Решение Самарского областного суда от 2 марта 2017 г. N 3а-249/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-249/2017 по административному исковому заявлению АО "В" о признании недействующими пунктов 4947, 4948, 4955, 22772, 21710 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, со дня принятия, с участием прокурора У.Т.Ю., представителя АО "В" В.Н.В., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области С.И.С., установил:
АО "В" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 4947, 4948, 4955, 22772, 21710 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, со дня его принятия.
Требования обоснованы тем, что в указанный Перечень необоснованно включены принадлежащие административному истцу объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: адрес, а именно: административно-бытовое здание с кадастровым номером: N /пункт 4948 Перечня/, административное здание с кадастровым номером: N /пункт 4955 Перечня/, столовая с кадастровым номером: N /пункт 4947 Перечня/, нежилое помещение с кадастровым номером: N /пункт 22772 Перечня/, а также расположенный по адресу: адрес административно-бытовой корпус к цеху 1/3 с кадастровым номером: N /пункт 21710 Перечня/. Административный истец ссылается на то, что по своему назначению и фактическому использованию вышеперечисленные объекты недвижимости являются административными и вспомогательными зданиями, составляющими инфраструктуру промышленного предприятия, расположены в границах земельных участков, разрешенным использованием которых является: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, что не подразумевает размещение на них офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. По мнению АО "В", необоснованное включение вышеуказанных объектов в Перечень незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере и в связи с этим нарушает его права и законные интересы.
Представитель административного истца по доверенности В.Н.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности С.И.С. заявленные требования не признал. В судебном заседании и в письменных возражениях указал, что основанием для отнесения спорных объектов к объектам недвижимости, налоговая база которых определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, явилось их наименование. Так, объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: N , N , N именуются соответственно административно-бытовым зданием, административным зданием, административно-бытовым корпусом к цеху 1/3. Объект недвижимости с кадастровым номером: N является нежилым зданием - столовой и относится к предприятиям общественного питания. Объект недвижимого имущества с кадастровым номером: N является нежилым помещением в нежилом здании промтоварного магазина с кадастровым номером: N , в силу чего отвечает признакам торгового объекта. Полагает, что включение указанных объектов в Перечень не противоречило требованиям ст. 378.2 НК РФ, в силу чего в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные АО "В" требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год /далее Перечень/.
В указанный Перечень Министерство включило следующие объекты недвижимого имущества:
нежилое здание - столовая с кадастровым номером: N /пункт 4947 Перечня/, расположенное по адресу: адрес;
административно-бытовое здание с кадастровым номером: N /пункт 4948 Перечня/, расположенное по адресу: адрес;
административное здание с кадастровым номером: N /пункт 4955 Перечня/ расположенное по адресу: адрес.
Приказом Министерства N 3265 от 25.12.2015 года указанный Перечень дополнен пунктом 21710 о включении в него административно-бытового корпуса к цеху 1/3 с кадастровым номером N , расположенного по адресу: адрес, а также пунктом 22772 о включении в него нежилого помещения с кадастровым номером: N , расположенного по адресу: адрес.
Оспариваемые нормативные правовые акты изданы уполномоченным органом и опубликованы на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день принятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что по адресу: адрес располагаются следующие объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности АО "В":
административно-бытовое здание с кадастровым номером: N ;
административное здание с кадастровым номером: N .
столовая с кадастровым номером: N ;
нежилое помещение с кадастровым номером: N .
По адресу: адрес располагается принадлежащий АО "В" на праве собственности административно-бытовой корпус к цеху 1/3 с кадастровым номером: N .
Основным видом деятельности АО "В" является производство электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Для выполнения своих производственных функций административный истец использует административно-бытовой корпус к цеху 1/3, с кадастровым номером: N , расположенный по адресу: адрес. Согласно сведениям технического паспорта, а также представленным административным истцом фотографиям и пояснениям указанный корпус примыкает к производственному цеху и используется АО "В" в качестве единой инфраструктуры для обеспечения деятельности промышленного предприятия.
В подвале данного корпуса располагаются раздевалки, на 1 этаже размещается столовая, медпункт, переход в цех, бытовые и складские помещения. На 2 этаже расположены кабинеты дирекции по качеству и службы главного технолога.
Земельный участок с кадастровым номером: N , на котором расположен спорный объект, имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений производственной базы и не предполагает размещение на нем объектов делового, административного или коммерческого использования, объектов торговли, объектов бытового обслуживании или об общественного питания.
Территория имеет пропускной режим и взята под охрану частным охранным предприятием.
Объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: адрес, в настоящее время не используются.
Из пояснений представителя административного истца следует, что ранее указанные объекты были предоставлены в аренду АО "<данные изъяты>" и использовались в производственных целях, поскольку основным видом деятельности АО "<данные изъяты>" согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц являлось производство электрического и электронного оборудования автотранспортных средств. По окончании срока аренды объекты недвижимого имущества не используются, в настоящее время решается вопрос об их консервации. Кроме вышеперечисленных объектов, по указанному адресу располагаются производственные и хозяйственные корпуса, и спорные объекты были предназначены для обеспечения инфраструктуры промышленного производства.
На территорию расположения спорных объектов ограничен свободный доступ, указанная территория ограждена забором, вход на указанную территорию возможен только через пункт пропуска.
Земельный участок с кадастровым номером: N по адресу: адрес, на котором расположены спорные объекты, имеет вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственной базы и не предполагает размещение на нем объектов делового, административного, коммерческого использования, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Доводы административного ответчика о том, что по одному лишь наименованию спорных зданий Министерство вправе было включить их в Перечень, суд считает несостоятельными, поскольку статья 378.2 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Перечня, не предусматривала признания объекта предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в качестве торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, исходя из наименования этих объектов.
Доводы административного ответчика о том, что здание с кадастровым номером: N является столовой, в силу чего оно отвечает критериям предприятия общественного питания, суд не принимает во внимание.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание столовой, не подразумевает расположение на нем объектов общественного питания. Указанное здание предназначено для использования и ранее использовалось для обслуживания работников промышленного предприятия, в настоящее время здание столовой не используется в связи с тем, что промышленное производство не указанной территории не осуществляется.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером: N расположен в здании промтоварного магазина.
Согласно пояснениям представителя административного истца и приложенным к делу фотографиям указанный объект недвижимости в здании промтоварного магазина не располагается, а является самостоятельным зданием, имеющим общую стену со зданием промтоварного магазина. Спорный объект недвижимости находится на огражденной забором территории промышленных предприятий и в настоящее время не используется.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих; полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт /часть 9 статьи 213/.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные объекты отвечают признакам объектов делового, административного или коммерческого назначения, признакам торговых объектов, объектов бытового обслуживания или общественного питания, административный ответчик не предоставил. Мероприятия по определению фактического использования спорных объектов недвижимости административным ответчиком не производились, несмотря на то, что административный истец обращался в Министерство имущественных отношений Самарской области с предложением провести осмотр спорных объектов.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорные объекты недвижимого имущества не соответствуют критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, в силу чего включение принадлежащих административному истцу объектов недвижимости в Перечень следует признать необоснованным.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующими пунктов 4947, 4948, 4955 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, и пунктов 21710, 22772 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2016 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Требования АО "В" удовлетворить.
Признать недействующими пункты 4947, 4948, 4955 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, и признать недействующими пункты 21710, 22772 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 2 марта 2017 г. N 3а-249/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании