Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Самарской области
от 18 января 2017 г. N 17
1. Характеристика текущего состояния сферы культуры, основные проблемы развития, показатели и анализ рисков реализации Государственной программы
Государственная политика в сфере культуры на протяжении последних трех лет определялась с учетом положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, соответствующих поручений Президента Российской Федерации по исполнению "майских" указов, а также принятого в 2013 году Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Самарской области", утвержденного постановлением Губернатора Самарской области от 07.03.2013 N 59.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" культура признана основой экономического процветания, суверенитета и цивилизационной самобытности государства. Тем самым впервые в истории современной России на государственном уровне обозначен приоритет культурного и гуманитарного развития страны.
Основной целью государственной политики в сфере культуры определено формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества, то есть перед нами поставлена задача укрепления духовности и культуры граждан, обеспечения равного доступа к культурным ценностям и ресурсам.
Во исполнение Основ государственной культурной политики распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р утверждена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, направленная на обеспечение равного и свободного доступа населения ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрытие творческого потенциала каждого гражданина и повышение качества предоставляемых населению услуг.
Современное общество обеспечивает человеку свободу выбора. Однако среди множества возможностей, предоставляемых личности обществом и государством, человек самостоятельно может выбирать как конструктивные, так и деструктивные жизненные стратегии.
В результате, с одной стороны, задача государственной политики в сфере культуры заключается в предоставлении и обеспечении свободы выбора, возможности культурного творчества, права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, с другой стороны, необходима активная государственная политика, направленная на укрепление духовно-нравственных и патриотических принципов в общественном сознании.
Государственная программа реализует установку на понимание культуры как фактора духовно-нравственной, экономической и социально-политической стабильности общества. Культура выступает условием развития человеческого потенциала, обеспечивая реализацию и защиту прав граждан на полноценное участие в культурной жизни, свободу творчества, доступ к услугам учреждений культуры, а также к информационным ресурсам и культурным ценностям. Кроме того, сфера культуры является мощным фактором повышения привлекательности Самарской области как для проживания, так и для туристической активности.
Для решения поставленных задач Самарская область обладает большим потенциалом и развитой инфраструктурой организаций культуры.
На территории Самарской области расположено:
532 объекта культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры, представляющих собой здания и сооружения), в том числе 57 объектов федерального значения и 475 объектов регионального значения;
1267 выявленных объектов культурного наследия, в том числе 601 - в городском округе Самара;
19 объектов археологического наследия (памятников археологии) федерального значения и 2203 выявленных объекта археологического наследия.
На территории городского округа Самара государственной охране подлежат 340 объектов культурного наследия, что составляет 0,41% от общего количества объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных в исторических городах Российской Федерации, и 570 выявленных объектов культурного наследия, в том числе 48 объектов культурного наследия федерального значения, что составляет 4,8% от общего количества объектов культурного наследия федерального значения и объектов всемирного наследия, расположенных в исторических городах Российской Федерации.
Указанное соотношение свидетельствует в пользу качественного состава объектов культурного наследия. Между тем большая часть объектов культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии. Современные объемы реставрационных работ не отвечают в полной мере потребностям, необходимым для ликвидации ущерба, наносимого объектам культурного наследия природно-климатическими и антропогенными воздействиями.
Основными проблемами сохранения, эффективного использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия являются следующие:
недостаточная изученность культурного наследия на территории Самарской области, отсутствие полного объема достоверной информации об объектах культурного наследия, необходимого для организации эффективной системы их государственного учета и контроля;
высокая степень амортизации и физической изношенности значительного количества объектов культурного наследия, создающая угрозу их полной физической утраты;
недостаточность объема финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия, прежде всего их консервации, ремонту и реставрации;
отсутствие в Самарской области действенного механизма повышения инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия как объектов доходной недвижимости;
слабая вовлеченность объектов культурного наследия в индустрию туризма, в том числе культурно-познавательного, в инфраструктуру социально-бытового обслуживания населения Самарской области и ее гостей, что не приносит экономического эффекта от финансирования сохранения объектов культурного наследия;
низкий уровень популяризации объектов культурного наследия как внутри региона, так и за его пределами, недостаточное количество познавательных и образовательных программ, посвященных культурному наследию региона, низкий уровень воспитания уважительного отношения к культурному наследию у населения области.
На основании постановления Правительства Самарской области от 15.06.2015 N 338 "Об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области" полномочия по охране объектов культурного наследия Самарской области переданы управлению государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (далее - Управление).
В соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Управлением проводится работа по выявлению объектов культурного наследия и включению выявленных объектов культурного наследия в единый государственной реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия. В связи с чем количество объектов культурного наследия ежегодно увеличивается, а количество выявленных объектов культурного наследия корректируется. Количество объектов культурного наследия, в отношении которых необходимо разработать проект зоны охраны, также корректируется в сторону увеличения.
В настоящее время в Самарской области 778 сетевых общедоступных (публичных) библиотек, из них 4 областные библиотеки и 774 муниципальные. Из их общего количества статус юридических лиц имеют 37 библиотек, в структуре большинства из них присутствует развитая филиальная сеть. Структурными подразделениями учреждений культурно-досугового типа или управлений культуры, осуществляющих библиотечную деятельность, являются 234 библиотеки.
По итогам 2015 года на одну библиотеку приходится в среднем 4121 житель региона. Охват населения региона библиотечным обслуживанием составил 32,8%, число читателей - 1052,4 тыс. человек, количество посещений - 8012,9 тысячи.
Совокупный книжный фонд публичных библиотек по состоянию на 01.01.2016 включает 18 077,67 тыс. единиц хранения.
Сегодня в условиях бурного развития информационных технологий библиотекам приходится искать новые подходы для привлечения читателей. В последние годы проведена работа по усовершенствованию официальных сайтов библиотек Самарской области, созданию электронных библиотечных сервисов, совершенствованию технологии автоматизированного обслуживания читателей, разработке и внедрению системы автоматизации процессов управления библиотеками Самарской области, внедрению электронного читательского билета, организации дистанционного предоставления государственных услуг.
В связи с тем, что современная ситуация характеризуется как кризис читательской культуры населения, главная задача заключается в создании условий для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия читаемой литературы, обмена мнениями о прочитанном, понимания чтения как культурной ценности.
При этом значение библиотеки как социального института, особенно на селе, возрастает. Современные библиотеки являются центрами неформального общения и досуга как для подрастающего поколения, так и для взрослых, являясь порой единственным центром культурной жизни в отдаленной сельской местности.
Конечно, основной задачей библиотек было и остается духовное, нравственное, патриотическое воспитание через приобщение населения к литературе и чтению. Современные библиотеки несут основную функцию по формированию культуры интеллектуального труда, ознакомлению детей и подростков с новейшими информационными технологиями в области оказания библиотечных услуг. Одновременно они являются базой образования и самообразования, становятся центрами неформального общения, организации досуга как для подрастающего поколения, так и для взрослых.
Муниципальные библиотеки уделяют огромное внимание созданию семейных информационных центров, деятельность которых направлена на формирование педагогической культуры родителей, информационную помощь семье в психологических, правовых вопросах, формирование здорового образа жизни, организацию семейного досуга.
Ежегодно региональные и муниципальные библиотеки проводят различные мероприятия, направленные на приобщение жителей Самарской области к литературному творчеству как источнику мировой культуры.
В их числе областная библиоэкспедиция "Победный май!", международная акция "Читаем детям о войне", всероссийская акция по продвижению чтения "Библионочь", межрегиональный литературный турнир "Библиотека открывает таланты", областной фестиваль детского чтения "Страна читающего детства", проект "Молодежный проспект", областная акция "Понять! Помочь! Дружить!" и ряд других.
Музейное дело в Самарской области представлено деятельностью 25 музеев (юридических лиц с филиалами), с учетом обособленных подразделений культурно-досуговых учреждений, осуществляющих музейное обслуживание - 36.
Ежегодно растет число посещений региональных и муниципальных музеев, в 2015 году - 1050 тыс. посещений, что на 14% больше, чем в 2012 году (902,3 тыс. посещений).
Положительной тенденцией последних лет является рост числа выставок музейных предметов из собственных фондов. Если в 2012 году их доля составляла 37,1% от общего числа выставок, то в 2015 году - 45,4%.
Также наблюдается прирост музейных предметов основного фонда, представленных на выставках и постоянных экспозициях - с 46,6 тыс. единиц хранения в 2012 году до 64,1 тыс. единиц хранения в 2015 году (10,4% и 13,4% соответственно). Вместе с тем низкий процент экспонирования музейных предметов и музейных коллекций из основного фонда по-прежнему свидетельствует о недоступности значительной части материального культурного наследия для жителей Самарской области, что влечет за собой необходимость активного внедрения в музейную практику современных технологий, создания виртуальных выставок и экскурсий. На данный момент виртуальные туры для ознакомления с экспозициями, выставками и коллекциями размещены на сайтах только 6 музеев.
Большинство музеев области (75% от общего числа) используют в своей работе фондово-учетную программу КАМИС и, соответственно, работают над созданием электронного каталога музейных предметов и коллекций, который в настоящее время включает 319 794 единицы. Таким образом, 67,5% музейных предметов основного фонда Самарской области (49% от совокупного музейного фонда) имеют электронную регистрацию.
Также ведется работа по созданию цифровых изображений музейных предметов. К настоящему времени оцифровано 139 960 предметов, в том числе 77 691 предмет, хранящийся в государственных музеях Самарской области, и 62 269 музейных предметов, находящихся в муниципальных музеях Самарской области. Общее число оцифрованных предметов за отчетный период увеличилось на 18,4 тыс. единиц по сравнению с 2014 годом.
Активно развивается практика обмена выставками между музеями Российской Федерации и Самарской области. За последние три года на территории региона реализованы крупные выставочные проекты с участием Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Московского дома фотографии, ряда других ведущих федеральных, а также региональных музеев. В свою очередь, выставочные проекты самарских музеев были представлены на крупнейших выставочных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Мордовии, Башкирии, Ульяновской области и других регионов.
Особое внимание уделяется работе с детьми и молодежью. Выставочные проекты и экспозиции музеев направлены, прежде всего, на нравственное, патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения. Среди них выставка "Спасибо, солдат, за Победу" в рамках общественно значимого проекта Приволжского федерального округа "Победа", экспозиция "XX век: Ставрополь-Тольятти" и др.
Бесплатное посещение музеев лицами в возрасте до 16 лет (вне зависимости от гражданства) обеспечили 48% самарских музеев, тем самым поддержав инициативу Министерства культуры Российской Федерации. Данная норма будет поэтапно введена и в других музеях.
В рамках исполнения поручения, содержащегося в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", обеспечена работа музеев в вечернее время: государственные музеи Самарской области открыты для посетителей еженедельно по четвергам до 21.00, также ежегодно организуется участие музеев в общероссийских акциях "Ночь музеев" и "Ночь искусств".
Неотъемлемым элементом культуры, одним из социальных институтов, имеющих важное значение для общественного развития, выступают театры и концертные организации.
Государственная политика в области театрально-концертной деятельности основывается на принципах доступности и разнообразия театрально-концертного предложения для всех слоев населения независимо от места проживания и социально-экономического фактора; обеспечения преемственности лучших традиций российского репертуарного театра, отечественного музыкального искусства; признания уникальности таланта и ответственности государства за создание условий для его реализации и востребованности; самостоятельности театров и концертных организаций, признания их права на государственную поддержку.
На территории Самарской области осуществляют деятельность 19 театрально-концертных организаций - 15 театров (4 государственных и 11 муниципальных), 4 концертные организации (2 государственные и 2 муниципальные).
Среди многих составляющих развития профессионального искусства приоритетными стали создание новых постановок, реализация совместных творческих проектов, проведение ставших уже традиционными театральных и музыкальных фестивалей, гастрольная деятельность. По итогам 2015 года впервые за последние несколько лет обеспечена положительная динамика по охвату населения услугами театрально-концертных организаций. Отмечается увеличение общего количества мероприятий, проведенных силами театрально-концертных организаций, на 3% (на 170 мероприятий) по сравнению с 2014 годом, число зрителей, в свою очередь, увеличилось на 7,3% (на 102,5 тыс. человек), что свидетельствует о востребованности данных учреждений среди жителей и гостей Самарского края.
В течение последних трех лет увеличивается количество премьерных театральных постановок: с 58 в 2013 году до 73 в 2015 году.
Неизменно насыщенной является фестивальная афиша региона. Знаковыми для Самарской области проектами стали музыкальный фестиваль "Мстиславу Ростроповичу" с участием коллектива под управлением маэстро Валерия Гергиева, международный фестиваль "Дни высокой музыки в Самаре", фестиваль оперного искусства "Басы XXI века", фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, Всероссийский фестиваль "Волжские театральные сезоны", Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодежи "Золотая репка", фестиваль национальных театров кукол "Радуга" и ряд других.
Чтобы сделать творчество самарских коллективов как можно более доступным для населения, коллективы театрально-концертных учреждений осуществляют выезды со спектаклями и концертами в муниципальные образования, активно развивается гастрольная деятельность в рамках культурного обмена между регионами Российской Федерации и другими государствами. Ежегодно театрально-концертными организациями региона осуществляется более 20 выездов в различные регионы страны и зарубежные страны.
В 2015 году Самарский академический театр оперы и балета и театр-студия "Грань" из Новокуйбышевска прошли серьезный экспертный отбор для участия в Национальном театральном фестивале "Золотая маска". Самарский академический театр оперы и балета попал в шорт-лист премии "Золотая Маска" сразу в пяти номинациях, театр-студия "Грань" выдвинут на соискание премии в шести номинациях, что явилось свидетельством значительного творческого прорыва самарских театров, позволило представить премьерные показы более широкому кругу зрителей, получить профессиональные оценки ведущих театральных критиков страны.
Культурная жизнь жителей самарского региона является насыщенной и многообразной во многом благодаря активной деятельности Самарской государственной филармонии, отметившей в 2015 году свой 75-летний юбилей. К юбилею филармонии была проведена модернизация билетно-информационной системы (БИС), внедрена система online-продаж билетов и системы контроля прохода зрителя. Надо сказать, что подобная задача является актуальной для большинства театрально-концертных организаций области, и следующим шагом должно стать внедрение в практику работы виртуальных трансляций, в том числе путем организации виртуальных залов в муниципальных образованиях.
Также филармонией активно реализуется абонементная система, что открывает дополнительные возможности для развития гастрольной деятельности, в том числе для привлечения артистов и театральных коллективов мирового уровня. Кроме того, абонементная система позволяет за счет бюджетных средств частично компенсировать расходы населения на приобретение билетов, сохраняя при этом минимальную стоимость входных билетов для социально незащищенных слоев населения.
Одним из главных направлений в развитии творческого потенциала жителей губернии остается поддержка молодых дарований и детского творчества.
В Самарской области работают 3 профильных учреждения высшего профессионального образования, 7 учреждений среднего профессионального образования, в ведении органов управлений культуры находятся 109 образовательных учреждений дополнительного образования детей, из них 107 - муниципальных. В ведении министерства культуры Самарской области находится также ГБПОУ СПО "Самарское хореографическое училище (колледж)".
В детских школах искусств, расположенных на территории Самарской области, обучаются 28,4 тыс. детей, что составляет 7,6% от общего числа школьников Самарской области в возрасте от 5 до 18 лет.
Основное число учреждений, являющихся школами, реализуют дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в сфере искусств, охват обучающихся по данным программам составляет 24,7% от общего контингента учеников.
При активном участии образовательных учреждений сферы культуры Самарской области ежегодно проводятся свыше 300 творческих мероприятий муниципального, межмуниципального, регионального, всероссийского и международного уровней, направленных на поддержку молодых дарований и детского творчества. В их числе Всероссийский конкурс молодых дарований по изобразительному искусству "Жигулевская палитра", Всероссийский конкурс молодых музыкантов-исполнителей на народных инструментах имени Д.Г. Шаталова "Созвездие Жигулей", региональный конкурс детских хоровых коллективов "Самарские хоровые собрания", фестиваль "Творчество. Успех. Радость!", Всероссийский конкурс молодых музыкантов им. Д.Б. Кабалевского, региональный конкурс хореографического искусства имени Н.В. Даниловой "Волжский дивертисмент", региональный фестиваль-конкурс оркестров образовательных учреждений искусств и культуры, клубных учреждений "Парад оркестров", межрегиональный конкурс молодых музыкантов на лучшее исполнение концерта с симфоническим оркестром имени А.Ф. Лаговской "Samara-concerto" и др.
Обучающее направление представлено ежегодной Музыкальной детской академией стран СНГ под патронажем народного артиста России Юрия Башмета. В рамках академии ежеквартально проводятся мастер-классы с привлечением выдающихся отечественных деятелей музыкального исполнительства, что позволяет формировать индивидуальный вектор развития ребенка. Участники академии привлекаются к работе во Всероссийском юношеском симфоническом оркестре под управлением Ю.А. Башмета.
Комплексный, долгосрочный и системный подход к работе с талантливыми детьми позволяет Самарской области участвовать в реализации масштабного проекта - Молодежных Дельфийских игр России, транслирующих новейшие тенденции в области художественного образования, мировой исполнительской практики, демонстрирующие высшие стандарты профессионального мастерства участников. Консолидированное финансирование в размере около 1 200 тыс. рублей из разных источников ежегодно позволяет успешно решать масштабные задачи, привлекая к участию в играх ребят не менее чем в 16-20 номинациях.
Делегация Самарской области, принимая участие в Молодежных Дельфийских играх, неизменно завоевывает призовые места в рейтинге регионов Российской Федерации.
Ежегодно на финансирование мер социальной поддержки из бюджета Самарской области расходуется до 2 000 тыс. рублей.
В целом в творческую деятельность вовлечен практически каждый третий ребенок, обучающийся по программам дополнительного и среднего профессионального образования, фактические значения показателей "дорожной карты" по охвату детей, вовлеченных в активную творческую деятельность, за последние годы превышают плановые.
Стоит отметить, что основная роль при выявлении одаренных детей отводится сети учреждений дополнительного образования детей сферы культуры. Продолжают образование по профилю "Культура и искусство" в учреждениях среднего профессионального и высшего образования 10% от числа выпускников учреждений дополнительного образования детей, которые впоследствии и приходят работать в отрасль.
Особое место в культурной жизни региона занимает Самарский зоопарк.
Сохранение и разведение в искусственно созданных условиях биологических организмов, млекопитающих, птиц, земноводных, представителей водного мира, особенно редких и исчезающих видов, их широкий показ населению, воспитание у молодого поколения бережного отношения к живой природе составляют основу деятельности Самарского зоопарка.
Также министерство в целях воспитания и развития творческой активности населения оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям сферы культуры и искусства, в том числе творческим союзам. Стали знаковыми для Самарской области такие проекты, как Всероссийский фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина, профессиональный Губернский конкурс "Самарская театральная муза", областная общественная акция "Благородство", открытый всероссийский фестиваль документальных фильмов "Соль земли", региональный проект "Таланты земли Самарской" и целый ряд других.
Традиционной стала государственная поддержка музыкальной культуры казачества. Ежегодно на указанные цели из областного бюджета выделяется 5000 тыс. рублей, субсидия предусматривается Государственному ансамблю песни и танца Самарской области "Волжские казаки".
Большую роль играет совместная работа с национально-культурными организациями.
Поддержка национальных традиций осуществляется посредством проведения мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальной культуры народов, проживающих на территории Самарской области.
Ежегодно при поддержке министерства проводится порядка 25 национальных культурно-массовых мероприятий и праздников, направленных на сохранение национальной культуры и традиций народов, проживающих на территории региона.
Традиционными стали областные национальные и межнациональные культурно-массовые мероприятия, среди них татарский праздник "Сабантуй", мордовский фольклорный фестиваль "Масторава", чувашский праздник "Акатуй", казахский национальный праздник "Наурыз", башкирский праздник "Йыйын".
Ежегодно при поддержке Правительства Самарской области проводится межнациональный праздник "Венок дружбы", направленный на укрепление межэтнической стабильности и сохранение этнокультурного наследия народов Поволжья. С 2014 года праздник проходит в рамках празднования Дня народов и национальных культур Самарского края.
Деятельность по сохранению и развитию традиционной народной культуры в Самарской области осуществляют культурно-досуговые учреждения. В Самарской области действуют 679 культурно-досуговых учреждений клубного типа, на базе которых работают 6474 клубных формирования и объединения по интересам, где занимаются 105,8 тыс. человек. По сравнению с 2012 годом количество клубных формирований увеличилось на 4,3%, количество участников в них - на 6,2%.
Число формирований самодеятельного народного творчества постоянно увеличивается и в 2015 году достигло 4 892, из них 366 имеют почетное звание "народный" и "образцовый", 257 - звание "Народный самодеятельный коллектив", 99 - звание "Образцовый художественный коллектив", 10 - звание "Народная самодеятельная студия". Большинство народных самодеятельных коллективов Самарской области ведут стабильную творческую деятельность.
Разнообразные формы культурно-досуговой деятельности развиваются на основе традиционной (сельской) и современной городской культуры и выполняют важную социальную функцию:
повышение качества жизни населения, укрепление его физического и духовного здоровья, преодоление явлений антисоциального поведения - преступности, наркомании, алкоголизма. Участие населения в культурно-досуговых мероприятиях способствует самовыражению и развитию личности независимо от места и характера работы, а также служит важным средством социально-психологической адаптации человека в обществе.
Самым значимым и ярким событием культурной жизни Самарской губернии, направленным на популяризацию лучших образцов самодеятельного народного творчества, по праву стал ежегодный Губернский фестиваль самодеятельного народного творчества "Рожденные в сердце России", охватывающий все муниципальные образования Самарской области.
Традиционно в муниципальных образованиях Самарской области при поддержке министерства проводятся масштабные зональные и областные фестивали, конкурсы, смотры, выставки самодеятельного художественного творчества, в том числе Поволжский народный фестиваль русского песенного творчества "Расцвела под окошком белоснежная вишня", областной фестиваль театрализованных и обрядовых действий "Злат венец", областной фестиваль самодеятельных театральных коллективов "Золотой ключик", областной фестиваль-конкурс эстрадного творчества "Лестница к звездам", областной фестиваль хореографического творчества "Звезды будущего", открытый фестиваль-конкурс детских цирковых коллективов малых и средних городов России "Цирк в коротких штанишках" и ряд других.
Особое внимание уделяется развитию декоративно-прикладного творчества и ремесел на территории Самарской области. При поддержке министерства проводится целый ряд крупных творческих мероприятий, среди которых межрегиональная выставка-ярмарка изделий мастеров декоративно-прикладного творчества и ремесел Самарской области "Рождественские узоры Поволжья", областной (открытый) конкурс изделий юных мастеров декоративно-прикладного творчества и ремесел Самарской области "Наш дом - планета Земля!" и другие.
Выставки и площадки ремесел и декоративно-прикладного творчества часто являются составной частью фестивалей самодеятельного народного творчества ("Рожденные в сердце России", "Злат венец").
С 2015 года учреждены звания "Мастер декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел Самарской области" и "Организация декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел Самарской области".
Проводимые разножанровые фестивали, смотры, конкурсы народного творчества, выставки-ярмарки декоративно-прикладного творчества являются значимыми и востребованными в культурной жизни Самарской области. Участие в них сотен самодеятельных артистов, авторов, исполнителей и мастеров играет важную роль в развитии духовности, передаче культурных традиций новым поколениям.
Одной из долгосрочных задач государственной политики в сфере культуры является интеграция Самарской области в общероссийский и мировой культурный процесс.
В рамках своей компетенции министерством культуры Самарской области ежегодно проводятся мероприятия, направленные на укрепление и развитие сложившихся контактов и связей в области культуры и искусства, организуются гастроли театрально-концертных и творческих коллективов, музыкальных групп, выставки изобразительного, декоративно-прикладного искусства и фотографии, шоу-программы, фестивали, встречи, конкурсы, дискуссии и иные мероприятия.
По итогам 2015 года в рамках международного сотрудничества было реализовано 32 проекта, в том числе 12 проектов в рамках действующих соглашений Самарской области о сотрудничестве с иностранными регионами-партнерами как на территории Самарской области, так и с участием самарских делегаций в мероприятиях, проводимых за пределами Российской Федерации. Состоялись 5 акций, 3 фестиваля, 2 концерта.
В 2015 году действовали 14 соглашений Самарской области о сотрудничестве с иностранными регионами-партнерами, целью которых, помимо прочего, являлось выстраивание партнерских взаимоотношений в сфере культуры и искусства.
Совершенствование деятельности учреждений культуры предполагает решение ряда организационных, методических и финансовых проблем:
несоответствие материально-технической базы учреждений культуры современным нормам и требованиям, социокультурным ожиданиям населения;
недостаточный приток молодых специалистов в отрасль, потребность в совершенствовании системы повышения квалификации, укреплении социального статуса работников сферы культуры;
несоответствие сети действующих учреждений сферы культуры утвержденным социальным нормам и нормативам.
При реализации государственной политики в сфере культуры на территории Самарской области немаловажную роль играет соответствие материально-технического состояния учреждений отрасли современным требованиям. Указанная проблема в течение последних лет решается посредством привлечения средств из различных источников (областного, федерального, местного бюджетов, внебюджетных источников).
За последние годы из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области только на проведение капитального ремонта зданий выделено порядка 1 миллиарда рублей, что позволило отремонтировать 115 объектов сферы культуры.
Все вновь построенные и отремонтированные здания являются для территорий муниципальных образований значимыми центральными объектами в масштабе района или сельского поселения. После ремонта жители и гости получили обновленные центры, отвечающие современным требованиям, что позволило расширить спектр оказываемых услуг в сфере культуры для населения.
Учитывая поставленную Президентом Российской Федерации задачу развития театров для детей и юношества, безусловным приоритетом стало проведение работ на объектах региональных театральных учреждений - Самарского театра юного зрителя "СамАрт" и Самарского театра кукол.
Введен в эксплуатацию Камерный зал Самарского государственного академического театра оперы и балета - одного из ведущих театральных учреждений региона. Также закончены работы в здании Городского дома культуры в г.о. Сызрань, в котором располагается один из старейших в области драматический театр.
Также осуществляется финансовая поддержка муниципальных образований на выполнение работ по строительству и реконструкции, капитальному ремонту зданий (помещений) учреждений культуры. Так, в рамках программы по созданию в малых городах России многофункциональных центров культурного развития соответствующий центр построен в г. Кинеле.
Другим крупным объектом строительства в муниципалитетах является культурно-оздоровительный центр в селе Большая Глушица.
Вместе с тем проблема крайней изношенности зданий учреждений культуры не утратила своей актуальности. В настоящее время 488 зданий учреждений культуры требуют капитального ремонта, в аварийном состоянии находятся 23 здания. Долю объектов сферы культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, планируется увеличить к 2020 году до 55%.
Решение задач, поставленных перед сферой культуры, невозможно без развития кадрового потенциала, наличия высокопрофессиональных и заинтересованных в своем деле кадров.
В настоящее время в учреждениях сферы культуры занято более 10 тысяч работников. Средний возраст сотрудников приближается к 50 годам, при этом доля работников старше 50 лет составляет почти 40% (25% из них - работники пенсионного возраста). Таким образом, существует проблема старения кадров отрасли, особенно остро стоящая в муниципальных учреждениях.
За последние годы в сфере культуры сложилась определенная система работы, направленная на социальную поддержку кадров. И конечно, основной мерой по привлечению кадров в отрасль является увеличение заработной платы работников. Эта работа ведется с 2013 года в рамках исполнения "майских" указов Президента Российской Федерации, за этот период заработная плата работников культуры в регионе увеличилась практически в 2 раза, что является серьезной поддержкой работников в современных экономических условиях.
В соответствии с "дорожной картой" соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры и среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) к 2018 году должна составить 100%.
Наряду с проведением мероприятий по обеспечению достойного уровня заработной платы работников учреждений культуры большое внимание уделяется дополнительным мерам социальной поддержки, что также позволяет стимулировать кадры для повышения качества профессиональной деятельности. В числе таких мер установление стипендий Губернатора Самарской области за высокие достижения в профессиональной деятельности и значительный вклад в развитие культуры; конкурсы работ и проектов в области культуры и искусства для предоставления Губернских премий и грантов; награды и поощрения различного уровня, в том числе в рамках проводимых конкурсов профессионального мастерства.
Несмотря на действующие меры социальной поддержки, приток в отрасль молодых специалистов на сегодняшний день является недостаточным, поэтому обеспечение притока молодых профессиональных кадров, несущих новые творческие идеи и способных отвечать требованиям современного общества, является одной из первоочередных задач, направленных на развитие сферы культуры региона в целом.
В сложившейся ситуации эффективными формами мотивации молодежи к поступлению на работу в учреждения культуры по полученной специальности могут стать единовременные выплаты на обустройство в рамках трехсторонних договоров, заключаемых между министерством, работодателями и выпускниками профильных учебных заведений, поступающими на работу в учреждения сферы культуры.
Не теряет актуальности и задача обеспечения равного доступа к культурным ценностям и ресурсам, доступности предоставления услуг населению, особенно в малонаселенных и отдаленных районах региона.
Проблема несоответствия сети действующих учреждений сферы культуры утвержденным социальным нормам и нормативам решается путем внедрения в практику внестационарных и выездных методов обслуживания населения. Приобретение передвижных многофункциональных культурных центров, оснащенных современной техникой и новейшей литературой, в том числе детской, позволяет решить проблему недостаточного обеспечения малонаселенных муниципальных районов услугами библиотек и культурно-досуговых учреждений.
Также в настоящее время наблюдается тенденция преобразования культурно-досугового учреждения в многофункциональный культурный центр, совмещающий в себе функции библиотеки, музея и клуба, что позволяет не только обеспечить доступность для населения различных культурных ценностей и благ, но и оптимизировать расходы на содержание учреждений культуры, решить проблему их территориальной удаленности.
Учитывая поставленную задачу по увеличению посещаемости учреждений культуры к 2018 году на 30% по сравнению с уровнем 2012 года, достигнутый в 2015 году уровень 9,9%, внедрение новых форм работы, в том числе внестационарных методов обслуживания населения, позволит перейти на более качественный уровень организации взаимодействия учреждений культуры с потребителями услуг.
Помимо общих проблем, имеют место проблемы частного характера, возникающие в отдельных сферах отрасли: библиотечной, музейной, театрально-концертной, в сфере сохранения традиционной народной культуры, развития самодеятельного художественного творчества, дополнительного образования детей в сфере культуры и других.
Одной из проблем в сфере библиотечного обслуживания населения является уменьшение объемов библиотечных фондов в муниципальных библиотеках в результате отсутствия финансирования комплектования библиотечных фондов, а также превышения количества выбывших документов над количеством вновь поступивших. Норматив ИФЛА/ЮНЕСКО по комплектованию библиотечных фондов, который составляет не менее 250 экземпляров книг на 1 тысячу жителей, в Самарской области не выполняется. Фактическое значение показателя в 2015 году составило 111 экз. на 1 тысячу жителей (в 2014 году этот показатель составлял 115 экземпляров, в 2013 году - 217 экземпляров). При этом качественный показатель состояния фондов - обращаемость (интенсивность использования) в библиотеках области составляет всего 1,6 раза (международный стандарт ИФЛА - 5-7 раз в год на один документ). Причем этот показатель остается неизменным на протяжении многих лет, что также указывает на недостаточную укомплектованность фондов библиотек актуальной, новейшей литературой и содержание в них большого количества малоспрашиваемой, устаревшей по содержанию и ветхой литературы.
Без правильно сформированных фондов, отвечающих интересам детского и взрослого населения, городские и сельские библиотеки не могут полноценно удовлетворять информационные потребности граждан, из-за чего падает интерес к чтению и библиотекам.
Несмотря на определенные достижения в музейной деятельности, ряд серьезных проблем в данной сфере также остается нерешенным.
Большинство музеев нуждается в оснащении необходимым современным выставочным оборудованием, системами обеспечения безопасности музейных предметов и специализированным оборудованием для хранения музейных предметов. Значительная часть музейных зданий не приспособлены для хранения и представления музейных предметов и нуждается в реставрации.
Формирование коллекций государственных музеев как государственной части Музейного фонда Российской Федерации требует выделения дополнительных средств на закупку предметов музейного значения. В настоящее время этих средств недостаточно.
При высоких показателях творческой деятельности театрально-концертных организаций на первый план выступает проблема несоответствия материально-технического состояния и оснащенности данных организаций современным нормам и требованиям.
Большинство государственных театров и филармония имеют собственные здания со зрительными залами достаточной вместимости. Однако техническое состояние многих из них требует проведения модернизации. К настоящему времени только один государственный театр (Самарский академический театр оперы и балета) имеет современную материально-техническую базу.
Несмотря на проводимые работы на таких театральных объектах, как Самарский театр юного зрителя "СамАрт" и Самарский театр кукол, завершение работ в здании Городского дома культуры в г.о. Сызрань, где располагается один из старейших в области драматический театр, проблема укрепления и развития материально-технической базы театрально-концертных организаций остается по-прежнему актуальной.
Проблемами, сдерживающими развитие системы дополнительного образования детей в сфере культуры, являются наличие серьезных рисков реорганизации учреждений путем присоединения к общеобразовательным школам, сокращение контингента учащихся и невыполнение социальных нормативов по данному направлению, недостаточность финансирования на содержание и модернизацию материально-технической базы учреждений, оснащение музыкальными инструментами.
Среди характерных проблем деятельности клубов в муниципальных образованиях наибольшую актуальность также имеет проблема, связанная с состоянием материально-технической базы. В настоящее время отмечается износ механического оборудования и одежды сцены, нехватка звуковой и осветительной аппаратуры, видеоаппаратуры и музыкальных инструментов.
Исходя из общей характеристики текущего состояния сферы культуры и ее отдельных составляющих, основных проблем развития отрасли следует, что решить вопросы повышения качества услуг в сфере культуры, развития и реализации культурного и духовного потенциала населения Самарской области возможно только путем объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений культуры, некоммерческих организаций в сфере культуры, а также с привлечением внебюджетных средств. Программно-целевой метод позволит обеспечить эффективное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Самарской области.
При этом важное значение для успешной реализации Государственной программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением цели и решением задач Государственной программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
Правовые риски связаны с изменением федерального и регионального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы. Это может привести к увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Государственной программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном и региональном законодательстве в сфере культуры.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и, как следствие, недостаточным уровнем бюджетного финансирования сферы культуры, а также отсутствием устойчивого источника финансирования деятельности некоммерческих организаций, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Государственной программы, в том числе в зависимости от достигнутых результатов; определение приоритетов для первоочередного финансирования; привлечение внебюджетного финансирования.
Риск усиления разрыва между современными требованиями к состоянию материально-технической базы, техническому оснащению и управлению бюджетными учреждениями в сфере культуры и их фактическим состоянием может повлечь существенное снижение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг в указанной сфере.
Возникновение риска обусловлено недостаточностью объемов бюджетных средств на проведение модернизации отрасли культуры. Для снижения негативных последствий риска в рамках реализации Государственной программы предусматривается проведение мероприятий, направленных на развитие и укрепление материально-технической базы государственных (муниципальных) учреждений культуры, а также оптимизацию деятельности бюджетных учреждений в сфере культуры.
Макроэкономические риски связаны с возможностями ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита, что может вызвать снижение инвестиционной привлекательности сферы культуры, необоснованный рост стоимости услуг, а также существенно снизить объем платных услуг в сфере культуры.
Изменение стоимости предоставления государственных услуг (выполнения работ) может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения. Эти риски могут отразиться на возможности реализации наиболее затратных мероприятий Государственной программы, в том числе связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений культуры.
Административные риски связаны с неэффективным управлением Государственной программой, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости отраслью культуры, нарушение планируемых сроков реализации Государственной программы, невыполнение ее задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Государственной программы.
Основными условиями минимизации административных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией Государственной программы; ежегодный анализ результативности реализации Государственной программы; повышение эффективности взаимодействия участников реализации Государственной программы; своевременная корректировка мероприятий Государственной программы.
Кадровые риски обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере культуры, а также старением кадров, что снижает эффективность работы учреждений культуры и качество предоставляемых услуг.
Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством повышения уровня оплаты труда работников культуры, обеспечения притока в отрасль молодых специалистов, повышения квалификации имеющихся специалистов.
Риски, связанные с территориальными особенностями, обусловлены различием финансово-экономических возможностей муниципальных образований Самарской области, что приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения ими собственных полномочий в сфере культуры, а также слабым нормативным правовым и методическим обеспечением на уровне муниципальных образований.
Для сокращения возможных негативных последствий данных рисков предусмотрены меры по обеспечению софинансирования за счет средств областного бюджета на реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры, а также по привлечению муниципальными образованиями средств из внебюджетных источников. Снижение рисков возможно также за счет мер по усилению информационной, методической и консультационной поддержки органов местного самоуправления в части подготовки документации в целях получения субсидий из областного и федерального бюджетов.
Таким образом, реализация Государственной программы позволит в итоге обеспечить равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, создаст условия для раскрытия творческого потенциала каждого гражданина Самарской области, повышения эффективности и качества предоставляемых населению услуг и укрепления позитивного образа Самарской области в соответствии с приоритетными социальными задачами государственной культурной политики, определенными Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" и Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года.
Перечень мероприятий Государственной программы, реализуемых в рамках государственных заданий подведомственными министерству учреждениями на основе приоритетных направлений Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, приведен в приложении 12 к Государственной программе.
2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере культуры, цели и задачи Государственной программы, планируемые конечные результаты реализации Государственной программы
Приоритеты региональной политики в сфере культуры установлены следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами:
Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212;
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 165-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р "О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года";
постановление Губернатора Самарской области от 07.03.2013 N 59 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Самарской области";
постановление Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129 "О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года";
постановление Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 321 "Об утверждении Стратегии развития сферы культуры в Самарской области на период до 2020 года";
иные правовые акты и поручения в сфере культуры.
Реализация Государственной программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
повышение доступности, качества, разнообразия и эффективности услуг, предоставляемых в сфере культуры, преодоление отставания и диспропорций в развитии культуры на уровне муниципальных образований;
сохранение и популяризация традиционной народной культуры и развитие самодеятельного художественного творчества;
укрепление единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народов, проживающих на территории Самарской области;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации дополнительного образования детей в сфере культуры, культурного досуга населения;
создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, внедрение принципов духовно-нравственного развития в культурно-просветительскую деятельность;
обеспечение инновационного развития отрасли культуры посредством применения современных социокультурных и информационных технологий;
оптимизация и повышение эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры;
дальнейшая интеграция Самарской области в общероссийский культурный процесс, укрепление имиджа региона с богатейшей традиционной и современной культурой;
развитие и укрепление материально-технической базы государственных (муниципальных) учреждений культуры, создание оптимальных, безопасных и благоприятных условий нахождения граждан в данных учреждениях;
повышение социального статуса работников сферы культуры, в том числе посредством обеспечения достойной оплаты труда работников культуры как результата повышения качества оказываемых ими услуг;
развитие и сохранение кадрового потенциала сферы культуры на территории Самарской области.
Целью Государственной программы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития и формирования гармонично развитой личности.
Достижение указанной цели предполагается посредством решения следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, отражающих установленные полномочия министерства как органа исполнительной власти в сфере культуры:
обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области;
обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала населения;
создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в сфере культуры с учетом этнонациональных традиций, особенностей Самарской области;
развитие и сохранение кадрового потенциала государственных (муниципальных) учреждений культуры, осуществляющих деятельность на территории Самарской области;
создание оптимальных, безопасных и благоприятных условий нахождения граждан в государственных (муниципальных) учреждениях культуры.
Реализация Государственной программы позволит к 2020 году достигнуть следующих основных результатов:
повышение качества государственного управления в сфере культуры, эффективности расходования бюджетных средств;
выравнивание уровня доступности культурных благ для населения Самарской области независимо от места проживания и социального статуса граждан;
формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества и разнообразия услуг в сфере культуры;
создание условий для участия населения в культурной жизни, вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста в активную социокультурную деятельность;
значительное увеличение числа государственных (муниципальных) учреждений культуры, в которых созданы оптимальные, безопасные и благоприятные условия нахождения граждан;
создание механизма стимулирования работников государственных (муниципальных) учреждений культуры, включающего установление более высокого уровня заработной платы, обеспечение выполнения требований к качеству оказания услуг, прозрачное формирование системы оплаты труда, внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг;
доведение уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников государственных (муниципальных) учреждений культуры до уровня средней заработной платы в Самарской области;
укрепление положительного имиджа Самарской области как региона с высоким уровнем культуры.
6. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Система финансового обеспечения реализации Государственной программы основывается на принципах и нормах действующего законодательства.
Объем финансирования Государственной программы за счет средств областного бюджета составляет 17 943 719,63 тыс. рублей 1, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета, в сумме 765 487,04 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 2 291 520,17 тыс. рублей;
в 2015 году - 2 554 628,92 тыс. рублей, из них 157 990,01 тыс. рублей - не использованный на 01.01.2015 остаток средств областного бюджета; 50 981,1 тыс. рублей - средства областного бюджета, формируемые за счет поступивших в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета;
в 2016 году - 1 480 415,18 тыс. рублей, из них 135 048,54 тыс. рублей - не использованный на 01.01.2016 остаток средств областного бюджета; 2 984,64 тыс. рублей - средства областного бюджета, формируемые за счет поступивших в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета;
в 2017 году - 3 379 052,35 тыс. рублей, из них 108 960,42 тыс. рублей - не использованный в предыдущие периоды остаток средств областного бюджета; 5 383,90 тыс. рублей - средства областного бюджета, формируемые за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета;
в 2018 году - 2 791 730,86 тыс. рублей;
в 2019 году - 3 337 088,40 тыс. рублей, в том числе 706 137,40 тыс. рублей - средства областного бюджета, формируемые за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета;
в 2020 году - 2 511 282,72 тыс. рублей.
Информация о ресурсном обеспечении реализации Государственной программы за счет средств областного бюджета в разрезе мероприятий и главных распорядителей средств областного бюджета представлена в приложении 2 к Государственной программе.
Финансирование мероприятий Государственной программы осуществляется:
в форме бюджетных ассигнований на прочую закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (мероприятия, предусмотренные пунктами 1.3, 1.4, 1.7, 1.9 приложения 2 к Государственной программе);
в форме бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (мероприятия, предусмотренные пунктами 5.1.1-5.1.6 приложения 2 к Государственной программе);
в форме субсидий государственным бюджетным учреждениям Самарской области на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (мероприятия, предусмотренные пунктами 1.1, 1.2, 1.5, 1.6, 2.1-2.4, 2.6-2.9, 4.1-4.3, 5.3.1, 5.3.2, 5.4-5.8 приложения 2 к Государственной программе);
в форме иных межбюджетных трансфертов (мероприятия, предусмотренные пунктами 2,5, 5.11, 5.12 приложения 2 к Государственной программе);
в форме субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 138.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации (мероприятия, предусмотренные пунктами 1.8, 5.13 приложения 2 к Государственной программе). Цели и условия предоставления и расходования субсидии устанавливаются соглашением между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Правительством Самарской области, заключаемым в порядке, установленном действующим законодательством;
в форме субсидий некоммерческим организациям, за исключением государственных (муниципальных) учреждений (мероприятия, предусмотренные пунктами 3.1-3.4 приложения 2 к Государственной программе);
в форме бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (мероприятия, предусмотренные пунктами 5.3.3, 5.9, 5.9.1 приложения 2 к Государственной программе);
в форме бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (мероприятия, предусмотренные пунктами 5.2.1-5.2.11, 5.10 приложения 2 к Государственной программе);
в форме субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (мероприятия, предусмотренные пунктами 2.10-2.12 приложения 2 к Государственной программе).
Порядок определения объема и условие предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям Самарской области на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2020 года" приведены в приложении 3 к Государственной программе.
Порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, в том числе творческим союзам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), на реализацию мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2020 года" приведен в приложении 4 к Государственной программе.
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2020 года" приведен в приложении 5 к Государственной программе.
Порядок предоставления из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в Самарской области иных межбюджетных трансфертов на выплату денежных поощрений за лучшие концертные программы и выставки декоративно-прикладного творчества приведен в приложении 6 к Государственной программе.
Порядок расчета и предоставления из областного бюджета бюджетам муниципальных районов в Самарской области иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных районов в Самарской области, в том числе на приобретение литературно-художественных журналов, приведен в приложении 9 к Государственной программе.
Порядок предоставления из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и (или) городских округов Самарской области иных межбюджетных трансфертов на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек в Самарской области к сети Интернет и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки приведен в приложении 11 к Государственной программе.
Информация об объектах капитального строительства, на которых планируется осуществить выполнение работ по проектированию, строительству (реконструкции) в рамках реализации Государственной программы, приводится в приложении 8 к Государственной программе.
Информация об объектах культурного наследия, находящихся в федеральной или региональной собственности, на которых планируется осуществить выполнение работ по их сохранению в рамках Государственной программы, приводится в таблице 1.
Таблица 1
Перечень объектов культурного наследия,
находящихся в федеральной или региональной собственности, на которых планируется осуществить выполнение работ по их сохранению
Исполнитель мероприятия |
Наименование объекта культурного наследия |
Г од окончания работ по сохранению |
Министерство культуры Самарской области |
Дом, в котором жил В.И. Ленин в 1890-1893 годах. В доме - мемориальный музей В.И. Ленина (г. Самара, ул. Ленинская, д. 131-135/37) |
2014 |
Особняк Шихобаловых, 90-е годы XIX века, архитектор Щербачев А.А. (г. Самара, ул. Венцека, д. 55) |
2017 |
|
Здание бывшего ресторана "Аквариум", где в марте - ноябре 1917 года размещался Самарский комитет большевиков, а в сентябре 1922 года создана первая в области пионерская дружина (г. Самара, ул. Самарская, д. 95) |
2018 |
|
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области |
Объект археологического наследия "Старая Самара. Деревянные инженерные сооружения, возведенные не позднее середины XIX века" |
2017 |
Фабрика-кухня завода им. Масленникова, архитектор Е.Н. Максимова, 1932 года (г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 149) |
2018 |
1 Объем финансирования Государственной программы за счет средств областного бюджета, превышающий в 2015 году 1 919 159,37 тыс. рублей, в 2016 году - 1 480 415,18 тыс. рублей, в 2017 году - 1 457 675,79 тыс. рублей, в 2018 году - 1 503 778,86 тыс. рублей, в 2019 году - 1642 055,11 тыс. рублей, утверждается отдельным постановлением Правительства Самарской области.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 18 января 2017 г. N 17 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.