Решение Самарского областного суда от 3 мая 2018 г. N 3а-932/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-932/2018 по административному исковому заявлению Ч.Л.В. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года N 3258, в части включения нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия, с участием прокурора В.С.Ш., Ч.Л.В., представителя Ч.Л.В. по доверенности Б.Е.В., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., представителя Государственного казённого учреждения Самарской области "Р." З.Н.А., установил:
Ч.Л.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года N 3258, в части включения нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Требования обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности здание с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание не является торговым объектом, объектом общественного питания или бытового обслуживания. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании Ч.Л.В. и её представитель Б.Е.В. поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В. заявленные требования не признала и указала, что указанный объект недвижимости включен в Перечень как торговый объект. Поскольку по сведениям, полученным в ходе осмотра в 2017 году, торговых помещений в здании не установлено, указанный объект был исключен из Перечней на 2016 и 2017 годы. Оснований для исключения объекта из Перечня на 2015 год у Министерства не имеется, поскольку осмотр объекта на момент его включения в Перечень на 2015 год не производился.
Представитель Государственного казённого учреждения Самарской области "Р." З.Н.А. пояснила, что ГКУ Самарской области "Р." осмотрело спорный объект недвижимости, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в нем не установило.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с частью 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года N 3258 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год /далее Перечень/.
В пункт N указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 28.11.2014, в газете "Волжская коммуна", N 316 (29168), 02.12.2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Ч.Л.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 837,0 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
В техническом паспорте содержатся сведения о том, что в спорном объекте недвижимости располагаются подсобные, складские помещения, коридоры, санузлы, теплоузел, гаражи. В нём также расположено торговое помещение площадью 40,9 кв. м. и кабинет площадью 19,9 кв. м.
Указанные помещения от общей площади здания составляют 7,2%, что не позволяло министерству прийти к выводу о том, что более 20% помещений в указанном здании предназначены для офисного, делового, коммерческого назначения или в качестве объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
Указанное нежилое здание не эксплуатируется, является пустующим, что подтверждается актом ежегодного осмотра помещения от 2 февраля 2015 года, составленным обществом с ограниченной ответственностью ЧОП " <данные изъяты>", с которым Ч.Л.В. заключила договор об охране объекта.
Земельный участок с кадастровым номером N , на котором расположено указанное здание, имеет разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации зданий под склад, для оптовой торговли, которое не предполагает однозначного использования в целях размещения объектов делового, административного, коммерческого назначения или объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
На момент утверждения Перечня мероприятия по определению фактического использования указанного здания не проводились, акт обследования данного здания составлен Государственным казенным учреждением Самарской области "Р." 28 декабря 2017 года. Согласно акту осмотра в здании с кадастровым номером N располагаются помещения для размещения предметов мебели, бытового мусора, стройматериалов, комнаты отдыха, раздевалка, санузлы, коридор, тамбур. Также имеются пустые помещения площадью 364,3 кв. м. Помещений, используемых под объекты делового, коммерческого назначения или под торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания, не выявлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанное здание не соответствует критерию административно-делового или торгового центра по смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года N 3258, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2015 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Ч.Л.В. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2015 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года N 3258, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 3 мая 2018 г. N 3а-932/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании