Решение Самарского областного суда от 13 февраля 2017 г. N 3а-121/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-121/2017 по административному исковому заявлению ЗАО фирма "Ж" о признании недействующими пунктов 23948 и 23949 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, со дня принятия, с участием прокурора Х.Е.В., представителя ЗАО фирма "Ж" Б.Р.А., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Б.Е.А., установил:
30 ноября 2015 года Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 3033 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год"/ далее Перечень/.
В пункт 23948 указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: адрес.
Пунктом 23949 Перечня предусмотрено нежилое здание с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: адрес.
ЗАО фирма "Ж" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просило признать недействующими пункты 23948 и 23949 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения на 2016 год, со дня принятия.
По утверждению административного истца, включение принадлежащих ему на праве собственности нежилых зданий в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, что увеличивает налоговую базу по налогу. Административный истец указывает на то, что нежилые здания используются под склады и не являются административно-деловым либо торговым центром, не предназначены для использования и фактически не используются для размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Разрешенным использованием земельных участков, на которых расположены нежилые здания, является дальнейшая эксплуатация складов.
Представитель административного истца Б.Р.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Б.Е.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что при включении спорных нежилых помещений в Перечень Министерство исходило из того, что в нежилых зданиях выявлены признаки, характерные для объектов бытового обслуживания, а именно: оказание услуг по ремонту автомашин.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление ЗАО фирма "Ж" следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год /далее Перечень/, в пункт 23948 которого включено нежилое здание с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: адрес.
Пунктом 23949 Перечня предусмотрено нежилое здание с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: адрес.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день его принятия.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
объектов общественного питания и /или/ бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ЗАО фирма "Ж" на праве собственности принадлежат следующие нежилые здания:
нежилое здание- склад площадью ***,** кв. м., с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: адрес /основание: решение арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГ. по делу N /.
нежилое здание - склад площадью ***,** кв. м. с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: адрес /основание: решение арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГ. по делу N /.
Оспариваемые нежилые здания включены в Перечень по критерию фактического использования в качестве объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем, по сведениям кадастровых и технических паспортов, указанные нежилые здания являются складами.
В вышеперечисленных документах отсутствовали сведения о том, что в зданиях имеются помещения, предназначенные для торговли, общественного питания, бытового обслуживания, делового, административного или офисного назначения, что не позволяло Министерству отнести их к объектам, подпадающим под критерии статьи 378.2 НК РФ.
Вывод о том, что в спорных зданиях располагаются объекты бытового обслуживания, предназначенные для ремонта автомашин, административный ответчик сделал на основе актов осмотров объектов недвижимого имущества, выполненных ГБУ СО "<данные изъяты>" и приложенных к ним фотографий.
Однако акты осмотров спорных объектов были выполнены 25.10.2016 г., и на момент утверждения Перечня они отсутствовали.
Согласно данных актов в ходе визуального осмотра нежилого здания с кадастровым номером: N установлено, что помещения N на 1 этаже общей площадью ***,* кв. м имеют характеристики, соответствующие критериям бытового обслуживания. В нежилом здании с кадастровым номером: N в помещении N этаж площадью ***,* кв. м выявлены характеристики, соответствующие критериям бытового обслуживания, часть помещения N 1 этаж площадью **,* кв. м имеет признаки, соответствующие критериям офисов и офисной инфраструктуры.
В остальных помещениях нежилых зданий характеристик, соответствующих критериям объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, офисов или офисной инфраструктуры, не выявлено.
Вместе с тем в представленных актах осмотра не приведены выявленные признаки размещения в зданиях объектов бытового обслуживания. Приложенные к актам осмотра фотографии не свидетельствуют о том, что в спорных помещениях производится ремонт автомашин.
Административный истец в своих замечаниях на акты осмотра и в судебном заседании пояснил, что спорные помещения использовались под склад, под объекты бытового обслуживания не использовались. В период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. нежилые помещения площадью ***,* кв. м в строении N и помещения площадью *** кв. м в строении N были предоставлены в аренду ФИО1 под складские помещения для личных нужд, что отражено в представленном в суд договоре аренды и в акте приема-передачи, и арендатор их использовал для хранения автомашин. В настоящее время указанные помещения используются под склад, что нашло отражение в акте осмотра, выполненного 07.02.2017 года ЗАО фирма "Ж".
Доказательств использования нежилых помещений под объекты бытового обслуживания административный ответчик суду не предоставил.
Помещение площадью **,* кв. м, имеющее признаки офисов и офисной инфраструктуры, от общей площади нежилого здания / ***,* кв. м/ составляет менее 20% / 3,1%/.
Земельные участки, на которых располагаются спорные объекты недвижимости, не предназначены для размещения на них торговых, административных, офисных объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания.
Земельный участок с кадастровым номером: N , на котором располагается нежилое здание с кадастровым номером: N , имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации склада /лит.N /.
Земельный участок с кадастровым номером: N , на котором располагается нежилое здание с кадастровым номером: N , имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации производственной базы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности административного истца является строительство жилых и нежилых зданий. Деятельность по оказанию услуг бытового обслуживания ЗАО фирма "Ж" не осуществляет.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение вышеуказанных объектов недвижимости в Перечень не соответствует критерию их включения, в связи с этим полагает необходимым удовлетворить требование административного истца о признании недействующим со дня принятия пунктов 23948, 23949 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия /на 2016 год/, признание отдельных его положений с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Требования ЗАО фирма "Ж" удовлетворить.
Признать недействующими пункты 23948 и 23949 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 13 февраля 2017 г. N 3а-121/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве