Решение Самарского областного суда от 7 ноября 2017 г. N 3а-884/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-884/2017 по административному исковому заявлению акционерного общества "А." о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , с участием прокурора А.О.А., представителя акционерного общества "А." С.А.В., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Ш.Н.Г., установил:
акционерное общество "А." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N .
Свои требования общество мотивировало тем, что указанные объекты предназначены и фактически используются как складские помещения. Земельный участок, на котором расположены указанные объекты, имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации зданий /зона Ц-2/. Включение названных объектов в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на общество обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Представитель административного истца поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области заявленные требования не признала и пояснила, что указанные объекты включены в Перечень как объекты, в которых возможно осуществление административной или торговой деятельности. После того, как в результате проведенных осмотров было установлено, что спорные здания фактически используются под склады, министерство имеет намерение исключить их из Перечня.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные акционерным обществом "А." требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 Налогового Кодекса Российской Федерации/.
Статьей 1.1 Закона Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от 25 ноября 2003 года N 98-Г налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, в пункт N которого включено нежилое здание с кадастровым номером N , в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N .
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Российской Федерации http://www.pravo.samregion.ru, 24 ноября 2016 года.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что собственником нежилого здания с кадастровым номером N площадью ***,** кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, и нежилого здания с кадастровым номером N площадью ***,** кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, является акционерное общество "А.".
По сведениям технического паспорта в нежилом здании с кадастровым номером N , именуемом вспомогательным помещением, все помещения имеют складское назначение.
По заявке Министерства имущественных отношений Самарской области государственное казенное учреждение Самарской области " <данные изъяты>" ДД.ММ.ГГ. произвело осмотр вышеуказанного объекта, в ходе которого установило, что в этом здании склады занимают площадь ***,* кв. м., цеха - ***,* кв. м, помещения для приема пищи и отдыха - ** кв. м., санузлы - **,* кв. м, тамбуры - **,* кв. м, теплоузел - *,* кв. м., пустующие помещения - ** кв. м., частично помещения N площадью ** кв. м. занимают офисы.
Из акта осмотра и приложенных к нему фотографий следует, что помещения N , обозначенные в акте осмотра как офисы, частично заняты складами. В силу изложенного они не могут отвечать критериям объектов делового, офисного, административного назначения.
Нежилое здание с кадастровым номером N по сведениям технического учета именуется складом, расположенные в нем помещения - нежилыми помещениями.
Из акта осмотра, выполненного Государственным казенным учреждением Самарской области " <данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГ., следует, что в нежилом здании с кадастровым номером N склады занимают площадь ***,* кв. м., помещение площадью ** кв. м является тамбуром.
Пункт 4 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28 декабря 2009 года N 381 определяет торговый объект как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Склады не обладают вышеперечисленными признаками, и в силу этого не могут быть отнесены к торговым объектам.
Административный ответчик вышеприведенные акты осмотра объектов недвижимости не оспорил и не предоставил суду доказательства, свидетельствующие о том, что спорные нежилые здания отвечают признакам объектов делового, административного, офисного или коммерческого назначения, или признакам торговых объектов.
Указанные нежилые здания располагаются на земельном участке с кадастровым номером N .
Вид разрешенного использования данного земельного участка: для дальнейшей эксплуатации зданий /зона Ц-2/ не предусматривает размещение на нем объектов делового, офисного, административного или торгового назначения.
Основным видом деятельности акционерного общества "А." является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорные нежилые здания не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в силу чего включение принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества в Перечень следует признать необоснованным.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования акционерного общества "А." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N площадью ***,** кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, и под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N площадью ***,** кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 7 ноября 2017 г. N 3а-884/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании