".
Таким образом, дополнительно установлено требование наличия владения соответствующими организациями на праве собственности и (или) на ином законном основании линиями электропередачи, в границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединёнными с трансформаторными и иными подстанциями, сумма протяжённостей которых составляет не менее 15 км.
Кроме того, указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2016 года N 1056 пункт 17 Правил регулирования цен (тарифов) дополнен подпунктом 16 в силу которого, к заявлениям, направляемым в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, помимо иных материалов обязаны представлять утверждённые руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
Анализ содержания протокола заседания правления Службы от 31 октября 2017 года N позволяет суду сделать вывод о том, что основанием для невключения ООО "В", ООО "Д", АО "М" в перечень территориальных сетевых организаций, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год, послужило установленное Службой их несоответствие Критериям ТСО в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2016 года N 1056, в части требования наличия владения соответствующими организациями на праве собственности и (или) на ином законном основании линиями электропередачи в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединёнными с трансформаторными и иными подстанциями, сумма протяжённостей которых составляет не менее 15 км, с учётом предоставления документов, предусмотренных подпунктом 16 пункта 17 Правил регулирования цен (тарифов).
Таким образом, вопреки доводам административного истца, представленный протокол не подтверждает несоответствие ООО "В", ООО "Д", АО "М" Критериям ТСО на момент принятия Службой Приказа N 144-07э/16.
Достаточных и достоверных доказательств наличия указанного несоответствия на момент принятия Службой Приказа N 144-07э/16 в материалы административного дела не представлено.
Доводы административного истца о том, что Критерии ТСО в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2016 года N 1056, подлежали обязательному применению Службой при осуществлении тарифного регулирования на 2017 год, не основаны на законе.
В силу части 8 статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2016 года N 1056 предусмотрен иной порядок его вступления в силу - с 1 января 2017 года. Таким образом, на момент принятия Службой Приказа N 144-07э/16 указанное постановление Правительства Российской Федерации в силу не вступило.
Ссылка представителя административного истца в подтверждение обратного на иные судебные акты не может быть принята судом во внимание. Приводимые судебные акты вынесены исходя из конкретных обстоятельств иных рассматриваемых дел, судебный прецедент источником права в Российской Федерации не является.
В соответствии с приказом Службы от 25 декабря 2017 года N 116-11э/17 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между территориальными сетевыми организациями по Калининградской области на 2018 год", вступившим в силу с 1 января 2018 года, пункт 1 Приказа N 144-07э/16 признан утратившим силу. Соответственно, с 1 января 2018 года ООО "В", ООО "Д", АО "М" утратили статус территориальной сетевой организации. Правовых оснований для признания Приказа N 144-07э/16 в оспариваемой части недействующим со дня его принятия, как об этом ставит вопрос административный истец, не имеется.
С учётом изложенного, суд приходит к следующим выводам. Приказ N 144-07э/16 принят Службой в пределах её полномочий, с соблюдением требований законодательства к его форме, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу. Какое-либо несоответствие Приказа N 144-07э/16 в оспариваемой части требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не установлено, в связи с чем прав и законных интересов административного истца Приказ в указанной части не нарушает.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При установленных судом обстоятельствах, предусмотренных статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется.
Поскольку оспариваемые положения Приказа N 144-07э/16 не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления АО "Я" к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области о признании недействующим приказа Службы от 22 декабря 2016 года N 144-07э/16 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2017 год" в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчётов между АО "Я" - ООО "В", АО "Я" - АО "М", АО "Я" - ООО "Д", отказать.
Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 19 марта 2018 г. N 3а-23/2018
Текст предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании