Решение Самарского областного суда от 14 августа 2018 г. N 3а-1237/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1237/2018 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Самарской области о признании недействующим Административного регламента "Предоставление пособия на погребение граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы", утверждённого приказом министерства социально-демографического развития Самарской области от 9 августа 2012 года N 262 в редакции приказа министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 5 октября 2017 года N 500, в части, с участием прокурора Г.Е.С., представителя Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Ж.А.Н., представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области С.А.Н., представителя Министерства управления финансами Самарской области И.В.Ю., представителя Администрации Губернатора Самарской области С.А.А., установил:
заместитель прокурора Самарской области обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать недействующими пункты 1.14, 2.25 Административного регламента "Предоставление пособия на погребение граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы", утверждённого приказом министерства социально-демографического развития Самарской области от 9 августа 2012 года N 262 в редакции приказа министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 5 октября 2017 года N 500, в части не включения в полном объёме обязательных требований к обеспечению условий доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг, абзац 2 пункта 2.2 в части слов "уполномоченными органами в части назначения (отказа в назначении) пособия", абзац 2 пункта 2.6 в части слов "срок принятия уполномоченным органом решения о назначении пособия", абзац 4 пункта 2.6 в части слов "срок принятия уполномоченным органом решения об отказе в назначении пособия составляет 5 дней со дня регистрации запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги", пункты 3.26, 3.37, со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования обоснованы тем, что пункты 1.14 и 2.25 не содержат в полном объеме требований к обеспечению условий доступности инвалидов, не позволяют инвалидам беспрепятственно получать информацию о государственной услуге и противоречат требованиям пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и абзаца 17 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, пункту 12 статьи 14 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27 июля 2010 года N 210, пункту 2 части 4 статьи 26 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ. В абзаце 2 пункта 2.2, абзацах 2, 4 пункта 2.26, пунктах 3.26, 3.37 на государственные казенные учреждения возложены полномочия по принятию решений (отказе в принятии решений) по предоставлению пособия, тогда как такие решения должны приниматься самим министерством.
В судебном заседании прокурор Г.Е.С. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении с учетом уточнения.
Представитель министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Ж.А.Н. требования прокурора не признал, свою позицию изложил в письменных возражениях.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области С.А.Н. поддержал заявленные прокурором требования.
Представитель Министерства управления финансами Самарской области И.В.Ю., представитель Администрации Губернатора Самарской области С.А.А. заявленные требования не признали, представили возражения относительно заявленных требований.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные заместителем прокурора Самарской области требования подлежащими частичному удовлетворению.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства социально-демографического развития Самарской области от 9 августа 2012 года N 262 утверждён Административный регламент "Предоставление пособия на погребение граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы".
Указанный приказ был официально опубликован в издании "Волжская коммуна" N 298 (28226) 18 августа 2012 года.
В Административный регламент внесены изменения приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 5 октября 2017 года N 500, опубликованным в издании "Волжская коммуна" N 269 (30164) 18 октября 2017 года.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Региональные нормативные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Пунктом 12 статьи 14 Федерального закона N 210 предусмотрены требования к помещениям, в которых предоставляются государственные или муниципальные услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Согласно положениям пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации " от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В силу пункта 2 части 4 статьи 26 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ требования к обеспечению условий доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг включаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в административные регламенты предоставления указанными органами государственных или муниципальных услуг в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего федерального закона.
Абзацы 1 и 3 пункта 1.1 Административного регламента, указывающие на то, что прием граждан осуществляется в предназначенных для этих целей помещениях, залах обслуживания, включающих места для ожидания, информирования и приема заявителей, и что у входа в каждое из помещений размещается табличка с наименованием помещений, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Абзацем 2 пункта 1.14 оспариваемого регламента предусмотрено, что требования к обеспечению условий доступности для инвалидов государственной услуги обеспечиваются в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставленных услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Указанная бланкетная норма не содержит полной информации, которая должна содержаться в Административном регламенте в соответствии с требованиями Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем ущемляет права инвалидов на беспрепятственное получение информации о государственной услуге, не соответствует государственной политике, направленной на обеспечение условий доступности для инвалидов государственных услуг, и противоречит пунктам 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ, пункту 2 части 4 статьи 26 Федерального закона N 419-ФЗ.
В связи с этим абзац 2 пункта 1.14 Административного регламента в части не включения в него в полном объёме требований к обеспечению условий доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно пункту 1.1 регламента государственная услуга "Предоставление пособия на погребение граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" предоставляется населению министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство) и государственными казенными учреждениями социальной защиты населения, подведомственными министерству (далее - уполномоченные органы).
В абзаце 2 пункта 2.2 предусмотрено, что предоставление государственной услуги осуществляется уполномоченными органами - в части приема документов у заявителей, а также назначения (отказа в назначении) пособия и уведомления получателя государственной услуги о принятом решении; в абзаце 2 пункта 2.6 указано, что срок принятия уполномоченным органом решения о назначении пособия составляет 5 рабочих дней со дня регистрации запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами; абзацем 4 пункта 2.6 предусмотрено, что срок принятия уполномоченным органом решения об отказе в назначении пособия составляет 5 рабочих дней со дня регистрации запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги; пунктом 3.26 предусмотрено, что решение о назначении пособия и уведомление подписывается руководителем уполномоченного органа (уполномоченным лицом) после проверки документов, проекта решения о назначении пособия и проекты уведомления о назначении пособия должностным лицом, осуществляющим функцию текущего контроля. Решение о назначении пособия заверяется печатью уполномоченного органа; пунктом 3.37 предусмотрено, что руководитель уполномоченного органа (уполномоченное лицо) подписывает проект решения об отказе в назначении пособия и проект уведомления. Решение об отказе в назначении пособия заверяется печатью уполномоченного органа. Максимальный срок выполнения действия составляет 1 день.
Таким образом, министерство передало подведомственным ему уполномоченным органам собственные полномочия по назначению и выплате пособия на погребение.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочии органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий переданных федеральными органами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Частью 2 статьи 6 вышеуказанного закона предусмотрены обязанности подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, к которым, в частности, относится предоставление документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Из системного анализа действующего законодательства следует, что в качестве критерия отнесения полномочия к государственным услугам осуществление его исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Вопреки доводам административного ответчика подведомственные учреждения и иные организации могут привлекаться для выполнения отдельных административных процедур, в то время как решение о предоставлении государственной услуги должно осуществляться должностным лицом соответствующего органа государственной власти (органа местного самоуправления).
С учетом того, что действующее законодательство не предполагает принятие решения о совершении юридически значимых действий в отношении физических и (или) юридических лиц организациями, в том числе подведомственными исполнительным органам государственной власти (органам местного самоуправления), абзац 2 пункта 2.2 в части слов "уполномоченными органами в части назначения (отказа в назначении) пособия", абзац 2 пункта 2.6 в части слов "срок принятия уполномоченным органом решения о назначении пособия", абзац 4 пункта 2.6 в части слов "срок принятия уполномоченным органом решения об отказе в назначении пособия составляет 5 дней со дня регистрации запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги", пункты 3.26, 3.37 следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы административного ответчика о том, что министерство не передавало своих полномочий государственным казенным учреждения, поскольку оно осуществляет организацию назначения и выплаты пособий, не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемыми пунктами регламента предусмотрено принятие уполномоченными органами решений о назначении или об отказе в назначении пособия.
Доводы административного ответчика о том, что прокурор не указал, чьи права и законные интересы нарушены, суд считает несостоятельными, поскольку пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" от 29 ноября 2007 года N 48 предусмотрено, что при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Требование заместителя прокурора Самарской области о признании недействующим пункта 2.25 Административного регламента не подлежит удовлетворению, поскольку не установлено его противоречия требованиям действующего законодательства.
Данным пунктом предусмотрено, что прием заявителей осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях и залах обслуживания (присутственных местах). Присутственные места размещаются в зданиях министерства и уполномоченных органов и включают места для информирования, ожидания и приема заявителей. Помещения министерства и уполномоченных органов должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, введённым в действие постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", а также Порядку обеспечения доступности. Присутственные места министерства и уполномоченных органов оборудуются: противопожарной системой и средствами пожаротушения, системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, системой охраны. Вход и выход из помещений оборудуются соответствующими указателями с автономными источниками бесперебойного питания.
Доводы прокурора о том, что указанная норма не полностью воспроизводит требования к обеспечению условий доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг, являются несостоятельными. Указанный пункт Административного регламента содержит общие положения о помещениях, подробные требования к помещениям изложены в пунктах 2.26, 2.27, 2.28, 2.29 Административного регламента.
Содержащаяся в пункте 2.25 норма отсылает к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, не имеющим отношения к условиям обеспечения доступности инвалидов, поскольку в них предусматриваются гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования заместителя прокурора Самарской области удовлетворить частично.
Признать недействующим абзац 2 пункта 1.14 Административного регламента "Предоставление пособия на погребение граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы", утверждённого приказом министерства социально-демографического развития Самарской области от 9 августа 2012 года N 262 в редакции приказа министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 5 октября 2017 года N 500, в части не включения в него в полном объёме требований к обеспечению условий доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг, с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать недействующим Административный регламент "Предоставление пособия на погребение граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы", утверждённый приказом министерства социально-демографического развития Самарской области от 9 августа 2012 года N 262 в редакции приказа министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 5 октября 2017 года N 500, в части абзаца 2 пункта 2.2 в части слов "уполномоченными органами в части назначения (отказа в назначении) пособия", абзац 2 пункта 2.6 в части слов "срок принятия уполномоченным органом решения о назначении пособия", абзац 4 пункта 2.6 в части слов "срок принятия уполномоченным органом решения об отказе в назначении пособия составляет 5 дней со дня регистрации запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги", пункты 3.26, 3.37, со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Опубликовать сообщение о принятии решения суда в издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 14 августа 2018 г. N 3а-1237/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании