Решение Самарского областного суда от 31 октября 2017 г. N 3а-832/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-832/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Б.Т.С." о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, с участием прокурора У.Т.А., представителя общества с ограниченной ответственностью "Б.Т.С." по доверенности Т.И.А., установил:
общество с ограниченной ответственностью "Б.Т.С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просило признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>.
Свои требования общество мотивировало тем, что указанный объект эксплуатируется в целях осуществления основной деятельности общества - перевозки грузов, в связи с чем осуществляется мойка транспортных средств, принадлежащих обществу, и их техническое обслуживание. Включение названного объекта в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на общество обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Представитель административного истца поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении с учетом уточнения.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, письменных возражений по делу не представило.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 Налогового Кодекса Российской Федерации/.
Статьей 1.1 закона Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от 25 ноября 2003 года N 98-ГД предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
Пунктом N указанного Перечня предусмотрено нежилое здание с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что нежилое здание - мойка грузовых автомобилей - с кадастровым номером N площадью ***,** кв. м., Литер N , расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Б.Т.С.", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГ.
Как следует из информации, направленной министерством в адрес административного истца ДД.ММ.ГГ. и ДД.ММ.ГГ., указанное здание включено в Перечень как объект бытового назначения.
С позицией министерства, включившего указанный объект в Перечень, суд не может согласиться ввиду следующего.
В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Отношения в сфере бытового обслуживания регулируются Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025.
Данные Правила регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания.
Согласно этим Правилам под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
По смыслу вышеприведенного законодательства обязательным признаком бытовых услуг является оказание таких услуг гражданам, использующим их для личных, семейных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Транс Авто" является осуществление деятельности автомобильного грузового транспорта и услуг по перевозкам.
Для осуществления своей деятельности общество использует принадлежащие ему транспортные средства, перечень которых представлен в материалы дела.
Из пояснений представителя административного истца следует, что в здании мойки общество производит ремонт и мойку собственных автомобилей, при этом бытовых услуг по мойке и обслуживанию транспортных средств населению общество не оказывает.
Территория, на которой расположен спорный объект недвижимости, ограждена забором и охраняется, въезд на территорию посторонних транспортных средств не допускается.
Подтверждением этому обстоятельству служит договор N на оказание охранных услуг, заключённый ДД.ММ.ГГ. между административным истцом и обществом с ограниченной ответственностью " <данные изъяты>", а также фотографии, представленные административным истцом и приобщенные к делу.
Разрешённое использование земельного участка, на котором расположено спорное нежилое здание (для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений цеха международных перевозок в соответствии с градостроительными зонами N ПК-3, N Т-4), не предполагает размещение на нем объектов бытового обслуживания.
Вопреки требованиям подпункта 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающего обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, министерство не представило доказательств, опровергающих доводы административного истца и подтверждающих соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанное здание не относится к объектам бытового обслуживания и не соответствует критерию его включения в Перечень, предусмотренному статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "Б.Т.С." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 31 октября 2017 г. N 3а-832/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании