Решение Калининградского областного суда от 5 декабря 2017 г. N 3а-106/2017
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО "О." к Правительству Калининградской области и Министерству по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области об оспаривании пункта 3517 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле от 26 июля 2017 года N 86, установил:
АО "О." обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в пункт 3517 Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 39:15:133008:218, расположенный на Московском проспекте, 375 в городе Калининграде, который принадлежит административному истцу на праве собственности и не обладает признаками, установленными статьей 378.2 НК РФ.
В судебном заседании представители АО "О." - Ш.Г.Т. и Ш.Я.А. заявленные требования поддержали. Также пояснили, что Перечень в оспариваемой части нарушает законные права и интересы АО "О.", которое до 1 января 2017 года вообще не осуществляло уплату налога на имущество, в том числе с учетом среднегодовой стоимости объекта недвижимости, ограничившись уплатой налога при применении упрощенной системы налогообложения.
Представители Правительства Калининградской области - Н.М.А. и Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области - Н.Н.В. просили в иске отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 14, 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает, в частности, размещение объектов общественного питания либо которые фактически используются для размещения объектов общественного питания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения, в частности, объектов общественного питания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения объектов общественного питания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных, в том числе, в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных, в частности, в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).
Постановлением Правительства Калининградской области от 10 января 2012 года N 7 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Калининградской области по состоянию на 1 июня 2011 года.
Согласно кадастровой выписки от 18 июня 2015 года объект с кадастровым номером 39:15:133008:218 поставлен на кадастровый учет 8 июня 2015 года.
В этой связи кадастровая стоимость не учтенного на момент массовой кадастровой оценки, но существовавшего здания подлежит определению с учетом удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастрового квартала (раздел "Город Калининград" таблицы 2 постановления Правительства Калининградской области от 10 января 2012 года N 7 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Калининградской области").
Данное постановление действует для целей налогообложения до 1 января 2018 года согласно постановлению Правительства области от 23 декабря 2016 года N 625 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов (за исключением земельных участков)...", которым, в свою очередь, утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков) для целей налогообложения с 1 января 2018 года.
Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона области от 27 ноября 2015 года N 480) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы определяется в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (п.п. 2 п. 2 ст. 1.1).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Калининградской области от 18 мая 2016 года N 254 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" определение соответствующего перечня возложено на Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области.
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области от 26 декабря 2016 года N 111 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Под пунктом 3520 в данный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером 39:15:133008:218, расположенное на Московском проспекте, 375 в городе Калининграде.
Приказ от 26 декабря 2016 года N 111 размещен на официальном сайте Министерства http:/minprom.gov39.ru и направлен в налоговый орган 26 декабря 2016 года.
Приказом Министерства от 26 июля 2017 года N 86 ранее утвержденный Перечень фактически изложен в новой редакции с корректировкой нумерации объектов недвижимости в связи с исключением из Перечня 52 объектов, а приказ от 26 декабря 2016 года N 86 отменен.
В пункте 3517 Перечня (в редакции приказа Министерства от 26 июля 2017 года N 86) также значится вышеуказанное нежилое здание с кадастровым номером 39:15:133008:218.
Приказ от 26 июля 2017 года размещен на официальном сайте Министерства http:/minprom.gov39.ru, направлен в налоговый орган 28 июля 2017 года, его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Таким образом, Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, в редакции приказа Министерства от 26 июля 2017 года N 86 не является вновь сформированным, а фактически представляет собой уточненный Перечень, ранее утвержденный приказом Министерства от 26 декабря 2016 года N 111 до начала очередного налогового периода (то есть до 1 января 2017 года).
Как следует из материалов дела, включение в Перечень принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером 39:15:133008:218 произведено по мотиву наличия в нем помещений общей площадью свыше 20% от общей площади здания, предназначенных и используемых для размещения объектов общественного питания.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 30 декабря 2004 года и от 1 июля 2015 года (повторное, взамен свидетельства от 30 декабря 2004 года) АО "О." является собственником здания мотеля с административным зданием и пристройкой с кадастровым номером 39:15:133008:218 общей площадью 7568,7 кв. м.
Ссылки административного истца на то, что согласно техническому паспорту на объект его общая площадь составляет 10125,2 кв. м (л.д. 20), а при государственной регистрации площадь объекта ошибочно указана в размере, примерно соответствующем площади отапливаемых помещений 7564,5 кв. м (л.д. 19), не свидетельствуют о незаконности исчисления Министерством доли помещений для размещения объектов общественного питания от общей площади здания 7568,7 кв. м, поскольку АО "О." свыше 10 лет не ставило вопрос перед регистрирующим органом об исправлении технической ошибки (при наличии таковой) и, кроме того, в силу ст.ст. 131, 219, п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности на объект недвижимости возникает с момента государственной регистрации.
Согласно расчетной таблицы по помещениям здания, принадлежащего АО "О." (л.д. 44) к помещениям, предназначенным и используемым для размещения объектов общественного питания, Министерством отнесены следующие помещения:
- помещения ресторана в цокольном этаже здания общей площадью 791,6 кв. м, переданные по договору аренды ООО "Б." и фактически используемые в качестве ресторана;
- помещения ресторана на первом этаже здания общей площадью 624 кв. м (включая помещение 12 площадью 77,4 кв. м), также переданные по договору аренды ООО "Б." и фактически используемые в качестве ресторана;
- помещение 12 площадью 77,4 кв. м, предназначенное согласно техническому паспорту для размещения зала казино,
- помещения 29, 41, 42, 43, 44 общей площадью 70,7 кв. м, относящиеся к помещениям ресторана в соответствии с техническим паспортом;
- помещение 5 площадью 310,7 кв. м, предназначенное для размещения вестибюля согласно техническому паспорту.
То обстоятельство, что вышеперечисленные помещения площадью 791,6 кв. м, 624 кв. м и 70,7 кв. м предназначены для размещения объектов общественного питания, не оспаривается истцом.
Факт ошибочного двойного учета площади 77,4 кв. м (помещение 12 на первом этаже) не оспаривается Министерством.
Что касается помещения вестибюля площадью 310,7 кв. м, то административный ответчик обосновывает свою позицию фактическим размещением в помещении вестибюля лобби-бара, представив фотографии, выполненные в ходе проверки фактического использования здания, на которых отображены барная стойка, столы и стулья в данном помещении.
Административный истец ссылается на то, что в этом помещении ранее действительно размещался лобби-бар, который в настоящее время не функционирует.
Суд принимает во внимание, что на сайте АО "О." до настоящего времени размещена информация о наличии в здании отеля лобби-бара с указанием его вместимости и стоимости аренды.
Также суд учитывает, что АО "О." неоднократно обращалось в Министерство по вопросу исключения здания с кадастровым номером 39:15:133008:218 из оспариваемого Перечня, представляя свой расчет площади помещений, используемых для размещения объектов общественного питания, и указывая при этом, в частности, о наличии помещения рецепции площадью 64,2 кв. м (а не площадью 310,7 кв. м), лобби-бара площадью 245 кв. м, помещения подсобки лобби-бара площадью 9,8 кв. м и помещения мойки посуды лобби-бара площадью 2,9 кв. м.
В этой связи доводы административного истца о том, что фактически лобби-бар не функционирует и вестибюль площадью 310,7 кв. м не следует учитывать при определении общей площади помещений, используемых и (или) предназначенных для размещения объектов общественного питания, опровергнуты вышеуказанными доказательствами.
Таким образом, при решении вопроса о включении здания с кадастровым номером 39:15:133008:218 в Перечень Министерством правомерно учтены помещения ресторана в цокольном этаже здания общей площадью 791,6 кв. м и на первом этаже здания общей площадью 624 кв. м, помещения 29, 41, 42, 43, 44 общей площадью 70,7 кв. м на первом этаже здания и часть помещения 5 на первом этаже здания, фактически используемого для размещения лобби-бара, площадью не менее 245 кв. м, а всего - площадью не менее 1731,3 кв. м. что составляет 22,9% от общей площади здания, в отношении которого зарегистрировано право собственности.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что здание с кадастровым номером 39:15:133008:218 обладает признаками, установленными статьей 378.2 НК РФ, в связи с чем правомерно включено в оспариваемый Перечень Министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области, действовавшим в пределах своей компетенции и в соответствии с положениями ст. 378.2 НК РФ, ст. 1.1 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" (с последующими изменениями и дополнениями).
При таких обстоятельствах суд не усматривает законных оснований к удовлетворению требований, заявленных к Министерству по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области.
Суд также отказывает АО "О." в иске к Правительству Калининградской области, которое является ненадлежащим ответчиком в данном деле.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административного иска АО "О." к Правительству Калининградской области и Министерству по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области об оспаривании пункта 3517 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле от 26 июля 2017 года N 86, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца.
Мотивированное решение составлено 5 декабря 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 5 декабря 2017 г. N 3а-106/2017
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании