Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы
городского округа Самара
от 30 марта 2017 г. N 188
Отчет
о работе Думы городского округа Самара в 2016 году
Общая информация о работе Думы
За отчетный период в соответствии с Примерным планом работы Думы городского округа Самара на 2016 год, утвержденным Решением Совета Думы городского округа Самара от 22 декабря 2015 года N 8, запланировано к рассмотрению 292 вопроса, из них рассмотрено - 269, не рассмотрено - 23 (по 19 ведется переписка; 3 перенесены на более поздний срок).
Думой г.о. Самара в 2016 году проведено:
- 15 заседаний Думы, принято 112 Решений Думы;
- 18 заседаний Совета Думы, принято 33 Решения Совета Думы;
- 73 заседания комитетов, рассмотрено 240 вопросов;
- 4 заседания Общественного совета (рассмотрено 15 вопросов) и 6 заседаний секций Общественного совета (рассмотрено 13 вопросов);
- 9 заседаний Общественного молодежного парламента (рассмотрен 21 вопрос), 2 заседания Совета Общественного молодежного парламента (рассмотрено 3 вопроса), 7 заседаний секций Общественного молодежного парламента (обсудили 9 вопросов). Под патронажем Думы г.о. Самара Общественным молодежным парламентом при Думе г.о. Самара за отчетный период проведено более 50 социально-значимых мероприятий.
На Рисунке 1 представлены сводные данные о решениях Думы по предмету регулирования.
Рисунок 1. Решения Думы по предмету регулирования
Из Рисунка видно, что за указанный период приоритетными вопросами, рассмотренными на заседаниях Думы, были вопросы бюджета и экономики, вопросы организации местного самоуправления, а также вопросы строительства, имущественных и земельных отношений. На Рисунке 2 представлены сводные данные о решениях Думы по виду правового акта.
Рисунок 2. Решения Думы по виду правового акта
На Рисунке 2 показано, что из 112 решений Думы: 57 - нормативные правовые акты (НПА), 55 - правовые акты (ПА), что в целом указывает на оперативность нормотворческой работы Думы г.о. Самара в связи с постоянными изменениями федерального и областного законодательства.
Из 57 нормативных правовых актов (НПА) внесено на рассмотрение Думы: Главой - 43, Думой - 10, Главой по инициативе Думы - 2, по инициативе прокуратуры - 2.
Работа комитетов Думы г.о. Самара и общественных совещательных структур при Думе строится в соответствии с Примерным планом работы Думы, планами работы комитетов, Общественного Совета и Общественного молодежного парламента.
В 2016 году состоялось 73 заседания комитетов Думы г.о. Самара.
Информация по заседаниям комитетов в 2016 году
комитет |
кол-во заседаний |
кол-во рассмотренных вопросов |
комитет по бюджету, налогам и экономике |
14 |
36 |
комитет по вопросам строительства, имущественным и земельным отношениям |
13 |
38 |
комитет по развитию городской инфраструктуры, жилищно-коммунальному хозяйству и экологии |
10 |
43 |
комитет по образованию, социальным вопросам, культуре, молодежной политике, туризму, физической культуре и спорту |
17 |
63 |
комитет по местному самоуправлению |
10 |
39 |
контрольный комитет |
9 |
21 |
Всего |
73 |
240 |
Работа Думы в сфере бюджетных и налоговых отношений
Исполнение бюджета городского округа Самара в 2016 году
В 2016 году Дума г.о. Самара шестого созыва в своей работе уделяла значительное внимание вопросам исполнения бюджета городского округа Самара на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, а также вопросам формирования бюджета городского округа Самара на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Так, в бюджет г.о. Самара на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов Думой г.о. Самара, с учетом предложений Администрации, тринадцать раз вносились изменения, в т.ч. непосредственно в 2016 году - десять раз.
Корректировки, внесенные в бюджет, обуславливались следующим:
- необходимостью учета средств вышестоящих бюджетов (на общую сумму более 10 млрд. руб., в том числе 39,5 млн. руб. в виде восстановления остатков средств, сложившихся на счете бюджета на 1 января 2016 года);
- необходимостью учета благотворительных средств граждан и юридических лиц (на общую сумму 82,2 млн. руб., в том числе 76 млн. руб. в виде восстановления остатков средств сложившихся на счете бюджета на 1 января 2016 года). Данные средства предусмотрены на ремонт ДК "Нефтяник", капитальный ремонт универсальной площадки в МБОУ "Школа N 112" городского округа Самара и приобретение учебного оборудования для МБОУ "Самарский спортивный лицей" городского округа Самара, благоустройство скверов и дворовых территорий, на ремонт фасада здания МБОУ "Лицей "Технический" имени С.П. Королева" городского округа Самара, на реставрацию фасадов и ремонта кровли объекта культурного наследия "Школа N 25. Модерн", на проведение конкурса по разработке проектов по реконструкции объектов недвижимости, на разработку скульптурной композиции, посвященной П.В. Алабину на Красноармейском спуске, на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта памятника создателям ракетно-космической техники с комплексным благоустройством территории;
- перераспределением бюджетных ассигнований для погашения кредиторской задолженности за 2015 год и исполнительных листов, эффективного освоения запланированных средств, соблюдения условий софинансирования для привлечения средств вышестоящих бюджетов;
- уточнением перечня главных распорядителей бюджетных средств с учетом внесенных изменений в структуру Администрации г.о. Самара;
- уточнением текстовой части решения о бюджете (корректировка возможных случаев осуществления авансовых платежей по муниципальным контрактам, перечня категорий юридических лиц, которым могут предоставляться субсидии за счет средств бюджета г.о. Самара в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат);
- уточнением объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых внутригородским районам из бюджета г.о. Самара.
В Таблице 1 представлена информация о динамике изменения бюджета г.о. Самара в 2016 году по основным характеристикам и исполнении на 01.01.2017 г.
Таблица 1
|
Утв. Решением Думы от 27.08.2015 г. N 609 |
Утв. Решением Думы от 27.08.2015 N 609 (в ред. Решения Думы от 20.12.2016 г. N 166) |
Изменения в течение 2016 года |
исполнение на 01.01.2017 г. (оперативная информация Департамента финансов и экономического развития), тыс. руб. (%) |
|
тыс. руб. |
% |
||||
Доходы |
14 026 799,5 |
23 951 328,8 |
9 924 529,3 |
70,8 |
23 793 232,8 (99,3%) |
налоговые и неналоговые доходы |
13 994 927,5 |
13 759 238,7 |
-235 688,8 |
-1,7 |
13 082 609,5 (95,1%) |
безвозмездные поступления |
31 872,0 |
10 192 090,1 |
10 160 218,1 |
св.100 |
10 710 623,3 (105,1%) |
Расходы |
14 026 799,5 |
24 289 181,1 |
10 262 381,6 |
73,2 |
23 727 580,7 (97,7%) |
за счет средств бюджета г.о. Самара |
13 994 927,5 |
14 063 869,5 |
68 942,0 |
0,5 |
13 308 223,3 (94,6%) |
за счет средств вышестоящих бюджетов |
31 872,0 |
10 225 311,6 |
10 193 439,6 |
св.100 |
10 419 357,4 (101,9%) |
Дефицит |
0,0 |
-337 852,3 |
-337 852,3 |
- |
65 652,10 |
Кап. вложения в объекты недвижимого имущества |
474 251,7 |
1 408 171,8 |
933 920,1 |
св.100 |
инф. отсутствует |
за счет средств бюджета г.о. Самара |
474 251,7 |
309 839,7 |
-164 412,0 |
-34,7 |
|
за счет средств вышестоящих бюджетов |
0,0 |
1 098 332,1 |
1 098 332,1 |
- |
|
Расходы на муниципальные программы и ведомственные целевые программы |
9 346 820,6 |
12 989 813,3 |
3 642 992,7 |
39,0 |
12 766 068,8 (98,3%) |
за счет средств бюджета г.о. Самара |
9 346 820,6 |
9 750 409,8 |
403 589,2 |
4,3 |
|
за счет средств вышестоящих бюджетов |
0,0 |
3 239 403,5 |
3 239 403,5 |
- |
Исходя из представленных данных можно отметить, что в течение 2016 года удалось увеличить доходы и расходы бюджета г.о. Самара на 2016 год на 70,8% и 73,2% по сравнению с показателями, утвержденными на начало года. При этом в структуре расходной части бюджета порядка 40% расходов планировалось осуществить за счет привлеченных средств вышестоящих бюджетов, что свидетельствует о конструктивном взаимодействии органов местного самоуправления г.о. Самара и органов государственной власти Самарской области и о том, что доля участия средств областного бюджета в решении вопросов местного значения г.о. Самара имеет положительную тенденцию к росту.
Исполнение бюджета г.о. Самара по итогам 2016 года по доходам составляет 99,3%, по расходам - 97,7% от плана.
Важным направлением работы Думы в 2016 году стала оптимизация расходов на содержание представительного органа г.о. Самара, в том числе проведение организационно-штатных мероприятий.
Структурные подразделения Думы управления, отделы, с численностью не соответствующие нормам действующего законодательства, реорганизованы путем объединения, ликвидации или преобразования в секторы в соответствии с рекомендациями по формированию штатной структуры и численности структурных подразделений (управлений, отделов, секторов). Должности муниципальной службы приведены в соответствие с Законом Самарской области от 30 декабря 2005 года N 254-ГД (редакция от 11 января 2016 года) "О реестре должностей муниципальной службы в Самарской области".
В результате мероприятий в 2016 году:
1) Штатная численность муниципальных служащих снизилась на 8,47%.
2) Снижение штатной численности по высшим и главным группам должностей:
- высшие должности муниципальной службы - 37,5%;
- главные должности муниципальной службы - 16,6%.
Организационно-штатные мероприятия проведены путем совершенствования системы управления, реорганизации подразделений, перераспределения должностных обязанностей, методом сокращения вакантных единиц без проведения сокращения численности или штата работников, что предполагает дополнительные выплаты (выходные пособия, другие компенсационные выплаты), и неблагоприятным образом отражается на занятости населения городского округа Самара.
Осуществлен пересмотр потребности Думы в закупках и их оптимизации.
Проведенный комплекс мероприятий позволил в течение 2016 года сократить расходы на содержание Думы г.о. Самара на 23,3% по сравнению с запланированными на начало 2016 года в бюджете средствами.
Формирование бюджета городского округа Самара на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Бюджет городского округа Самара на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утвержден депутатским корпусом Решением Думы от 17 ноября 2016 года N 156. Рассмотрение проекта бюджета проходило на профильных комитетах Думы с участием всех депутатов, велось активное обсуждение параметров бюджета с представителями Администрации.
Особо стоит отметить, что при рассмотрении проекта бюджета г.о. Самара депутатским корпусом перед Администрацией г.о. Самара поставлена задача по определению источников финансирования, механизма учета и ремонта внутриквартальных проездов в 2017 году, как одного из наиболее важного для жителей города вопроса, с учетом разграниченных Законом Самарской области полномочий по решению вопросов местного значения внутригородских районов. Данный вопрос поставлен на контроль Думы.
Составление бюджета на 2017-2019 годы основывалось на муниципальных программах и ведомственных целевых программах, что подчеркивает программную ориентированность бюджета. В бюджете утверждены расходы на реализацию 34 программ. Доля расходов бюджета, включенных в программы, в 2017 году составляет более 70%.
В целом, несмотря на то, что бюджет города сформирован в достаточно непростых условиях, главный финансовый документ направлен на обеспечение бесперебойного функционирования городской инфраструктуры, а также сохранение его социальной направленности.
Основная доля расходов предусмотрена по таким направлениям как образование, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, ремонт дорог, социальная поддержка отдельных категорий граждан.
Так, в бюджете г.о. Самара на 2017 год предусмотрены средства на содержание детей, присмотр и уход за ними в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях (74,6 млн. руб.); бесплатное питание льготных категорий учащихся школ и воспитанников детских садов, а также обучающимся, находящимся в лагерях при школах (198,5 млн. руб.); дорожную деятельность (1 млрд. 852 млн. руб.); закупку жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (116,1 млн. руб.); на социальные выплаты малообеспеченным категориям населения и т.д.
Что касается капитальных вложений, то на 2017 год средства утверждены на 17 объектов на общую сумму 346,5 млн. руб. и предусмотрены на завершение ранее начатых работ, а также обеспечение условий софинансирования для привлечения средств областного бюджета.
Так, предусмотрены средства на реконструкцию трамвайной линии от площади Урицкого до Московского шоссе со строительством новой трамвайной линии к стадиону Чемпионата мира по футболу; строительство автомобильных дорог в жилом районе "Волгарь", реконструкцию ул. 22 Партсъезда, Заводского шоссе Северо-Восточной магистрали.
Планируется продолжить реконструкцию детских садов в Железнодорожном районе (ул. Бр. Коростелевых/пер. Гончарова, д. 17/1), в Советском районе (ул. Георгия Ратнера, д. 25), разработать проектную документацию для строительства школы в Октябрьском районе (в границах улиц Мичурина, Луначарского, Московского шоссе).
Что касается учреждений спорта, то в 2017 году в бюджете предусмотрены средства на ремонт стадиона "Нефтяник", бассейна на территории МБОУ "Школа N 127" городского округа Самара в поселке Управленческий Красноглинского района.
Капитальные вложения запланированы также и на объекты коммунальной инфраструктуры (противопожарные водоводы, кабельные линии электроснабжения, устройство подводящей тепловой сети для котельной).
В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 году будет продолжена реконструкция набережной реки Волга, проведен ремонт Струковского сада, площади им. Куйбышева.
В бюджете г.о. Самара на 2017 год предусмотрено более 500 млн. руб. на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских районов.
В целом, бюджет на 2017-2019 годы учитывает потребности города исходя из фактических возможностей в действующей экономической обстановке. В случае увеличения доходной части бюджета, повышения собираемости налогов и иных платежей расходы города также будут увеличены с учетом необходимости решения наиболее острых проблем городского сообщества, в том числе с привлечением средств вышестоящих бюджетов и благотворительных средств (спонсорской помощи) физических и юридических лиц.
Бюджетное устройство и бюджетный процесс в г.о. Самара
В 2016 году Думой г.о. Самара приняты изменения в Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе г.о. Самара в части его приведения в соответствие действующему бюджетному законодательству, а также совершенствования бюджетного процесса на территории города (Решение Думы городского округа Самара от 20 сентября 2016 года N 123).
Среди наиболее значимых изменений Положения следующие:
- определение (корректировка) норм Положения, в связи с тем, что г.о. Самара наделен статусом городского округа с внутригородским делением, в составе которого образованы внутригородские районы г.о. Самара;
- определение сроков приведения муниципальных программ и ведомственных целевых программ в соответствие с решением о бюджете, предусматривающим изменение объема их финансирования;
- уточнение состава показателей и характеристик (приложений) проекта решения о бюджете, с целью более полного отражения информации в бюджете;
- уточнение перечня документов и материалов, отражающих исполнение бюджета;
- приведены нормы Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе городского округа Самара", утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 27 декабря 2007 года N 516, в соответствии с бюджетным законодательством, которые более детально регламентируют деятельность органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, исполнению бюджета городского округа.
Данное решение принято с учетом внесенных изменений в Бюджетный кодекс РФ, ряд федеральных и областных законов, реализуемой в городском округе Самара реформы местного самоуправления, а также с учетом предложений Администрации г.о. Самара, Контрольно-счетной палаты г.о. Самара, а также аппарата Думы г.о. Самара
В целом, работа Думы г.о. Самара по совершенствованию норм Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе направлена на то, чтобы бюджет стал максимально прозрачным, а бюджетный процесс оптимальным на всех стадиях (как на этапе принятия проекта бюджета, исполнения бюджета и при осуществлении контроля за его исполнением). Это позволит депутатскому корпусу принимать обоснованные решения и тщательно осуществлять контрольные функции.
Налоговая политика
Роль Думы г.о. Самара в налоговой политике заключается в обеспечении условий для полного и стабильного поступления в бюджет закрепленных налогов и сборов за счет соответствия нормативных правовых актов г.о. Самара федеральному и региональному законодательству.
- В 2016 году в целях приведения федеральному законодательству Думой корректировались нормативные правовые акты об установлении местных налогов. Так, вносились изменения в Постановление Самарской Городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога", а также в Решение Думы городского округа Самара от 24 ноября 2014 года N 482 "О налоге на имущество физических лиц", в части приведения предельных сроков уплаты налогов для налогоплательщиков - физических лиц в соответствие Налоговому кодексу РФ (не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом) 1.
- В целях формирования благоприятного инвестиционного климата и привлечения новых инвесторов на территорию г.о. Самара депутатским корпусом принято решение 2 об освобождении сроком на 5 лет от уплаты земельного налога организаций (кроме банков и иных финансовых организаций) и физических лиц, инвестиционные проекты которых включены в Реестр инвестиционных проектов г.о. Самара после 1 января 2017 года.
- В целях оказания поддержки субъектам малого предпринимательства и устранение неравных условий налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей Думой г.о. Самара принято решение 3 об установлении пониженных налоговых ставок для первых 4-х налоговых периодов действия налога на имущество физических лиц, исчисляемого с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости (то есть с 2015 по 2018 годы) в отношении объектов коммерческой недвижимости (административно-деловые центры, торговые центры, офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания).
- В 2016 году Думой г.о. Самара совместно с Администрацией г.о. Самара организована работа по корректировке Постановления Самарской Городской Думы от 24 ноября 2005 года N 187 "О введении в действие на территории городского округа Самара системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход", Постановления Самарской Городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога" в связи с определением Распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2016 года N 2496-р кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся в бытовым услугам; кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам. Рассмотрение данных вопросов запланировано на 1 квартал 2017 года.
- В связи с внесенными в ноябре 2016 году изменениями в федеральное законодательство 4, Думой г.о. Самара направлялось обращение в Самарскую Губернскую Думу в части определения позиции органов государственной власти Самарской области о возможности принятия закона, устанавливающего, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, пеня будет начисляться начиная с 1 мая 2017 года.
Кроме того, Думой г.о. Самара направлен ряд предложений в Самарскую Губернскую Думу с предложениями о совершенствовании налогового законодательства в части уплаты имущественных налогов и повышения их собираемости (перенос срока уплаты физическими лицами имущественных налогов с 1 декабря на более ранние сроки; изменение сроков направления налоговыми органами налогоплательщикам налоговых уведомлений, в целях возможности их заблаговременного получения и своевременного исполнения обязанности по уплате налогов; определение сроков для обязательной регистрации права собственности на объект долевого строительства после ввода объекта в эксплуатацию).
Отдельно стоит отметить, что в 2016 году принят Закон Самарской области от 04 июля 2016 года N 82-ГД, согласно которому с 1 января 2017 года организации, осуществляющие перевозки пассажиров метрополитеном, в отношении имущества, используемого для осуществления основного вида деятельности указанных организаций, освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Ожидается, что данная мера поддержки позволит направить высвобождаемые средства на ремонт подвижного состава метрополитена и улучшение его финансово-хозяйственной деятельности. С законодательной инициативой по данному вопросу в 2015 году выходила Дума г.о. Самара.
Таким образом, работа депутатского корпуса Думы г.о. Самара в 2016 году, в рамках реализации налоговой политики, выстраивалась с учетом оперативного и системного приведения нормативных правовых актов в соответствие законодательству; внесения предложений по совершенствованию налогового законодательства при взаимодействии с органами местного самоуправления и органами государственной власти; осуществления разъяснительной работы с депутатами внутригородских районов г.о. Самара и населением.
В целом, депутатским корпусом Думы г.о. Самара в сфере бюджетных и налоговых правоотношений определены основные задачи и приоритеты - совершенствование администрирования налоговых доходов, поиск дополнительных доходных источников, эффективное использование муниципального имущества, повышение результативности бюджетных расходов, приведение нормативных правовых актов городского округа Самара в соответствие действующему федеральному и региональному законодательству.
Нормотворческая деятельность Думы
Нормативные акты, принятые Думой в 2016 году
Помимо работы в сфере бюджетных и налоговых отношений в 2016 году Думой г.о. Самара приняты следующие наиболее значимые правовые акты по предмету регулирования.
Земельные отношения
В целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством, Думой г.о. Самара:
- отменен правовой акт Думы, устанавливающий нормы предоставления гражданам земельных участков городского округа в собственность в связи с передачей полномочий по их установлению на региональный уровень;
- отменены порядки предоставления земельных участков городского округа для строительства и для целей, не связанных со строительством, в связи с тем, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен напрямую в Земельном кодексе РФ.
Также, Думой неоднократно вносились изменения в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, которые в основном касались изменения Карты правового зонирования в целях осуществления строительства на территории городского округа в соответствии с современными тенденциями социально-экономического развития, в том числе реализации законных прав "обманутых дольщиков", оптимизации развития инфраструктуры городского округа с учетом потребностей жителей, повышения эффективности использования земельных участков и реализации прав и законных интересов юридических лиц, осуществляющих строительство, а также физических лиц - в целях обеспечения возможности оформления земельных участков.
В целях повышения эффективности территориального развития г.о. Самара также были внесены изменения в Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, в части корректировки функционального зонирования в отношении ряда территорий городского округа Самара по заявлениям физических и юридических лиц.
Решением Думы г.о. Самара о смене зонирования поселка "Малый Сорокин хутор" и части кладбища "Сорокины хутора" снята многолетняя социальная напряженность, связанная с данными территориями. Благодаря совместной работе депутатов, представителей администрации и активности самих жителей, удалось восстановить законные права граждан на оформление в собственность домов и земельных участков.
Социальная сфера
Уточнен Перечень социально значимых услуг и работ, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями г.о. Самара - из него исключены перевозки пассажиров и багажа в муниципальном общественном транспорте в пределах г.о. Самара, а также на садово-дачные массивы, так как в связи с действующим законодательством тарифы на указанные услуги, на основании закона Самарской области, непосредственно определяются Главой городского округа Самара.
Согласно изменениям, внесенным в Порядок принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, исключены нормы определяющие проведение экспертной оценки последствий принятия таких решений, в связи с передачей полномочий по их установлению субъектам РФ.
Имущественные отношения
Уточнен порядок передачи муниципального имущества г.о. Самара в аренду, из которого исключена обязанность арендатора по оформлению охранного обязательства в отношении объектов культурного наследия, в связи с исключением соответствующей нормы из Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Это упрощает процедуру оформления аренды и делает объекты культурного наследия более привлекательными для коммерческих структур.
По просьбам общественных организаций инвалидов, которые безвозмездно пользуются муниципальным имуществом на договорной основе, из Положения "О порядке передачи муниципального имущества в безвозмездное временное пользование", утвержденного Постановлением Самарской Городской Думы от 29 июня 2001 года N 83, исключено ограничение по площади таких объектов недвижимого имущества (не более 30 кв. м из расчета на одного пользователя).
Пользователями данного Положения являются, в основном, некоммерческие, социально ориентированные организации, которые несут бремя по содержанию и ремонту помещений, что снимает финансовую нагрузку с городского бюджета. До сих пор в Положении содержалась норма, которая ограничивала площадь передаваемого имущества - не более 30 кв. м на одного пользователя. Однако на сегодняшний день в Самаре отсутствуют свободные нежилые помещения столь малых размеров. С учетом этих аргументов было внесено необходимое изменение.
В целях реализации законодательства о противодействии коррупции проводился анализ действующих правовых актов в данной сфере правового регулирования, а также были подготовлены и утверждены следующие правовые акты, действующие в Думе г.о. Самара:
- Постановление Председателя Думы городского округа Самара от 15 февраля 2016 года N 01/2 "Об утверждении Положения "О порядке представления депутатом Думы городского округа Самара сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещения этих сведений на официальном сайте Думы городского округа Самара и предоставления средствам массовой информации для опубликования";
- Постановление Председателя Думы городского округа Самара от 15 февраля 2016 года N 01/3 "Об утверждении Положения "О порядке сообщения депутатом Думы городского округа Самара о возникновении личной заинтересованности при осуществлении им своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов";
- Постановление Председателя Думы городского округа Самара от 15 марта 2016 года N 01/4 "Об утверждении Положения "О порядке сообщения муниципальным служащим Думы городского округа Самара о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов";
- Постановление Председателя Думы городского округа Самара от 15 марта 2016 года N 01/5 "Об утверждении Положения "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Думе городского округа Самара, и муниципальными служащими Думы городского округа Самара сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещения этих сведений на официальном сайте Думы городского округа Самара и предоставления средствам массовой информации для опубликования";
- Распоряжение Председателя Думы городского округа Самара от 28 декабря 2016 года N 01/153-п "Об утверждении Плана мероприятий по противодействию коррупции Думы городского округа Самара на 2017 год".
Для принятия на заседаниях Думы все проекты нормативных правовых актов проходили юридический анализ на предмет соответствия их действующему законодательству и законодательству о коррупции, а также процедуру согласования в органах прокуратуры.
В 2016 году Думой г.о. Самара было рассмотрено и удовлетворено четыре протеста прокурора города Самара на правовые акты Думы г.о. Самара по вопросам, связанным с передачей ряда полномочий внутригородским районам городского округа Самара, а также с исключением из компетенции представительного органа муниципального образования полномочий по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Дума участвовала в четырех судебных делах по заявлениям граждан об оспаривании Решений и действий Думы в сферах градостроительства и жилищных отношений в качестве ответчика и третьих лиц. По всем указанным делам судом вынесены решения в пользу Думы г.о. Самара.
Совершенствование законодательства и нормативной базы города
По результатам проводимого мониторинга федерального и регионального законодательства Думой г.о. Самара в адрес органов государственной власти направлены предложения о принятии ими соответствующих нормативных правовых актов, а также запросы о разъяснении норм федерального и регионального законодательства, в том числе:
В Государственную Думу ФС РФ:
- предложение о необходимости приведения Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствие с Гражданским кодексом РФ в части закрепления формы юридического лица для возможности учреждения межмуниципальных хозяйственных обществ;
- предложение о возможности закрепления в федеральном законодательстве дополнительного требования к лицам, претендующим на выборную должность, о необходимости в подтверждении отсутствия отдельных видов заболеваний (по аналогии с требованием для лиц, претендующих на замещение должностей государственной (муниципальной) службы, в отношении которых установлен перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу или ее прохождению), а также о возможности законодательного закрепления срока действия справки о наличии (отсутствии) судимости, представляемой лицами, претендующими на выборную должность.
В Самарскую Губернскую Думу:
- по вопросу приведения региональных законодательных актов в соответствие с федеральным законодательством в связи с изменением условий назначения пенсий государственным и муниципальным служащим, введением поэтапного увеличения возраста для назначения страховой пенсии по старости и увеличением стажа для назначения пенсии за выслугу лет данным лицам. Внесение данных изменений обусловлено необходимостью последующего закрепления указанных положений пенсионного законодательства в уставах всех муниципальных образований Самарской области;
- по вопросу о необходимости внесения изменений в Закон Самарской области об административных правонарушениях - для закрепления ответственности за нарушение муниципальных правовых актов в различных сферах и обеспечения поступлений от штрафов в доходную часть бюджетов муниципальных образований Самарской области;
- Дума г.о. Самара участвует в подготовке модельных положений для органов местного самоуправления, принимаемых Самарской Губернской Думой, посредством направления предложений и замечаний к проектам.
В Службу государственного финансового контроля Самарской области:
- по вопросу о возможности (правомерности) утверждения местной администрацией правовых актов по полномочиям, отнесенным Бюджетным кодексом РФ к полномочиям финансового органа муниципального образования. Данное обращение направлено в целях оказания помощи внутригородским районам городского округа Самара в формировании их системы правовых актов.
В целях реализации норм федерального и областного законодательства Правовым управлением проводилась работа с Администрацией г.о. Самара по следующим вопросам:
- по вопросу внесения изменений (принятия) нормативных правовых актов в связи с изменением МРОТ;
- по вопросу внесения изменений в административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля на территории соответствующего внутригородского района в соответствии с Законом Самарской области от 11 июля 2016 года N 101-ГД "О внесении изменений в статью 6 Закона Самарской области "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Самарской области";
- по вопросу о внесении изменений в Положение "О порядке и условиях приватизации муниципального имущества городского округа Самара", утвержденное Решением Думы городского округа Самара от 27 августа 2015 года N 597, в части приведения в соответствие с Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 366-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества";
- по вопросу о приведении муниципальных правовых актов в соответствие с земельным законодательством, в том числе по принятию постановления Администрации городского округа Самара, регламентирующего порядок определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов;
- по вопросу о внесении изменений в Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденные Постановлением Главы городского округа Самара от 10 июня 2008 года N 404, в части закрепления полномочий и функций органов местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара по вопросам организации ремонта и содержания внутриквартальных проездов;
- по вопросу о необходимости приведения Постановления Самарской Городской Думы от 24 ноября 2005 года N 187 "О введении в действие на территории городского округа Самара системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход" в соответствие с Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 248-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации";
- по вопросу реализации Постановления Правительства Самарской области от 02 августа 2016 года N 426 "О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности", в части установления порядка определения размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Взаимодействие с представительными органами муниципальных образований городского округа
С 1 января 2016 года в соответствии с Законом Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области" в полной мере приступили к осуществлению своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Самарской области от 06 июля 2015 года N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов", органы местного самоуправления внутригородских районов.
В рамках заключенных в 2015 году соглашений о сотрудничестве с представительными органами внутригородских районов, за отчетный период работы Думой городского округа проведено:
- 2 семинара с депутатами районных Советов;
- семинар с депутатами Советов внутригородских районов городского округа Самара - членами фракции ВПП "Единая Россия", с участием вице-губернатора - руководителя Администрации Губернатора Самарской области Д.Е. Овчинникова;
- 5 собраний с Председателями Советов депутатов внутригородских районов;
- встреча депутатов внутригородских районов с Губернатором Самарской области Н.И. Меркушкиным;
- встреча с депутатами Государственной Думы Л.Я. Симановским, И.В. Станкевичем;
- ежемесячные совещания с сотрудниками органов местного самоуправления районов в целях оказания методической помощи по подготовке заседаний Советов депутатов внутригородских районов, подготовке проектов муниципальных правовых актов, выносимых на их рассмотрение, проектов протоколов и заключений о результатах проводимых публичных слушаний.
Несмотря на то, что бюджеты внутригородских районов на 2016 год принимались депутатским корпусом Думы г.о. Самара, в 2016 году внутригородские районы приступили уже к самостоятельному исполнению полномочий по формированию, утверждению и исполнению бюджетов внутригородских районов. При этом Думой г.о. Самара оказывалась вся необходимая методическая помощь вновь образованным муниципальным образованиям при внесении ими изменений в бюджеты на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, при формировании проектов бюджетов на 2017 год и на плановый период как посредством проведения семинаров и совещаний, так и направления информационных писем, в том числе:
- о необходимости выполнения условий Соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов внутригородских районов г.о. Самара на 2016 год, заключенных внутригородскими районами с Министерством управления финансами Самарской области;
- о необходимости внесения изменений в бюджеты внутригородских районов в связи с соответствующими корректировками бюджета г.о. Самара, а также распределением субсидий внутригородским районам из областного бюджета;
- о реализации мероприятий, направленных на увеличение доходов местных бюджетов;
- об основных этапах подготовки проектов бюджетов внутригородских районов г.о. Самара на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;
- об утвержденных Правительством Самарской области нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления внутригородских районов на 2017 год;
- об изменениях, внесенных в Порядок представления администрациями муниципальных образований Самарской области в Правительство Самарской области документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от 20 августа 2008 года N 317;
- о необходимости утверждении методики прогнозирования доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 574.
Кроме того, для внутригородских районов подготовлена подробная информация по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц с учетом проведенного анализа норм федерального, регионального и местного законодательства, в которой отражены все элементы местных налогов, полномочия органов местного самоуправления г.о. Самара и внутригородских районов по местным налогам, а также сформулированы возможные к проведению мероприятия, направленные на увеличение поступлений от местных налогов в бюджеты внутригородских районов и бюджет г.о. Самара.
Дума принимала непосредственное участие в заседаниях рабочих групп по дальнейшему эффективному разграничению полномочий между городским округом и внутригородскими районами городского округа Самара, проводимыми Самарской Губернской Думой.
В результате, в 2016 году трижды были внесены изменения в Закон Самарской области от 06 июля 2015 года N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов", в соответствии с которыми внутригородские районы получили дополнительные полномочия по ремонту и содержанию внутриквартальных проездов; по принятию участия в приемке выполненных работ (их результатов) по ремонту автомобильных дорог местного значения; выявления бесхозяйных сетей газоснабжения; полномочия по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка в границах территории внутригородских районов.
Исключен из полномочий внутригородских районов учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территории внутригородского района, а также полномочия по организации разносной, развозной и сезонной торговли на территории внутригородского района - вернулись в городской округ Самара.
Развитие гражданского общества и взаимодействие с местным сообществом
В Думе г.о. Самара сложилась широкая практика взаимодействия с общественностью.
При Думе г.о. Самара созданы и эффективно работают общественные совещательные структуры - Общественный совет, Молодежный парламент.
В 2016 году в Думе ежеквартально проходили заседания Совета по патриотическому воспитанию. На основании бессрочных соглашений о сотрудничестве осуществляется тесное взаимодействие с Самарской городской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и городской общественной организацией "Союз женщин городского округа Самара".
Общественный совет при Думе г.о. Самара
Общественный совет является постоянно действующим коллегиальным экспертно-консультативным органом, действующим в соответствии с Положением "Об Общественном совете при Думе городского округа Самара", утвержденным Постановлением Самарской Городской Думы от 24 ноября 2005 года N 184.
В состав Общественного совета входят на добровольной основе представители негосударственных некоммерческих организаций. Персональный состав Общественного совета в количестве 45 человек утвержден Решением Думы городского округа Самара от 03 декабря 2015 года N 50.
В целях оптимизации работы, по инициативе Общественного совета Решением Думы городского округа Самара от 20 декабря 2016 года N 170 в состав Общественного совета при Думе г.о. Самара были внесены изменения и утверждены члены Общественного совета в количестве 38 человек.
Основными задачами Общественного совета являются:
- повышение роли негосударственных некоммерческих организаций в процессе выработки решений, принимаемых Думой;
- совместное обсуждение проектов нормативных актов, разрабатываемых Думой;
- выработка рекомендаций по определению основных направлений совершенствования федерального законодательства, законодательства Самарской области и нормативной правовой базы, формируемой органами местного самоуправления;
- обсуждение иных вопросов, имеющих важное значение для развития городского округа и требующих правового регулирования.
Общественный совет начал работу при Думе г.о. Самара шестого созыва с марта 2016 года.
Единогласным решением Председателем Общественного совета был избран А.Л. Захаров.
В Общественном совете при Думе г.о. Самара сформированы 3 секции:
1. По развитию городской инфраструктуры (председатель Т.А. Волкова);
2. По вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства городского округа Самара (председатель В.П. Чуйко);
3. По вопросам социального развития городского округа Самара (председатель И.Д. Кириллова).
За отчетный период Общественным советом при Думе г.о. Самара было проведено 4 заседания, на которых рассмотрено 15 вопросов, а также выездное заседание с комиссией по образованию, социальным вопросам, культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту в ДОЦ "Союз" и совместное пленарное заседание с Общественным молодежным парламентом при Думе г.о. Самара.
Секциями Общественного совета было проведено 6 заседаний, на которых рассмотрено 13 вопросов.
На заседании президиума Общественного совета рассмотрен 1 вопрос.
Члены Общественного совета при Думе г.о. Самара входят в состав следующих комиссий и советов:
- Аттестационная комиссия в Думе г.о. Самара (Т.А. Волкова, Э.А. Гашимов, А.С. Кириллов);
- Комиссия городского округа Самара по муниципальным наградам (А.Л. Захаров);
- Антинаркотическая комиссия городского округа Самара (А.С. Кириллов);
- Комиссия по вручению премий Главы городского округа Самара для людей с ограниченными возможностями здоровья "Мир равных возможностей" (И.Д. Кириллова);
- Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов (Э.А. Гашимов, А.С. Кириллов);
- Координационный совет по вопросам реализации мероприятий программы городского округа Самара "Обеспечение жильем работников муниципальных учреждений городского округа Самара" (А.И. Игнатенко).
Социально-значимые мероприятия с участием членов Общественного совета:
- российско-китайский форум "Волга-Янцзы" в рамках российского форума "ИВолга2016";
- соорганизаторы Чемпионата России по мини-гольфу;
- акции по популяризации здорового образа жизни и занятий спортом среди детей, а также пропаганда безопасности дорожного движения;
- акции по благоустройству и озеленению Самары;
- День защиты детей;
- городской турнир по параолимпийскому виду спорта Бочча в ДОЛ "Волжский Артек";
- отчетно-выборная конференция в СОО Всероссийского общества слепых.
Общественный совет, совместно с депутатами Думы г.о., принимал активное участие в городских мероприятиях:
- возложение цветов к вечному огню на площади Славы;
- мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества;
- общегородской субботник;
- совместные рейды по контролю качества уборки улиц;
- торжества, посвященные Дню Самарского знамени;
- Парад Памяти на площади им. В.В. Куйбышева и т.д.
Общественный совет при Думе г.о. Самара активно взаимодействует с другими общественными организациями и органами власти всех уровней.
Члены Общественного совета при Думе г.о. Самара принимали участие в работе семинаров и круглых столов:
- о государственной и муниципальной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций (апрель, Самарская Губернская Дума);
- круглый стол "О совершенствовании мер муниципальной и государственной поддержки, направленных на улучшение положения семей, и повышения роли общественных организаций в вопросах поддержки семьи"; Доклад "О системе мер и поддержке семей, имеющих детей с ограниченными возможностями" - И.Д. Кириллова (апрель, Самарская Губернская Дума);
- круглый стол "О ходе исполнения Закона Самарской области от 10 февраля 2009 года N 7-ГД "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области" (апрель, Самарская Губернская Дума);
- семинар по вопросу участия общественности в публичных слушаниях и общественной экспертизе по оценке муниципального и областного бюджетов (октябрь, Самарская Губернская Дума);
- круглый стол "О взаимодействии органов власти и общества в профилактике экстремизма в молодежной среде" (ноябрь, Самарская Губернская Дума);
- семинар Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты Самарской области (совместно с министерством социально-демографической политики Самарской области, декабрь);
- круглый стол "Повышение роли и ответственности общества в сохранении здоровья населения" (организатор - Самарская общественная организация помощи онкологическим больным "Возрождение");
- акция "День мира" (совместно с Самарским региональным отделением Международной организации "Российская Ассоциация содействия ООН" и Общественным молодежным парламентом при Думе г.о. Самара).
Положительный опыт взаимодействия сложился у Общественного совета при Думе г.о. Самара с городской общественной организацией "Союз женщин городского округа Самара". В августе 2016 года члены Общественного совета и молодые парламентарии поддержали инициативу Железнодорожного отделения Союза женщин и приняли участие в акции "Человек - человеку" по сбору вещей для пострадавших от сибирской язвы жителей ХМАО.
В ноябре 2016 года члены Общественного совета при Думе г.о. Самара приняли активное участие во встрече с Депутатом Государственной Думы Н.Б. Колесниковой, организованной по инициативе Думы г.о. Самара и "Союзом женщин Самарской области". В ходе встречи был обсужден проект Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017 - 2022 годы. Сформирована депутатская группа "Союза женщин Самарской области", руководителем которой была избрана депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Н.Б. Колесникова, координатором депутатской группы - Председатель Думы г.о. Самара Г.Г. Андриянова.
По окончании встречи участниками мероприятия принято решение направить письмо Председателю "Союза женщин России" Е.Ф. Лаховой с предложением включить в состав координационного Совета при Министерстве труда и социальной защиты населения Российской Федерации депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Н.Б. Колесникову.
На 2017 год также намечен ряд мероприятий с Союзом женщин, ОМП при Думе г.о. Самара и общественными организациями г.о. Самара.
Общественный молодежный парламент при Думе городского округа Самара
Общественный молодежный парламент (далее ОМП) при Думе - это совещательный и консультативный орган, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, созданный для участия непосредственно самой молодежи, в лице ее активных представителей, в изучении проблем молодежи на территории городского округа Самара, содействия деятельности Думы в области нормативно-правового регулирования прав и законных интересов молодежи.
ОМП создан на основе Решения Думы (ведет свою историю с апреля 2010 года) и действует на основании Положения "Об общественном молодежном парламенте при Думе городского округа Самара", в котором определены его основные цели и задачи.
ОМП при Думе г.о. Самара шестого созыва Самара начал свою работу с февраля 2016 года. Состав парламента включал в себя 15 человек - студентов высших учебных заведений и представителей молодежных структур, прошедших конкурсный отбор и защиту собственных проектов деятельности. Ближайший резерв ОМП - 30 человек, из числа студентов высших и средних учебных заведений, а также учащиеся школ городского округа Самара.
С апреля 2016 года для более эффективной реализации реформы местного самоуправления, а также для более продуктивного взаимодействия с районами на территории каждого внутригородского района был создан собственный молодежный парламент. В процессе формирования районных парламентов активно участвовали члены ОМП при Думе г.о. Самара. Все члены ОМП входили в состав конкурсных комиссий во внутригородских районах города.
Общественные молодежные парламенты
внутригородских районов г.о. Самара
N |
Район |
Численный состав (чел.) |
1. |
Железнодорожный |
14 |
2. |
Кировский |
25 |
3. |
Красноглинский |
18 |
4. |
Куйбышевский |
15 |
5. |
Ленинский |
14 |
6. |
Октябрьский |
26 |
7. |
Промышленный |
20 |
8. |
Самарский |
15 |
9. |
Советский |
25 |
|
Итого: |
172 |
В сентябре отчетного года по инициативе Председателя Думы г.о. Самара была предложена новая система и порядок формирования ОМП при Думе г.о. Самара:
- 15 членов включаются в состав на конкурсной основе;
- 27 членов делегируются из числа представителей молодежных совещательных структур при органах местного самоуправления внутригородских районов (по 3 представителя от внутригородского района).
Решением Думы г.о. Самара от 20 сентября 2016 года N 129 утверждено новое Положение "Об Общественном молодежном парламенте при Думе городского округа Самара", а Решением Совета Думы от 20 октября 2016 года N 34 утвержден персональный состав ОМП при Думе г.о. Самара в количестве 42 человек.
В ОМП при Думе г.о. Самара сформированы 3 комиссии:
1. По развитию городской инфраструктуры и жилищно-коммунальному хозяйству;
2. По физкультуре, спорту и здоровому образу жизни;
3. По молодежной политике, социальным вопросам, добровольчеству и культуре.
В совет ОМП входят 10 человек: Председатель ОМП, 3 заместителя председателя ОМП, 3 председателя комиссий, 3 заместителя председателя комиссий. Председателем ОМП избрана А.Л. Никишина.
Член ОМП при Думе г.о. Самара Д.М. Захаров представляет интересы городских парламентариев в Общественном молодежном парламенте при Самарской Губернской Думе.
За отчетный период ОМП при Думе г.о. Самара проведено 9 заседаний, на которых рассмотрен 21 вопрос, в том числе: выездное заседание с комиссией по образованию, социальным вопросам, культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту в ДОЦ "Союз"; совместное пленарное заседание с Общественным советом при Думе г.о. Самара.
Советом ОМП проведено 2 заседания, рассмотрено 3 вопроса.
Комиссии ОМП провели 7 заседаний, где обсудили 9 вопросов.
Члены ОМП присутствовали на заседаниях Думы г.о. Самара, на пленарных заседаниях комитетов Думы.
Под патронажем Думы г.о. Самара Общественным молодежным парламентом при Думе г.о. Самара за отчетный период проведено более 50 социально-значимых мероприятий.
В целях профилактики негативных зависимостей и формирования у молодежи приоритетов здорового образа жизни членами ОМП проведены следующие мероприятия:
- встреча школьников с вратарем команды "Крылья Советов" Е. Конюховым;
- молодежный турнир по мини-футболу;
- акция "Красная ленточка" на улицах Самары и раздача информационных материалов по профилактике ВИЧ и СПИД;
- цикл лекций для школьников и студентов по профилактике ВИЧ и СПИД, прочитанных членом ОМП З.В. Сущенко;
- член ОМП при Думе городского округа Самара А.А. Кулик организовал заливку катка на территории одной из школ Ленинского района, где были проведены спортивные мероприятия для детей и молодежи;
- члены ОМП активно участвовали в организации и проведении Парада Памяти, проходившего на пл. им. В.В. Куйбышева 07 ноября 2016 года.
В целях воспитания у молодежи нравственных ценностей и патриотизма ОМП при Думе г.о. Самара участвовал в организации и проведении мероприятий:
- встреча молодежи городского округа Самара с Митрополитом Самарским и Сызранским Сергием;
- в канун Дня города молодые парламентарии провели интернет-викторину по истории города. Победителей викторины чествовали в зале заседаний Думы г.о. Самара;
- в августе 2016 года члены ОМП стали участниками автопробега "Открытие земли Самарской", посвященного 165-летию Самарской губернии;
- в ноябре 2016 года, по инициативе члена ОМП А.С. Гриневич организована акция в защиту животных, в которой приняли участие около 100 человек;
- в канун Нового года активные члены ОМП при Думе г.о. Самара и внутригородских районов оказали помощь Совету ветеранов войны, труда и правоохранительных органов Ленинского района в уборке помещений Совета;
- по инициативе ОМП в апреле 2016 года в Самаре проводилась молодежная добровольческая экологическая акция "Пожиратели незаконной рекламы". Более 6,5 тысяч самарских школьников и студентов, следуя девизу акции "Через добрые дела - к красивому, чистому городу", организовали около 800 выходов на территории города. Силами молодежных отрядов проводилась работа по очистке от рекламных объявлений фасадов зданий, остановочных павильонов, световых опор, декоративных оград парков, скверов, набережной и т.д. По итогам акции в Думе г.о. Самара состоялась церемония награждения самых активных участников - борцов с незаконной рекламой.
В целях социализации молодежи и воспитания гражданской ответственности у молодого поколения в сентябре 2016 года ОМП инициировал организацию и проведение комплекса мероприятий "Я - выбираю!".
С 3 по 11 сентября члены ОМП при Думе г.о. Самара, ОМП внутригородских районов, активисты молодежных объединений провели одноименную акцию во всех внутригородских районах г.о. Самара. В мероприятии участвовало около полутора тысяч человек. В ходе акции были выявлены основные проблемы, которые волнуют молодежь городского округа Самара.
14 сентября в выставочном центре "Экспо-Волга" состоялся городской молодежный форум "Я - выбираю!", который объединил около полутора тысяч самарских школьников и студентов, а также представителей органов власти и активных общественных деятелей.
15 сентября флешмоб на пересечении ул. Осипенко и проспекта Ленина подвел итог серии мероприятий под названием "Я - выбираю! ". В проведении флешмоба участвовало более 200 студентов учебных заведений городского округа.
ОМП совместно с депутатами Думы г.о. принимает активное участие в городских мероприятиях:
- возложение цветов к вечному огню на площади Славы;
- мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества;
- общегородской субботник;
- совместные рейды по контролю качества уборки улиц;
- торжества, посвященные Дню Самарского знамени и т.д.
В декабре отчетного года в Самарском государственном экономическом университете при поддержке ОМП г.о. Самара проводился опорный образовательный семинар в Приволжском Федеральном округе в рамках Всероссийского проекта "Школа молодых законотворцев".
Городские парламентарии приняли участие в конкурсе презентаций и видеороликов "Права человека через призму новейших технологий".
В декабре 2016 года Председатель ОМП при Думе г.о. Самара А.Л. Никишина приняла участие в работе V Молодежного Саммита городов-миллионников Российской Федерации в г. Казань, где выступила с докладом о работе ОМП при Думе г.о. Самара.
ОМП при Думе г.о. Самара активно взаимодействует с другими общественными организациями и органами власти всех уровней. Члены ОМП приняли деятельное участие в работе круглого стола на тему "Повышение роли и ответственности общества в сохранении здоровья населения" (организатор - Самарская общественная организация помощи онкологическим больным "Возрождение"), на котором с докладом выступила член ОМП З.В. Сущенко.
Общественный парламент является соорганизатором и участником многих проектов, в том числе:
- Всероссийский проект "Сирень Победы";
- Межрегиональный Форум молодых законодателей (совместно с Самарским региональным отделением "Молодая Гвардия Единой России", Палатой молодых законодателей, советом первичных отделений Самарского регионального отделения партии "Единая Россия");
- конкурс "Речь лидера" (проект Самарского регионального отделения Международной организации "Российская Ассоциация содействия ООН" и Думы г.о. Самара);
- акция "День мира" (совместно с Самарским региональным отделением Международной организации "Российская Ассоциация содействия ООН");
- проект Самарской области "Многопрофильные мобильные приемные" (организация выездов врачей в сельские районы);
- проект "Молодежные избирательные комиссии" (совместно с партией "Единая Россия");
- акция "Свеча Памяти", посвященная дню начала Великой Отечественной войны (Совместно с Самарским домом молодежных организаций) и т.д.
Члены ОМП при Думе г.о. Самара являются координаторами проекта "На связи с Губернатором".
Члены ОМП при Думе г.о. Самара приняли участие в работе семинаров:
- Об участии общественности в общественных слушаниях и общественной экспертизе по оценке муниципального и областного бюджетов;
- Комиссии по Общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с Общественными советами, Общественной палатой Самарской области совместно с министерством социально-демографической политики Самарской области.
ОМП при Думе г.о. Самара шестого созыва, продолжая традиции своих предшественников и привнося в свою работу новые идеи, за короткие сроки доказал свою состоятельность, готовность и способность работать в интересах молодежи и на благо города. Сегодняшние молодые парламентарии настроены не на кабинетную работу, а на активное включение в деятельность и вовлечение в общественно-полезную деятельность широких слоев молодежи.
В 2016 году ОМП при Думе г.о. Самара дополнил традиционные способы информирования о своей работе (страница на сайте Думы, освещение в СМИ) современными средствами коммуникации: группа ВКонтакте (http://vk.com/ompsamara), страничка в ЖЖ (http://ompsmr.livejoumal.com/), группа-агрегатор мероприятий для молодежи ВКонтакте (https://vk.com/samaramolod).
В целях развития гражданского общества, информирования общественности о деятельности Думы, привлечения населения к обсуждению социально-значимых вопросов жизни города сложилась практика проведения конкурсов Думой г.о. Самара.
Соучредительство в проведении конкурсов различной тематики является востребованной формой работы с населением города. Ежегодно Дума участвует в проведении 6 традиционных конкурсов (Патриотические чтения имени маршала Советского Союза А.М. Василевского, поэтический чемпионат среди школьных команд, смотр-конкурс школьных музеев, Молодежный форум "Самарская Модель ООН", Конкурс "Речь лидера", командный чемпионат по дзюдо памяти Героя России Евгения Золотухина). В Думу обращаются общественные организации, образовательные учреждения с просьбой поддержать проведение того или иного конкурса.
В 2016 году дипломами Думы награждены порядка полутора тысяч участников городских конкурсов и акций, в том числе:
- Международной научно-практической конференции "I Хардинские чтения";
- IX городской фестиваль ветеранов "Самарская вишня 2016";
- городская игра "Что? Где? Когда?" в рамках проекта "Новые Старо-Загорские игры" XII Международных Славянских Чтений;
- городская молодёжная акция "Я - выбираю!";
- автопробег "Открытие земли Самарской. XXI век";
- интернет-викторина "Знай свою историю", посвященная 430-летию города Самары;
- 19 городской фестиваль творчества детей социально-незащищенных категорий "Подснежник";
- благотворительная акция "Белый цветок";
- концерт клуба инструментальной музыки "Белый рояль";
- городской фольклорно-этнографический фестиваль-конкурс "Традиции Самарского края";
- конкурс на создание логотипа ОМП при Думе г.о. Самара;
- акция "Пожиратели незаконной рекламы".
Данный формат работы позволяет расширить и разнообразить аудиторию, с которой взаимодействует Дума, ознакомить участников мероприятий с депутатской работой и реформой местного самоуправления, поощрить наиболее активных жителей, проявляющую гражданскую и социальную активность.
Информационное сопровождение деятельности Думы
В 2016 году формат информационного сопровождения деятельности Думы г.о. Самара сменился с мероприятийного на проблемно-тематический. Это позволило сохранить существующую динамику работы в условиях сокращения расходов на данное направление в 1,5 раза (с 24,6 млн. руб. в 2015 году до 16,4 млн. руб. в 2016 году).
Число материалов, затрагивающих деятельность Думы г.о. Самара в СМИ (печатные, телевизионные, электронные), блогах и социальных сетях, в 2016 году превысило 1800 (в среднем, 30-40 упоминаний в неделю). Необходимо отметить, что менее 50% были инициированы в рамках коммерческих отношений с Думой г.о. Самара. При этом две трети упоминаний являются позитивными или нейтральными.
Основными направлениями информационной политики Думы в 2016 году определены:
- информирование о ходе реализации в Самаре реформы МСУ;
- информирование о работе депутатского корпуса как части единой управленческо-нормотворческой команды города и региона;
- информирование об активном сотрудничестве Думы г.о. Самара шестого созыва с депутатами всех уровней (Советов внутригородских районов, депутатами Самарской Губернской Думы и Государственной Думы РФ);
- стимулирование гражданской активности жителей Самары;
- стимулирование к участию в решении вопросов местного самоуправления и становлению общественно-муниципального партнерства;
- формирование механизмов обратной связи с населением посредством СМИ.
Вопросы реформирования системы МСУ освещались в СМИ на протяжении всего 2016 года. Следует выделить совместные проекты Думы и Администрации г.о. Самара "Районный масштаб" (вкладка в издании "Самарская газета") и ток-шоу "Наша Самара. Районный масштаб" на телеканале "ГИС". Жители города могли высказать свои пожелания и мнения о проделанной властями работе онлайн и по телефону в прямом эфире. Реформирование системы МСУ и деятельность Думы также освещались в новостных программах самарских телеканалов, в ток-шоу на телеканале "Россия-24", на сайтах и радиостанциях, в городских и региональных печатных СМИ. Акценты в новостных материалах расставлялись преимущественно таким образом, чтобы стимулировать население Самары к проявлению большей гражданской активности и сотрудничеству с властями.
Максимально полная информация о деятельности Думы представлена на ее официальном сайте (http://www.gordumasamara.ru или гордумасамара.рф). В течение 2016 года велась постоянная работа по наполнению всех его разделов актуальной информацией, новостями, планами работы, аналитическими и информационными материалами. Осуществлялось кураторство наполнения страниц районных советов на сайте Думы г.о. Самара (документы, подлежащие опубликованию, новостная лента, информация о работе общественных приемных, актуализация данных о депутатском корпусе).
В 2016 году в новостной ленте официального сайта Думы г.о. Самара размещены 356 информационных материалов, в Твиттере - 245 постов, касающихся деятельности Думы г.о. Самара.
С целью ознакомления граждан с принимаемыми муниципальными правовыми актами в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Думой выпускается периодическое издание "Вестник Думы городского округа Самара" с официальным опубликованием всех решений, принятых Думой. За 2016 год таких изданий вышло 10. Рассылка данного издания осуществляется в муниципальные библиотеки и структурные подразделения администраций районов города.
Также ежемесячно выпускается информационный сборник "Дума городского округа Самара. День за днем", в котором в наиболее полном виде представлена работа Думы за каждый месяц года, содержатся экономические и юридические обзоры законодательства, информация о мероприятиях с участием депутатов с фотографиями, а также отзывы жителей и организаций, направленные в Думу, с благодарностями и предложениями в адрес депутатов Думы.
В 2016 году вышло 11 номеров сборника, который распространяется среди депутатов Думы, в районных Советах депутатов, в Самарскую Губернскую Думу, администрацию г.о. Самара и в сеть муниципальных библиотек города.
Эти издания в полном объеме доступны для ознакомления также в электронном виде на сайте Думы.
Работа с корреспонденцией и обращениями граждан
Прием корреспонденции Думы г.о. Самара организован в основном здании Думы, а также по почте и на электронный адрес Думы. Обработка корреспонденции осуществляется с помощью системы электронного документооборота "DIRECTUM Lite", внедренной в 2012 году.
За отчетный период обработано 6 508 единиц входящей корреспонденции, из них 5 706 направлено для работы в аппарат Думы, 802 - депутатам. Распределение корреспонденции по адресатам Думы представлено на рисунке 3.
Рисунок 3. Распределение корреспонденции по адресатам
Распределение входящей корреспонденции по тематике отображено на рисунке 4.
Рисунок 4. Тематика корреспонденции, поступившей в Думу в 2016 году
Из диаграммы видно, что наибольшее количество корреспонденции (27%) поступило по вопросу организации местного самоуправления (принятие новых нормативных правовых актов, приведение существующих НПА в соответствие с изменениями законодательства и контроль за их реализацией), по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (16%), вопросам строительства (10%).
263 единицы (или 4,6% от всей корреспонденции, поступившей в Думу г.о. Самара за 2016 полугодие) составили заявления граждан. Наиболее часто в Думу поступали обращения по социальным вопросам (выделение материальной помощи, оказание помощи в трудной жизненной ситуации), а также вопросы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта и вопросы, связанные с благоустройством (рисунок 5).
Рисунок 5. Распределение обращений граждан, поступивших в Думу г.о. Самара в 2016 году
(Справочно: в 2015 году в Думу г.о. Самара поступило 260 обращений и заявлений граждан, распределение вопросов по тематики примерно сохраняет свои пропорции).
В августе 2016 года в Думе заработала телефонная "горячая линия" для горожан. Этот уникальный ресурс впервые появился в представительном органе власти города. Несколько месяцев работы подтверждают, что идея себя оправдала. Многие вопросы специалистам удается решать в оперативном режиме, за развернутыми консультациями в области правовых отношений и социального обеспечения, решением острых жилищно-коммунальных вопросов в городскую Думу ежедневно обращаются десятки людей.
За период с 08.08.2016 г. по 30.12.2016 г. на "горячую линию" Думы поступило 874 обращения, в том числе 826 обращений, имеющих отношение к городу Самаре и 48 обращений по территориям области (г. Тольятти - 1, г. Жигулевск - 1, г. Кинель - 2, г. Новокуйбышевск - 5, г. Чапаевск - 4, г. Сызрань - 1, г. Нефтегорск - 1, п. Безенчук - 2, Волжский район - 7, Красноярский район - 4, Камышлинский район - 1, Исаклинский район - 2, Похвистневский район - 4, с. Большая Глушица - 3, с. Приволжье - 1, с. Пестравка- 1, с. Красноармейское - 1, с. Сергиевск - 6, п. Новоспасский - 1).
Подавляющее большинство обращений на "горячую линию" касаются вопросов благоустройства и ЖКХ - 549.
Распределение обращений по тематике:
благоустройство и ЖКХ - 549
нарушение общественного порядка и тишины - 22
административные правонарушения - 6
транспорт - 24
строительство и имущественные отношения - 12
социальные - 90
капитальный ремонт - 40
переселение из ветхого и аварийного жилья - 10
снос объектов потребительского рынка - 9
пенсионный фонд - 3
телефонный справочник - 16
общего характера - 45
Распределение обращений и по районам города представлено на Рисунке 6.
Рисунок 6. Распределение обращений, поступивших на "горячую линию" Думы, по внутригородским районам
Работа депутатов в округах
Важной составляющей работы депутатского корпуса города является прием граждан. В соответствии с ростом числа депутатов количество общественных приемных возросло до 91 (увеличилось в 2,6 раз):
район |
Кол-во депутатов |
Кол-во общественных приемных |
Железнодорожный |
28 |
5 |
Кировский |
38 |
18 |
Красноглинский |
36 |
6 |
Куйбышевский |
32 |
16 |
Ленинский |
24 |
4 |
Октябрьский |
25 |
8 |
Промышленный |
39 |
25 |
Советский |
34 |
5 |
Самарский |
26 |
4 |
Информация о графике приема депутатов размещается на информационных стендах в администрациях районов, на официальном сайте Думы. Увеличение количества приемных делает их территориально доступность более удобной для населения.
За 2016 год депутатами проведено 4 670 приемов, получено 9 244 обращений граждан, в том числе по вопросам:
- ЖКХ - 3 769 (40,8%)
- Благоустройство - 2 576 (27,9%)
- Социальные вопросы - 950 (10,3%)
- Просьбы о материальной помощи - 344 (3,7%)
- Охрана правопорядка - 328 (3,6%)
- Ликвидация несанкционированных объектов - 272 (3%)
- Транспортное обеспечение - 235 (2,5%)
- Переселение из ветхого и аварийного жилья - 160 (1,7%)
- Иное - 610 (6,5%)
Стоит отметить, что за год работы депутатов Думы г.о. Самара в дореформенный период (2014 год) в общественные приемные поступило 7 351 письменное обращение. Таким образом, рост количества обращений в общественные приемные депутатов за аналогичные периоды до и после реформы местного самоуправления составил 26%. При этом ранжирование обращений по тематике остается неизменным.
Из общего числа обращений, поступивших в 2016 году в общественные приемные депутатов: положительно решены 3 820 (41,3%), по 3 450 (37,3%) обращениям даны разъяснения, отрицательный ответ - 412 (4,5%), 1 562 (16,9%) находятся в процессе решения.
По информации Главного управления по работе с обращениями граждан и организаций департамента мониторинга Администрации Губернатора Самарской области в 2016 году произошло уменьшение количества обращений граждан в Правительство Самарской области на 16,8% в сравнении с 2015 годом. При этом количество обращений, поступивших непосредственно из Администрации Президента Российской Федерации, снизилось на 3%.
Таким образом, по итогам 2016 года можно говорить о наметившейся тенденции к снижению количества обращений, поступивших в вышестоящие органы власти, и перераспределении обращений граждан в сторону самого близкого людям районного уровня власти.
Анализ работы депутатского корпуса за 2016 года показывает разнообразие форм взаимодействия с жителями и общественными организациями. Работа с населением в округах строится в тесном взаимодействии с администрациями районов, органами территориального общественного самоуправления, школами, центрами внешкольного образования, общественными организациями, социальными службами и силовыми структурами района.
Депутаты городского округа включены в деятельность ТОСов (26 депутатов - председатели ТОСов, 8 - члены Совета ТОС) и общественных советов микрорайонов (председатели ОСМ - 45 депутатов, 24 - заместители председателя ОСМ, 66 - члены ОСМ). Представленность депутатского корпуса в данных структурах неравномерна (от 1 до 6 депутатов в ОС). С учетом задач, которые ставит Губернатор области Н.И. Меркушкин, необходимо усилить работу депутатов в отношении общественных советов микрорайонов.
Проводится работа по повышению гражданской активности жителей, стимулированию их участия, в том числе, в облагораживании дворовых территорий и организации досуга. При непосредственном участии депутатов проходят субботники по уборке и благоустройству территорий округов, появляются элементы благоустройства. За 2016 год депутатами города организовано 756 мероприятий по благоустройству с привлечением жителей территорий.
Распространенной формой работы становятся праздники и тематические мероприятия для жителей. Такие встречи все популярнее, жители о них знают и уже с нетерпением ждут. Всего по инициативе депутатов в 2016 году организовано 947 локальных мероприятий с участием жителей различных территорий города.
Депутаты города занимают активную позицию по отстаиванию интересов своих территорий. Совместно с администрациями районов, органами внутренних дел проводятся мероприятия по проверке объектов потребительского рынка на соответствие принятым нормам, по выявлению объектов несанкционированной торговли, незаконных рекламных конструкций и парковок. В 2016 году городскими депутатами организовано 647 "контрольных" мероприятий.
Согласно представленным отчетам о работе за год, депутаты четырех районов города (Кировский, Промышленный, Ленинский, Железнодорожный) являются непосредственными участниками работы Народных дружин.
Одним из результатов реформы местного самоуправления стала территориальная близость власти к своим избирателям. Встречи непосредственно во дворах, информационная работа с населением, координация взаимодействия горожан с компетентными представителями исполнительной власти, управляющих компаний позволяют более оперативно решать вопросы. За отчетный период депутатами организовано около 1300 мероприятий по организации взаимодействия и решению проблем на местах.
Всего в 2016 году в мероприятиях, организованных депутатами города, приняло участие порядка 145 тысяч жителей города.
1 Решение Думы г.о. Самара от 25.02.2016 N 63, Решение Думы г.о. Самара от 25.02.2016 N 64
2 Решение Думы г.о. Самара от 25.08.2016 N 117
3 Решение Думы г.о. Самара от 17.03.2016 N 75
4 Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ"
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы городского округа Самара от 30 марта 2017 г. N 188 "О работе Думы городского округа Самара в 2016 году" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.