Решение Калининградского областного суда от 27 мая 2019 г. N 3а-45/2019
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Э."к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании пункта 3925 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86, пункта 5010 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года N 161, с участием прокурора Б.Л.В., установил:
ООО "Э." обратилось с административным исковым заявлением в суд, указав, что на основании договора купли-продажи от 18 июня 2018 года является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 39:15:132804:215, общей площадью 711,2 кв. м., расположенного по адресу: г. Калининград, Московский пр-т, 175. Под пунктом 3925 данное помещение включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утверждённый приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86, а впоследствии под пунктом 5010 - в аналогичный Перечень на 2018 год, утвержденный приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года N 161. Оснований для включения данного объекта недвижимого имущества в Перечни не имелось, он не соответствует критериям, поименованным в статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для отнесения его к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Земельный участок КН 39:15:132804:48 площадью 5058 кв. м., на котором расположено спорное нежилое помещение, имеет разрешенное использование: для иных видов использования, характерных для населенных пунктов. Данный вид разрешенного использования не предусматривает размещения офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Таким образом, объект не подлежал включению в Перечень по признаку вида разрешенного использования земельного участка. Нежилое помещение 39:15:132804:215 имеет наименование спортивно-развлекательный комплекс с аквазоной, фактически используется как центр для отдыха и развлечений, в котором имеется и баня. При этой ОКВЭД 96.04 Перечня кодов видом деятельности, относящимся к бытовым услугам, предусматривает деятельность физкультурно-оздоровительную, в которую включается деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг; деятельность бань соляриев, салонов для снижения веса и похудения и т.д. Деятельность в области отдыха и развлечений относится к коду 93.2, которых в Перечень кодов видов деятельности, отнесенных к бытовым услугам, не входит. Общая площадь бани, имеющейся в данном развлекательно-оздоровительном центре, составляет 44,1 кв. м., что составляет 6,2% от общей площади. С учетом уточнений, просит признать недействующим пункт 3925 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86, с 1 января 2017 года; признать недействующим пункт 5010 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года N 161, с 1 января 2018 года.
Представитель административного истца ООО "Э." О.А.А. заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование указала, что нежилое помещение 39:15:132804:215 фактически используется как банный комплекс, то есть для оказания бытовых услуг населению, соответствующих приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2014 года N 420-ст ГОСТ 32670-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия". В этой связи процент жарких помещений в составе данного комплекса для соответствующей классификации значения не имеет.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора Б.Л.В., полагавшей необходимым административный иск удовлетворить в части, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Калининградской области налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введён Законом Калининградской области от 5 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон Калининградской области от 27 ноября 2003 г. N 336
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно п. 5 этой ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области от 5 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня на 2018 год) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу ст. 1.2 этого же закона вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Калининградской области определяется уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Калининградской области.
Согласно п. 7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 N 330, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из п.п. 10, 11 Порядка, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 настоящего порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на здание (помещение), а также на земельный участок, на котором расположено здание (помещение);
2) техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение);
3) разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения);
4) копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п. 13 Порядка, в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 настоящего порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда.
Установлено, что ООО "Э." на основании договора купли-продажи от 18 июня 2018 года является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 39:15:132804:215, общей площадью 711,2 кв. м., расположенного по адресу: г. Калининград, Московский пр-т, 175. Наименование помещения - спортивно-развлекательный комплекс с аквазоной.
Указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке КН 39:15132804:48 площадью 5058 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, имеющем разрешенное использование: для иных видов использования, характерных для населенных пунктов; предназначен под существующее здание спортивно-развлекательного комплекса с аквазоной.
Постановлением Правительства Калининградской области от 18 мая 2016 года N 254 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня на 2017 год в оспариваемой редакции, и Перечня на 2018 год) определение соответствующего перечня возложено на Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области.
26 декабря 2016 года Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области N 111 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, было включено нежилое помещение КН 39:15:132804:215 под пунктом 3934. В дальнейшем, оспариваемым приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86 ранее утверждённый Перечень фактически изложен в новой редакции. Объект с кадастровым номером 39:15:132804:215 включено в новую редакцию Перечня под пунктом 3925.
Под пунктом 5010 нежилое помещение КН 39:15:132804:215 включено Приказом Министерства в данный Перечень на 2018 год. Приказ Министерства от 26 декабря 2017 года N 161 размещён на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://minprom.gov39.ru) и направлен в налоговый орган.
В 2108 году ООО "Э." обратилось в межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения с заявлением об исключении из Перечня на 2017 и 2018 годы объекта КН 39:15:132804:215. В удовлетворении данного заявления, согласно протоколу N 13 от 3 декабря 2018 года, обществу было отказано. Такое решение обосновано тем, что данный объект оказывает бытовые услуги населению (ОКВЭД 96.04 Перечня кодов видов деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам).
Согласно 9 ст. 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако, административный ответчик доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу помещения условиям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения этого здания в Перечни, не представил.
Вид разрешенного использования земельного участка КН 39:15132804:48 не предполагает размещения на нем офисных зданий делового и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, и не может быть признан безусловно определенным, в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Согласно пояснениям представителя административного ответчика, основанием для включения принадлежащего административному истцу нежилого помещения в Перечни явилось фактическое использование его для оказания бытовых услуг населению в качестве единого банного комплекса.
Между тем, из сведений, имеющихся в ЕГРН, не следует, что назначение нежилого помещения КН 39:15:132804:215 - предоставление бытовых услуг, предусмотренных позицией 96.04 ОКВЭД. Техническая документация (паспорт) на помещение отсутствует. Обследование помещения в 2016-2018 г.г., перед принятием решения о включении в Перечень, не проводилось.
Такое обследование было проведено 25 апреля 2019 года в связи с рассмотрением настоящего дела в суде. Согласно акту обследования, нежилое помещение площадью 711,2 кв. м. используется как банный комплекс. При этом установлено, что, помимо помещений, непосредственно связанных с деятельностью бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, в помещении предоставляются услуги массажных кабинетов. Согласно представленной схеме помещения, имеется тренажерный зал. Изложенное не позволяет сделать вывод о фактическом использовании помещения КН 39:15:132804:215 исключительно для оказания бытовых услуг. Данных о процентном отношении помещений, используемых для размещения собственно объектов бытового обслуживания, к общей его площади, Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области не представлено.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у ООО "Э." критериям, поименованным в статье 378.2 НК РФ.
На основании изложенного административное исковое требование о признании недействующим с 1 января 2018 года пункта 5010 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года N 161, подлежит удовлетворению.
Поскольку ООО "Э." является собственником нежилого помещения КН 39:15:132804:215 с июня 2018 года, включение данного помещения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год прав и законных интересов общества не затрагивает, в связи с чем в удовлетворении требования о признании недействующим пункта 3925 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск ООО "Э." удовлетворить частично.
Признать недействующим с 1 января 2018 года пункт 5010 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года N 161.
В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказать.
Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 27 мая 2019 г. N 3а-45/2019
Текст предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании