Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Содержание проблемы и возможности ее решения программно-целевым методом.
Развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является одним из наиболее значимых направлений деятельности районных органов власти в рамках решения вопросов социально-экономического развития территории городского округа и смягчения социальных проблем.
В то же время ведение предпринимательской деятельности характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, ограниченностью финансовых средств и основных фондов. Поэтому необходимость развития МСП признана как на муниципальном, так и на областном, и федеральном уровнях.
Системный подход к решению проблем развития предпринимательства на муниципальном уровне, с использованием программных методов, способствует последовательной работе, направленной на создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности на территории Гурьевского городского округа.
Значительную роль на формирование инвестиционного климата в регионе в целом оказывает ряд мер, принимаемых Правительством Калининградской области. Поддержка приоритетных проектов предполагает налоговые льготы, компенсацию части процентной ставки по кредитам, государственные гарантии, поддержка начинающих предпринимателей.
Одним из основных направлений финансовой поддержки СМСП является использование механизма предоставления государственной поддержки, оказываемой Правительством Калининградской области СМСП. Поддержка осуществляется при участии государственного автономного учреждения Калининградской области "Фонд поддержки предпринимательства".
В рамках информационной поддержки МСП сведения о действующих программах, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в области и муниципальном образовании, контактах размещены в свободном доступе на сайте Министерства экономики Калининградской области (www.investin.gov39.ru), сайте Государственного автономного учреждения Калининградской области "Фонд поддержки предпринимательства" (www.fpmp39.ru) и официальном сайте органов местного самоуправления Гурьевского городского округа (www.gurievsk.gov39.ru).
СМСП в последние годы активно участвуют в аукционах и конкурсах на заключение муниципальных контрактов на закупку товаров, выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд.
Участвуя практически во всех видах экономической деятельности, СМСП обеспечивают формирование конкурентной среды, повышение доходов бюджета городского округа, занятость и повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса. Экономическое и социальное развитие муниципального образования во многом зависит от развития данного сектора экономики.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, на конец 2010 года на территории Гурьевского муниципального района осуществляли хозяйственную деятельность 3132 СМСП. На одну тысячу жителей приходится 60 СМСП.
Структура СМСП Гурьевского муниципального района в разрезе отраслей экономики представлена на диаграмме:
Диаграмма. Структура СМСП Гурьевского муниципального района в разрезе отраслей экономики
Только в малом предпринимательстве трудится около 48% занятых в экономике муниципалитета, доля выручки малых предприятий в общем объёме выручки составляет около 45 процентов.
Развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий повышения уровня жизни, становления среднего класса и формирования устойчивой социально-экономической среды.
На начало 2014 года уровень безработицы на территории Гурьевского городского округа составил 0,7 процента. В условиях последствий экономического кризиса отмечается проблема обеспечения занятости населения. Обеспечение самозанятости населения в собственном бизнесе является важным источником решения проблем безработицы Гурьевского городского округа.
Несмотря на наметившиеся в последние годы положительные тенденции в улучшении общей среды деятельности СМСП, не устранены проблемы, тормозящие его становление, в числе которых:
- неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность МСП;
- отсутствие равных конкурентных условий с корпоративным бизнесом;
- административные барьеры, создаваемые ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности;
- недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов (недостаточность собственного капитала и оборотных средств);
- трудности с получением банковского кредита и высокая процентная ставка за кредит;
- недостаток производственных площадей, высокая арендная плата;
- отсутствие необходимой инфраструктуры поддержки МСП;
- недостаточный уровень подготовки многих руководителей МСП и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;
Таким образом, необходимо создание системы комплексной муниципальной поддержки МСП в увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Проведение эффективной последовательной политики в вопросе поддержки и развития предпринимательства позволит создать экономический рост в Гурьевском городском округе.
Необходимость разработки программы и решения задач по развитию МСП на территории Гурьевского городского округа программно-целевым методом обусловлены рядом объективных факторов:
- сложившейся сложной социально-экономической ситуацией, связанной с ростом безработицы в период экономического кризиса 2008-2009 гг.;
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем МСП и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий.
Реализация программных мероприятий связана с определенными рисками (угрозами):
рыночные риски
- сложившаяся структура распределения рабочей силы в Гурьевском городском округе по отраслям;
- высокие требования банковской системы к обеспечению кредитов;
- высокие процентные ставки по кредитам;
- вытеснение из сегмента товарного рынка СМСП более крупными субъектами;
- низкий уровень подготовки кадров СМСП;
социальные риски
- демографический - изменение возрастной структуры населения - увеличение старшей возрастной группы;
- миграционный - возможный отток квалифицированных кадров за пределы Гурьевского городского округа.
Анализ факторов, влияющих на развитие МСП, показывает, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов исполнительной и законодательной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей, структур поддержки.
Обеспечение условий для развития МСП является одним из направлений программы социально-экономического развития Гурьевского городского округа на период до 2017 года и определяет задачи политики органов местного самоуправления по поддержке и развитию МСП.
Основные мероприятия Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории Гурьевского городского округа на 2014-2016 годы направлены на комплексное решение проблемных вопросов в МСП с использованием программно-целевых методов.
Основными принципами реализации программы должны стать:
- заявительный порядок обращения СМСП за оказанием поддержки;
- доступность инфраструктуры поддержки для всех СМСП;
- равный доступ СМСП к участию в программе;
- открытость и доступность процедур оказания поддержки в рамках программы;
- обеспечение экономической свободы СМСП;
- социальная направленность поддержки СМСП;
- первоочередная поддержка СМСП, осуществляющих свою деятельность в приоритетных направлениях, указанных в разделе 4.7 программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.