Решение Самарского областного суда от 14 февраля 2017 г. N 3а-248/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-248/2017 по административному исковому заявлению ОАО "С" о признании недействующим пункта 17054 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, со дня принятия, с участием прокурора У.Т.Ю., представителя ОАО "С" адвоката Г.А.В., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Б.Е.А., установил:
30 ноября 2015 года Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 3033 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год "/ далее Перечень/.
Приказом N 3265 от 25.12.2015 года Министерство внесло изменения в вышеуказанный приказ, в соответствии с которыми Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, дополнен пунктом 17054 указанного Перечня о включении в него нежилого помещения с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: Адрес.
ОАО "С" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим пункт 17054 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения на 2016 год, со дня принятия и взыскать с Министерства имущественных отношений госпошлину в размере 4 500 руб.
По утверждению административного истца, включение принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, что увеличивает налоговую базу по налогу. Административный истец указывает на то, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером N используется в качестве производства одежды и аксессуаров к ней и не является административно-деловым либо торговым центром, не предназначен для использования и фактически не используется для размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, имеет вид разрешенного использования: под швейную фабрику.
Представитель административного истца адвокат Г.А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Б.Е.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что спорное нежилое помещение располагается в здании, в котором также имеются офисные помещения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление ОАО "С" следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год /далее Перечень/.
Приказом N 3265 от 25.12.2015 года Министерство внесло изменения в вышеуказанный приказ, в соответствии с которыми Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, был дополнен пунктом 17054 указанного Перечня о включении в него нежилого помещения с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: Адрес.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день его принятия.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
объектов общественного питания и /или/ бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ОАО "С" на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью * ***,* кв. м, этаж 1, этаж 2, этаж 3, этаж 4, подвал, номера на поэтажном плане 1 этаж поз. N; 2 этаж N; 3 этаж поз. N; 4 этаж поз. N; подвал поз. N, расположенное по адресу: Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГ.
Земельный участок с кадастровым номером: N площадью * *** кв. м., на котором располагается спорное нежилое помещение, имеет разрешенное использование: под швейную фабрику, и не предусматривает размещение на нем административных или офисных зданий.
Исходя из сведений технического паспорта нежилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС, состоит из основных, подсобных и вспомогательных помещений, в которых располагается швейная фабрика.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 22.11.2016 года, выполненного ГБУ СО "<данные изъяты>", в помещении N на 2 этаже площадью *,* кв. м выявлены характеристики, соответствующие критериям офисов и офисной инфраструктуры.
В остальных помещениях характеристик, соответствующих критериям объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, офисов или офисной инфраструктуры, не выявлено.
Приложенные к акту осмотра фотографии подтверждают факт того, что в нежилых помещениях, принадлежащих административному истцу, располагается швейное производство.
Помещение площадью *,* кв. м., которое в акте осмотра значится как офисное помещение, от общей площади нежилого помещения /* ***,* кв. м/ составляет менее 20% /0,09%/.
В акте также указано, что доступ к помещениям, не используемым заявителем, не предоставлен в связи с тем, что ОАО "С" не является собственником данных помещений.
Ссылка административного ответчика на то, что в здании, в котором располагаются принадлежащий административному истцу нежилые объект недвижимости, имеются офисы, не может быть принята судом во внимание в силу того, что доказательств тому, что в здании, в котором располагается принадлежащий административному истцу объект недвижимости, имеются офисы, площадь которых составляет более 20% от общей площади здания, суду не предоставлено.
Включенное в Перечень принадлежащее административному истцу нежилое помещение располагается на земельном участке, предназначенном под швейную фабрику, предназначено и фактически используется под швейную фабрику.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение вышеуказанного объекта недвижимости в Перечень не соответствует критерию его включения, в связи с этим полагает необходимым удовлетворить требование административного истца о признании недействующим со дня принятия пункта 17054 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия /на 2016 год/, признание отдельных его положений с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Административным истцом заявлено требование о взыскании госпошлины в размере 4500 руб.
Согласно пункту 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные истцом по уплате госпошлины в размере 4500 руб., подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Требование ОАО "С" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 17054 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, со дня принятия.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ОАО "С" госпошлину в размере 4 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 14 февраля 2017 г. N 3а-248/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании