Решение Калининградского областного суда от 18 февраля 2019 г. N 3а-3/2019
Именем Российской Федерации "18" февраля 2019 г.
г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Кулешовой Е.А.
с участием прокурора Маркеловой Г.И.
при секретаре - Корженко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" к Городскому Совету депутатов города Калининграда, администрации городского округа "Город Калининград", Правительству Калининградской области об оспаривании в части Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда (пятого созыва) от 06 июля 2016 года N 225, и Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда (шестого созыва) от 25 декабря 2017 года N 339, установил:
Решением городского Совета депутатов Калининграда (пятого созыва) от 06 июля 2016 года N 225 утвержден Генеральный план городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года включительно в виде графических и текстовых материалов.
Данное решение городского Совета депутатов Калининграда опубликовано на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград" и в газете "Гражданин" (специальный выпуск, N 33-с, 15 июля 2016 года) и вступило в законную силу.
Решением городского Совета депутатов Калининграда (шестого созыва) от 25 декабря 2017 года N 339 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" в виде графических и текстовых материалов.
Данное решение городского Совета депутатов Калининграда опубликовано на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград" и в газете "Гражданин" (специальный выпуск, N 1, 9 января 2018 года) и вступило в законную силу.
ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" обратилось в суд с вышеназванным административным иском с последующими уточнениями к нему, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, на котором планирует строительство комплекса многоквартирных жилых домов в соответствии с установленным градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных Решением городского Совета депутатов Калининграда (шестого созыва) от 25 декабря 2017 года N 339.
В связи с этим, 19 июня 2018 года ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" на указанный земельный участок в Агентстве по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области был получен градостроительный план земельного участка N (далее - ГПЗУ), согласно сведениям которого часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером N на основании данных Генерального плана городского округа "Город Калининград" и Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" расположена в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических), а также объектов для размещения твердых коммунальных отходов мусоросортировочных станций (Н-8).
На запрос ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Калининградской области) сообщило, что заявлений на выдачу решений по установлению санитарно-защитных зон от предприятий, расположенных в районе <адрес>, к нему не поступало.
Поскольку Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон, отображение в данных Генеральном плане городского округа "Город Калининград" и Правилах землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" просило признать не действующим и не подлежащим применению Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утверждённые решением городского Совета депутатов Калининграда (шестого созыва) от 25 декабря 2017 года N 339, в части установления санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических), а также объектов для размещения твердых коммунальных отходов мусоросортировочных станций (Н-8) в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N.
В последующем ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" уточнило требования административного иска (т. 1 л.д. 127-132), указав, что земельный участок с кадастровым номером N был в результате межевания поделен на три и заявленные требования касаются земельного участка с кадастровым номером N с разрешенным использованием многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
В судебном заседании представитель ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" Суханов П.В. административный иск поддержал по изложенным в нем доводам.
Представители административных ответчиков Городского Совета депутатов города Калининграда Золов Д.А., администрации городского округа "Город Калининград" Руденко Е.В., Князева А.П., Правительства Калининградской области Вальтер М.А., а также представители заинтересованных лиц: Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Жданова И.Ю., Управления Роспотребнадзора по Калининградской области Дудик Н.Г., Булойчик Р.Г. и Булойчик Т.А. Кондрат А.И. просили в административном иске отказать, указав, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в порядке и в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ.
Булойчик Р.Г. и Булойчик Т.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.
С учетом мнения остальных участников процесса и положений ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об обоснованности заявленных требований, а также выслушав судебные прения, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N (ранее - земельный участок с кадастровым номером N) с разрешенным использованием многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно сообщению Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области по материалам Генерального плана городского округа "Город Калининград" (карта ограничений градостроительной деятельности на территории городского округа и результатов комплексного анализа территории), а также согласно карты зон с особыми условиями использования территорий и территорий объектов культурного наследия, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", земельный участок с кадастровым номером N (в настоящее время земельный участок N) частично расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических), а также объектов для размещения твердых коммунальных отходов мусоросортировочных станций.
Отображение указанной санитарно-защитной зоны в границах принадлежащего административному истцу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не оспаривается участвующими в деле лицами.
В силу пунктов 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения соответствующего городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные нормативные правовые акты.
Оспариваемые нормативные правовые акты были приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2 и 4.3 СанПиН).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила установления санитарно-защитных зон).
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
С учетом приведенных норм федерального законодательства, а также положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", суд приходит к выводу о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, установленные с соблюдением требований законодательства в названной сфере.
Согласно информации Управления Роспотребнадзора по Калининградской области заключений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации относительно установления санитарно-защитной зоны в пределах границ принадлежащего ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не выдавалось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отображение в Генеральном плане городского округа "Город Калининград" и Правилах землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
Кроме того, оспариваемые положения нарушают права и законные интересы административного истца, ограничивая его права собственника земельного участка с разрешенным использованием "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", поскольку в силу пункта 5.1 СанПиН в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Доводы возражений Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области о том, что в соответствии с пунктом 12.5 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 244 (далее - Методические рекомендации), при разработке проектов генеральных планов целесообразно предусматривать установление ориентировочных размеров санитарно-защитных зон, суд находит несостоятельными, так как в соответствии с указанным пунктом Методических рекомендаций при разработке проектов генеральных планов следует учитывать, что в соответствии с СанПиН, определяющими параметры санитарно-защитных зон и санитарную классификацию предприятий, сооружений и иных объектов для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств, целесообразно предусматривать установление ориентировочных размеров санитарно-защитных зон.
В свою очередь, пункт 2.2 СанПиН предусматривает, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Таким образом, в проекте генерального плана рекомендуется предусматривать установление ориентировочного размера санитарно-защитных зон для производств и прочих объектов, отрицательно влияющих на окружающую среду и здоровье человека, то есть запланировать проведение необходимых мероприятий по отображению в генеральном плане муниципального образования данных СЗЗ. При этом из содержания пункта 12.5 Методических указаний не следует, что ориентировочные размеры СЗЗ могут быть установлены непосредственно проектом документа территориального планирования без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения.
Довод возражений Правительства Калининградской области о том, что ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" стал собственником земельного участка после принятия оспариваемых им нормативных правовых актов не влечет отказ в удовлетворении иска, поскольку санитарно-защитная зона, установленная оспариваемыми нормативными правовыми актами, проходит по земельному участку, находящемуся в собственности административного истца, налагает ограничения в его хозяйственной деятельности на этом земельном участке, в связи с чем ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, и в силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с данным административным исковым заявлением.
Ссылки Правительства Калининградской области и заинтересованных лиц Булойчик Р.Г. и Булойчик Т.А. о том, что последние являются правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами: N, N и N, расположенных по <адрес>, на которых осуществляется производственная деятельность с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и наличие установленной санитарно-защитной зоны является необходимым обременением для их земельных участков, а также соседних земельных участков, на которых ведется подобная деятельность, не свидетельствуют о соответствии нормативных правовых актов в оспариваемой части требованиям закона.
Сведения о том, что Булойчик Р.Г. и Булойчик Т.А. не только осуществляют подобного рода деятельность, но и в предусмотренном Правилами установления санитарно-защитных зон порядке провели исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром их объектов и предоставили в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, отсутствуют.
Правительство Калининградской области представило суду сведения о том, что ООО "ЛэндисТрэйдингКалининград", расположенному по <адрес> было выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком действия до 31 декабря 2019 года.
Управление Роспотребнадзора по Калининградской области сообщило, что в реестре санитарно-эпидемиологических заключений (СЭЗ) значится СЭЗ на проект по установлению расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для ООО "ЛэндисТрэйдингКалининград" по <адрес> размерами от границы территории предприятия в северо-западном направлении 12 метров, в западном направлении 9 метров, в южном и восточном направлении по границе территории ОАО "Матео". Окончательная санитарно-защитная зона в соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не установлена.
Указанные проектные размеры расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для ООО "ЛэндисТрэйдингКалининград" по <адрес> принадлежащий административному истцу земельный участок не затрагивают.
В Управление Роспотребнадзора по Калининградской области заявлений на выдачу решений по установлению санитарно-защитной зоны от предприятий, расположенных в районе <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" не поступало.
Правительство Калининградской области оспариваемые ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" нормативные правовые акты не принимало, в связи с чем не является надлежащим административным ответчиком по заявленному иску.
При установленных по делу обстоятельствах суд находит административный иск ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" подлежащим удовлетворению, нормативные правовые акты в оспариваемой части подлежащими признанию не действующими и не подлежащими применению с момента вступления настоящего решения в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ООО Специализированный застройщик "КПД Монтаж" удовлетворить.
Признать не действующими и не подлежащими применению с момента вступления настоящего решения в законную силу Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда (шестого созыва) от 25 декабря 2017 года N 339, в части установления санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических), а также объектов для размещения твердых коммунальных отходов мусоросортировочных станций (Н-8) в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N.
Обязать администрацию городского округа "Город Калининград" опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в месячный срок со дня его вступления в законную силу на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград" и в газете "Гражданин".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 25 февраля 2019 года.
Судья Калининградского областного суда |
Е.А. Кулешова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 18 февраля 2019 г. N 3а-3/2019
Текст решения опубликован в газете "Гражданин" от 11 июля 2019 г. N 39