Решение Самарского областного суда от 7 февраля 2018 г. N 3а-20/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-20/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "К." об оспаривании приказа министерства имущественных отношений Самарской области, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "К." (далее ООО "К.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующими:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год",
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 г. N 3265 "О внесении изменений в приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что 14.07.2017 г. ООО "К." получено решение Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Самарской области от 04.07.2017 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - занижение налоговой базы, неуплата налога в установленный срок, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия). Решением Управления ФНС по Самарской области от 25.08.2017 г. апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения. Принимая указанные решения, налоговый орган основывался на применении оспариваемых нормативных правовых актов - приказов министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 и от 25.12.2015 г. N 3265. Однако, данные приказы, принятые министерством имущественных отношений Самарской области в пределах своей компетенции, в нарушение требований ст. 5 НК РФ, ст. 4 Закона Самарской области "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области" не были официально опубликованы, в связи с чем применению не подлежат. Перечень, который не утвержден и которому в установленном порядке не придан нормативный характер, является не чем иным, как просто списком объектов.
Административный истец полагает, что нарушение административным ответчиком процедуры опубликования приказов от 30.11.2015 г. N 3033 и от 25.12.2015 г. N 3265 не влечет правовых последствий в виде вступления данных приказов в законную силу, а, следовательно, повлекло за собой применение налоговым органом недействующих нормативных правовых актов, что недопустимо и нарушает права ООО "К.", как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "К." ФИО1 действующая на основании доверенности от 30.11.2017 г., административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2 действующая на основании доверенности от 26.12.2017 г., исковые требования не признала, ссылаясь на то, что оспариваемые приказы, которыми утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, принят министерством в пределах компетенции, в соответствующей форме, с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования. Полагает, что права административного истца не нарушены, поскольку обоснованность включения принадлежащих ООО "К." нежилых помещений в Перечень не оспаривается.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области ФИО3 действующая на основании доверенности от 11.09.2017, возражала против удовлетворения административного иска, поддержав позицию административного ответчика.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора А.О.А., полагавшей, что административное исковое заявление ООО "К." удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что ООО "К." на праве собственности принадлежат объекты капитального строительства - нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, расположенные по адресу: <адрес> что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 23.11.2017 г.
В силу положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и закона Самарской области от 25.11.2003 года N 98 "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" (в ред. от 11.04.2016 г. N 41-ГД) административный истец является плательщиком регионального налога на имущество организаций.
Министерством имущественных отношений Самарской области принят нормативный правовой акт - приказ N 3033 от 30.11.2015 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год.
Приказом министерства имущественных отношений N 3265 от 25.12.2015 г. в приказ N 3033 от 30.11.2015 г. внесены изменения, согласно которым министерство дополнило Перечень (приложение к приказу), включив в него не выявленные ранее объекты, в том числе под пунктами N 18954, 18965, принадлежащие ООО "К." нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N.
Административный истец полагает, что нарушена процедура принятия названных нормативных правовых актов, поскольку в нарушении требований ст. 5 НК РФ, ст. 4 Закона Самарской области от 10.05.1995 г. N 3-ГД "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области", они не были официально опубликованы, а, следовательно, не подлежат применению.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Согласно положениям пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органов субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033, от 25.12.2015 г. N 3265 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, что явилось основанием для направления в адрес ООО "К." налоговым органом требования об уплате налога на имущество организаций за период 2016 года, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих обществу нежилых помещений, включенных в Перечень, суд полагает, что указанными нормативными правовыми актами затрагиваются права и обязанности административного истца, поэтому Общество вправе обращаться в суд с требованием о признании их недействующими.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2014 г. законами субъектов Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ.
Статьей 1 закона Самарской области от 23.11.2015 N 116-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" в закон Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" внесены изменения, согласно которым данный закон дополнен статьей 1.1, устанавливающей с 2016 года на территории Самарской области исчисление налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов, указанных в пунктах 1-4 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно ст. 2 закона N 116-ГД он вступает в силу с 01.01.2016 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Закон N 116-ГД был официально опубликован в печатном издании "Волжская коммуна", N 307 (29506) 24.11.2015 и на официальном интернет-портале правовой информации http:www.pravo.gov.ru, 24.11.2015.
С учетом изложенного, в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ, закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий налог на имущество организаций, вступил в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, то есть с 01.01.2016 года.
К недвижимому имуществу налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость, подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ отнесены:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, части 2 ст. 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) нормативные правовые акты в форме приказов по вопросам, входящим в их компетенцию.
Таким образом, с учетом приведенных положений действующего законодательства, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в пределах компетенции и в предусмотренной форме.
Доводы административного истца о том, что оспариваемый приказ не соответствует требованиям законодательства ввиду нарушения порядка его опубликования (не опубликования в установленных Законом Самарской области N 3-ГД от 10.05.1995 г. средствах массовой информации), суд считает необоснованными.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 и приказ от 25.12.2015 года N 3265, дополнивший Перечень, опубликованы в день их принятия на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе "Законодательные инициативы" раздела "Законодательство", что в полной мере соответствует требованиям о порядке и сроках опубликования, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ.
Опубликование приказов на официальном портале Министерства имущественных отношений Самарской области в сети Интернет в день принятия, как и обоснованность включения принадлежащих ООО "К." объектов капитального строительства в Перечень, административным истцом не оспаривается.
При этом суд учитывает, что пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации не предусмотрено опубликование Перечня в общем (самостоятельном) порядке, а установлена обязанность его размещения на официальном сайте уполномоченного органа в определенный этой статьей срок. Данное требование министерством выполнено.
В связи с этим, ссылки административного истца на положения Закона Самарской области N 3-ГД от 10.05.1995 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области" не могут быть учтены, поскольку для официального опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, перечисленного в ст. 378.2 НК РФ, законодательством установлены специальные требования.
Доводы административного истца о том, что пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрен порядок опубликования Перечня, а не приказа, суд считает несостоятельными, поскольку приказ и Перечень, являются единым нормативным правовым актом и в полном объеме опубликованы на официальном портале Министерства имущественных отношений Самарской области. Само по себе содержание текста оспариваемых приказов, каких либо прав, свобод и законных интересов административного истца не затрагивает.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы официально опубликованы в соответствии с установленным законом порядком.
Указанный способ опубликования приказов позволил в полной мере обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает данный нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В соответствии со статьей 9 Закона Самарской области N 3-ГД от 10.05.1995 г. (в редакции закона от 03.10.2014 г.), законы и другие нормативные правовые акты вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или другими нормативными правовыми актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Принимая во внимание, что приказ N 3265 от 25.12.2015 г. является нормативным правовым актом о внесении изменений в ранее принятый министерством приказ N 3033 от 30.11.2015 г., утвердивший Перечень, пунктом 3 которого предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования и данное положение не изменено, в том же порядке вступил в силу и приказ N 3265.
Суд также полагает ошибочными, основанными на неправильном толковании закона, доводы ООО "К." о необходимости применения к оспариваемым нормативным правовым актам правил введения в действие, установленных статьей 5 НК РФ.
Пункт 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с данным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Вместе с тем, по смыслу пунктов 2, 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимости определятся в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.
Названный перечень утверждается приказом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который не содержит в себе признаки нормативного правового акта в области налогового законодательства в смысле, придаваемом ему в статьях 1-3 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенных законоположений, суд приходит к выводу о том, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом.
В этой связи не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о нарушении процедуры введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов со ссылкой на положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемые приказы не регулируют вид общественных отношений, к которым применяются установленные названной правовой нормой правила введения в действие нормативного правового акта.
При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для признания оспариваемых приказов недействующими, как противоречащих федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, исходя из фактических обстоятельств дела, названные приказы не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных ООО "К." административных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 208, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "К." - отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 7 февраля 2018 г. N 3а-20/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве