Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Самарской области
от 29.11.2018 N 709
2. Долгосрочные приоритеты региональной политики в сфере реализации Государственной программы, цель и задачи Государственной программы, планируемые результаты реализации Государственной программы
Выбор долгосрочных приоритетов Государственной программы определен статьей 42 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Законом Российской Федерации "О недрах", федеральными законами "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях", Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012, Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", законами Самарской области "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области", "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды", Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441, Концепцией экологического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 14.10.2011 N 326.
Долгосрочные приоритеты региональной политики в сфере охраны окружающей среды определяют необходимость комплексного решения задач, направленных на повышение уровня экологической безопасности граждан и сохранение природных систем.
Исходя из стратегических приоритетов региональной политики, целью Государственной программы является создание условий для улучшения экологической ситуации на территории Самарской области.
На I этапе реализации Государственной программы предусмотрено решение следующих задач.
Задача 1. Формирование информационной среды в сфере обращения с отходами производства и потребления и использования вторичных ресурсов на территории Самарской области.
В рамках решения указанной задачи Государственной программой предусмотрена реализация ряда мероприятий, направленных на создание и поддержку единой информационной среды в сфере обращения с отходами производства и потребления и использования вторичных ресурсов.
В целях совершенствования единой государственной политики в области управления отходами производства и потребления, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех заинтересованных лиц полной и достоверной информацией об отходах производства и потребления, объектах их размещения, технологиях их использования и обезвреживания разработан Порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 10.11.2010 N 591.
Важной составляющей региональной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления является возможность анализа и обработки данных регионального кадастра отходов производства и потребления для дальнейшего принятия решений, а также для исключения рисков, связанных с принятием необоснованных решений, корректировки тактики и стратегии поведения в условиях быстро меняющейся ситуации. Данная работа будет проводиться в рамках мероприятия по проектированию и сопровождению информационно-аналитической системы поддержки принятия решений на основе регионального кадастра отходов.
Информационное сопровождение процессов обращения с отходами является обязательным элементом внедрения комплексной системы управления отходами производства и потребления. Создание единой информационной среды способствует внедрению передовых технологий и развитию сферы обращения с отходами в регионе.
Для повышения качества, сокращения сроков подготовки и реализации проектных решений в области переработки отходов необходимо наполнение разработанной министерством электронной базы данных информацией о наиболее эффективных разработках и проектах в области управления отходами, включая публикации в научных и научно-практических изданиях, патенты, реализованные проекты.
Целям актуализации информирования и динамики развития системы рынка обращения с отходами производства и потребления, использования вторичных ресурсов на территории Самарской области, а также развития экологической культуры и кругозора населения области в сфере обращения с отходами производства и потребления служит разработанный министерством интернет-портал "Вторичные ресурсы Самарской области", размещенный в сети Интернет по адресу www.vtorres.samregion.ru.
Проведение заседаний круглых столов, семинаров-совещаний с участием бизнес-сообщества будет способствовать вовлечению субъектов предпринимательства в деятельность по обращению с отходами и использованию вторичных ресурсов на территории Самарской области и, как следствие, более активному включению бизнес-сообщества в процесс формирования кластера использования вторичных ресурсов Самарской области.
Реализация вышеуказанных мероприятий позволит создать актуальную информационную среду в сфере обращения с отходами, доступную всем заинтересованным лицам, а также будет способствовать повышению эффективности взаимодействия органов власти и субъектов обращения с отходами в целях рационального использования ресурсного потенциала отходов и снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду.
Привлечение общественности к решению проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления будет способствовать популяризации идеи и содержания региональной экологической политики в этой сфере, пониманию и сознательной поддержке населением природоохранной деятельности Правительства Самарской области, органов местного самоуправления в Самарской области.
Задача 2. Улучшение санитарного и экологического состояния территории муниципальных образований Самарской области.
В рамках I этапа реализации Государственной программы планируется продолжить работы по корректировке проектной, сметной документации и ликвидации массивов существующих объектов размещения отходов, в том числе реконструкции их элементов, для муниципальных образований Самарской области, начатые в 2013 году в рамках областной целевой программы "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области" на 2010-2012 годы и на период до 2020 года.
В результате реализации мероприятия в рамках I этапа Государственной программы планируется ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в селе Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области площадью 2,3 га.
Кроме того, в целях ликвидации накопленного экологического ущерба планируется в 2020 году начать работы по рекультивации участка несанкционированного размещения спиртовой барды - крупнотоннажного отхода производственной деятельности Рождественского спиртзавода, находящегося на территории национального парка "Самарская Лука" в границах сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области. Органический отход и продукты его биоразложения обладают характерным кислотно-тошнотворным запахом, который может распространиться не только на территории сельского поселения Рождествено, но и на территории Самарского, Ленинского, Октябрьского, Промышленного и Красноглинского районов городского округа Самара.
По данным лабораторных исследований, отход, в том числе его легколетучие компоненты, обладает высокой токсичностью и создает существенный риск угрозы здоровью населения Самарской области. Ситуация значительно ухудшается в летний период при повышении температуры атмосферного воздуха. Площадь участка с нарушенными землями, включающими фрагменты почвенного покрова различной степени деградации, составляет 40,88 га.
Кроме того, запланировано в 2020 году начать работы по разработке проектной, сметной документации на ликвидацию и рекультивацию массивов существующих объектов размещения отходов для муниципальных образований Самарской области.
Также на период 2017-2020 годов запланировано выполнение работ по инвентаризации объема выбросов парниковых газов на территории Самарской области, в том числе по определению объема антропогенных выбросов парниковых газов в количественном выражении только по тем видам деятельности на территории Самарской области, которые вносят наибольший вклад в совокупный выброс, осуществляемый большинством субъектов Российской Федерации. В результате выполнения данных работ ежегодно будет формироваться региональный кадастр выбросов и поглощений парниковых газов, необходимый для последующего выполнения мероприятий по сокращению парниковых газов.
Реализация указанных мероприятий позволит добиться улучшения санитарного и экологического состояния территорий муниципальных образований Самарской области, что является одним из основных факторов обеспечения экологической безопасности проживания населения на территории региона.
Задача 3. Сохранение и восстановление биоразнообразия растительности и животного мира на территории Самарской области, обеспечение развития ООПТ регионального значения.
Действующим законодательством Российской Федерации определены полномочия субъектов Российской Федерации по государственному управлению в области организации и функционирования ООПТ регионального значения, разработке порядка их образования, ведению кадастра ООПТ регионального и местного значения, созданию охранных зон ООПТ регионального значения, ведению Красной книги субъекта Российской Федерации.
В целях реализации указанных полномочий, исполнения поручения Президента Российской Федерации от 20.08.2012 N ПР-2217 в части установления границ ООПТ, а также соблюдения правового режима земель на этих территориях в субъектах Российской Федерации в рамках решения данной задачи Государственной программой предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям деятельности:
совершенствование системы ООПТ Самарской области, обеспечение режима охраны и функционирования ООПТ регионального значения, создание охранных зон ООПТ регионального значения;
сохранение и восстановление численности редких, исчезающих, экологически значимых видов растений и животных.
Наиболее значимыми мероприятиями в рамках решения поставленной задачи являются:
проведение мониторинга ООПТ регионального значения;
обеспечение режима охраны и функционирования ООПТ регионального значения;
обеспечение и координация работ по ведению государственного кадастра ООПТ регионального и местного значения, в том числе формирование и издание материалов кадастра;
обеспечение ведения Красной книги Самарской области;
создание охранных зон ООПТ регионального значения, установление их границ, определение режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.
Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить функционирование системы ООПТ Самарской области. В границах данных территорий будет действовать оптимальный режим природопользования, гарантирующий долговременное сохранение биоразнообразия растительности, животного мира и рациональное использование природных ресурсов.
Все основные типы природных сообществ, таксонов растительности и животного мира, расположенных в границах Самарской области, будут защищены ООПТ регионального значения. Данные ООПТ обеспечивают сохранение рекреационного потенциала Самарской области, оптимизацию использования природных ресурсов.
Задача 4. Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области.
В рамках решения данной задачи предусмотрены мероприятия, направленные на повышение информированности и фактической экологически ориентированной активности населения.
Во исполнение требований Закона Самарской области "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области", направленных на осуществление уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области экологической паспортизации в целях обеспечения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды Самарской области и принятия экологически ориентированных решений при реализации полномочий в сфере охраны окружающей среды и природопользования, необходимо сформировать и разместить на сайте Правительства Самарской области экологический паспорт Самарской области.
Статьей 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится участие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Во исполнение требований Федерального закона необходимо обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления информацией по материалам наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в Самарской области.
В целях обеспечения радиационной безопасности населения Самарской области необходимо ежегодно проводить радиационное обследование территории общего пользования и объектов социальной сферы и на основании Порядка разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.97 N 93, ежегодно формировать в установленном порядке радиационно-гигиенический паспорт Самарской области.
Во исполнение пункта 18 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 06.12.2010 N Пр-3534 необходимо ежегодно в срок до 1 июля осуществлять подготовку и издание доклада об экологической ситуации в Самарской области.
Кроме того, в целях формирования экологической культуры населения Самарской области запланировано ежеквартальное издание региональной экологической газеты "Живая вода".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.96 N 686 "О проведении Дней защиты от экологической опасности" в целях поддержки общественного движения за экологическое возрождение России, укрепления взаимодействия государственных органов и общественных объединений при проведении эффективной экологической политики планируется ежегодно в период с 15 апреля по 1 ноября осуществлять организацию и проведение дней защиты от экологической опасности на территории Самарской области.
Основным социальным результатом решения данной задачи будет повышение уровня экологического воспитания и просвещения населения Самарской области, воспитание личностной экологической ответственности, активной жизненной позиции граждан в вопросах защиты природных богатств региона и увеличение количества участников экологических акций и мероприятий.
Наряду с этим обеспечение населения достоверной и полной информацией о всех экологических проблемах и способах их решения будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе.
Воспитание экологически грамотных людей станет залогом устойчивого развития Самарской области.
Задача 5. Развитие и рациональное использование минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых в Самарской области.
Поставленная задача в части недропользования является составной частью комплекса задач по социально-экономическому развитию Самарской области, природопользованию и охране окружающей среды и ориентирована на рост благосостояния ее населения посредством обеспечения устойчивого экономического роста и создания потенциала для будущего развития отраслей, производящих и потребляющих строительное сырье.
В современных экономических условиях для промышленного развития Самарской области в целом и отдельных ее районов все большее значение приобретает местная минерально-сырьевая база.
Реализация мероприятий в сфере недропользования позволит решить четыре основные проблемы, связанные с рациональным пользованием недр.
Проблема 1. Отсутствие сведений о масштабах минерально-сырьевого потенциала общераспространенных полезных ископаемых, о разнообразии формирующих его полезных ископаемых, размещении их в недрах частично решается посредством реализации мероприятия "Организация работ по инвентаризации участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, и переоценке запасов общераспространенных полезных ископаемых с целью списания месторождений, стоящих на балансе". В результате его выполнения в 2014 году проведена ревизия 7 месторождений общераспространенных полезных ископаемых с целью списания и переоценки запасов общераспространенных полезных ископаемых, учтенных Территориальным балансом запасов месторождений общераспространенных полезных ископаемых Самарской области.
Вместе с тем в нераспределенном фонде недр учтен ряд месторождений, разведанных в 50, 60, 70-е годы прошлого века. В связи с этим необходимо актуализировать сведения о границах, степени отработки и застройки территории того или иного месторождения, о наличии коммуникаций в его границах. Данные работы планируется выполнить в 2019, 2020 годах в рамках реализации мероприятия "Организация работ по инвентаризации участков недр, содержащих наиболее востребованные виды общераспространенных полезных ископаемых, и переоценке запасов с целью актуализации сведений Территориального баланса запасов месторождений общераспространенных полезных ископаемых Самарской области". В рамках выполнения мероприятия запланировано провести ревизию 7 месторождений карбонатных пород и строительного песка нераспределенного фонда недр с целью корректировки и пополнения сведений Территориального баланса запасов месторождений общераспространенных полезных ископаемых Самарской области.
Кроме того, в рамках выполнения данного мероприятия планируется проведение работ по подготовке предварительно разведанных 10 участков недр, расположенных вблизи автомобильных дорог, и выявлению участков недр с оцененными запасами наиболее востребованных общераспространенных полезных ископаемых (песка строительного и карбонатных пород), изученных в рамках ранее проведенных геологоразведочных работ, но не прошедших экспертизу запасов по разным причинам, не учтенных Территориальным балансом запасов месторождений общераспространенных полезных ископаемых Самарской области.
По результатам изучения фондовых материалов, рекогносцировочного обследования, доразведки на некоторых участках запланировано представить на государственную экспертизу и учесть Территориальным балансом запасов месторождений общераспространенных полезных ископаемых Самарской области материалы по подсчету запасов общераспространенных полезных ископаемых не менее чем по 5 участкам недр.
Корректировка государственного баланса общераспространенных полезных ископаемых Самарской области невозможна без отвечающей современным требованиям геолого-картографической основы по ряду перспективных районов Самарской области, отсутствие которой сдерживает проведение опережающих прогнозных исследований. В настоящее время оцифрованные карты геологического содержания составлены по 23 муниципальным районам. Необходимо создать карты по муниципальным районам Большеглушицкий, Большечерниговский, Пестравский и Хворостянский Самарской области, на территориях которых имеются сведения о месторождениях и проявлениях общераспространенных полезных ископаемых. Указанные работы будут осуществляться в 2019, 2020 годах в рамках мероприятия "Организация работ по созданию оцифрованных карт геологического содержания масштаба 1:100000 по муниципальным районам Большеглушицкий, Большечерниговский, Пестравский и Хворостянский Самарской области".
Таким образом, к концу 2020 года будут составлены оцифрованные карты геологического содержания по всем муниципальным районам Самарской области.
Проблема 2. Отсутствие эффективной геолого-экономической модели управления процессом освоения минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых в Самарской области не позволяет вести непрерывный сбор и обработку информации, постоянно ее поддерживать в актуальном состоянии. Такой подход необходим для анализа областей дефицита сырья для строительной промышленности, а также проверки выполнения лицензионных соглашений.
В соответствии с рекомендациями круглого стола Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии от 15.02.2010 инновационный путь развития геолого-разведочной и горнодобывающей отраслей экономики предусматривает широкое использование современных компьютеризированных систем сбора, обработки, оперативной передачи геологических данных.
Выполнить указанные рекомендации в сфере управления процессом освоения минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых возможно посредством:
ведения актуального информационного ресурса по объектам общераспространенных полезных ископаемых и наблюдения за происходящими изменениями в динамике;
осуществления контроля достоверности границ лицензионных участков, выявления несоответствий между лицензионными координатами и реальным местоположением горных отводов на местности;
выявления нарушений эксплуатации месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
регистрации несанкционированной добычи полезных ископаемых. Помимо этого, указанная проблема решается посредством реализации следующих мероприятий:
организация работ по созданию и сопровождению актуального каталога и карты недропользования всех объектов общераспространенных полезных ископаемых на базе геоинформационной системы ИН-ГЕО;
организация и проведение работ по рациональному использованию недр, включающему в себя подготовку пакетов геологической информации и геолого-экономическую оценку участков недр.
Проблема 3. Сырьевой комплекс общераспространенных полезных ископаемых является важнейшим компонентом ресурсного потенциала Самарской области. Современная ресурсная база не позволяет обеспечить недропользователей участками недр с локализованными и оцененными прогнозными ресурсами общераспространенных полезных ископаемых, перспективными для постановки поисково-разведочных работ и получения прироста запасов.
Особенностью современного развития минерально-сырьевой базы Самарской области является то, что добыча большинства видов общераспространенных полезных ископаемых главным образом обеспечивается ранее созданным заделом разведанных геологических запасов.
Не последнюю роль в сокращении запасов общераспространенных полезных ископаемых сыграла несанкционированная добыча отдельных видов полезных ископаемых (например, Борское месторождение строительного песка).
Для эффективного использования недр необходимо обеспечить сбалансированность соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых.
Проведение программных мероприятий "Организация работ по оценке прогнозных ресурсов кирпичного сырья по категории Р1 на перспективных участках муниципальных районов Волжский, Кошкинский и Ставропольский", "Организация работ по оценке прогнозных ресурсов песков строительных по категории Р1 на перспективных участках муниципальных районов Елховский, Кошкинский, Кинельский, Челно-Вершинский и Ставропольский", "Организация работ по оценке прогнозных ресурсов гипса строительного по категории Р1 на перспективном участке муниципального района Сергиевский", "Организация работ по оценке прогнозных ресурсов карбонатных пород по категории Р1 на перспективных участках муниципальных районов Исаклинский и Сергиевский", направленных на решение вышеуказанной проблемы, предполагается на наиболее крупных участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые.
Наиболее востребованными видами общераспространенных полезных ископаемых являются пески строительные и карбонатные породы на строительный камень. Для повышения уровня обеспеченности Самарской области указанными видами полезных ископаемых, а также для увеличения количества участков нераспределенного фонда недр, планируемых к предоставлению в пользование, предполагается получить прирост карбонатных пород и песка не менее чем на 5 участках недр.
Проблема 4. Отсутствие регулярных наблюдений и невозможность прогнозировать развитие опасных экзогенных процессов не позволят обеспечить безопасность населения и окружающей природной среды.
Указанная проблема решается в рамках проведения мероприятия "Развитие системы мониторинга опасных экзогенных геологических процессов в Самарской области".
При постоянном росте хозяйственной деятельности населения и развитии промышленных объектов непрерывно возрастает нагрузка на геологическую среду, что неизбежно приводит к активизации таких опасных экзогенных геологических процессов, как оползни и карст.
Объектами мониторинга выбраны участки локализации указанных процессов, где их развитие может негативно сказаться на комфортности проживания и безопасности граждан.
На территории Самарской области наиболее широко карстовые процессы распространены в муниципальных районах Сызранский, Сергиевский, Волжский и Кинельский и городских округах Сызрань, Самара, Октябрьск; оползневые процессы - в муниципальных районах Шигонский, Сызранский, Кошкинский, Богатовский, Волжский, Кинельский и городских округах Жигулевск и Самара.
Задача 6. Обеспечение деятельности по охране окружающей среды на территории Самарской области.
Включение в Государственную программу мероприятия по выделению субвенций органам местного самоуправления на реализацию отдельных государственных полномочий обусловлено необходимостью исполнения Закона Самарской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды" и направлено на создание эффективной системы экологического надзора за соблюдением природоохранного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду.
Включение в Государственную программу мероприятия по выполнению государственных работ в рамках государственного задания ГБУ СО "Природоохранный центр" обусловлено необходимостью повышения качества выполнения государственных работ в сфере охраны окружающей среды, уровня управления бюджетными ресурсами, выделяемыми на выполнение государственных работ, что возможно посредством перевода выполнения государственного задания на программно-целевую основу.
Выполнение работ в рамках государственного задания в сфере охраны окружающей среды, утверждаемого министерством, будет осуществляться с одновременным участием ГБУ СО "Природоохранный центр" в достижении значений тактических показателей (индикаторов) Государственной программы.
На II этапе реализации Государственной программы предусмотрено решение следующих задач.
Задача 1. Улучшение санитарного и экологического состояния территории муниципальных образований Самарской области
В рамках II этапа Государственной программы с учетом необходимости достижения целей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", планируется продолжить выполнение мероприятий, реализация которых позволит добиться существенного улучшения санитарного и экологического состояния территорий муниципальных образований Самарской области.
В 2021, 2022 годах планируется продолжить выполнение работ по корректировке проектной, сметной документации и ликвидации массивов существующих объектов размещения отходов, в том числе реконструкции их элементов, для муниципальных образований Самарской области, начатых в рамках I этапа реализации Государственной программы. В результате реализации мероприятия в рамках II этапа Государственной программы произойдет ликвидация полигона "Узюково", расположенного в городском округе Тольятти, площадью 32,7 га, а также несанкционированной свалки городского округа Жигулевск, расположенной на территории национального парка "Самарская Лука", площадью 6,8 га.
На период 2021-2024 годов запланировано продолжить выполнение работ по разработке проектной, сметной документации, а также производство работ по ликвидации и рекультивации массивов существующих объектов размещения отходов для муниципальных образований Самарской области (городских округов Тольятти, Октябрьск, Чапаевск, муниципальных районов Большеглушицкий, Большечерниговский, Волжский, Безенчукский, Красноармейский, Нефтегорский, Сергиевский, Челно-Вершинский). В результате выполнения данного мероприятия будут рекультивированы 18 несанкционированных объектов размещения отходов, расположенных в муниципальных образованиях Самарской области, общей площадью 113,3 га.
Кроме того, в целях ликвидации накопленного экологического ущерба на период 2022, 2023 годов запланировано продолжить выполнение работ по рекультивации участка несанкционированного размещения спиртовой барды - крупнотоннажного отхода производственной деятельности Рождественского спиртзавода, находящегося на территории национального парка "Самарская Лука" в границах сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области.
Задача 2. Участие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
С целью оценки состояния окружающей среды, своевременного выявления и прогноза развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, а также оперативного принятия мер запланировано выполнение мероприятия по лабораторному обеспечению государственного экологического надзора и мониторингу объектов окружающей среды.
Также в 2021-2030 годах с учетом необходимости решения стратегических задач запланировано продолжить выполнение начатых в 2017 году работ по инвентаризации объема выбросов парниковых газов на территории Самарской области и формированию регионального кадастра выбросов и поглощений парниковых газов.
Выполнение данных мероприятий позволит своевременно получать информацию об окружающей среде, ее изменении под воздействием природных и антропогенных факторов для принятия необходимых мер по предотвращению вредных воздействий, информационного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды.
Задача 3. Сохранение и восстановление биоразнообразия растительности и животного мира на территории Самарской области, обеспечение развития ООПТ регионального значения.
В целях реализации основных приоритетов по сохранению и восстановлению биоразнообразия растительности и животного мира, обеспечению развития ООПТ, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441, а также исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, определенных действующим законодательством Российской Федерации, планируется продолжить выполнение начатых на I этапе Государственной программы мероприятий, в том числе по следующим направлениям деятельности:
ведение Красной книги Самарской области;
сохранение и восстановление численности редких, исчезающих, экологически значимых видов растений и животных;
усиление государственного контроля за соблюдением режима особой охраны ООПТ (создание охранных зон на 215 ООПТ регионального значения к 2030 году);
обеспечение функционирования и развитие ООПТ в соответствии с их статусом (доведение площади ООПТ регионального значения до 100 тыс. гектаров к 2030 году);
ведение государственного кадастра ООПТ регионального и местного значения в целях учета и оценки их состояния, определения перспектив их развития, повышения эффективности функционирования и усиления государственного контроля за соблюдением режима особой охраны;
ведение экологического мониторинга состояния природных комплексов ООПТ.
Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить эффективное функционирование ООПТ регионального значения для сохранения в естественном состоянии ключевых экосистем, оперативное управление региональными системами ООПТ.
Задача 4. Формирование информационной среды, просвещение населения в сфере охраны окружающей среды на территории Самарской области.
В рамках решения данной задачи с учетом приоритетных направлений деятельности, установленных в документах стратегического планирования, предусмотрено продолжить реализацию мероприятий, направленных на просвещение населения в сфере охраны окружающей среды на территории Самарской области посредством:
размещения информации об экологической ситуации и природоохранной деятельности в Самарской области на сайте министерства;
издания региональной экологической газеты "Живая вода".
В рамках II этапа Государственной программы также будет продолжена реализация мероприятий по ежегодной актуализации экологического паспорта Самарской области, по подготовке ежегодного доклада об экологической ситуации в Самарской области, по наполнению актуальной информацией регионального кадастра отходов производства и потребления Самарской области и интернет-портала "Вторичные ресурсы Самарской области".
В целях обеспечения радиационной безопасности населения Самарской области продолжится ежегодное радиационное обследование территорий общего пользования и объектов социальной сферы и формирование на его основе радиационно-гигиенического паспорта Самарской области.
Кроме того, продолжатся работы по обеспечению органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией по материалам наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в Самарской области.
Для повышения оперативности и качества принимаемых управленческих решений необходимо наличие актуальной информации о границах ООПТ регионального значения и их охранных зон, в связи с чем в период 2021-2030 годов планируется выполнить работы по актуализации созданной информационной системы "ГИС-Природопользование".
Реализация вышеуказанных мероприятий позволит создать актуальную информационную среду, доступную всем заинтересованным лицам, будет способствовать повышению эффективности взаимодействия органов власти, а также позволит обеспечить население Самарской области достоверной и полной информацией по экологическим вопросам.
Задача 5. Формирование экологической культуры населения Самарской области.
В рамках решения данной задачи предусмотрено продолжить реализацию мероприятий, направленных на формирование экологической культуры населения Самарской области:
проведение конференций, семинаров, круглых столов по вопросам охраны окружающей среды;
организация и проведение региональных конкурсов экологической направленности;
организация месячников по очистке водоохранных зон водных объектов муниципальных образований Самарской области;
участие в организации проведения дней защиты от экологической опасности и других всероссийских акций на территории Самарской области.
В целях выполнения поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации по вопросу "Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений" об оказании поддержки волонтёрской деятельности и реализации других гражданских инициатив, направленных на решение экологических проблем регионов, в 2021-2030 годах планируется оказание грантовой поддержки волонтерской деятельности и гражданских инициатив, направленных на решение экологических проблем Самарской области.
Основными результатами реализации вышеуказанных мероприятий будут являться воспитание экологической ответственности граждан, повышение уровня экологической культуры населения Самарской области и увеличение количества участников экологических акций и мероприятий.
Задача 6. Государственное регулирование и обеспечение деятельности по охране окружающей среды на территории Самарской области.
В рамках решения данной задачи предусмотрено продолжить реализацию мероприятий, направленных на обеспечение деятельности по охране окружающей среды на территории Самарской области:
выделение субвенций органам местного самоуправления в Самарской области на реализацию отдельных государственных полномочий в соответствии с Законом Самарской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды";
осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с полномочиями, установленными Положением о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528;
выполнение работ в рамках государственного задания ГБУ СО "Природоохранный центр".
Реализация данных мероприятий позволит создать эффективную систему экологического надзора за соблюдением природоохранного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, повысить качество выполнения государственных работ в сфере охраны окружающей среды, уровень управления бюджетными ресурсами, выделяемыми на выполнение государственных работ.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 29 ноября 2018 г. N 709 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.