Решение Самарского областного суда от 5 октября 2016 г. N 3а-589/2016
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-589/2016 по административному исковому заявлению ООО "Р." о признании недействующим пункта 5339 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, с участием прокурора А.О.А.,
представителя ООО "Р." С.Э.А., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., установил:
ООО "Р." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5339 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, о взыскании с административного ответчика расходов по уплате госпошлины.
Требования обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности здание с кадастровым номером: N, расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные п. 3 статьи 378.2 НК РФ. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено указанное здание, не позволяет размещать на нем офисные здания делового, административного и коммерческого назначения. Основным видом экономической деятельности ООО "Р." является производство прочих пластмассовых изделий, административно-бытовой корпус является одним из корпусов производственного здания и предназначен для размещения персонала предприятия.
Представитель административного истца поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что административно-бытовой корпус обоснованно включен в Перечень по основанию отнесения его в соответствии с кадастровым паспортом к зданию, предназначенному для использования в целях административного назначения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год /далее - Перечень/.
В пункт 5339 указанного Перечня включено здание с кадастровым номером: N, расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что ООО "Р." на праве собственности принадлежит нежилое здание - административно-бытовой корпус с кадастровым номером: N.
Земельный участок, на котором расположено нежилое здание, имеет разрешенное использование: участок промышленной, коммунально-складской застройки.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пунктом 1.2.7 Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Земельный участок с расположенным на нем спорным объектом недвижимости относится к группе 1.2.9 Приказа Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. N 39: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
В техническом паспорте содержатся сведения о том, что спорный объект недвижимости является административно-бытовым корпусом.
Документы, послужившие основанием и подтверждающие обоснованность включения спорного здания в Перечень, как предназначенного для размещения офисов, суду не представлены.
Мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечень административным ответчиком не производились.
В свою очередь, административный истец в обоснование своих требований представил акт осмотра спорного объекта недвижимости от 03.10.2016 года, из которого следует, что здание административно-бытового корпуса состоит из двух этажей. На 1 этаже здания располагаются кабинеты для сотрудников предприятия /коммерческий отдел / <данные изъяты>/, отдела маркетинга / <данные изъяты>/, бухгалтерии / <данные изъяты>; серверная / <данные изъяты>/. Остальная площадь заняты коридором, комнатой гигиенического назначения, теплопунктом.
Второй этаж занимают кабинеты генерального директора / <данные изъяты>./, технического директора и директора по науке и развитию / <данные изъяты>/, финансового директора / <данные изъяты>./, кабинет сотрудников /юриста, экономиста и программиста / <данные изъяты>./,комната для совещаний / <данные изъяты>/, комната для приема пищи / <данные изъяты>./. Остальная площадь разделена на коридор, комнаты гигиенического назначения. Площадь помещений административного назначения составляет <данные изъяты> кв. м, что от общей площади здания составляет 60,7%.
Вместе с тем, помещения административного назначения носят вспомогательный характер, предназначены для обеспечения производственной деятельности ООО "Р." как единого производственного комплекса.
Основной вид деятельности ООО "Р." - производство прочих пластмассовых изделий - не предполагает сдачу нежилого здания в аренду под офис или торговое помещение.
Из приложенных к акту осмотра фотографий видно, что здание расположено на охраняемой территории, где действует пропускной режим, обеспечивающий доступ на территорию предприятия только для сотрудников предприятия и ограничивающий свободный доступ посетителей.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанное здание, составляющее инфраструктуру промышленного предприятия, не соответствует критерию административно-делового центра по смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ. В связи с этим требование административного истца о признании недействующим пункта 5339 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2016 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
Согласно пункту 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные истцом по уплате госпошлины в размере 4500 руб., подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Требования ООО "Р." удовлетворить.
Признать недействующим пункт 5339 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, со дня принятия.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "Р." госпошлину в размере 4 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 5 октября 2016 г. N 3а-589/2016
Текст решения официально опубликован не был