Решение Калининградского областного суда от 28 августа 2018 г. N 3а-90/2018
Калининградский областной суд в составе, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "В" к Министерству по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области об оспаривании пункта 1029 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86, установил:
26 июля 2017 года Министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области издан приказ N 86, пунктом 1 которого определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год в редакции согласно приложению (далее - Перечень).
Приказ от 26 июля 2017 года размещён на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://minprom.gov39.ru и направлен в налоговый орган.
Согласно пункту 1029 в названный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером 39:03:070504:39, расположенное по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, ул. Полевая, д. 18.
ООО "В" (далее также - административный истец, Общество), ссылаясь на то, что является собственником указанного здания, которое не обладает признаками, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилось в суд с административным иском о признании незаконным пункта 1029 Перечня,
В судебном заседании представитель ООО "В" Б.Е.С. заявленные требования поддержала. Указала, что Перечень в оспариваемой части нарушает законные права и интересы Общества, которое ранее не осуществляло уплату этого налога, применяя упрощённую систему налогообложения, и которое согласно налоговой декларации за 2017 год обязано в отношении вышеуказанного объекта недвижимости уплатить налог на имущество организаций за 2017 год в размере 96307 рублей.
Представитель Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Н.Н.В. просила в иске отказать; поддержала доводы, изложенные в представленном в суд письменном отзыве на административное исковое заявление, настаивая на правомерности включения указанного объекта в Перечень, указывая, что объект с кадастровым номером 39:03:070504:39 является административным зданием и подпадает под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований к удовлетворению административного иска, судебные прения, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Калининградской области налог на имущество организаций установлен Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций".
Статьёй 1.1 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций" (в редакции Законов Калининградской области от 27 ноября 2015 года N 480, от 14 июня 2017 года N 82) установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества на территории Калининградской области.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы определяется, в частности, в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Калининградской области от 18 мая 2016 года N 254 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" определение соответствующего перечня возложено на Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области.
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2016 года N 111 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Под пунктом 1029 в данный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером 39:03:070504:39, принадлежащее ООО "В" на праве собственности.
Приказ от 26 декабря 2016 года N 111 размещён на официальном сайте Министерства http://minprom.gov39.ru и направлен в налоговый орган.
В дальнейшем оспариваемым приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86 ранее утверждённый Перечень фактически изложен в новой редакции. Нежилое здание с кадастровым номером 39:03:070504:39 включено в Перечень под N 1029, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из приказа Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86 (л.д. 81).
Приказ Министерства от 26 июля 2017 года N 86, согласно положениям его пункта 5, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу здания условиям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения этого здания в Перечень, не представило.
Как следует из материалов административного дела, принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером 39:03:070504:39, общей площадью 712, 5 кв. м, расположено на земельном участке с кадастровым номером 39:03:070503:28, площадью 3905 кв. м, принадлежащем ООО "В" на праве собственности, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности (л.д.47), выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 1 августа 2018 года (л.д. 104-108).
Названный вид разрешённого использования не предусматривает размещения офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем по признаку вида разрешённого использования земельного участка объект не подлежал включению в Перечень.
По сведениям кадастрового учёта, содержащимся в ЕГРН, принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером 39:03:070504:39 имеет наименование - "Административное", что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 1 августа 2018 года (л.д. 101-103).
Вместе с тем указанное наименование в силу вышеприведённых положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации само по себе не свидетельствует о том, что данное здание является административно-деловым центром, предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно данным технического паспорта, составленного Гурьевским БТИ Калининградского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 9 октября 2004 года (л.д.59-69), помещения здания имеют следующее назначение: "обеденный зал", "коридор", "АТС", "комната отдыха", "кабинет", "вспомогательное", "душевая", "лестница". "кухня", "кладовая", "котельная", "холл", "приёмная", "актовый зал", "библиотека".
Суд исходит из того, что использованные в техническом паспорте термины "кабинет" и "приёмная" равными по значению с термином "офис" не являются.
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных в техническом паспорте помещений здания к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, в материалы административного дела не представлено.
Таким образом, законных оснований для включения объекта в Перечень по мотиву наличия в его наименовании слова "административное" не имелось.
При отсутствии документов, достоверно подтверждающих возможность отнесения здания с кадастровым номером 39:03:070504:39 к административно-деловому центру по вышеназванным признакам, данное здание могло быть включено в оспариваемый Перечень на основании его фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.2 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Калининградской области от 1 июля 2016 года N 330 установлен порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения (далее - Порядок).
Пунктом 10 Порядка определено, что уполномоченный орган осуществляет формирование перечня объектов нежилого фонда, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации.
В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 Порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда документы, предусмотренные пунктом 11 Порядка (правоустанавливающие документы на здание (помещение) и земельный участок, техническую документацию на здание (помещение) и т.д.).
В случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 Порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (пункт 13 Порядка).
Обследование проводится в соответствии с планом обследования объектов нежилого фонда, который утверждается руководителем уполномоченного органа ежегодно в срок до 1 августа (пункт 14 Порядка).
Из содержания пункта 2 статьи 375, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и приведенных положений Порядка следует, что такое обследование объектов проводится до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, в данном случае до 1 января 2017 года.
Однако в отношении объекта недвижимости административного истца в 2016 году не проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на 2017 год.
Относительно фактического использования здания административный истец представил сведения о том, что им в здании используется помещение площадью 45,5 кв. м, в котором размещаются директор и бухгалтер Общества, часть помещений в здании занимает центральная сельская библиотека пос. Высокое Гурьевского района по договору безвозмездного пользования по ходатайству администрации муниципального образования, в общей сложности 50, 3 кв. м. То есть всего используется 13,44 процентов от общей площади здания.
Представленные административным ответчиком суду фотоматериалы (л.д.126-136) указанные сведения административного истца не опровергают, об ином фактическом использовании здания не свидетельствуют.
Таким образом, представленные административным истцом доказательства не опровергнуты, обследование здания не проведено до настоящего времени.
Доказательств тому, что 20 и более процентов от общей площади здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено, и в материалах административного дела не содержится.
Следовательно, здание не могло быть включено в Перечень и по признаку фактического использования.
С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для включения объекта с кадастровым номером 39:03:070504:39 в Перечень у административного ответчика не имелось.
Включением указанного объекта в Перечень нарушены законные права и интересы административного истца в сфере налогообложения, поскольку на него возложены обязанности по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости названного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах дела суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск ООО "В" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 1029 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86.
Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению на официальном сайте Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 3 сентября 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 28 августа 2018 г. N 3а-90/2018
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании