Решение Самарского областного суда от 20 марта 2017 г. N 3а-315/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-315/2017 по административному исковому заявлению Волжского закрытого акционерного общества "Г" о признании недействующим пункта 5047 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, пунктов N 24050, 24052, 24053 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, с участием прокурора У.Т.Ю., представителя Волжского закрытого акционерного общества "Г" Ч.В.М., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., установил:
Волжское закрытое акционерное общество "Г" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5047 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года, а также пунктов N 24050, 24052, 24053 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, со дня принятия.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в Перечни необосновано включены принадлежащие административному истцу нежилые здания, которые не соответствуют требованиям статьи 378.2 НК РФ, поскольку размещение в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не предусмотрено. В пункт 24050 Перечня включено нежилое здание - строение вспомогательного использования - стоянка легковых автомобилей с кадастровым номером: N , экспликацией к плану строения определено назначение каждой из частей как бокс /производственный гараж/. Пунктом 24052 Перечня предусмотрено нежилое здание - строение вспомогательного использования - холодный склад с кадастровым номером: N , в технической документации которого определено его назначение как производственное /промышленное/. Пунктом 24053 предусмотрено нежилое здание - строение вспомогательного использования с кадастровым номером: N , назначение которого определено экспликацией к плану строение как бокс/ производственный гараж/. В пункт 5047 Перечня включено нежилое здание - административное здание с кадастровым номером: N , назначение которого определено технической документацией как административно-управленческое, оно возведено как объект конторского типа, выполняющее вспомогательное назначение к производственной деятельности предприятия.
Административный истец ссылается на то, что в настоящее время объекты фактически используются для производственных целей и не могут быть использованы для делового, административного или иного коммерческого назначения. По мнению административного истца, необоснованное включение вышеуказанных объектов в Перечень нарушает его права и законные интересы, в связи с этим просит заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности Ч.В.М. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности З.Е.В. заявленные требования не признала и указала, что нежилое здание с кадастровым номером: N включено в Перечень в соответствии с его наименованием как административное здание. Основания для включения в Перечень остальных объектов ею не приведены, вместе с тем, представитель административного ответчика полагает, что включение указанных объектов в Перечень не противоречило требованиям ст. 378.2 НК РФ, в силу чего в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные Волжским закрытым акционерным обществом "Г" требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год /далее Перечень/.
В пункт 5047 указанного Перечня Министерство включило нежилое здание с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: <адрес>.
Приказом Министерства N 3265 от 25.12.2015 года указанный Перечень дополнен пунктом 24050 о включении в него нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, пунктом 24052 о включении в него нежилого помещения с кадастровым номером: N , расположенного по адресу: <адрес>, пунктом 24053 о включении в него нежилого помещения с кадастровым номером: N , расположенного по адресу: <адрес>.
Оспариваемые нормативные правовые акты изданы уполномоченным органом и опубликованы на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день принятия.
Несмотря на истечение срока их действия, оспариваемые нормативные правовые акты не перестали затрагивать права и законные интересы административного истца, поскольку Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области обратилась с требованием к административному истцу о представлении пояснений и представлении уточненной налоговой отчетности по налогу на имущество в связи с выявлением противоречий в сведениях об объектах капитального строительства, включенных в Перечень.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Волжскому акционерному обществу "Г" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
нежилое здание - строение вспомогательного использования стоянка легковых автомобилей с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание - строение вспомогательного использования холодный склад с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание - строение вспомогательного использования строение предварительного осмотра с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание - административное здание с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: <адрес>.
Вышеперечисленные объекты недвижимого имущества располагаются на земельном участке с кадастровым номером: N . Разрешенное использование данного земельного участка: для дальнейшей эксплуатации под территорию базы "Г" - не предполагает размещение на нем объектов делового, административного или коммерческого использования, объектов торговли, объектов бытового обслуживании или об общественного питания.
Территория предприятия огорожена забором, въезд на территорию обеспечивается через пропускной пункт, и это следует из представленных суду фотоснимков.
Объекты, расположенные по <адрес>, взяты под охрану частной охранной организацией на основании договора на оказание охранных услуг.
Спорные нежилые здания находятся в едином производственном комплексе и предназначены для обслуживания производства.
Части помещений нежилого здания с кадастровым номером: N и нежилого здания с кадастровым номером: N согласно технического паспорта имеют назначение: боксы.
Фактическое использование здания с кадастровым номером: N проверено ГКУ СО "<данные изъяты>".
По результатам осмотра составлен акт от ДД.ММ.ГГ., в котором отражено, что здание используется как гараж.
Из пояснений представителя административного истца следует, что здание предназначено для размещения автомашин Волжского ЗАО "Г".
Наименование строения вспомогательного использования холодный склад с кадастровым номером: N свидетельствует о том, что оно имеет производственно-складское назначение.
Из акта осмотра недвижимого имущества, выполненного ДД.ММ.ГГ. ГКУ СО "<данные изъяты>", следует, что нежилое здание с кадастровым номером: N по результатам визуального осмотра не функционирует.
По результатам осмотра, проведенного ГКУ СО "<данные изъяты>" ДД.ММ.ГГ., нежилое здание с кадастровым номером: N используется как гараж /помещения N этажа N общей площадью ***,* кв. м/, под склад /помещения N этажа N общей площадью **,* кв. м/, под коридор /помещение N N этажа общей площадью ** кв. м/, под санузел/ помещения N этажа N площадью *,* кв. м/, под тамбур / помещение N этажа площадью *,* кв. м/.
Административное здание с кадастровым номером: N имеет административно-управленческое назначение, в нем располагаются кабинеты сотрудников Общества, помещения в аренду не сдаются и к объектам делового, офисного или коммерческого назначения не относятся.
Осмотр административного здания не производился, однако, представитель административный ответчик не оспаривает доводы представителя административного истца о том, что указанное здание используется как управленческое для размещения сотрудников Общества.
Доводы административного ответчика сводятся к тому, что административное здание включено в Перечень по его наименованию.
Суд с доводами административного ответчика не соглашается ввиду следующего.
Статья 378.2 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Перечня, не предусматривала признания объекта предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в качестве торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, исходя из наименования этих объектов.
Более того, из представленных суду документов следует, что ни по предназначению, ни по его фактическому использованию, ни по разрешенному использованию земельного участка, на котором расположено административное здание, его невозможно отнести к объектам делового, офисного или коммерческого назначения.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих; полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт /часть 9 статьи 213 /.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные объекты отвечают признакам объектов делового, административного или коммерческого назначения, административный ответчик не предоставил.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорные объекты недвижимого имущества не соответствуют критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, в силу чего включение принадлежащих административному истцу объектов недвижимости в Перечень следует признать необоснованным.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим пункта 5047 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, и пунктов 24050, 24052, 24053 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2016 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Требования Волжского закрытого акционерного общества "Г" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 5047 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, и признать недействующими пункты 24050, 24052, 24053 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 20 марта 2017 г. N 3а-315/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании