Решение Самарского областного суда от 9 марта 2017 г. N 3а-195/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-195/2017 по административному исковому заявлению ООО "П" о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 года N 3265, установил:
ООО "П" обратилось в Самарский областной суд с административным иском, с учетом уточнений, об оспаривании в части нормативно-правового акта, указав, что приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год". В последующем, 25.12.2015 г., в него внесены изменения и приказом N 3265 включены принадлежащие истцу на праве собственности объекты недвижимого имущества под пунктами:
- 24268 - здание с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24291 - производственно-складское здание с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24264 - здание склада с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24275 - здание офиса и склада с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24269 - здание (Лит. N ) - склад с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24281 - здание столовой и склада сельскохозяйственной продукции (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24283 - здание склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24272 - здание склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24284 - здание склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24267 - здание склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24279 - здание холодильника (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24273 - здание овощехранилища (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24274 - здание (Лит. N ) - школа по подготовке кадров с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24277 - здание гаража и мастерских (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24278 - здание склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24280 - здание склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24270 - здание колбасного цеха с пристроем (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24282 - здание вагона-холодильника (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>.
Административный истец полагает, что включенные в указанные выше пункты Перечня нежилые здания не обладают признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 1.1 Закона Самарской области от 25.11.2003 г. N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" и в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорные здания образуют единый комплекс производственно-складского назначения, расположены на единой огороженной территории. Из документов технической инвентаризации следует, что объемно-планировочные решения помещений не позволяют использовать их иными способами, чем для производственной деятельности промышленного предприятия. Включение данных объектов в Перечень неправомерно возлагает на ООО "П" обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере. В связи с чем просит административный иск удовлетворить.
Представитель административного истца ООО "П" - С.А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области - З.Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поскольку считает, что принадлежащие административному истцу нежилые здания, отвечают критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанных объектов в Перечень осуществлялось по данным, полученным из регистрирующего органа, в соответствии с их назначением и техническими параметрами. Нежилые здания относятся к объектам, в которых возможно осуществление торговой деятельности. Таким образом, оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Представитель заинтересованного лица - Государственного казенного учреждения Самарской области "РЦН" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу подпункта 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно п. 1 и п. 4 ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Статьей 1.1. Закона Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению здания, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год.
Данный приказ издан уполномоченным лицом в соответствии с его компетенцией, опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 30.11.2015 г. и отвечает признакам нормативного правового акта.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 года N 3265 в приказ Министерства от 30.11.2015 года N 3033 внесены изменения, Перечень дополнен пунктами, указанными в приложении к приказу.
Приказ N 3265 от 25.12.2015 г. опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области (www.mio.samregion.ru) в подразделе "Законодательные инициативы" раздела "Законодательство" в день его принятия.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам нарушения порядка его приятия либо отсутствия полномочий у Министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие.
В вышеуказанный Перечень включены следующие объекты недвижимого имущества под пунктами:
- 24268 здание с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24291 производственно-складское здание с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24264 здание склада с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24275 здание офиса и склада с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24269 здание (Лит. N ) - склада с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24281 здание столовой и склада сельскохозяйственной продукции (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24283 здание склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24272 здание склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24284 здание склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24267 здание склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24279 здание холодильника (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24273 здание овощехранилища (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24274 здание (Лит. N ) - школа по подготовке кадров с кадастровым номером N ., расположенное по адресу: <адрес>;
- 24277 здание гаража и мастерских (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24278 здание склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24280 здание склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24270 здание колбасного цеха с пристроем (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>;
- 24282 здание вагона-холодильника (Лит. N ) с кадастровым номером N ., расположенное по адресу: <адрес>.
Данные объекты принадлежат на праве собственности ООО "П", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.Гг., ДД.ММ.ГГ. (л.д. 16-33 Т.1) и Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГ. (л.д.34-51 Т.1).
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что вышеуказанные объекты включены в Перечень на основании информации, полученной от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, исходя из сведений о зарегистрированных правах и кадастровых сведениях об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях ст. 378.2 НК РФ и возможности их использования для осуществления торговой деятельности. Актов фактического использования объектов недвижимости на момент формирования Перечня не составлялось.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащих истцу на праве собственности в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, исходя из п. п. 2 п. 1 и п. п. 1, 2 п. 4 статьи 378.2 НК РФ, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и помещениям в них осуществляется в зависимости от назначения, разрешенного использования или наименования нежилого помещения, содержащегося в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета, вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и фактического использования помещений.
В силу п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России. До принятия соответствующего акта применяется порядок, закрепленный нормативным правовым актом субъекта РФ, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.11.2013 г. N 307-ФЗ.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением Правительства Самарской области N 402 от 25.07.2016 г., то есть после включения спорных объектов в Перечень.
Из содержания подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка должно предусматривать размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Налоговый кодекс РФ не содержит определения торговли и торгового объекта и в силу п. 1 ст. 11 НК РФ данное понятие применяется в том значении, в каком оно используется в Федеральном Законе N 381-ФЗ от 28.12.2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и Государственном стандарте ГОСТ Р51303-2013 "Торговля. Термины и определения" (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 г. N 582-ст).
Согласно указанному Государственному стандарту ГОСТ Р51303-2013 торговля - это вид предпринимательской деятельности связанный с приобретением и продажей товаров (ст. 2 ФЗ N 381-ФЗ от 28.12.2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ"). Торговля подразделяется на две основные группы: оптовую и розничную.
По определению того же Государственного стандарта ГОСТ Р51303-2013 оптовая торговля - вид торговой деятельности связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях не связанных с личным, семейным, домашним или подобным использованием. Розничная торговля - вид деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, домашних или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Торговая организация - организация различных организационно-правовых форм, осуществляющая торговую деятельность, включая необходимые средства и работников с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (ст. 2 ФЗ N 381-ФЗ от 28.12.2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ").
Для того чтобы признать здание торговым объектом, площадь данного здания должна согласно статье 2 ФЗ N 381-ФЗ от 28.12.2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Если здание не соответствует указанным требованиям, оно не может быть признано торговым объектом в целях применения статьи 378.2 НК РФ.
Судом установлено, что спорные нежилые здания в соответствии с техническими паспортами, представляют собой складские, производственные и хозяйственно-бытовые здания ДД.ММ. годов постройки (л.д. 94-228 Т.1).
Вышеуказанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером N (л.д. 72-92 Т.1). Земельный участок находится по адресу: <адрес> и принадлежит на праве собственности ООО "П", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГ. (л.д.71 Т.1) и Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 93 Т.1).
С целью определения фактического использования принадлежащих административному истцу нежилых зданий, расположенных по вышеуказанному адресу, ГКУ СО "Региональный центр недвижимости" 27.02.2017 г. произведен осмотр данных объектов.
Из представленных ГКУ СО "Региональный центр недвижимости" актов осмотра следует, что:
- нежилые здания с кадастровыми номерами - N .; N ; N ; N ; N по результатам визуального осмотра являются складами;
- нежилое здание с кадастровым номером N - отсутствует на местности;
- нежилое здание с кадастровым номером N ., состоит из: склада (помещение N (часть), площадью **,* кв. м.), технического помещения (помещение N (часть), площадью *,* кв. м., тамбура (помещение б/н, площадью *,* кв. м.);
- нежилое здание с кадастровым номером N , площадью ***,* кв. м., состоит из: склада (помещение N , площадью **,* кв. м.), пустого помещения (помещение N , площадью ***,* кв. м.), тамбура (помещение N , площадью *,* кв. м.), в помещение N , площадью **,* кв. м., доступ не предоставлен;
- нежилое здание с кадастровым номером N , состоит из: офиса (помещение N , площадью **,* кв. м.), торгового объекта (помещение N , площадью **,* кв. м.), склада (помещение N , площадью ***,* кв. м.), мастерской (помещение N , площадью ***, кв. м.), сан. узла (помещение N , площадью *,* кв. м.), комнаты отдыха (помещение N , площадью *,* кв. м.), гаража (помещение N , площадью **,* кв. м.);
- нежилое здание с кадастровым номером N ., состоит из: цеха (помещение N , площадью ***,* кв. м.), склада (помещение N площадью ***,* кв. м.), комнаты отдыха (помещение N , площадью **,* кв. м.);
- нежилое здание с кадастровым номером N ., состоит из: офиса (помещение N , площадью **,* кв. м.), цеха (помещение N , площадью ***,* кв. м.), склада (помещение N , площадью ***,* кв. м.), коридора, тамбура (помещение N площадью **,* кв. м.), сан. узлов (помещение N площадью *,* кв. м.);
- нежилое здание с кадастровым номером N ., состоит из: офисов (помещение N , площадью **,* кв. м., помещение N (часть), помещение N (часть), N (часть), площадью **,* кв. м.), склада (помещение N , помещение N (часть),N (часть),N (часть), площадью * ***,* кв. м.), технического помещения (помещение N , площадью **,* кв. м.), лестницы (помещение N , площадью *,* кв. м.), в помещения N , площадью ***,* кв. м. и в помещения N , площадью **,* кв. м., доступ не предоставлен;
- нежилое здание с кадастровым номером N , состоит из: офиса (помещение N (часть), площадью **,* кв. м.), склада (помещение N (часть), помещение N (часть), N площадью * ***,* кв. м.), автомастерская (помещение N (часть), площадью ***,* кв. м.), комнаты отдыха (помещение N (часть), N (часть), площадью ** кв. м.), лестницы (помещение N площадью **,* кв. м.), техническое помещение (помещение N , площадью **,* кв. м.);
- нежилое здание с кадастровым номером N ., состоит из: офиса (помещение N (часть), площадью **,* кв. м.), объекта общественного питания (помещение N (часть), N (часть), N (часть),N , площадью ***,* кв. м.), мастерской (помещение N (часть), площадью ***,* кв. м.), коридора (помещение N (часть),N , площадью **,* кв. м., помещение N (часть),N , площадью *,* кв. м.), склада (помещение N (часть),N , площадью ***,* кв. м., помещение N , площадью **,* кв. м.), сан.узла (помещение N (часть), площадью **,* кв. м.), раздевалки (помещение N , площадью *,* кв. м.), комнаты отдыха (помещение N (часть), площадью *,* кв. м.), пустого помещения (помещение N , площадью **,* кв. м.), в помещение N , площадью ***,* кв. м., доступ не предоставлен;
- нежилое здание с кадастровым номером N , состоит из: склада (помещение N , площадью ***,* кв. м.), коридора (помещение N , площадью **,* кв. м.), технического помещения (помещение N , площадью **,* кв. м.),пустого помещения (помещение N , площадью ***,* кв. м.), в помещение N площадью **,* кв. м. доступ не предоставлен;
- нежилое здание с кадастровым номером N , состоит из: офиса (помещение N (часть), площадью * кв. м.), цеха (помещение N , площадью ***,* кв. м.),комнаты отдыха (помещение N (часть), площадью **,* кв. м.), коридора (помещение N (часть), площадью *,* кв. м.), сан.узла (помещение N , площадью *,* кв. м.);
- нежилое здание с кадастровым номером N , состоит из: склада (помещение N , площадью ***,* кв. м., помещение N , площадью ***,* кв. м.), лестницы (помещение N , площадью *,* кв. м.), в помещение N площадью **,* кв. м., доступ не предоставлен;
- нежилое здание с кадастровым номером N состоит из: комнаты приема пищи (помещение N , площадью **,* кв. м.), склада (помещение N , площадью ***,* кв. м.), мастерской (помещение N , площадью **,* кв. м.), коридора (помещение N , площадью **,* кв. м.), санузла (помещение N , площадью *,* кв. м.).
К актам осмотра приложены фотоматериалы, из которых видно, что нежилые здания представляют собой объекты складского, производственного, подсобного и вспомогательного назначения, оборудование, предназначенное и используемое для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров отсутствует. Помещение площадью ***,* кв. м. в здании с кадастровым номером N используется под столовую.
При этом, как следует из пояснений представителя административного истца, данных в судебном заседании, вышеуказанное помещение используется только для организации питания работников ООО "П".
Согласно Выписки из Правил внутреннего трудового распорядка ООО "П", утвержденных ДД.ММ.ГГ.., в связи с реконструкцией столовой в колбасное производство, для работников ООО "ПСБ" организована столовая в здании школы по подготовке кадров (ЛИТ N ). Всем сотрудникам предприятия предоставляется частичная компенсация стоимости комплексных обедов. Комплексные обеды предоставляются не за наличный расчет, а с помощью талонов на питание, выдача которых производится в бухгалтерии.
Доказательств использования указанного помещения для оказания услуг населению по организации общественного питания административным ответчиком не представлено.
Административным истцом представлены суду акты осмотра спорных зданий и помещений, расположенных в них от ДД.ММ.ГГ., составленные кадастровым инженером ФИО1, согласно которых в результате выхода кадастрового инженера на объекты установлено:
- здание столовой и склада сельскохозяйственной продукции с кадастровым номером N , ***,* кв. м. площади здания фактически не используется в связи с ремонтом, под складские помещения используется **,* кв. м., **,* кв. м. - подсобные помещения, **,* кв. м. - тамбур;
- здание склада с кадастровым номером N , площадь здания в полном объеме фактически используется под складские помещения;
- здание склада с кадастровым номером N , фактически ***,* кв. м. площади используется под складские помещения, *,* кв. м. под тамбур;
- здание холодильника с кадастровым номером N , фактически ***,* кв. м. площади используется под складские помещения, **,* кв. м. - бытовые помещения, ** кв. м. - вспомогательные;
- здание - школа по подготовке кадров с кадастровым номером N , фактически ***,* кв. м. площади используется под складские помещения, **,* кв. м. площади под столовую, ** кв. м. - комната отдыха, под офис - **,* кв. м., **,* кв. м. - производственное помещение, *** кв. м. - мастерская, **,* кв. м. - кабинет, *** кв. м. - вспомогательные помещения.
Из расчета площадей, также представленного административным истцом, следует, что:
- **,*% площадей здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения, *,*% - бытовые и вспомогательные помещения, *% - офисные помещения;
- **,*% площадей производственно-складского здания с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения, *,*% - бытовые и вспомогательные помещения, *,*% - офисные помещения;
- **,*% площадей здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения, *,*% - бытовые и вспомогательные помещения;
- **,*% площадей здания офиса и склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения, **,*% - бытовые и вспомогательные помещения;
- ***% площадей здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения;
- **,*% площадей здания столовой и склада сельскохозяйственной продукции с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения, *,*% - бытовые и вспомогательные помещения;
- **,*% площадей здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения, **,*% - бытовые и вспомогательные помещения;
- здание склада с кадастровым номером N фактически отсутствует на местности;
- **,*% площадей здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения, *,*% - бытовые и вспомогательные помещения;
- N % площадей здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения, *,* % - бытовые и вспомогательные помещения,*,*% - офисные помещения;
- **,*% площадей здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения, **,* % - бытовые и вспомогательные помещения;
- N % площадей здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения, *,* % - бытовые и вспомогательные помещения;
- **,*% площадей здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения, **,* % - бытовые и вспомогательные помещения, *,* - офисные помещения; **,*% площади - под объект питания;
- **,*% площади здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения, *,* % - бытовые и вспомогательные помещения, *,* - офисные площади; *,*% площади - под объект питания;
- ***% площади здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения;
- ***% площади здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения;
- **,*% площади здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения, *,* % - бытовые и вспомогательные помещения, **,*% - офисные помещения;
- ***% площади здания склада с кадастровым номером N фактически используется под производственно-складские помещения.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказано ни того, что вышеуказанные помещения отвечают критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для возможности признания их административно-деловым центром и торговым центром (комплексом), ни фактического использования данных помещений как офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых центров (комплексов), объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным, в целях применения положений п. п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ в связи с тем, что содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Вместе с тем, административным ответчиком не представлены суду достоверные и достаточные доказательства того, что спорные нежилые помещения оборудованы помещениями, необходимыми для признания их объектами, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что нежилые здания с кадастровыми номерами: N, расположенные по адресу: <адрес>, включены в Перечень необосновано, в связи с чем требование административного истца подлежит удовлетворению.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), суд полагает, что признание отдельных его положений с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО "П" - удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год" в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 года N 3265, в части включения в него:
- под пунктом 24268 здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24291 производственно-складского здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24264 здания склада с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24275 здания офиса и склада с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24269 здания (Лит. N ) - склад с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24281 здания столовой и склада сельскохозяйственной продукции (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24283 здания склада (Лит. N ) с кадастровым номером N ., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24272 здания склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24284 здания склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24267 здания склада (Лит. N ) с кадастровым номером N ., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24279 здания холодильника (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24273 здания овощехранилища (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24274 здания (Лит. N ) - школа по подготовке кадров с кадастровым номером N ., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24277 здания гаража и мастерских (Лит. N ) с кадастровым номером N ., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24278 здания склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24280 здания склада (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24270 здания колбасного цеха с пристроем (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом 24282 здания вагона-холодильника (Лит. N ) с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14.03.2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 9 марта 2017 г. N 3а-195/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании