Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению окружного
Совета депутатов
от 31.07.2018 г. N 56
Положение
о порядке принятия, учета и оформления в муниципальную собственность муниципального образования "Озерский городской округ" бесхозяйного имущества
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение "О порядке принятия, учета и оформления в муниципальную собственность муниципального образования "Озерский городской округ" бесхозяйного имущества" (далее - Положение) разработано в соответствии со статьями 125, 225, 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", Уставом муниципального образования "Озерский городской округ".
1.2. Настоящее Положение определяет порядок оформления документов, постановки на учет и признания права муниципальной собственности муниципального образования "Озерский городской округ" на имущество, расположенное на территории муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области, обладающее признаками бесхозяйной вещи.
1.3. Положение распространяется на имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо на имущество, от права собственности на которое собственник отказался, т.е. на бесхозяйное имущество.
Отказ от права собственности должен выражаться в совершении определенных действий, заключающихся в устранении от владения, пользования и распоряжения этим имуществом без дальнейшего сохранения прав на него.
Оформить отказ можно путем подачи заявления в администрацию муниципального образования "Озерский городской округ" (далее - Администрация) с приложением правоустанавливающих документов, кадастровых паспортов, документов, содержащих описание имущества.
1.4. Оформление документов для признания бесхозяйными объектов недвижимого имущества, находящихся на территории муниципального образования "Озерский городской округ", постановку на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества осуществляет Администрация в соответствии с настоящим Положением.
1.5. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляет орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (его территориальное подразделение).
1.6. Главными целями и задачами выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества и оформления права муниципальной собственности на них являются:
- вовлечение неиспользуемого имущества в свободный гражданский оборот;
- обеспечение нормальной и безопасной технической эксплуатации имущества.
2. Порядок выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества
2.1. Сведения о недвижимом имуществе, имеющем признаки бесхозяйного, могут поступать:
- от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- в результате проведения инвентаризации;
- на основании заявлений юридических и физических лиц.
2.2. Сведения о бесхозяйных объектах недвижимого имущества представляются заинтересованными лицами путем направления соответствующей информации (заявления или обращения) в Администрацию.
Организация работ по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества возлагается на Администрацию.
2.3. Собственник недвижимого имущества вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
2.4. В заявлении (обращении) указываются:
а) место нахождения объекта, его наименование и назначение;
б) ориентировочные сведения об объекте (в том числе год постройки и технические характеристики);
в) сведения о пользователях объекта;
г) иные доступные сведения.
2.5. Для проверки поступивших сведений о выявленном объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного, и осмотра внешнего состояния объекта распоряжением Администрации создается комиссия, в состав которой входят представители отдела по имущественным и земельным отношениям, административно-правового отдела, отдела архитектуры и строительства, отдела экономического развития и ЖКХ Администрации (далее - Комиссия).
3. Проверка сведений о бесхозяйных объектах недвижимого имущества
3.1. На основании поступившего в Администрацию обращения по поводу выявленного объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, Комиссия в 20-дневный срок со дня получения письменной информации осуществляет проверку поступивших сведений о выявленном объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного, осмотр внешнего состояния объекта и составляет акт обследования по форме N 1, прилагаемой к настоящему Положению.
3.2. После составления акта выявления бесхозяйного недвижимого имущества Администрация в течение двух месяцев проводит работу по уточнению и дополнению информации о бесхозяйных объектах недвижимого имущества.
В целях проведения проверки сведений об обнаруженных объектах, имеющих признаки бесхозяйных, Администрация осуществляет сбор документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются:
- выданные органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
- выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы;
- сведения из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимого имущества.
3.3. Документом, подтверждающим отказ собственника от прав на недвижимое имущество, является заявление от собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества.
В случае отказа собственника - юридического лица от права собственности на имущество и в случае, если право собственности не зарегистрировано, Администрация запрашивает следующие документы:
- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности;
- копии учредительных документов юридического лица, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет в ИФНС по месту нахождения организации;
- документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица.
В случае отказа собственника - физического лица от права собственности на имущество и в случае, если право собственности не зарегистрировано, Администрация запрашивает следующие документы:
- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности;
- сведения о регистрации физического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица;
- копия документа, удостоверяющего личность гражданина.
3.4. В случае получения информации из источников, указанных в пункте 3.2 настоящего Положения, о собственнике объекта недвижимого имущества Администрация прекращает работу по сбору документов для постановки соответствующего объекта на учет в качестве бесхозяйного и сообщает данную информацию лицу, предоставившему первичные сведения.
3.5. В течение десяти рабочих дней после окончания мероприятий по проверке сведений о бесхозяйном объекте недвижимого имущества, за исключением случая, указанного в пункте 3.4 настоящего Положения, Комиссией готовится акт о невозможности установления собственника объекта, обладающего признаками бесхозяйного (приложение N 2), на основании которого издается постановление Администрации о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным и включении его в реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области.
Данное постановление публикуется в газете "Знамя труда" и размещается на официальном сайте муниципального образования "Озерский городской округ" http://www.ozyorsk.ru/.
3.6. Не позднее тридцати рабочих дней со дня опубликования постановления Администрации о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным Администрация заказывает изготовление кадастрового паспорта. Работы по изготовлению кадастрового паспорта осуществляются за счет средств местного бюджета.
3.7. В целях предотвращения угрозы разрушения (утраты) имущества, имеющего признаки бесхозяйного, возникновения и устранения последствий аварийных ситуаций, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан (в части содержания в надлежащем состоянии объектов жизнеобеспечения, инженерной инфраструктуры и объектов благоустройства), администрация муниципального образования "Озерский городской округ" обеспечивает сохранность данного имущества за счет и в пределах средств местного бюджета, выделенных на эти цели.
4. Порядок принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества
4.1. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) на основании заявления Администрации о постановке на учет (далее - заявление).
4.2. Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости.
4.3. К заявлению прилагаются:
4.3.1. Документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе:
- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Калининградской области.
4.3.2. Заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества.
4.3.3. Копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.
4.4. Заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично, посредством почтового отправления и уведомлением о вручении либо в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав.
4.5. Заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.
4.6. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
4.7. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРН в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав недвижимости.
4.8. В целях сохранения имущества на период с момента постановки объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного до момента возникновения права муниципальной собственности бесхозяйный объект недвижимого имущества распоряжением Администрации передается на ответственное хранение муниципальным предприятиям или учреждениям, осуществляющим виды деятельности, соответствующие целям использования бесхозяйного имущества.
При отсутствии муниципального предприятия или учреждения, осуществляющего виды деятельности, соответствующие целям использования бесхозяйного имущества, Администрация самостоятельно обеспечивает содержание бесхозяйного имущества в соответствии с действующим законодательством.
4.9. Администрация вправе осуществлять ремонт и содержание бесхозяйного имущества за счет средств местного бюджета муниципального образования "Озерский городской округ".
5. Реестр бесхозяйного имущества муниципального образования "Озерский городской округ" и порядок его ведения
5.1. Под реестром бесхозяйного имущества муниципального образования "Озерский городской округ" (далее - реестр бесхозяйного имущества) понимается банк данных об объектах, обладающих признаками бесхозяйного имущества.
5.2. Ведение реестра бесхозяйного имущества осуществляет Администрация.
5.3. Ведение реестра бесхозяйного имущества осуществляется в электронной и бумажной формах и включает в себя ведение базы данных об объектах, обладающих признаками бесхозяйных, формируемых по принадлежности к той или иной категории объекта, - форма учета.
5.4. Ведение реестра бесхозяйного имущества означает включение или исключение того или иного объекта в реестр бесхозяйного имущества, а также обновление данных об объектах учета (фиксирование текущих изменений по оформлению такого имущества).
5.5. Включение объекта в реестр бесхозяйного имущества означает внесение в реестр бесхозяйного имущества сведений, идентифицирующих объект в соответствии с реквизитами формы учета реестра бесхозяйного имущества.
5.6. Исключение объекта из реестра бесхозяйного имущества означает прекращение наблюдения за объектом в связи с изменением правовой принадлежности объекта.
5.7. Основаниями для включения в реестр бесхозяйного имущества или исключения из него объектов являются:
а) судебные акты;
б) постановление Администрации.
5.8. Каждому объекту учета, включенному в реестр бесхозяйного имущества, присваивается реестровый номер (индивидуальный номер учета).
5.9. В реестре бесхозяйного имущества подлежат отражению следующие данные:
- наименование объекта;
- место нахождения объекта;
- основания внесения объекта в реестр бесхозяйного имущества;
- технические характеристики объекта;
- стоимостные характеристики (при наличии);
- сведения о постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию права на недвижимое имущество;
- сведения об обращении в суд с требованием о признании объекта недвижимости бесхозяйным имуществом и признании права муниципальной собственности на него;
- сведения о вынесении решения суда и о вступлении его в законную силу (удовлетворение исковых требований либо отказ в удовлетворении);
- сведения о структурном подразделении Администрации, обеспечивающем содержание, охрану и безопасность существования таких вещей для населения муниципального образования "Озерский городской округ" на период его оформления.
6. Порядок регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества
6.1. По истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет Администрация направляет в суд заявление о признании права муниципального образования "Озерский городской округ" на данный объект.
6.2. На основании решения суда, вступившего в законную силу, Администрация включает объект в реестр муниципальной собственности муниципального образования "Озерский городской округ" и проводит государственную регистрацию права муниципальной собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
6.3. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
6.4. Если в срок до принятия бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципального образования "Озерский городской округ" объявится его собственник, доказывание права собственности на него лежит на этом собственнике.
6.5. В случае, если собственник докажет право собственности на объект недвижимого имущества, Администрация направляет заказное письмо с предложением о необходимости принятия мер по содержанию данного объекта в надлежащем состоянии в соответствии с действующим законодательством и готовит распоряжение об исключении этого объекта из реестра бесхозяйного имущества муниципального образования "Озерский городской округ".
6.6. В случае, если собственник докажет право собственности на объект недвижимого имущества, Администрация имеет право на возмещение затрат, понесенных на ремонт и содержание данного объекта, в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством. Указанные затраты могут быть возмещены собственником добровольно.
6.7. После государственной регистрации права муниципальной собственности Администрация принимает решение о владении, пользовании и распоряжении данными объектами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом муниципального образования "Озерский городской округ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.