Решение Самарского областного суда от 17 января 2017 г. N 3а-19/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-19/2017 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Кузнецов" о признании недействующим пункта 1226 "Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033, установил:
ПАО "Кузнецов" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1226 "Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год". В указанный Перечень под пунктом 1226 включено принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: адрес, которое согласно кадастровому паспорту имеет назначение - автозаправочная станция.
Административный истец полагает, что указанный объект включен в Перечень необоснованно, поскольку здание автозаправочной станции с кадастровым номером N не используется Обществом для осуществления розничной торговли нефтепродуктами, в связи с чем не может быть отнесено к объектам торговли.
Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка - для размещения автозаправочной станции не предполагает размещения на нем административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Включение спорного здания в Перечень неправомерно возлагает на ПАО "Кузнецов" обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца ПАО "Кузнецов" - Сафина В.М., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области - Зубова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку считает, что принадлежащее административному истцу здание отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного объекта в Перечень осуществлялось по данным, полученным из регистрирующего органа, в соответствии с его назначением и техническими параметрами. Оспариваемый объект относится к объектам, в котором возможно осуществление торговли.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление ПАО "Кузнецов" подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу подпункта 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно п. 1 и п. 4 ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Статьей 1.1. Закона Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016".
Данный приказ опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 30.11.2015 года, в настоящее время действует в редакции от 19.12.2016 г.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам нарушения порядка его принятия либо отсутствия полномочий у Министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие.
В вышеуказанный Перечень под пунктом 1226 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, нежилое здание - автозаправочная станция, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: АДРЕС.
Судом установлено, что вышеуказанный объект включен в Перечень на основании информации, полученной от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, исходя из сведений о зарегистрированных правах и кадастровых сведениях об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях ст. 378.2 НК РФ. Акта фактического использования объекта недвижимости на момент формирования Перечня не составлялось.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, исходя из п.п. 1, 2 п. 4 статьи 378.2 НК РФ, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и фактического использования помещений.
В силу п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России. До принятия соответствующего акта применяется порядок, закрепленный нормативным правовым актом субъекта РФ, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.11.2013 г. N 307-ФЗ.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением Правительства Самарской области N 402 от 25.07.2016 г., то есть после включения спорного объекта в Перечень.
Из содержания подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка должно предусматривать размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Судом установлено, что ПАО "Кузнецов" принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N - автозаправочная станция, площадью <данные изъяты> кв. м, этажность - 1, Литера N, инвентарный N, расположенное по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N от ДД.ММ.ГГ. (л.д.27).
Спорное здание находится на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого - под автозаправочную станцию (стр. 29).
Право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за ПАО "Кузнецов" в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N от ДД.ММ.ГГ. (л.д.28).
В соответствии с Уставом, утвержденным решением годового общего собрания акционеров от 04.07.2016 г. N 43, Публичное акционерное общество "Кузнецов" (далее - Общество) учреждено в 1994 г. Департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" N 721 от 01.07.1992 г., является правопреемником государственного предприятия Самарского моторостроительного производственного объединения им. М.В. Фрунзе, несет права и обязанности, возникшие у последнего до его преобразования в ОАО "Моторостроитель". Общество является правопреемником ОАО "Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д. Кузнецова", ОАО "Самарское конструкторское бюро машиностроения" и ОАО "Научно-производственное объединение "Поволжский Авиационный технологический институт" с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращения их деятельности в результате присоединения к ПАО "Кузнецов" при реорганизации в форме присоединения.
Основными целями деятельности Общества являются: извлечение прибыли, участие в реализации государственных программ, а также иные цели, не запрещенные законодательством.
Для достижения указанных выше целей Общество осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности: космическую деятельность; разработку, производство, ремонт вооружения и военной техники; разработку, производство, ремонт, испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; защиту государственной тайны на предприятии; эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов; эксплуатацию химически опасных производственных объектов; хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения; погрузочно-разгрузочную деятельность, применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1У класса опасности; деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений; пользование недрами; использование источников ионизирующего излучения; гарантийное и послегарантийное обслуживание выпускаемой продукции и организации сервисной сети в регионах и странах ее реализации; разработка и производство товаров народного потребления; выполнение ОКР технологического и производственного назначения по договорам (соглашениям) с заказчиками, включая государственные заказы; оказание услуг местной телефонной связи и услуг подвижной радиосвязи предприятиям, организациям; организация и проведение выставок и аукционов; осуществление внешнеэкономической деятельности с целью развития международного сотрудничества, содействия научно-техническому, спортивному и культурному обмену, развития иностранного туризма; осуществление профессиональной образовательной деятельности в структурном подразделении акционерного Общества. При этом, основным видом деятельности Общества является производство двигателей летательных аппаратов с искровым зажиганием и их частей.
Представитель административного истца пояснила в судебном заседании, что на автозаправочной станции никогда не осуществлялась продажа нефтепродуктов неопределенному кругу лиц, она использовалась для заправки топливом принадлежащих Обществу транспортных средств в целях осуществления его основной деятельности. В настоящее время здание автозаправочной станции по своему назначению не используется.
Административный ответчик указывает, что здание внесено в Перечень только по его наименованию (назначению) как торговый объект, поскольку автозаправочная станция в соответствии с ГОСТ Р51303-2013 является предприятием, осуществляющим розничную продажу нефтепродуктов и оказывающим дополнительные сопутствующие услуги потребителю.
Налоговый кодекс РФ не содержит определения торговли и торгового объекта и в силу п. 1 ст. 11 НК РФ данное понятие применяется в том значении, в каком оно используется в Федеральном Законе N 381-ФЗ от 28.12.2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и Государственном стандарте ГОСТ Р51303-2013 "Торговля. Термины и определения" (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 г. N 582-ст).
Согласно указанному Государственному стандарту ГОСТ Р51303-2013 торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (ст. 2 ФЗ N 381-ФЗ от 28.12.2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ"). Торговля подразделяется на две основные группы: оптовую и розничную.
По определению того же Государственного стандарта ГОСТ Р51303-2013 оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или подобным использованием. Розничная торговля - вид деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, домашних или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Торговая организация - организация различных организационно-правовых форм, осуществляющая торговую деятельность, включая необходимые средства и работников с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (ст. 2 ФЗ N 381-ФЗ от 28.12.2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ").
Пунктом 58 вышеуказанного Государственного стандарта ГОСТ Р51303-2013 автозаправочная станция отнесена к одному из типов торговых предприятий.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.6, 2.7 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, утв. Приказом Минэнерго РФ от 17.06.2003 N 226, автозаправочные станции предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств. Режим работы АЗС определяется организацией, осуществляющей деятельность по эксплуатации АЗС. В соответствии с действующим законодательством предоставление услуг, продажа сопутствующих товаров, отпуск и заправка нефтепродуктами за наличный и по безналичному расчетам, в том числе по талонам, заправочным ведомостям, по пластиковым картам осуществляются с использованием контрольно-кассовых машин, допущенных к применению на территории Российской Федерации и внесенных в Государственный реестр контрольно-кассовых машин. Управление процессом отпуска с топливораздаточных колонок осуществляется контрольно-кассовой машиной через контроллер управления ТРК или компьютерно-кассовой системой (в состав которой входят компьютер и фискальный регистратор) через контроллер управления ТРК.
Разделом 4 Приказа Росстата от 03.08.2016 N 385 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта" автозаправочная станция рассматривается как комплекс оборудования, предназначенный для заправки транспортных средств топливом.
В силу п. 5 Свода Правил 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом N 221 от 05.05.2014 г., автозаправочные станции подразделяются на следующие виды:
- Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя и более видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), СУГ (сжиженный пропан-бутан) и КПГ (в том числе регазифицированный).
- Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.
- Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с ТРК.
- Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
- Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
- Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что не все автозаправочные станции могут быть признаны предназначенными или используемыми для размещения торговых объектов. Для того чтобы признать автозаправочную станцию торговым объектом, площадь данного здания должна согласно статье 2 ФЗ N 381-ФЗ от 28.12.2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Если здание не соответствует указанным требованиям, оно не может быть признано торговым объектом в целях применения статьи 378.2 НК РФ.
Согласно технического паспорта, составленного ГУП Самарской области "<данные изъяты>" по состоянию на 09.03.2010 г., здание автозаправочной станции, Литер N, ДД.ММ.ГГГ. постройки, имеет площадь <данные изъяты> кв. м, состоит из двух операторских - основные помещения и шести вспомогательных помещений (л.д. 20-21).
Административным истцом представлен акт обследования спорного здания от 22.12.2016 г., составленный комиссией из числа работников Общества, из которого следует, что спорное нежилое здание автозаправочной станции расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м, территория огорожена, свободного доступа неограниченного круга лиц к нему не имеется (подъезд ограничен). Нежилое здание имеет площадь <данные изъяты> кв. м и состоит из следующих помещений: помещение площадью 8,8 кв. м; помещение площадью 12,1 кв. м; помещение площадью 9,0 кв. м; комната отдыха площадью 6,8 кв. м; помещение площадью 1,7 кв. м; помещение площадью 1,8 кв. м; помещение площадью 5,0 кв. м; помещение площадью 50,6 кв. м. Наличие контрольно-кассовой техники - нет, наличие сертифицированного оборудования, подземных резервуаров и иных сооружений хозяйственного назначения - нет. Вышеуказанные помещения используются для складского и вспомогательного назначения.
Из представленного суду акта осмотра от 11.01.2017 г., проведенного комиссией в составе представителей ГБУ Самарской области "<данные изъяты>" и ПАО "Кузнецов", также следует, что нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: адрес, состоит из 8-ми помещений и по результатам визуального осмотра установлено, что: помещение N, площадью 12,1 кв. м, возможно отнести к офису; помещение N 8, площадью 50,6 кв. м, возможно отнести к мойке; помещения N 3,1, площадью 9 + 8,8 кв. м = 17,8 кв. м, возможно отнести к складам; помещение N 4, площадью 6,8 кв. м., возможно отнести к комнате отдыха; помещения N 5, 6, площадью 1,7+1,8=3,5, возможно отнести к санузлу; помещение N 7, площадью 5 кв. м, возможно отнести к техническому помещению.
Согласно фотоматериалам, приложенным к актам осмотра от 22.12.2016 г. и от 11.01.2017 г., - спорное здание по своему назначению как автозаправочная станция фактически не используется, территория, на которой оно расположено, - закрыта, оборудование для выдачи нефтепродуктов находится в нерабочем состоянии, отсутствует также оборудование, предназначенное и используемое для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказано фактического использования вышеуказанного здания как торгового объекта.
Здание находится на земельном участке с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - под автозаправочную станцию.
Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 20.12.2011 г. часть вышеуказанного земельного участка находится в территориальной зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем торговых центров (комплексов) и помещений в них и не может быть признан безусловно определенным, в целях применения положений п. 4 ст. 378.2 НК РФ в связи с тем, что содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Вместе с тем, административным ответчиком не представлены суду достоверные и достаточные доказательства того, что спорное здание - автозаправочная станция оборудовано помещениями, необходимыми для признания его объектом, предназначенным для целей торговли.
Кроме того, Уставом ПАО "Кузнецов" не предусмотрено такого вида деятельности Общества как эксплуатация АЗС, оптовая и розничная торговля нефтепродуктами и оказание дополнительных сопутствующих услуг потребителям.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: адрес, включено в Перечень необоснованно, в связи с чем требование административного истца подлежит удовлетворению.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), суд полагает, что признание отдельных его положений с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск Публичного акционерного общества "Кузнецов" - удовлетворить.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", в части включения в него под пунктом 1226 нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: адрес, со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20.01.2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 17 января 2017 г. N 3а-19/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании