Решение Калининградского областного суда от 5 марта 2018 г. N За-15/2018
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску первого заместителя прокурора Калининградской области об оспаривании в части решения окружного совета депутатов муниципального образования "Пионерский городской округ" от 25 февраля 2016 года N "О внесении изменений в приложение (карту) решения совета депутатов Пионерского городского округа от 25.11.2010 года N 107 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ", установил:
Первый заместитель прокурора Калининградской области обратился с административным иском к администрации и окружному совету депутатов Пионерского городского округа о признании недействующим со дня принятия указанного решения окружного совета депутатов муниципального образования "Пионерский городской округ" от 25 февраля 2016 года N в части установления на карте градостроительного зонирования (приложение N 1 Правил землепользования и застройки Пионерского городского округа) в границах земельных участков с кадастровыми номерами N , 39:19:000000:746 территориальной зоны с индексом Ж-3 "зона застройки малоэтажными жилыми домами" в связи с несоответствием карты градостроительного зонирования федеральному законодательству и функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования, установленной в отношении спорной территории генеральным планом муниципального образования "Пионерский городской округ", утвержденным решением окружного совета депутатов Пионерского городского округа от 16 октября 2008 года N 76.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Представители администрации Пионерского городского округа - С.Г.И. и окружного совета депутатов Пионерского городского округа - П.А.В. просили в иске отказать, ссылаясь в основном на то, что границы территориальных зон в установленном порядке не определены, карта градостроительного зонирования условно разделяет территорию городского округа на территориальные зоны, в связи с чем невозможно сделать вывод о первоначальном включении земельных участков с кадастровыми номерами N , 39:19:000000:746 в границы территориальной зоны с индексом Р-5 "зона скверов, садов, бульваров". Также обращали внимание на то, что внесение изменений в карту градостроительного зонирования направлено на ее приведение в соответствие с фактически сложившейся застройкой.
Представитель заинтересованного лица - Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области - в судебное заседание не явился, Агентство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представило письменный отзыв на административное исковое заявление (л.д. 158-160).
Определением суда от 16 января 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены правообладатели земельных участков с кадастровыми номерами N и 39:19:000000:746 П.С.В. и МУП "В.".
Представитель П.С.В. полагал требования прокурора не подлежащими удовлетворению.
Представитель МУП "В." в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебное заседания, каких-либо ходатайств не представил.
Выслушав пояснения представителей сторон, заинтересованного лица и свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Из материалов дела следует, что генеральный план муниципального образования "Пионерский городской округ" утвержден решением окружного совета депутатов от 16 октября 2008 года N 76.
Согласно генеральному плану территория, включающая в себя, помимо иных, земельные участки с кадастровыми номерами N и 39:19:000000:746, отнесена к функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, бульвары, скверы).
Правила землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ" были утверждены решением окружного совета депутатов от 25 ноября 2010 года N 107.
Рассматриваемая территория была отнесена к территориальной зоне с индексом Р-5 "скверы, сады, бульвары".
Оспариваемым решением окружного совета депутатов от 25 февраля 2016 года N о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Пионерского городского округа земельные участки с кадастровыми номерами N и 39:19:000000:746 отнесены к территориальной зоне с индексом Ж-3 "зона застройки малоэтажными жилыми домами".
Таким образом, решение окружного совета депутатов Пионерского городского округа от 25 февраля 2016 года N применительно к земельным участкам с кадастровыми номерами N и 39:19:000000:746 принято без учета генерального плана муниципального образования в нарушение приведенных норм градостроительного законодательства.
Доводы административных ответчиков и заинтересованных лиц о том, что границы функциональных зон при подготовке генерального плана муниципального образования не были установлены и сведения о границах этих зон до настоящего времени не внесены в государственный кадастр, не свидетельствуют о правомерности оспариваемого решения совета депутатов муниципального образования о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Так, в соответствии со ст. 1 ГрК РФ функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7).
В силу ч. 2 ст. 33 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Из этих положений закона следует, что вопрос об изменении границ территориальных зон может быть разрешен только после установления границ функциональных и территориальных зон, что в данном случае сделано не было.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области и администрацией Пионерского городского округа были составлены схемы расположения земельных участков с кадастровыми номерами N и 39:19:000000:746 на основном чертеже генерального плана (л.д. 236-238).
Из схем видно, что, несмотря на отсутствие установленных границ функциональных зон применительно к генеральному плану муниципального образования, возможно определить, что земельные участки с кадастровыми номерами N и 39:19:000000:746 частично относятся к функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары).
Позиция администрации Пионерского городского округа о том, что изменение территориального зонирования в данной ситуации обусловлено необходимостью приведения карты градостроительного зонирования в соответствие с фактически сложившейся застройкой, не освобождает от обязанности по соблюдению норм градостроительного законодательства о соответствии правил землепользования и застройки муниципального образования его генеральному плану.
При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.
Определяя дату, с которой решение окружного совета депутатов от 25 февраля 2016 года N 10 в оспариваемой части не подлежит применению, суд полагает его недействующим и не подлежащим применению с момента принятия, учитывая несоответствие закону и генеральному плану поселения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск первого заместителя прокурора Калининградской области удовлетворить.
Признать недействующей и не подлежащей применению с момента принятия Карту территориального зонирования г. Пионерский, утвержденную решением окружного совета депутатов муниципального образования "Пионерский городской округ" от 25 февраля 2016 года N 10 "О внесении изменений в приложение (карту) решения совета депутатов Пионерского городского округа от 25.11.2010 года N 107 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ", применительно к земельным участкам с кадастровыми номерами N , 39:19:000000:746.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете "Новости Пионерского" и на официальном сайте администрации МО "Пионерский городской округ" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение составлено 7 марта 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 5 марта 2018 г. N За-15/2018
Текст предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании