Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению мэра
городского округа Жигулевск
от 31 марта 2008 г. N 469
Положение
о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа Жигулевск
Настоящее Положение разработано в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 03 июня 1967 года, Законом Самарской области от 30 декабря 2005 года N 246-ГД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Самарской области", Законом Самарской области от 1 ноября 2002 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
1. Общие положения
1.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Жигулевск (далее - Комиссия) является коллегиальным координирующим органом, созданным в целях обеспечения взаимодействия заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации единой государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних во всех сферах их жизнедеятельности на территории городского округа Жигулевск.
1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Самарской области, муниципальными правовыми актами городского округа Жигулевск, настоящим Положением.
2. Принципы деятельности Комиссии
2.1. Деятельность Комиссии основывается на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, уважительного отношения к несовершеннолетним, их родителям и иным законным представителям, конфиденциальности информации о несовершеннолетних, их родителях и иных законных представителях, взаимодействия с родителями и иными законными представителями несовершеннолетних по вопросам защиты их прав и законных интересов, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
3. Цель и задачи Комиссии
3.1. Цель деятельности Комиссии - обеспечение правовых, процессуальных, организационных и иных условий и гарантий для социального становления, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, эффективного функционирования муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городском округе Жигулевск.
3.2. Основными задачами Комиссии являются:
а) координация деятельности органов и учреждений муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
б) защита и восстановление прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности, оказание им содействия в реализации их прав;
в) выявление, анализ и устранение причин и условий, способствующих беспризорности, безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
г) принятие мер по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического, сексуального, психологического и иных форм насилия, а также от вовлечения в различные виды антиобщественного поведения;
д) контроль за предоставлением несовершеннолетним гарантированных прав в области содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, социального обеспечения, труда и иных социальных прав, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. Порядок образования и состав Комиссии
4.1. Комиссия образуется при администрации городского округа Жигулевск.
4.2. Персональный и численный состав Комиссии утверждается постановлением мэра городского округа Жигулевск.
4.3. В состав Комиссии входят председатель, заместители председателя, ответственный секретарь и другие члены Комиссии - представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, иных государственных и муниципальных органов, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
4.4. Комиссию возглавляет председатель Комиссии - первый заместитель мэра городского округа Жигулевск. В отсутствие председателя Комиссии его замещает один из заместителей председателя Комиссии.
4.5. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет ответственный секретарь Комиссии, который работает в администрации городского округа на постоянной штатной основе за счет субвенций.
4.6. В состав комиссий на постоянной штатной основе за счет средств местного бюджета могут входить иные лица, указанные в пункте 4.3 настоящей статьи. Количество штатных работников Комиссии определяется соответствующим постановлением мэра городского округа Жигулевск.
4.7. Члены Комиссии работают на общественных началах.
5. Основные полномочия Комиссии
5.1. Комиссия в пределах своей компетенции:
а) координирует деятельность органов, учреждений и организаций по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на территории городского округа;
б) организует контроль, обследование и проверку условий содержания, воспитания, обучения, организацию труда и отдыха несовершеннолетних;
в) рассматривает вопросы, связанные с соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, анализирует состояние подростковой преступности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории городского округа;
г) принимает решения о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические средства, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, освободившимися из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
д) вносит предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и социальной поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
е) разрабатывает мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав;
ж) разрабатывает и вносит в соответствующие органы и учреждения предложения по совершенствованию деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов;
з) вносит предложения об устранении выявленных нарушений законодательства в соответствующие органы, учреждения, организации, предприятия;
и) оказывает помощь несовершеннолетним, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений в трудовом и бытовом устройстве;
к) рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
л) рассматривает материалы (дела) и применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (или законных представителей) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Самарской области;
м) рассматривает представления администраций образовательных учреждений об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, и по другим вопросам обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", принимает меры по продолжению их обучения или трудоустройству;
н) готовит материалы и принимает участие в судебных процессах по делам, связанным с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.
5.2. Комиссия имеет право в установленном порядке:
а) запрашивать в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях и учреждениях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для работы сведения;
б) приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;
в) заслушивать на заседаниях должностных лиц, представителей администраций предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к условиям содержания и воспитания детей и подростков, а также по исполнению законодательства, направленного на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
г) вести прием несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц;
д) инициировать разработку правовых актов, городских целевых программ, комплексных планов по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
е) вносить предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
ж) применять меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и Самарской области, к несовершеннолетнему, совершившему правонарушение, а также к законным представителям несовершеннолетнего и иным лицам за нарушение прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего;
з) составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области";
и) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, участвовать в судебных процессах.
5.3. Члены Комиссии вправе по поручению председателя Комиссии в установленном порядке беспрепятственно посещать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью проверки условий содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних и организации их досуга.
6. Подготовка материалов (дел) к рассмотрению на заседании Комиссии
6.1. Комиссия рассматривает материалы (дела) на следующих основаниях:
а) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;
б) по собственной инициативе;
в) по представлению органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов и учреждений по делам молодежи, органов службы занятости, работодателей, общественных объединений;
г) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
д) по постановлениям судей о направлении материалов в комиссии для применения к несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия;
е) по основаниям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, Законом Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
6.2. Комиссия рассматривает материалы (дела) в срок не более 15 дней с момента их поступления.
6.3. Комиссия обязана всесторонне, полно и объективно исследовать сведения, подтверждающие или опровергающие факт совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния, уточнять возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, причины и условия, способствовавшие совершению общественно опасного деяния, наличие взрослых подстрекателей, других соучастников, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия, административного наказания или реабилитации несовершеннолетнего.
6.4. Материалы (дела), поступившие для рассмотрения в Комиссию, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем (заместителем председателя) Комиссии и ответственным секретарем.
В процессе предварительного изучения поступивших дел и материалов устанавливается:
- относится ли к их компетенции рассмотрение данного материала (дела);
- имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения материала (дела) комиссией;
- имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
- круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание;
- необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов (дел) и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, истребования дополнительных материалов;
- возможность передачи материалов о малозначительном правонарушении в общественные организации по месту учебы или работы, если этим может быть достигнуто воспитательное воздействие на нарушителя;
- возможность применения мер воздействия в отношении несовершеннолетнего до рассмотрения материала (дела) на заседании Комиссии;
- целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов (дел).
7. Порядок проведения заседаний
7.1. О времени и месте заседаний Комиссии несовершеннолетние, их родители (законные представители) и иные лица, чье участие в заседаниях является обязательным, извещаются не менее чем за трое суток до дня заседаний.
7.2. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
7.3. Заседание Комиссии является правомочным при наличии не менее половины ее состава.
7.4. Заседания Комиссии ведет ее председатель, а в его отсутствие либо по его поручению - один из заместителей председателя Комиссии.
7.5. На заседании Комиссии ведется протокол заседания.
7.6. На заседаниях Комиссии, как правило, обязательно присутствие несовершеннолетнего, в отношения которого рассматриваются материалы (дело), его родителей (законных представителей), а в отдельных случаях педагога, психолога и иных лиц по усмотрению комиссии.
Адвокат (представитель) допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
7.7. При неявке без уважительных причин на заседание Комиссии несовершеннолетних, родителей (законных представителей), иных лиц, в отношении которых рассматривается дело об административном правонарушении, а также лиц, чье присутствие признано Комиссией обязательным, указанные лица могут быть подвергнуты приводу через органы внутренних дел по мотивированному определению Комиссии.
8. Протокол заседания Комиссии
8.1. Протоколы Комиссии о рассмотрении материалов (дел) ведутся ответственным секретарем на каждом заседании и включают в себя следующие обязательные положения:
- дата и место проведения заседаний;
- наименование и состав Комиссии;
- содержание рассматриваемых материалов (дел);
- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и иные имеющие значение для рассмотрения материалов (дел) сведения о лицах, в отношении которых рассматриваются материалы (дела);
- сведения о явке лиц, участвующих в заседании, и отсутствующих лицах;
- объяснения участвующих в заседании лиц, заключения специалистов;
- содержание заявленных в заседании ходатайств и результаты их рассмотрения;
- сведения об оглашении принятых Комиссией постановлений, определений;
- сведения о разъяснении участвующим в заседании лицам их прав и обязанностей.
8.2. Протоколы заседаний Комиссии подписываются председательствующим на заседании и ответственным секретарем Комиссии.
9. Акты, принимаемые Комиссией
9.1. Комиссия в пределах своей компетенции выносит определения и принимает постановления.
9.2. Определения могут выноситься Комиссией при разрешении следующих вопросов:
- о назначении заседания Комиссии;
- о вызове лиц, присутствие которых на заседании Комиссия считает обязательным;
- об истребовании необходимых дополнительных материалов;
- об отложении рассмотрения материалов (дела);
- о возвращении материалов (дела) в орган, должностному лицу в случае их неправильного оформления либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
- о передаче материалов (дела) на рассмотрение по подведомственности;
- о рассмотрении заявленных ходатайств;
- по иным вопросам.
9.3. Постановления Комиссии принимаются:
- по результатам рассмотрения материалов (дел) в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и иных лиц, представлений органов управления образования и образовательных учреждений, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, жалоб и заявлений граждан;
- по результатам рассмотрения вопросов, связанных с проведением проверок органов и учреждений системы профилактики, анализа состояния подростковой преступности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и других вопросов, входящих в компетенцию Комиссии.
9.4. Определения и постановления Комиссии принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, участвующих в заседании.
В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим.
9.5. Постановление, определение Комиссии подписываются председательствующим и оглашаются на заседании Комиссии.
9.6. Копия постановления Комиссии или выписка из него вручается под роспись родителям (законным представителям) несовершеннолетнего, иным лицам либо им высылается в течение трех дней со дня вынесения постановления. Копия постановления Комиссии в случае необходимости в тот же срок направляется в соответствующие органы и учреждения.
9.7. Принятые Комиссией постановления могут быть обжалованы в суде в соответствии с действующим законодательством.
Срок и порядок обжалования постановлений Комиссии по делу об административных правонарушениях установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
9.8. Комиссия в целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения несовершеннолетним, а также нарушений законодательства, направленного на защиту их прав и законных интересов, вносит соответствующие предложения в государственные органы, органы местного самоуправления, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
10. Обеспечение деятельности Комиссии
10.1. Организационно-техническое, правовое и информационное обеспечение деятельности Комиссии возлагается на администрацию городского округа Жигулевск.
10.2. Материально-финансовое обеспечение организации деятельности Комиссии осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету в соответствии с Законом Самарской области от 05 марта 2005 года N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.