Решение Самарского областного суда от 20 января 2017 г. N 3а-20/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-20/2017 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "К" о признании недействующим пункта 1382 "Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033, установил:
ПАО "К" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1382 "Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год". В указанный Перечень под пунктом 1382 включено принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером N , расположенное по адресу: адрес, база отдыха "<данные изъяты>", которое согласно кадастровому паспорту имеет назначение - баня.
Административный истец полагает, что указанный объект включен в Перечень необоснованно, поскольку здание бани не используется Обществом для оказания услуг, поэтому не может быть отнесено к объектам бытового обслуживания.
Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка - под базу отдыха "<данные изъяты>" не предполагает размещения на нем объектов бытового обслуживания.
Включение спорного здания в Перечень неправомерно возлагает на ПАО "К" обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца ПАО "К" - С.В.М., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области - С.И.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку считает, что принадлежащее административному истцу здание, отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного объекта в Перечень осуществлялось по данным, полученным из регистрирующего органа, в соответствии с его назначением и техническими параметрами. Оспариваемый объект относится к объектам, в котором возможно осуществление бытового обслуживания.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление ПАО "К" подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу подпункта 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно п. 1 и п. 4 ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Статьей 1.1. Закона Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016".
Данный приказ опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 30.11.2015 года, в настоящее время действует в редакции от 19.12.2016 г.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам нарушения порядка его приятия либо отсутствия полномочий у Министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие.
В вышеуказанный Перечень под пунктом 1382 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N , нежилое здание - баня, площадью **,* кв. м, расположенное по адресу: АДРЕС, база отдыха "<данные изъяты>".
Судом, установлено, что вышеуказанный объект включен в Перечень на основании информации, полученной от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, исходя из сведений о зарегистрированных правах и кадастровых сведениях об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях ст. 378.2 НК РФ. Акта фактического использования объекта недвижимости на момент формирования Перечня не составлялось.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, исходя из п.п. 1, 2 п. 4 статьи 378.2 НК РФ, отнесение недвижимого имущества к объекту бытового обслуживания осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и фактического использования помещений.
В силу п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России. До принятия соответствующего акта применяется порядок, закрепленный нормативным правовым актом субъекта РФ, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.11.2013 г. N 307-ФЗ.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением Правительства Самарской области N 402 от 25.07.2016 г., то есть после включения спорного объекта в Перечень.
Из содержания подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка должно предусматривать размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Судом установлено, что ПАО "К" принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N - баня, Этажность:1, Инвентарный номер N , расположенное по адресу: АДРЕС, база отдыха "<данные изъяты>", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).
Спорное здание находится на земельном участке с кадастровым номером N , вид разрешенного использования которого - под базу отдыха "<данные изъяты>" (стр. 27-31).
Вышеуказанный земельный участок находится в постоянном бессрочном пользовании ПАО "К", что подтверждается свидетельством о праве пользования на землю N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).
Административный ответчик указывает, что здание бани внесено в Перечень только по его наименованию (назначению) как объект бытового обслуживания в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред.2) "Бытовые услуги", утвержденным приказом Минпромторга России от 10.05.2016 N 1471.
Представитель административного истца пояснила в судебном заседании, что база отдыха "<данные изъяты>" была предназначена для бесплатного отдыха и оздоровления сотрудников ПАО "К" и спорное здание использовалось только для их обслуживания. В настоящее время здание бани по своему назначению не используется, база отдыха "<данные изъяты>" выставлена на продажу.
В соответствии с Уставом, утвержденным решением годового общего собрания акционеров от 04.07.2016 г. N 43, Публичное акционерное общество "К" (далее - Общество) учреждено в 1994 г. Департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" N 721 от 01.07.1992 г., является правопреемником государственного предприятия С. м. п. о. им. М.В.Ф., несет права и обязанности, возникшие у последнего до его преобразования в ОАО "М". Общество является правопреемником ОАО "С. н.-т. к. им. Н.Д.К.", ОАО "С. к. б. м." и ОАО "Н.-п. о. "П. А. т. и." с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращения их деятельности в результате присоединения к ПАО "К" при реорганизации в форме присоединения.
Основными целями деятельности Общества являются: извлечение прибыли, участие в реализации государственных программ, а также иные цели, не запрещенные законодательством.
Для достижения указанных выше целей Общество осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности: космическую деятельность; разработку, производство, ремонт вооружения и военной техники; разработку, производство, ремонт, испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; защиту государственной тайны на предприятии; эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов; эксплуатацию химически опасных производственных объектов; хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения; погрузочно-разгрузочную деятельность, применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1У класса опасности; деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений; пользование недрами; использование источников ионизирующего излучения; гарантийное и послегарантийное обслуживание выпускаемой продукции и организации сервисной сети в регионах и странах ее реализации; разработка и производство товаров народного потребления; выполнение ОКР технологического и производственного назначения по договорам (соглашениям) с заказчиками, включая государственные заказы; оказание услуг местной телефонной связи и услуг подвижной радиосвязи предприятиям, организациям; организация и проведение выставок и аукционов; осуществление внешнеэкономической деятельности с целью развития международного сотрудничества, содействия научно-техническому, спортивному и культурному обмену, развития иностранного туризма; осуществление профессиональной образовательной деятельности в структурном подразделении акционерного Общества. При этом, основным видом деятельности Общества является производство двигателей летательных аппаратов с искровым зажиганием и их частей.
Определение бытовых услуг приводится в ст. 346.27 НК РФ. В настоящее время оно звучит так: бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ N 1471 от 10.05.2016 г. утверждена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности "Бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), которая включает в себя услуги, предоставляемые банями.
В соответствии с ч. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания регулируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.12.1992 (в ред. от 03.07.2016 г.) и Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1025 от 15 августа 1997 г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.10.1999 N 1104, от 30.09.2000 N 742, от 01.02.2005 N 49, от 04.10.2012 N 1007).
Согласно п. 1 указанных Правил, под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В силу п. 3 Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления: настоящие Правила; адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется; образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ); перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Информация должна находиться в удобном для обозрения месте.
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации, - во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и т.п.
Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации.
Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
Пунктами 4 и 6 Правил определено, что договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ). Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
При осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей применяется контрольно-кассовая техника.
Правила применения контрольно-кассовой техники определяются Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" N 54-ФЗ от 22.05.2003 г. (в ред. от 03.07.2016 г.).
В силу п.п. 1, 2 ст. 1.2 указанного Закона, контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. При осуществлении расчета пользователь (организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов) обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 г. ведение реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей осуществляет уполномоченный орган.
Согласно технического паспорта, составленного ГУП Самарской области "<данные изъяты>", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорное здание бани, 1980 года постройки, имеет площадь 39,9 кв. м, состоит из: раздевалки, комнаты отдыха, сауны, бойлерной и душевой (л.д. 16-31). Здание является нежилым, отдельно стоящим и по смыслу Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС-2008), утвержденного Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. N 2018-ст, является самостоятельным конструктивным целым.
Административным истцом представлен акт обследования спорного здания от 22.12.2016 г., составленный комиссией из числа работников Общества, из которого следует, что здание бани расположено на земельном участке площадью 27 072,00 кв. м, участок огорожен забором, вход на территорию запрещен. Нежилое здание состоит из 5-ти помещений, наличие контрольно-кассовой техники - нет. Вышеуказанные помещения используются для складского и вспомогательного назначения.
Из представленного суду акта осмотра от 11.01.2017 г., проведенного комиссией в составе представителей ГБУ Самарской области "<данные изъяты>" и ПАО "К" также следует, что нежилое здание с кадастровым номером N , расположенное по адресу: АДРЕС, база отдыха "<данные изъяты>", состоит из 5-ти помещений и по результатам визуального осмотра установлено, что: помещение N , 5, площадью 7,7+6,4+9,4=23,5 кв. м, возможно отнести к объектам бытового обслуживания; помещение N 2 площадью 10,9 кв. м., возможно отнести к складу; помещение N 4, площадью 5,5 кв. м, возможно отнести к техническому помещению; помещение N 10 площадью 4,1 кв. м, возможно отнести к коридору.
Согласно фотоматериалам, приложенным к актам осмотра от 22.12.2016 г. и от 11.01.2017 г. - спорное здание по своему назначению как баня фактически не используется, информация о предоставляемых услугах, предусмотренная Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, оборудование, а также иное имущество, предусмотренное СанПиН 2.1.2.3150-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2013 N 70 - отсутствуют, контрольно-кассовой техники - нет, территория, на которой расположено здание - закрыта.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказано фактического использования вышеуказанного здания как объекта бытового обслуживания.
Здание находится на земельном участке с кадастровым номером N , с видом разрешенного использования - под базу отдыха "<данные изъяты>".
Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 02.12.2016 г. вышеуказанный земельный участок находится в территориальной зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61. Основной разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне Р-3: лесопарки, лугопарки, прогулочные аллеи, места для пикников, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем объектов бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным, в целях применения положений п. 4 ст. 378.2 НК РФ в связи с тем, что содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Вместе с тем, административным ответчиком не представлены суду достоверные и достаточные доказательства того, что спорное здание бани оборудовано помещениями, необходимыми для признания его объектом, предназначенным для оказания бытовых услуг.
Кроме того, Уставом ПАО "К" не предусмотрено такого вида деятельности Общества как оказание банно-прачечных услуг населению.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: АДРЕС, база отдыха "<данные изъяты>", включено в Перечень необоснованно, в связи с чем, требование административного истца подлежит удовлетворению.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), суд полагает, что признание отдельных его положений с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск Публичного акционерного общества "К" - удовлетворить.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год" в части включения в него под пунктом 1382 нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: адрес, база отдыха "<данные изъяты>", со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25.01.2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 20 января 2017 г. N 3а-20/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании