Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации
городского округа Сызрань
Самарской области
от 14 октября 2016 г. N 3054
Положение
об Объединённой системе оперативно-диспетчерского управления в аварийных и чрезвычайных ситуациях городского округа Сызрань Самарской области
Основные определения и термины
Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Аварийная ситуация (далее - АС) - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) - объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС. Состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил РСЧС, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Силы и средства постоянной готовности РСЧС - предназначены для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности РСЧС составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Автоматизированная информационно-управляющая система (далее - АИУС РСЧС) - предназначена для информатизации и автоматизации деятельности органов управления РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС, выполнению мероприятий гражданской обороны и задач РСЧС на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Информационное обеспечение РСЧС осуществляется с использованием АИУС, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Центр управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) - орган повседневного управления Главного управления МЧС России по Самарской области и поддержания постоянной готовности оперативных подразделений быстрого реагирования Самарской области и их дежурных диспетчерских служб, единых дежурно-диспетчерских служб органов местного самоуправления по приему информации о возникших ЧС, всесторонней оценке их предпосылок и последствий, планированию оперативных мер и проведению комплекса мероприятий по реагированию на ЧС. По вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, ЦУКС осуществляет согласованную деятельность со структурными подразделениями органов управления (далее - ОУ) территориальной подсистемы и функциональных подсистем (далее - ТП и ФП) РСЧС, расположенных на территории Самарской области, (муниципальных образований, ведомств, органов управления системы мониторинга, прогнозирования ЧС и лабораторного контроля, ДДС, аварийно-спасательными формированиями) и через дежурную смену осуществляет координацию сил, находится в постоянной готовности.
Управляющий центр - орган повседневного управления, который координирует действия сил и средств ТП РСЧС, обеспечивает доведение и контроль распоряжений и указаний.
Дежурно-диспетчерская служба (далее - ДДС) - дежурно-диспетчерский орган, обеспечивающий оперативное управление службами муниципального образования, дежурно-диспетчерский орган объекта (организации, учреждения и предприятия), входящие в РСЧС и имеющие силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления муниципальной (городской, районной) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (далее - дежурно-диспетчерских) служб муниципального образования, предназначенный для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования муниципального звена, территориальной подсистемы РСЧС, приема сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оперативного управления силами и средствами соответствующего звена территориальной подсистемы РСЧС, оповещения руководящего состава городского округа Сызрань Самарской области и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
I. Общие положения
1. Объединённая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях городского округа Сызрань Самарской области (далее - ОСОДУ) является подсистемой муниципального звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - М3 ТП РСЧС) и предназначена для организационно-технического объединения дежурных и диспетчерских органов управления служб (далее по тексту - дежурно-диспетчерские службы (ДДС), имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе или возникновении ЧС.
2. Целью создания ОСОДУ является повышение оперативности реагирования и функционирования ДДС организаций, учреждений и предприятий различной отраслевой принадлежности при их совместных действиях по ликвидации АС и ЧС на основе:
- организации и поддержания информационного взаимодействия между ДДС, анализа, обобщения и распространения в ОСОДУ имеющейся информации;
- своевременного представления Администрации городского округа Сызрань Самарской области достоверной информации о АС или ЧС, сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, данных, необходимых для принятия решений по ликвидации АС или ЧС;
- принятия экстренных мер по ликвидации АС или ЧС, недопущению перерастания АС в ЧС или локальных ЧС в ЧС большего масштаба.
3. ДДС, дежурные службы (далее - ДС), входящие в состав ОСОДУ городского округа Сызрань Самарской области, находятся в оперативном подчинении Муниципального казенного учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Сызрань Самарской области" (далее - ЕДДС) по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о АС или ЧС (угрозе возникновения ЧС).
4. Координирующим органом ОСОДУ является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) городского округа Сызрань Самарской области.
5. Постоянно действующим органом управления ОСОДУ является Управление по общественной безопасности, делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Администрации городского округа Сызрань Самарской области.
6. Органом повседневного управления ОСОДУ является ЕДДС городского округа Сызрань Самарской области.
7. В своей деятельности ДДС, входящие в ОСОДУ, руководствуются законодательством Российской Федерации и Самарской области, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Правительства Самарской области и Администрации городского округа Сызрань Самарской области, решениями КЧС и ОПБ Российской Федерации, Самарской области и городского округа Сызрань Самарской области, а также настоящим Положением, приказами и распоряжениями вышестоящих органов управления.
II. Структура ОСОДУ городского округа Сызрань Самарской области, основные задачи, права и ответственность входящих в нее ДДС
1. В состав ОСОДУ входят ДДС:
- муниципальное казенное учреждение "Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Сызрань Самарской области";
- дежурно-диспетчерские службы служб экстренного реагирования городского округа Сызрань Самарской области;
- дежурно-диспетчерские службы ресурсоснабжающих организаций и службы жилищно-коммунального хозяйства городского округа Сызрань Самарской области;
- дежурно-диспетчерские службы организаций, учреждений и предприятий городского округа Сызрань Самарской области любых форм собственности.
2. ЕДДС является управляющим центром ОСОДУ, через которые Администрация и КЧС и ОПБ городского округа Сызрань Самарской области осуществляют оперативное управление ликвидацией АС или ЧС.
ОСОДУ городского округа Сызрань Самарской области через управляющий центр решает следующие основные задачи:
- прием сообщений об угрозе возникновения или факте ЧС (происшествия) и АС соответствующего уровня;
- оповещение служб, входящих в ОСОДУ, сил и средств ОСОДУ о переводе в повышенные режимы функционирования, а также оповещение (по отдельным решениям) руководящего состава Администрации, КЧС и ОПБ и населения городского округа Сызрань Самарской области;
- обработка и анализ данных обстановки, определение масштабов АС или ЧС и состава дежурных служб, необходимых для экстренного реагирования на АС или ЧС;
- доведения полученной информации об АС или ЧС до ДДС ОСОДУ;
- принятие решений на экстренные меры по ликвидации угрозы или возникшей ЧС или АС (в пределах полномочий, установленных вышестоящими органами);
- представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в зоне ЧС (АС) и действиях сил и средств, подготовка вариантов решений по ее ликвидации для вышестоящих органов управления;
- доведение задач до задействованных на ликвидацию ЧС (АС) сил и средств установленным порядком и контроль их исполнения;
- организация взаимодействия между привлекаемыми дежурно-диспетчерскими службами и находящимися в их подчинении силами и средствами;
- обобщение информации по городскому округу Сызрань Самарской области о происшествиях, ЧС и АС, ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности итоговых докладов за сутки;
- информирование об обстановке и принятых мерах ДДС, входящих в ОСОДУ и привлекаемых к ликвидации ЧС или АС, а также взаимодействующих ДДС, доведение до них рекомендаций по взаимодействию и распоряжений (указаний) вышестоящих органов управления.
Свою деятельность ЕДДС осуществляет в тесном взаимодействии с ДДС заинтересованных органов управления, соответствующих территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.
3. ДДС, входящие в ОСОДУ, решают следующие задачи:
- прием сообщений о происшествиях, их анализ и представление в управляющий центр ОСОДУ тех сообщений, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС);
- доведение задач на действия в зоне ЧС (АС) до сил постоянной готовности и контроль их исполнения;
- представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в зоне ЧС (АС) и действиях по ее ликвидации по подчиненности в управляющий центр ОСОДУ городского округа Сызрань Самарской области;
- получение в части касающейся от управляющего центра ОСОДУ городского округа Сызрань Самарской области обобщенных данных об обстановке, действиях сил и средств и рекомендаций по обеспечению их взаимодействия при ликвидации ЧС (АС), а также распоряжений и указаний от вышестоящих органов;
- обобщение информации о происшествиях и ЧС (АС), ходе работ по их ликвидации и представление в управляющий центр ОСОДУ городского округа Сызрань Самарской области итоговых докладов.
4. Дежурно-диспетчерские службы, входящие в ОСОДУ, наряду с органами управления городского округа Сызрань Самарской области несут ответственность за оперативность и эффективность принимаемых экстренных мер по ликвидации ЧС (АС).
5. Задачи, права и ответственность ДДС, входящих в ОСОДУ, определяются соответствующими нормативными документами, регламентирующими деятельность этих служб.
III. Порядок функционирования ОСОДУ
1. ДДС, входящие в состав ОСОДУ городского округа Сызрань Самарской области, функционируют в трех режимах:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
2. В режиме повседневной деятельности ДДС действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в управляющий центр ОСОДУ городского округа Сызрань Самарской области обобщенную статистическую информацию о ЧС или АС и предпосылках к ним за прошедшие сутки в соответствии с действующими критериями информирования о ЧС или АС.
При получении сообщений о происшествиях, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС или АС, они незамедлительно передаются в управляющий центр ОСОДУ городского округа Сызрань Самарской области. ЕДДС направляет в район ЧС оперативную группу КЧС и ОПБ для оценки ситуации.
3. При угрозе или возникновении ЧС или АС органы управления ТП РСЧС и их дежурно-диспетчерские службы через управляющий центр решением председателя КЧС и ОПБ переводятся в режим повышенной готовности либо в режим ЧС. В этом режиме ДДС действуют в соответствии с инструкцией (соглашением) о порядке взаимодействия, настоящим Положением и соответствующими ведомственными инструкциями.
4. В режиме ЧС информационное взаимодействие между ДДС ОСОДУ и КЧС и ОПБ, оперативным штабом и оперативной группой КЧС и ОПБ, осуществляется через управляющий центр.
Для этого в управляющий центр от взаимодействующих ДДС передаются сведения об угрозе или факте ЧС или АС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится управляющим центром (в части касающейся) до КЧС и ОПБ через оперативный штаб КЧС и ОПБ городского округа Сызрань и всех заинтересованных ДДС.
5. Все сообщения, передаваемые в управляющий центр, должны быть формализованы.
Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных сообщений могут использоваться средства связи, оповещения и автоматизации.
При крайней необходимости допускается передача (прием) неформализованных сообщений с использованием имеющихся средств связи.
В случаях поступления сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС или АС от населения, формализованные сообщения формируются дежурной сменой ДДС.
6. Вся информация, поступающая в управляющий центр, обрабатывается и обобщается. По каждому принятому сообщению готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в управляющем центре информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся управляющим центром до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС или АС.
IV. Обеспечение работы ЕСОДУ
1. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями (соглашениями) об обмене информацией между ЕДДС и взаимодействующей ДДС (ДС), утверждаемыми соответственно руководителем К ДДС и начальником (руководителем) вышестоящего для ДДС (ДС) органа управления (по подчиненности).
2. Для информационного и программно-технического обеспечения функционирования ОСОДУ создается автоматизированная система (далее - АС ОСОДУ). АС ОСОДУ включает в свой состав комплексы средств автоматизации (КСА) ОСОДУ, КСА взаимодействия с ДДС, входящими в ОСОДУ.
АС ОСОДУ обеспечивает автоматизированный доступ ДДС к имеющимся во взаимодействующих службах городского округа Сызрань Самарской области базам (банкам) данных (с учетом разграничения доступа к информации), необходимых для предупреждения и ликвидации ЧС, а также к специальным базам данных ОСОДУ городского округа Сызрань Самарской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.