Решение Калининградского областного суда от 21 мая 2018 г. N 3а-61/2018
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "ПК" к Министерству по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области об оспаривании пункта 1406 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле от 26 июля 2017 года N 86, установил:
26 июля 2017 года министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области издан приказ N 86, пунктом 1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год в редакции согласно приложению (далее - Перечень).
Приказ от 26 июля 2017 года размещен на официальном сайте министерства http:/minprom.gov39.ru и направлен в налоговый орган 28 июля 2017 года.
Согласно пункту 1406 в названный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером _______________ площадью 1978,6 кв. м, расположенное по адресу: _______________.
ООО "ПК" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 1406 Перечня, ссылаясь на то, что является собственником указанного здания, которое не обладает признаками, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Перечень в оспариваемой части нарушает законные права и интересы общества, которому вручены требования об уплате налога на имущество организаций за 2017 год в размере 235496 руб. и которое ранее не осуществляло уплату этого налога, применяя упрощенную систему налогообложения.
В судебном заседании представитель ООО "ПК" М.В.Н. заявленные требования поддержала.
Представитель министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области - Н.Н.В. просила в иске отказать, настаивая на правомерности включения указанного объекта в Перечень по мотиву наличия в наименовании объекта слов "административно-бытовое", что позволяет отнести объект к административно-деловым центрам и объектам бытового обслуживания.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора о наличии оснований к удовлетворению административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. ст. 14, 372 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Калининградской области налог на имущество организаций установлен Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций".
Статьей 1.1 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций" (в редакции Законов Калининградской области от 27 ноября 2015 года N 480, от 14 июня 2017 года N 82) установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества на территории Калининградской области.
Пунктом 1 этой статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы определяется, в частности, в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Калининградской области от 18 мая 2016 года N 254 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" определение соответствующего перечня возложено на министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области.
Приказом министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области от 26 декабря 2016 года N 111 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Под пунктом 1409 в данный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером 39:05:051102:205, принадлежащее ООО "ПК" на праве собственности с 20 февраля 2013 года.
Приказ от 26 декабря 2016 года N 111 размещен на официальном сайте Министерства http:/minprom.gov39.ru и направлен в налоговый орган 26 декабря 2016 года.
В дальнейшем оспариваемым приказом министерства от 26 июля 2017 года N 86 ранее утвержденный Перечень фактически изложен в новой редакции с корректировкой нумерации объектов недвижимости в связи с исключением из Перечня 52 объектов и указанный объект в настоящее время включен в Перечень под N 1406.
Как следует из материалов дела, нежилое здание с кадастровым номером ______________ расположено на земельном участке с кадастровым номером _______________ площадью 10720 кв. м, принадлежащем ООО "ПК" на праве аренды, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для обслуживания административно-бытового корпуса.
Названный вид разрешенного использования не предусматривает размещения офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем по признаку вида разрешенного использования земельного участка объект не подлежал включению в Перечень.
Также здание не подлежало включению в Перечень на основании документов технического учета (инвентаризации) ввиду утери таковых.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, наименование здания - административно-хозяйственный корпус.
Такое наименование также не предусматривает размещения офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, законных оснований для включения объекта в Перечень по мотиву наличия в его наименовании слов "административно-бытовой" не имелось.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.2 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Калининградской области от 1 июля 2016 года N 330 установлен порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения (далее - Порядок).
Пунктом 10 Порядка определено, что уполномоченный орган осуществляет формирование перечня объектов нежилого фонда, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации.
В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 Порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда документы, предусмотренные пунктом 11 Порядка (правоустанавливающие документы на здание (помещение) и земельный участок, техническую документацию на здание (помещение) и т.д.).
В случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 Порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (пункт 13 Порядка).
Обследование проводится в соответствии с планом обследования объектов нежилого фонда, который утверждается руководителем уполномоченного органа ежегодно в срок до 1 августа (пункт 14 Порядка).
Из содержания пункта 2 статьи 375, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и приведенных положений Порядка следует, что такое обследование объектов проводится до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, в данном случае до 1 января 2017 года.
Однако в отношении объекта недвижимости административного истца в 2016 году не проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на 2017 год.
Относительно фактического использования здания административный истец представил сведения о том, что в соответствии с договорами аренды нежилых помещений общая площадь переданных в аренду нежилых помещений составляет 267,4 кв. м, то есть 13,51% от общей площади здания.
Остальные помещения здания используются для собственных нужд ООО "ПК" и ведения хозяйственной деятельности в целях обслуживания расположенного на смежном земельном участке с кадастровым номером __________________ здания для производства напольных покрытий, которое также принадлежит административному истцу на праве собственности.
Представленные административным истцом доказательства не опровергнуты, обследование здания не проведено до настоящего времени.
Следовательно, здание не могло быть включено в Перечень и по признаку фактического использования.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для включения объекта с кадастровым номером __________________ в Перечень у административного ответчика не имелось.
Включением указанного объекта в Перечень нарушены законные права и интересы административного истца в сфере налогообложения.
При таких обстоятельствах суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО "ПК" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 1406 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле от 26 июля 2017 года N 86.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца.
Мотивированное решение составлено 24 мая 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 21 мая 2018 г. N 3а-61/2018
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании