Решение Самарского областного суда от 23 июня 2017 г. N 3а-556/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-556/2017 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Е.В.А. о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3258 от 28.11.2014 года, с участием прокурора С.И.В., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области С.И.С., установил:
Индивидуальный предприниматель Е.В.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год /далее Перечень/, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3258 от 28.11.2014 года, в части включения в него нежилого помещения с кадастровым номером: N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в указанный Перечень необоснованно включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: <адрес>, которое не соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ, поскольку решение о включении нежилого помещения в Перечень принято при отсутствии документов технического учета и без проведения мероприятий, необходимых для установления фактического использования нежилого помещения.
Представитель административного истца просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности С.И.С. в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в возражениях, в которых сослался на то, что нежилое здание с кадастровым номером: N располагается в здании пристроя магазина с кадастровым номером: N и включено в Перечень как объект, отвечающий одному из условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а именно: расположено в здании, предусматривающем размещение торговых объектов.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное индивидуальным предпринимателем Е.В.А. требование следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 НК РФ, физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.
Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здание, строение, сооружение и помещение, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ). Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ). При этом освобождение индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, на указанные объекты не распространяется (пункт 3 статьи 346.11 НК РФ).
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3258 от 28.11.2014 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год.
В пункт N указанного Перечня Министерство включило нежилое помещение с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: <адрес>.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день принятия.
Несмотря на истечение срока действия Перечня, оспариваемый нормативный правовой акт не перестал затрагивать права и законные интересы административного истца, поскольку в соответствии с п. п. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.
При исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов возврат излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов) производится с учетом срока давности возврата налогов (пеней, штрафов) в течение одного месяца со дня обращения в налоговый орган или в течение трех лет в судебном порядке со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о взыскании излишних платежей в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса РФ.
При этом, добровольное перечисление административным истцом налога во исполнение решения налогового органа не является препятствием для последующего возврата таких платежей, как излишне взысканных.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ / в редакции на момент принятия Перечня/ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что индивидуальному предпринимателю Е.В.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное нежилое помещение располагается на земельном участке с кадастровым номером: N . Разрешенное использование земельного участка "под нежилые помещения" не предполагает размещение на нем объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания, объектов делового, офисного или коммерческого назначения.
Согласно технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГ., в нежилом помещении с кадастровым номером: N на площади ***,* кв. м располагаются: кабинет площадью *,* кв. м, залы площадью **,* кв. м и **,* кв. м, подсобное помещение площадью *,* кв. м, санузлы / площадью *,* кв. м, *,* кв. м, *,* кв. м, *,* кв. м/, электрощитовая площадью *,* кв. м, прачечная площадью *,* кв. м, коридор площадью *,* кв. м, тамбур площадью *,* кв.
Таким образом, представленная техническая документация не подтверждает наличие в указанном помещении объектов торговли.
В техническом паспорте содержится информация о том, что в нежилом помещении располагается прачечная площадью *,* кв. м, которая по своему наименованию может быть признана объектом бытового обслуживания, однако, площадь прачечной от общей площади нежилого помещения составляет менее 20% (2,8%).
Указанное в техническом паспорте помещение с наименованием "кабинет" не может быть однозначно отнесено к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Помещения под названием "зал" нельзя однозначно отнести к торговым объектам, поскольку использование таких помещений возможно в различных целях.
Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Е.В.А. является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
С ДД.ММ.ГГ. ИП Е.В.А. предоставил часть нежилого помещения комнату N /зал/ площадью **,* кв. м. в аренду для использования под парикмахерскую.
Как следует из пояснений представителя административного истца, в 2015 году нежилое помещение с кадастровым номером: N не использовалось из-за отсутствия арендаторов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт /часть 9 статьи 213 /.
Доказательств предназначения или фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером: N для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, объектов делового, офисного или коммерческого назначения административным ответчиком не предоставлено, мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент внесения объекта в Перечень не проводились.
Доводы административного ответчика о том, что спорный объект находится в здании - пристроя магазина, вследствие чего относится к торговым объектам, не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что объект недвижимости- нежилое помещение с кадастровым номером: 63:01:0708003:279 является самостоятельным объектом налогообложения, размещение в котором объектов торговли не выявлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорный объект недвижимого имущества не соответствует критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, в силу чего включение принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в Перечень следует признать необоснованным.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28.11.2014 года N 3258, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2015 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Требование индивидуального предпринимателя Е.В.А. удовлетворить.
Признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3258 от 28.11.2014 года, в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером: N , расположенного по адресу: г <адрес>, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 23 июня 2017 г. N 3а-556/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании